ОП.08 Основы предпринимательской деятельности и принципы бережливого 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Основы предпринимательской деятельности и принципы бережливого
производства

Профиль получаемого профессионального образования:

Социально - экономический
Код и наименование профессии /специальности:
29.01.07 Портной

Квалификация выпускника:
Портной

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Основы предпринимательской деятельности и

принципы бережливого производства» является обязательной частью общепрофессионального цикла
ПОП в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.0 Е07 Портной

разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения
РФ;
- Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 770
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного
профессионального образования по профессии 262019.03 Портной"

стандарта

среднего

(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29655);
с учетом:

- профиля получаемого образования,

- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024
учебный год.

Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленного колледжа»

Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы учебной
дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины

3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 «Оператор информационных систем и ресурсов»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.08 «Основы предпринимательской деятельности и принципы
бережливого производства» является обязательной частью общепрофессионального
цикла
образовательной программы в соответствии с Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 770
(ред. от 01.09.2022)"0б утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.03 Портной"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29655)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04, ОК 07
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
03, ОК 04,
финансовых рынков, используя
грамотности и основные
ОК 07
различные источники
законодательные акты,
информации;
регламентирующие ее вопросы;
-планировать и реализовывать
- виды принятия решений в
собственное профессиональное и условиях ограниченности
личностное развитие,
ресурсов;
предпринимательскую
- основные виды планирования;
деятельность в профессиональной
- устройство банковской
сфере, использовать знания по
системы, основные виды банков и
финансовой грамотности в
их операций;
различных жизненных ситуациях
сущность понятий
- применять теоретические знания «депозит» и «кредит», их виды и
по финансовой грамотности для
принципы;
практической деятельности и
схемы кредитования
повседневной жизни;
физических лиц;
-эффективно взаимодействовать и
устройство налоговой
работать в коллективе и команде
системы, виды налогообложения
- сопоставлять свои потребности
физических лиц;
и возможности, оптимально
признаки финансового
мошенничества;
распределять свои материальные
и трудовые ресурсы, составлять
основные виды ценных
семейный бюджет и личный
бумаг и их доходность;
финансовый план;
формирование
- грамотно применять полученные инвестиционного портфеля;
знания для оценки собственных
классификацию инвестиций,
экономических действий в
основные разделы бизнес-плана;
виды страхования;
качестве потребителя,
виды пенсий, способы
налогоплательщика, страхователя,
увеличения пенсий
члена семьи и гражданина;
1 Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.

- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом
- правила оформления документов
и построения устных сообщений
- использовать понятия
бережливого производства в
трудовой деятельности;
обнаруживать потери, определять
их типы и виды, выявлять
причины их возникновения,
искоренять потери; применять
инструменты бережливого
производства в трудовой
деятельности

- грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем
коллективе
- понимание смысла и задач
бережливости в производстве;
- преимущества бережливого
производства перед традиционным;
- виды и причины образования
потерь в профессиональной
деятельности;
- особенности применения
принципов бережливого
производства в различных

OK 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины ОП.08 «Основы
предпринимательской деятельности и принципы бережливого производства»

1.3.

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

практические занятия 22часа.

Лекции- 14 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т. ч.:

теоретическое обучение

14

практические занятия

20

Промежуточная аттестация (диф.зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Тема 1. Введение в Бережливое
производство

Содержание

2

Традиционное и бережливое производство Понятия «производство», «разделение труда»,
«традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство.
Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной
сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. Структура группы ГАЗ. Характеристика
выпускаемой продукции дивизионов.

2

История развития бережливого производства Успехи предприятий при внедрении
бережливых систем. История Toyota production system (Япония) - lean production (США) бережливое производство (Россия). Тайити Оно - «отец» бережливого производства. Дао
Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. Производственная система
ГАЗ.

«1И.

Основные понятия и терминология Дать основные понятия бережливого производства:
андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство,
муда.
Тема 2. Философия
бережливого производства

Содержание
Принципы бережливого производства Принципы бережливого производства.
Взаимоотношение Заказчик - Поставщик (полное осознание того, что нужно заказчику,
мгновенная реакция на изменение требований заказчика). Люди - самый ценный актив
компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на
производственной площадке. Все внимание на «Гемба».

2
2

i

Идеалы бережливого производства Идеалы Бережливого производства. Физическая и
психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика.
Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затра-ты.

Потери. Классификация потерь.Понятие муда (потери). Муда первого, второго и третьего
рода. Муда, мура, мури и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа
потерь. Охота на муду. Мероприятия по искоренению потерь.
Виды потерь. Причины и способы борьбы.Виды потерь. Перепроизводство товаров.
Ожидание следующей производственной стадии. Ненужная транспортировка материалов.
Лишние этапы обработки. Большие межоперационные запасы. Ненужные перемещения
людей. Дефекты продукции.

Практическая работа

4

3

Поиск потерь в производственном процессе Выработка практических навыков
обнаружения потерь в производственном процессе

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Введение
Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и
примерное содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты
обучения.
Раздел 1. Предпринимательство и его место в современной экономике
Тема 1.1. Общая
Понятие предпринимательства. Основные признаки и черты предпринимательской
характеристика
деятельности. Определение сущности предпринимательской деятельности в
предпринимател ьств а
законодательных актах. Экономические, социальные и правовые условия
предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства. Основные ресурсы
и факторы бизнеса. Содержание и структура предпринимательской деятельности.
Тема 1.2. История
История предпринимательства в России и в мире. Краткая характеристика теорий о
развития учения о
предпринимательстве в 18-19 вв. Предпринимательство в классических экономических
предпринимательстве

Объем
часов
2

Уровень
освоения
1

2

1

1

теориях. Развитие учения о предпринимательстве в XX в. Состояние и перспективы
развития предпринимательства в России и г. Москве
Основные признаки классификации предпринимательства.
Типы и виды
Тема 1.3. Типология
предпринимательства. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг.
предпринимательства
Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг. Предпринимательская
деятельность на рынке страховых услуг. Посредническое предпринимательство.
Предпринимательская деятельность в области экономики и бухгалтерского учета.
Практическое занятие 1
Составить схему классификации предпринимательства.
Понятие
предпринимательской среды. Сущность предпринимательской среды.
Тема 1.4.
Экономическая свобода как ведущий элемент предпринимательской среды. Рынок как
Предпринимательская
среда существования предпринимателей. Внешняя и внутренняя предпринимательская
среда
среда. Анализ конкурентной среды: проведение СВОТ - анализа
Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности
Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность;
Тема 2.1.
объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской
Нормативно-правовые
деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Налоговый
акты,
кодекс РФ (федеральные, региональные и местные налоги). Трудовой кодекс РФ
регламентирующие
(трудовые отношения между работниками и работодателями). Федеральный закон от 6
предпринимательскую
июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
деятельность
Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия). Федеральный закон
от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»
Документы,
необходимые для регистрации предпринимательской деятельности.
Тема 2.2.
Заявление о государственной регистрации. Открытие расчётного счёта в банке.
Порядок регистрации
предпринимательской
Практическое занятие 2
деятельности
Оформление документов для регистрации предпринимательской деятельности.
Раздел 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Юридические и физические лица. Товарищества и общества: полное товарищество,
Тема 3.1.
товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, акционерное
Общая характеристика
общество, дочерние и зависимые общества. Производственные кооперативы.
организационно­
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.
правовых форм

2

4

1

2
1

2
4
4

1

предпринимательской
деятельности
Тема 3. 2.
Индивидуальное
предпринимательство

Тема 3.3.
Коллективные формы
организации
предпринимательской
деятельности

Тема 3.4.
Малое
пр едпринимательство

Основные
принципы
создания
и
функционирования
индивидуальной
предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и
отчетности. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность.
Практическое занятие 3
Заполнение форм бухгалтерской отчётности
Основные принципы создания и функционирования общества с ограниченной
ответственностью (ООО), производственного кооператива. Порядок принятия решений.
Структура управления ООО, производственным кооперативом. Выборы и назначения на
должность. Ведение документации и отчетности в ООО, производственном кооперативе.
Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность. Протоколы общих собраний
членов ООО, производственного кооператива. Устав ООО, производственного
кооператива. Сведения, обязательные для устава. Внесение изменений в устав и
дополнений к нему.
Практическое занятие 4
Заполнение форм бухгалтерской отчётности
Малый бизнес и условия его развития. Роль малого бизнеса в развитии
экономики. Критерии определения субъектов малого предпринимательства.
Особенности, преимущества и недостатки деятельности малых предприятий.
Система поддержки малого предпринимательства. Государственные и
негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса.
Роль малого предпринимательства в экономике.
Дифференцированный зачет
Всего:

2

4
2

6

1

2
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221 162 (дата обращения: 13.01.2022). - Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. - Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. - 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5.— Текст: электронный// Лань : электронно­
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :

Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1 .pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu201 l-28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Сайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Аинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
И. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/m77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон, текстовые данные, —М.: Дашков и К, 2017,— 1168 с.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения2
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской
системы, основные виды банков
и их операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических
лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;

Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций,кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и
пенсионного обеспечения.

- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,

2 В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет

Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр
Зачет

- применять теоретические
знания по финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом

различных видов
страхования;
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.