ОУД.01 Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИ КИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУДДИ Русский язык

Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический.
Код и наименование специальности:

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Квалификация выпускника: бухгалтер.
Форма обучения: очная
Курс: 1

Семестр: 1,2

2021 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Протокол №1 от «^Л»__G £ 2Qqgy г.
Председатель П(Ц)К Давлятбекова М. М.
Подпис

ФИО
г.

'

Подпись

Шабанова М. М.
ФИО

________ 20^/1 •

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины О УД.01 Русский язык
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (зарегистрировано в Минюсте России 20,08.2013г.
№29550)
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
спеииальности:38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). утвержденного приказом
Минобрнауки РФ от 28.07.2014 № 832 (зарегистрировано в Минюсте РФ 19 августа 2014 г.
Регистрационный № 33638).

с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднею профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДГЮ Минобрнауки России совместно с
ФГ'АУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС
и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2021 /2022 учебный год.

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы первой категории

ГБПОУ РД «ИПК» Давлятбекова М.М.
Рецензент: преподаватель русского языка и лит ературы первой категории

ГБПОУ РД «ИПК» Мусаева А. М.
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

9
21

24

3

ПАСПОРТ
1.

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 01. I. «РУССКИЙ язык»
1.1.

Область применения программы.

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД 01 «Русский язык»
является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря
2014г., для специальностей среднего профессионального образования технического профиля,
реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы
среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным
базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства
образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180). Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (17.03.2015 г. ФГУ «ФИРО»).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл и относится к
базовым общеобразовательным дисциплинам. Её изучение направлено на формирование и
развитие у студента коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой ком петенций.

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебно»
дисциплины:

воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной i
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение
культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевом;
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанном
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыкот
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественно!
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сфера
общения;
4

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования

базового уровня.

Содержание рабочей программы структурировано на основе компетентностного подхода. В
соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при
изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и
речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку
при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речг
в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативны*
умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устны*
выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов
конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве
развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, (
умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса г
грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы нщ
специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и други?
народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развита»
интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразовани;
и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики
терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться i
справочной литературе (словарям, справочникам и др.). При изучении русского языка как базовой
учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития
воспитания и социализации личности.

Содержание программы ориентировано гга синтез языкового, речемыслительного 1
духовного развития человека.

5

При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки
анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих
позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в
соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно
рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и
стилистическая функция порядка слов в предложении, изобрази тельно-выразительные средства
языка и др.
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий
уровень языковой подготовки обучающихся.
Особое внимание уделяется усвоению
функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с
речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в
увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли
самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и
защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в Приложении 1 «Примерное
содержание учебной дисциплины».

Программа
может
использоваться
другими
образовательными
учреждениями
профессионального и дополнительно! о образования, реализующими образовательную программ}
среднего общего образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен
знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культуре
речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормь
современного русского литературного языка;
■ нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сфера?
общения;

должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль: оценивать устные и письменные высказывания с точк!
зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникат ивных задач
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности и;
употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидносте!
языка; 7

6

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное
и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном
виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста:

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневное
жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности
самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью:

совершенствования коммуникативных способностей: развития готовности
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

к

речевом.'

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизш
государства.

7

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 157 часов;
из них:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет - 105 часов:
в том числе:
лекции - 65 часов:
практические - 40 часов.
самостоятельная работа обучающегося - 52 часа;

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

157

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

105

в том числе:
лекции

65

практические

40

Самостоятельная работа

52

составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций подготовка к
семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке,
работа с электронными каталогами и интернет - информацией);

Итоговая аттестация в форме экзамена.

9

2

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и
общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.
.

I

4. ,_J

IV

.

■

.

/ - ".

Раздел 1. Язык и речь.
Функциональные стили
речи.
1.1.Язык и речь. Виды
: речевой деятельности.

Уровень
освоения

.

1

Объем
часов
3

■
■

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

■

Наименование разделов
и тем

м

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

•
■

. S4
- ’ •
.
•'
<
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
1.2. Функциональные
употребления языковых средств.
стили речи и их
Функциональные стили речи и их особенности.
особенности.
3.Разговорный стиль речи Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
;, его основные признаки.
Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др
> 4.Научный стиль речи.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
5. Официально-деловой
1 стиль речи, его признаки, заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
назначения.
Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка
6.Публицистический
публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
стиль речи, его
назначение.

9

.

2

1

7

1

2

2

1

2
2

. _

2

—i

i 7.Художественный стиль
! речи, его основные
!признаки

1

Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство
i смыслового членения текста.
: Функциональные стили

i 8.Контрольная работа
Раздел 2.Лексика и
фразеология
L
_. „
. ..
Слово в лексической системе языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения
1 .Лексическое и
! грамматическое значения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика
| слова. Многозначность
устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая
I слов
лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта.
Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства
2. Прямое и переносное
значение слова.
языка.
3.Омонимы . синонимы и Омонимы, синонимы и их употребление.
их употребление.
4. Антонимы, паронимы и Антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
их употребление.
Антитеза.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
5. Фразеологизмы.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Отличие фразеологизма
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
от слова.
фразеологических единиц и их исправление.
Самостоятельные работы:
1. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
2. Жанры официально-делового стиля, заявление, доверенность, расписка, резюме.
3. Основные жанры публицистического стиля.
4. Профессионализмы. Терминологическая
лексика.
10

1

1

2

2

—

2

2

/

2

2

з

1

2

2

1

4
1
I
1
1

2
3
3

; Раздел 3. Фоне гика.
■ Орфоэпии. Графика.
у~Х »
•
11 .Звук и фонема.
i Фонетический разбор
слова.
' 2. Орфоэпические нормы
: Произношение гласных
' и согласных звуков,
заимствованных слов.
13.Принципы русской
| орфографии.

Г
!

;

: ■

..

-

'

у

п

'-У'с-’УС;.

ь .
___ _ _
■
...................
.
.... .
.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и
звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной
речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического
словаря.

Разновидности принципов русской орфографии.

14. Употребление буквы Ь.
1 5.Правописание О/Ё после
I шипящих и Ц
6.Правописание приставок
1 на 3-/С-. Правописание ИЫ после приставок.
7. Правописание
1 приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Употребление
Правописание
шипящих и Ц.
Правописание
Правописание

8.Слова с сомнительными и
непроизносимыми
I согласными. Правописание
удвоенных согласных.
9. Безударные и
чередующиеся гласные в
корне слова.

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

буквы Ь.
безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание О/Ё после
звонких и глухих согласных. Правописание приставок на 3 - / С -.
И - Ы после приставок.

Л

-Л

2

Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

_____________________________________________________________________________________ ___ ________

11

2

1
________
1
1

1

1

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

------- 2-------

1

_. ________
2

2

2
2

Раздел З.Морфемиьа
Словообразование,
.■

j 1. Понятие морфемы как
1 значимой части слова.
i 2. Способы
словообразования.

3. Словообразование
знаменательных частей
речи.

*

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразование
знаменательных
частей
речи.
Особенности
словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный
анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

12

2

.?

2

3

2

2

_______
1

4
1
1
2

Kj U;

Самостоят ельная работа:
1.Орфоэпические нормы : произносительные нормы и ударения.
2. Ударение словесное и логическое
3. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

-чх

\

.7

....

..

■

•

'4' 4-;

та j

' 7 ■.

-ч

5. Морфология и
^‘орфография.
i 1 .Имя существительное.
i Род. число, падеж
i существительных.
! 2. Склонение имен
существительных.
, Правописание окончаний
; имен существительных.
13. Правописание сложных
• существительных
| 4. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические
1 разряды имен
: прилагательных.
15. Правописание
1 суффиксов и окончаний
имен прилагательных.
6.Имя числительное.
I Лексико-грамматические
разряды имен
i числительных.
7. Правописание
числительных.
Употребление

СО

; Самостоятельная работа:
■ 1. Словообразовательный разбор
слов.
......2.Правописание
. ... -. . ..сложных
.
;

•'

3

-л ■
*

■ "7-■ ■

■
_ ..... __ . •
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор
существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

имени

Правописание сложных существительных.

2

2

1

2

2

>

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен
прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

2

2

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
_______
Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных.
Морфологический разбор имени числительного.

1

2

2

9

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба. обе. двое, трое и др. с
существительными разного рода.

13

1

\

| числительных в речи.
18. Местоимение.
Правописание
; местоимений

■ 9. Глагол. Правописание
! суффиксов и личных
' окончаний глагола.
110. Правописание НЕ с
j глаголами..
11. Причастие как особая
! форма глагола.
Правописание НЕ с
1 причастиями
112. Правописание -Н- и 1 НН- в причастиях и
j отглагольных
> прилагательных
13. Деепричастие как
особая форма глагола.
Правописание НЕ с
деепричастиями.
14. Наречие.
Правописание наречий.

115. Слова категории
: состояния (безлично1 предикативные слова).
16.Контрольная работа

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание
местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.
Грамматические признаки глагола.
: Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

2

2

2

Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и
окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями..

1

2

1

2

Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот
и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор
причастия

1

2

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с
деепричастиями.
Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Использование местоименных наречий для связи
предложений в тексте.
Употребление наречия в речи.
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их
функции в речи.

2

2

1

2

1

У

I

3

Самостоятельные части речи
14

1

Раздел 6. Служебные
части речи.
j 1 .Предлог как часть речи,
i Правописание предлогов.
; 2.Отличие производных
! предлогов от слов
■ омонимов.
| З.Союз как часть речи.
1 Правописание союзов.

Самостоятельная работа:
i 1. Морфологический разбор имени существительного.
! 2. Правописание сложных прилагательных
3. Морфологический разбор имени прилагательного.
4. Морфологический разбор имени числительного.
5. Лексико-грамматические разряды числительных.
6. Морфологический разбор причастия.
7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
8. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов.
1

•

9
/
1
1
1
1
1
1
9

2
2
2
2
2
2
2
2

Правописание предлогов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с
предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов.

1

2

1

2

Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи
предложений в тексте.
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

1

2

1

2

14.Отличие союзов от слов
1-омонимов
i 5.Частица как часть речи. Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в
речи.
| Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
16.Правописание частиц
i НЕ и НИ с разными
| частями речи.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с
7. Междометия и
междометиями. Употребление междометий в речи.
звукоподражательные
слова.
Служебные части речи
Контрольная работа
Самостоятельная работа:
_____________ ___________________________ _____________
15

;

\

1

1

э

1

2

2

1
6

3
__________________________ 1

Г"■

! i .Употребление предлогов в составе словосочетаний.
2.Союзы как средство связи предложений в тексте.
3.Знаки препинания в предложениях с междометиями.
4.Употребление союзов

Раздел 7. Синтаксис а
пунктуация

i

5,,4*52 ' г-

. 'z''.

2

г
•

'

' Т1

.О

•

.

..

* , “

■■■'■

2
—

56

>

■.

...

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса.
2.Словосочетание. Строение Строение словосочетания.. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор
■ словосочетания.
словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия
словосочетаний.
1 З.Виды связи слов в
Виды связи слов в словосочетании
! 1 .Основные единицы
j синтаксиса.

| словосочетании.
4.Простое предложение.
; Виды предложений по цели
высказывания:

2
2

1
2

>

■

2
____ ~

Виды предложений по цели высказывания: восклицательные предложения. Интонационное
богатство русской речи.

?

i___________
2

1

3

1

2

1

2
_

5. Логическое ударение.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль
Прямой и обратный порядок порядка слов в предложении.
слов.

1

2

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с
подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголовсказуемых как средство связи предложений в тексте.
Тире между подлежащим и сказуемым.

1

2

1

2

2

2

б.Грамматическая основа
простого двусоставного
предложения.
7. Тире между подлежащим
и сказуемым.
8.Второстепенные члены
предложения (определение,
приложение, обстоятельство,
дополнение).

Второстепенные члены предложения ( определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места
как средство связи предложений в тексте
9.Односоставное и неполное Односоставное и неполное предложения.

предложения.

16

1

;

2

I

4■

| 10.Односоставные
предложения с главным
| членом в форме
1 подлежащего, сказуемого.

11 .Осложненное простое
! предложение.
12. Предложения с
однородными членами и
знаки препинания в них.
13.Предложения с
1 обособленными и
i уточняющими членами.
114. Обособление
i определений, приложений,
| дополнений, обстоятельств.
j 153наки препинания при
словах, грамматически не
! связанных с членами
1 предложения.
j 16. Вводные слова и
j предложения.
1________ _
| 17.3наки препинания при
обращении.

18.3наки препинания при
междометии. Употребление
междометий в речи.
19.Способы передачи чужой
речи. Знаки препинания при
прямой речи.

1 Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как
\ синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование
1 неполных предложений в речи.
i Осложненное простое предложение.

2

2

2

2
■
—1

1

2

Предложения с обособленными и уточняющими членами.

2

2

Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

2

1

2

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные
неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда
однородных членов предложения с союзами и без союзов.

и

________________________ i

1

2

1

э

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи: стилистическое различие между ними. Использование
вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как
средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

1

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

1
_

17

2

20. Замена прямой речи
!косвенной. Знаки
i препинания при цитатах.
121 .Оформление диалога.
i Знаки препинания при
! диалоге.
; 22.Сложнное предложение.
: Сложносочиненное
; предложение.
123. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
24. Сложноподчиненное
предложение. Виды.
25. Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении.
26. Бессоюзное сложное
предложение.
27. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
28. Сложное синтаксическое
целое как компонент текста.

1

2

1 Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

1

2

Сложносочиненное предложение. Синонимика сложносочиненных предложений с различными
союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

1

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Сложноподчиненное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в
разных типах и стилях речи.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2

Бессоюзное сложное предложение. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

1

2

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

2

1

2

1
1
26
1
1
1

2
3

Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

___

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и
сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ.
29.Период и его построение. Период и его построение.
Сложное предложение
ЗО.Контрольная работа
Самостоятельная работа:
1 .Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
2.Уточняющие члены предложения.
3.Оформление диалога
18

2
—

2

1

2
2
2

1

4.Употребление сложносочиненных предложений в речи.
5.Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
б.Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
7. Работа над индивидуальными проектами.
Тематика индивидуальных проектов:
1 .Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

2. Исторические изменения в структуре слова.
3. Грамматические нормы русского языка.
4. Русский язык в современном мире.

5. Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия;
6. Русский язык в современном мире.

7. Антонимы и их роль в речи. ;
8. Синонимия в русском языке. Типы синонимов.

9. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Ю.Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.

11.В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

12.Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
13. СМИ и культура речи.

14. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
15. Формы существования национального русского языка:
просторечие, диалекты, жаргонизмы.

русский литературный язык,

1 б.Язык и культура.
17. Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.

18. Вопросы экологии русского языка.

1
1
1
20

2
2
2

! 9.Виды делового общения, их языковые особенности.

20. Языковые особенности научного стиля речи.

ВСЕГО:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. -- ознакомительный (узнавание раннее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

157

J

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Материально-техническое обеспечение

Освоение программы учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК» осуществляется в
учебном кабинете, обеспеченном свободным доступом в Интернет.

Помещение кабинета удовлетворяет требования Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью
и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по
предмету, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.

3.2.

Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интерне г-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:
1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб, пособ.
для студ. сред. проф. учеб, заведений. -- М.. 2018.
2. Н.Г.Гольцова. И.В.Шамшин, М.А.Мшцерина. Русский язык 10-11 классы. 2017
3. Греков В.Ф. Русский язык. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.
-М.: Просвещение, 2017.

4. Шклярова Г.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М.,
2019.
5. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М., 2018.

6. Дейкина А.Д. Русский язык. Учебник для 10-11 классов. - М.: Вербум-М, 2019.

Дополнительная литература:
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11
кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018
2. Герасименко И.А., Канафьева А.В.. Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е
изд., испр. — М.. 2019.
3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник
для общеобразоват. Учрежд. - М., 2018.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2019.
5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М.. 2020.
6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2019.
7. Сол! аник Г.Я. От слова к тексту. - М., 2019.
Словари
1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.

9.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном
русском языке. - СПб., 2012.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.,
2011г.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание,
произношение, ударение, формы. - М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В.
Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. - М.. 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2006.
Ожегов С.И.. Шведова НТО. Толковый словарь русского языка. - М.. 1992.

10.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Скорлутювская Е.В., Снетова Г.II. Толковый словарь русского языка с лексико­
грамматическими формами. - М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX
столетия / Под ред. Т.Н. Скляревской. - М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сое г.
В.В. Бурцева. -М.. 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.II. Новый школьный орфографический словарь
русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры /
Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. - М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:
значение и происхождение словосочетаний. - М.. 2000.
Шанский Н.М.. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка:
Происхождение слов. - М.. 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М.. 2000.

11.
12.

13.
14.
15.

16.

17.
18.

19.

20.

Интернет - ресурсы:
1•
2•
3.
4.
5•
6.
7.

http://www.gramota.nt
http:// www.uchportal. ru/
http://pedsovet.orig/
http://www.rusedu.ru/
h tlp://ru.wikipedia.org
http://globalteka.ru
http://dic.academic.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ язык».

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а
также выполнения студентов индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и опенки
результатов обучения

Умения:

У. 1. Осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать
устные
и
письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач.

внеаудиторная самостоятельная работа

У.2. Анализировать языковые единицы с
точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления.

практическая
работа,
самостоятельная работа

У.З. Проводить лингвистический анализ
текстов различных функциональных стилей
и разновидностей языка.

практическая работа

У.4. Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,

внеаудиторная самостоятельная работа

внеаудиторная

ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
У.5. Извлекать необходимую информацию
из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств
массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на
различных информационных носителях.

внеаудиторная самостоятельная работа

У.6. Создавать устные и письменные практическая работа
монологические
и
диалогические
высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной
и деловой сферах общения.
______________________
У.7. Применять в практике речевого практическая работа
общения
основные
орфоэпические.
1 лексические,
грамматические
нормы
современного русского
литературного
языка.
У.8.
Соблюдать в практике
письма практическая работа
орфографические и пунктуационные нормы
современного
русского
литературного
языка.

У.9. Соблюдать нормы речевого поведения
в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных
проблем.

внеаудиторная самостоятельная работа

У. 10. Использовать основные приемы
информационной переработки устного и
письменного текста.

практическая работ а

Знания:
3.1. Связь языка и истории,
русского и других народов.

культуры

внеаудиторная самостоятельная работа

3.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее внеаудиторная самостоятельная работа
компоненты, литературный язык, языковая
1 норма, культура речи.
3.3. Основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь.

внеаудиторная самостоятельная работа

3.4.
Орфоэпические,
лексические, практическая работа
грамматические.
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского литературного языка.

3.5.Нормы речевого поведения в социально­ внеаудиторная самостоятельная работа
культурной, учебно-научной, официально­
деловой сферах общения.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.