ОП 03 Основы материаловедения 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОП 03 Основы материаловедения

Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Код и наименование профессии /специальности:

29.01.07 Портной

Квалификация выпускника: Портной

очная

Форма обучения:

Курс:

2

Семестр:

3,4

2023 г.

Рабочая программа дисциплины ОП.ОЗ «Основы материаловедения» разработана на основе требо­
ваний:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо­
вания
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образо­
вания по профессии 29.01.07 «Портной», утверждённого приказом Минобразования науки России от
02. 08. 2013 № 770 (зарегистрированного в Минюсте России 20.08.2013 №29655);с учётом:
профиля получаемого образования;
рабочей программы;
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образо­
вательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образова­
ния с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны Департамен­
том государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобразования науки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобразования науки Рос­
сии от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дис­
циплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования ППКРС и разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023\2024 учебный
год.

2023г
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ю

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.ОЗ Основы материаловедения»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.ОЗ Основы материаловедения» является обязательной
частью общепрофессионального цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по профессии
29.01.07 Портной.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 05, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания.
Код
Дисциплинарные результаты
ОК, ПК
Умения
Знания
ОК 05
подбирать материалы по их
общая классификация материалов,
ОК 07
назначению и условиям
характерные свойства и области их
ПК 1.2
эксплуатации для выполнения работ
применения
ПК.3.3
применять материалы при
общие сведения о строении
выполнении работ
материалов
определять волокнистый состав
общие сведения, назначение, виды и
материалов и распознавать
свойства различных текстильных
текстильные пороки
материалов
физико-механические и
гигиенические свойства материалов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:

теоретическое обучение

14

практические занятия

20

Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация

2

1 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
1
Раздел 1. Общая классификация материалов
Содержание
Тема 1.1.
Классификация
1 .Натуральные волокна растительного происхождения.
волокнистых
2. Характеристика свойств хлопка и льна.
материалов
3. Натуральные волокна животного происхождения: шерсть, шелк.
4. Химические волокна: процесс производства.
5. Искусственные волокна: вискозное, ацетилцеллюлозное, ацетатное. Их применение,
свойства.
6. Синтетические волокна: полиамидное, полиэфирное, ПАН, ПВХ и др. Их
применение.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 1. Органолептические способы определенияволокнистого
состава текстильных материалов.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.2.
Классификация
текстильных
материалов.

Содержание
1 .Общие сведения о текстильных материалах и их классификация.
2.Материалы, применяемые в швейной промышленности
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Общие сведения о строении материалов
Тема 2.1. Сведения о
Содержание
технологии получения 1.Общие сведения о прядении. Виды текстильных нитей.
тканей и материалов
2.Основные процессы прядения.
3. Ткацкое производство. Основные этапы производства ткани.
4. Получение трикотажных материалов.
5.Отделка готовых тканей и материалов. Основные этапы процесса. Назначение.

Объем, акад, ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад, ч

3
5/2
4/2
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

2
2

1

1

13/10
6/4
2

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

1

б.Полученис нетканых материалов. Их классификация. Применение в швейной
пром ышле н ности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 2. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани,
направление нитей основы и утка и вида отделки
Практическое занятие 3. Анализ и изучение ассортимента нетканых материалов.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.2. Строение
тканей и материалов.

Содержание
1. Классификация ткацких переплетений. Влияние вида переплетений на свойства
тканей.
Получение трикотажных материалов.
2. Плотность материалов. Фазы строения материалов. Структура поверхности.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 4. Определение вида ткацких переплетений: простых и
мелкоузорчатых
Практическое занятие 5. Определение вида ткацких переплетений: сложных и
крупноузорчатых
Практическое занятие 6. Определение физико-механических свойств ткани
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 3. Назначение, виды и свойства текстильных материалов
Содержание
Тема 3.1.
Ассортимент
1.Назначение и виды материалов. Ассортимент основных материалов для белья,
материалов,
сорочек, платьев.
применяемых для
2. Ассортимент основных материалов для костюмов, плащей, курток, пальто
пошива изделий.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Изучение ассортимента хлопчатобумажных и льняных тканей.
Практическое занятие 8. Изучение ассортимента шерстяных и шелковых тканей.
Тема 3.2.Свойства
Содержание
материалов
1. Физические и механические свойства материалов
2. Технологические свойства материалов: прорубаемость, осыпаемость, способность к
формованию, термостойкость и др. Влияние свойств материалов на выбор методов
обработки.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 9. Определение назначения материалов по образцу
Практическое занятие 10. Выбор материалов для швейного изделия

4
2
2

7/6
1

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

6
2

2
2

18/10
6/4
2

4
2
2
6/4
2

4
2
2

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3. Материалы
для соединения
деталей одежды

Тема 3.4.
Утепляющие и
прикладные
материалы.

Содержание
1 .Ассортимент швейных ниток.
2. Фурнитура для соединения деталей одежды
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 11. Анализ и изучение материалов для соединения деталей
одежды

4/4
2

Содержание учебного материала
1. Утепляющие материалы: искусственный мех и натуральный, современные
синтетические материалы.
2. Прокладочные материалы: тканые, нетканые, трикотажные
Самостоятельная работа обучающихся

2/2

Промежуточная аттестация
Всего:

2
2

36

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
ПК.3.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Материаловедения», оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3
образовательной программы по профессии.
3.2.1. Основные печатные издания

1. Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб, пособие для
студентов сред. проф. образования / Н.Л. Савостицкий, Э.К. Амирова - Москва: Академия,
2022 - 288 с.
3.2.2. Основные электронные издания

1. Максимюк, Е. В. Материаловедение швейного производства : учебное пособие /
Е. В. Максимюк. - Минск : РИПО, 2019. - 215 с. - ISBN 978-985-503-933-5. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1088265 (дата обращения:
10.10.2023). - Режим доступа: по подписке.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Критерии оценки
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знание фактического
общая классификация
материала и умение
материалов, характерные
правильно и уместно
свойства и области их
использовать
применения;
естественнонаучный
общие сведения о строении
понятийный аппарат
материалов;
общие сведения, назначение,
виды и свойства различных
текстильных материалов;
физико-механические и
гигиенические свойства
материалов
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Правильное и уместное
подбирать материалы по их
использование умений в
назначению и условиям
профессиональной
эксплуатации для
деятельности
выполнения работ;
применять материалы при
выполнении работ;
определять волокнистый
состав материалов и
распознавать текстильные
пороки

Методы оценки

Текущая аттестация.
Устный опрос
Тестирование
Контрольные работы

оценка результатов
выполнения практической
работы;
экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы

Контрольно-оценочные задания по ОПД.ОЗ.
Контрольная работа №1 «Волокнистые материалы»

№
п\п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Вопрос (задание)

приложение№1

Ответ (резуль­
тат задания)

Выберите один или несколько верных ответов
(обведите выбранный вариант кружочком либо отметьте знаком V или +)
Не входит в химический состав хлопка
б, г
а) целлюлоза
б) кератин
в) жиры
г) красящие вещества
а, в, г
Не входит в химический состав натурального шёлка
а) воск
б) минеральные вещества
в) красящие вещества
г) целлюлоза
в
Является натуральным растительным целлюлозным волокном
а) лавсан
б) хлорин
в) лён
г) спандекс
Является натуральным белковым волокном
в
а) хлопок
б) пенька
в) шерсть
г) джут
в
Является искусственным волокном
а) анид
б) энант
в) вискоза
г) акрил
а
Является синтетическим полиэфирным волокном
а) полиэстер
б) лайкра
в) хлорин
г) спандекс
При горении хлопкового волокна цвет пламени
а) жёлтый
б) голубоватый
в) жёлтый коптящий
г) жёлтый коптящий со вспышками
После сгорания шерстяного волокна ощущается запах
а) жжёной бумаги
б) пластмассы
в) жжёного рога (пера)
г) нет запаха
Какие волокна относятся к растительным?
а) канатник, хлопок;
б) джут, лен;
в) шелк, шерсть;
г) кератин, ацетат
Какие волокна имеют животное происхождение?
а) шерсть
б) шелк
в) кендырь
г) пенька
Волокна, получаемые из природных высокомолекулярных соеди­
нений, относятся к:
а) искусственнымб) синтетическим ____ ___________ __________

Баллы за пра­
вильный от­
вет

1

1

1

1

1

1

а

1

в

1

а, б

1

а, б

1

а

1

12

13
14

15

Дополните пропущенные слова
Лён - это волокна, которые вырабатывают из_________________
части стебля растения льна.
Натуральный шёлк - это тончайшие нити, которые вырабатывает
тутового шелкопряда.
Шерсть представляет собой__ ________ _______ образования
кожного покрова (волосяной покров) некоторых животных.
Часть волоса, выступающая над кожным покровом животного,
называется
___________ _.

волокнистой

2

гусеница

2

чешуйчатые

2

стержень

2

16

Часть волоса, находящаяся в кожном покрове животного, называ­
ется __________________ .

корень

2

17

Волокна хлопка горят_______________ пламенем и сгорают полкостью, образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.
При горении шерсти в пламени волокна спекаются, при вынесе­
нии из пламени их горение прекращается, на конце волокна обра­
зуется чёрный____________ ____шарик, ощущается запах жжёного пера.

желтым

2

пористый

2

сине-желтым

2

18

19

13

Капрон горит__________ ___________ пламенем, образуя на конце
волокна оплавленный бурый шарик.

Контрольная работа № 2 «Строение и свойства тканей»

№
п\п

Вопрос (задание)

приложение№2

Ответ(результат
Баллы за
задания)
правильный
ответ

Выберите один или несколько верных ответов

1

3

4

5

6

7
14

(обведите выбранный вариант кружочком либо отметьте знаком V или +)
а
Что такое текстильное волокно?
1
а) тонкая непряденая нить растительного, живот­
ного и искусственного происхождения;
б) высокомолекулярное соединение
в) искусственное целлюлозное волокно;
г) раствор белковых веществ
Что такое текстильная нить?
а
1
а) преобразованные в результате технологических
процессов прядения, кручения волокна;
б) гибкое и прочное цилиндрическое тело;
в) волокна, соединенные между собой скручивани­
ем или склеиванием
Какие ткацкие переплетения вы знаете?
а, б, в, е
1
а) главные (простые)
б) мелкоузорчатые
в) сложные
г) мешковые
д) двойные
е) крупноузорчатые
ж) ворсовые
Назовите свойства текстильных материалов, учи­
1
а, б, в,
тываемые при разработке технологии швейных из­
д, е, ж, и
делий?
а) воздухопроницаемость
б) влагоотдача
в) гигроскопичность
г) капиллярность
д) усадка
е) осыпаемость
ж) сминаемость
з) пиллингуемость
и) жесткость
б
Короткие волокна прядут по
а) кардной системе
б) аппаратной системе
в) гребенной системе
г) не имеет значения
1
б
Отделка шерстяной пряжи не предусматривает
а) крашение
б) мерсеризацию
в) отбеливание
г) мулинирование
а,в,г
1

8

9

10

11

12

К механическим свойствам тканей относят:
а) растяжение
б) влагоотдача
в) трение
г) изгиб
Плотность текстильного материала относится к его
а) физическим свойствам
б) геометрическим свойствам
в) механическим свойствам
г) оптическим свойствам
Способность материла выдерживать многократные
воздействия различного характера, не накапливая
пластических деформаций, называется:
а) формуемость
б) формоустойчивость
Какой материал называют тканью?
а) образованный переплетением нескольких воло­
кон
б) образованный соединенными между собой пу­
тем склеивания и скручивания волокнами
в) образованный переплетением двух взаимно­
перпендикулярных систем нитей
Нить основы расположена
а) вдоль полотна ткани
б) поперёк полотна ткани
в) под углом 45° к кромке ткани
г) не имеет значения
Является простым переплетением
а) креповое
б) диагоналевое
в) сатиновое
г) вафельное

б

1

б

2

в

а

1

в

1

мононити

2

Дополните пропущенные слова

13

Одиночные нити, которые не делятся в продоль­
ном направлении без разрушения, называются

14

Предварительная отделка хлопчатобумажных тка­
ней включает операции - опаливание, расшлихтов­
ка, отваривание, беление, мерсеризация,

ворсование

2

15

По рапорту определите название простого переплетения, зарисуйте схему
переплетения, выделите рап­
порт на схеме.
Данные : R0=Ry=2

полотняное

2

L____
15

16

Основная отделка хлопчатобумажных тканей
включает операции крашение и

печатание

2

17

К простым (гладким) переплетениям относятся:
полотняное, саржевое, сатиновое,_____________ .

атласное

2

18

Геометрические свойства ткани - толщина, шири­
на, длина,_____________________ .

линейная плот­
ность

2

19~ Способность текстильных материалов пропускать проницаемостью
воздух, пар, пыль, газ, излучения называет­
ся
а
20 При горении хлопкового волокна цвет пламени

2

а) жёлтый
б) голубоватый
в) жёлтый коптящий
г) жёлтый коптящий со вспышками_____ ____

16

__ ______

1

Контрольная работа № 3 «Классификация материалов для одежды» приложение№3

№
п\п

Вопрос (задание)

Ответ (ре­
зультат зада­
ния)

Баллы за
правильный
ответ

Выберите один или несколько верных ответов

2

3

4

5

6

7

8

17

(обведите выбранный вариант кружочком либо отметьте знаком V или +)
Является утепляющим материалом
б
1
а) сатин
б) синтепон
в) драп
г) бязь
Является основным материалом
в
1
а) ватин
б) вата
в) трикотаж
г) прокламелии
Отделочным материалом является
б
1
а) поролон
б) шитьё
в) батист
г) марля
По способу производства нетканые полотна для изго­
б,в
1
товления платьев, костюмов, мужских сорочек, хала­
тов бывают:
а) гладкокрашеные
б) вязально-прошивные
в) валяльно-войлочные
1
а, б,в
Каков ассортимент утепляющих прокладочных мате­
риалов?
а) вата
б) ватин
в) синтепух
г) флизелин
а,б,д
По назначению швейные нитки подразделяются на:
а) одежные
б) вязальные
в) льняные
г) синтетические
д) вышивальные
1
а,б,в
К фурнитуре относят:
а) крючки
б) застежки
в) пуговицы
г) ленты
д) кружево
1
а, б, в, г, д
Назовите основные виды дефектов трикотажных и не­
тканых полотен
а) единичное утонение
б) разнооттеночность
в) затек краски
г) надетые после сброса петли _____________ _
__

9

10

11

д) смещение печатного рисунка
е) местные пороки
ж) распространенные пороки
По виду дополнительной обработки текстильные ма­
териалы подразделяют на:
а) флокированные
б) гофрированные
в) аппретированные
г) шелковые
По назначению ткани подразделяют на:
а) бельевые
б) брючные
в) пальтовые
г) костюмные
К чистошерстяным тканям относятся ткани с содер­
жанием химических волокон в смеси:
а) до 8%
б) до 10 %
в) до 5%

1
1

а, б, в

1

а, в, г

1

в

1

Дополните пропущенные слова

12

Тонкосуконные ткани изготавливают из
__________________пряжи, однониточной или
_____________ , из тонкой или полутонкой________

1-аппаратной
2-крученой
3-шерсти

2

13

Ткани из натурального шелка получают из нитей 1

шелка-сырца

2

14

Основные требования, предъявляемые к сорочечным
тканям;
см и наем ость,
гигроскопичность, стойкость к истиранию,
_________ прочность окраски.

1-малая,
2-высокая,
2-высокая

2

15

Льняные платьевые ткани для детской одежды харак­
теризуются отсутствием или незначительным содер­
жанием
волокон.
Настилание трикотажных полотен перед раскроем
следует производить без_____________ во избежание изменения размеров раскроенных деталей
Для предотвращения усадки трикотажа до изготовле­
ния трикотажных изделий его подвергают

синтетических

2

натяжения

2

отлежке

2

Одной из основных характеристик, определяющих
ценность меха, является__________ _ волосяного покрова
К клеевым прокладочным материалам относят:
а) флизелин
б) бортовка
в) прокламелин
г) дублерин

высота

2

а,в,г

2

16

17

18

19

18

Методика выставления оценок обучающимся по результатам тестирования:

Критерии оценивания
Оценка

«5»
отлично

«4»
хорошо

Количество
набранных баллов

27

18-26

19

«3»
удовлетворитель­
но
12-17

«2»
неудовлетворительн0
0-11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.