МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Код и наименование специальности:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация выпускника: бухгалтер
2023 г
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № {от «JO»
20*^ г.
Председатель П(Ц)К
г>
Л/г£/.
подпись
ФИО
С8
'МШ г.
$с,
УТВЕРЖДАЮ
зам, директора по УР
Шабанова М.М.
'
подпись
3
ФИО
2QZj/ г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе
требований:
- Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 (зарегистрировано в
Минюсте России 07.06.2012 № 24480);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
базовой подготовки, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2018 г. № 69
(зарегистрировано в Минюсте России 26 февраля 2018 г. № 50137) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учебный
год.
Разработчик: Ибрагимова И.И., преподаватель спецдисциплин (Основы философии)
Рецензент: Багомедова Р.Х., преподаватель истории
/
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..........................
1.1. Область применения программы.........................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
(ППССЗ/ППКСЗ):.........................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:..........
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:..................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы........................................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины..................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...............................................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.......................
3.2 Информационное обеспечение обучения............................................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Приложение 1 КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Приложение 2 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии может быть
использована
в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программ
подготовки специалистов среднего звена. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01
Основы философии является частью программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ППССЗ:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в обязательную часть цикла
ППССЗФГОС среднего общего образования. Программа учебной дисциплины «Основы
философии» относится к базовой части цикла «Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл» (ОГСЭ 01).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии направлено на
достижение следующих целей:
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
В результате изучения обязательной части учебной дисциплины обучающийся должен знать/
понимать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
- условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
5
OK 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 49 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часов, самостоятельной работы
обучающегося — 7 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия
практические (семинарские) занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
49
42
22
18
7
2
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
Объем
часов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Уровень
освоения
Содержание учебного материала
4
1 Философия и мировоззрение: его структура и типы. Предмет философии в понимании различных
философов. Разделы философского знания. Основной вопрос философии. Методы философии. Функции
Введение.
философии, роль философии в жизни человека и общества. Семинарское занятие
Философия, ее место и
роль в жизни обществ
2
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам).
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций
преподавателя. Подготовка и оформление эссе, схемы.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Эссе: «Есть ли смысл в вашей жизни?»
2. Составить схему «Основной вопрос философии»
Содержание учебного материала
Раздел 1.
4
1 Философия Древнего Востока.
Философия античного
Философия Древнего Египта и Вавилона. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.
мира и средних веков
Конфуцианство. Практическое занятие
2 Античная философия.
Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. Классический период
античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Объективный идеализм Платона.
Философские идеи Аристотеля. Семинар- практикум.
3 Средневековая философия.
Основные черты и этапы средневековой философии. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика:
Фома Аквинский. Значение средневековой философии. Практическое занятие
4
4
2
•
= •' / С ■■ ■
..
-t-l
X■
2
■
8
4
4
Философия Эпохи Возрождения.
Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи
Возрождения.
Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
Семинар- практикум.
Самостоятельная работа
3
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к темам).
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций
преподавателя. Подготовка и оформление эссе, схем, таблиц.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Составление тезисов: «Первоисточник мира в представлении античных авторов».
2. Доклад по выбору студентов «Философы нового времени».
3. Доклад по выбору студентов «Направления философской мысли (Шопенгауэр, Ницше,
экзистенциализм)».
4. Составление сравнительной таблицы «Сенсуалисты и рационалисты»
1
и
1
в
1
1
Содержание учебного материала
Раздел 2.
Философия Нового и
новейшего времени
6
Философия Нового времени и Просвещения
Общая характеристика философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма в
новоевропейской философии. Проблема метода познания: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Проблема субстанции: Р.
Декарт, Лейбниц, Спиноза. Теория общественного права и общественного договора: Т. Гоббс, Д. Локк.
Философия Просвещения: Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Французский материализм XVIII века:
Гольбах, Ламетри, Гельвеций.
Семинарское занятие
2
Самостоятельная работа
4
2 Немецкая классическая философия
Основные направления и черты этого периода. Основатель немецкой классической философии И. Кант и
основная проблематика его творчества. Г. Гегель - основатель диалектического учения. Философия Л.
Фейербаха. Семинар- практикум.
4
4 Русская философия XIX-XX вв. Характерные черты и основные направления русской философии.
Становление русской философии в XI-XVIIbb. Русская философия XVIII - XX вв. Религиозная
философия. Философские взгляды Павлова, Мечникова, Бехтерева.
Семинар-практикум.
1
ж
9
5 Развитие западной философии конца XIX-XX вв.
Главные черты и направления постклассической философии. Философия жизни: А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше. Основные философские направления XX в.: позитивизм, экзистенциализм.
Современная западноевропейская философия: феноменология, герменевтика, аналитическая
философия, постмодернизм.
Семинар- практикум.
Самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к темам).
Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций
Преподавателя. Подготовка и оформление эссе, схем, таблиц.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Анализ произведений философии и литературы о категориях человеческого бытия: сочинениерассуждение.
2. Эссе «Возможно ли счастье без любви?».
3. Составление таблицы «Сознание и человеческая природа в представлениях К. Юнга и 3. Фрейда».
4. Сочинение-рассуждение «Сохранение чистоты русского языка!».
Дифференцированный
зачет
6
2
2
Всего:
42 (22/20)
■
10
2.2.
1.
2.
3.
4.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения (в соответствии с ФГОС и ПООП):
кабинет социально-гуманитарных наук, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя;
доска;
столы для обучающихся;
стулья для обучающихся.
техническими средствами обучения:
- колонки для воспроизведения аудио;
- компьютер преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
Основная литература:
Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие - Москва: Издательство «ФОРУМ», 2019
288с. - Режим доступа: httD://znanium.com/g;o.Dhp?id=l 009582
Основы философии: Учебник и практикум для СПО/В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.Е
Чернышева; Финуниверситет - Москва: Юрайт, 2017 - 377 с. - Профессиональное образование
Философия. В 2 т. Т. 1 История философии: Учебник и практикум для академическог
бакалавриата / В.И. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова; Финуниверситет; под ред. В.Р
Лавриненко - Москва: Юрайт, 2017 - 276 с. - Бакалавр. Академический курс
Философия. В 2 т. Т.2 Основы философии, Социальная философия: Учебник и практикум дл
академического бакалавриата / В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышов;
Финуниверситет; под ред. В.Н. Лавриненко - Москва: Юрайт, 2017 - 283 с. - Бакалав]
Академический курс
3.2.2. Электронные издания (электронныересурсы)
1. Электронно-библиотечная система Znanium http://znanium.com
2. Ивин, А. А. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сред, про<
учеб, заведений / А. А. Ивин, И. И. Никитина. - М. : Юрайт, 2017. - 478 с. Режим доступ
https://www.biblio-online.ru/
3. Кочеров, С. И. Основы философии [Электронный ресурс]: учебное пособие для д.
студ. сред. проф. учеб, заведений / С. И. Кочеров, Л. И. Сидорова,- М.: Юрайт, 2017. - 151
Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/
4. Спиркин, А. Г. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. сре
проф. учеб, заведений / А. Г. Спиркин. - М.: Юрайт, 2017. - 392 с. Режим достуг
https://www.biblio-online.ru/
5. Стрельник, О. И. Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. срс
проф. учеб, заведений / О. И. Стрельник. - М. : - Юрайт, 2016. - 312 с. Режим достуг
https://www.biblio-online.ru/
6. Тюгашев, Е. А.Основы философии [Электронный ресурс]: учебник для студ. ср<
проф. учеб, заведений / Е. А. Тюгашев. - М. -Юрайт, 2017. - 252 с. Режим досту]
https://www.biblio-online.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010.
2. Хрестоматия по философии: учебное пособие / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Г
Проспект, 2002. - 576 с.
3.
Философия в схемах и таблицах: учебное пособие /С.Р. Аблеев. - М.: Выси
школа, 2004. - 207 с.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
основные категории и понятия
Текущий контроль при
философии;
проведении:
Лолнота ответов, точность
основные вехи истории
письменного, устного
формулировок. «Отлично»
философии;
опроса; тестирования;
ставится, если теоретическое
периодизацию, строение и
содержание дисциплины освоено
методологию философии;
роль философии в жизни человека полностью, выполнены все учебные Оценка результатов
задания и их выполнение близко к самостоятельной
и общества;
основы онтологии, гносеологии, максимальному или максимально. работы (докладов,
рефератов,
аксиологии, этики и социальной «Хорошо» ставится, если
теоретической
части
теоретическое содержание
философии;
проектов, учебных
основы научной, философской и дисциплины освоено полностью,
все учебные задания выполнены, но исследований)
религиозной картин мира;
были допущены ошибки и
проблемы бытия, истины и
Промежуточная
недочеты.
познаваемости мира;
аттестация в форме
«Удовлетворительно» ставится,
проблемы системы ценностей,
дифференцированног
если теоретическое содержание
добродетели и зла, свободы и
дисциплины освоено частично, но зачета в виде: ответственности, достижения
письменных и устных
пробелы не носят существенного
техники и технологии и их
характера, выполнено большинство ответов, -тестировани
значение в профессиональной
учебных заданий, при выполнении
деятельности будущего
которых допущены ошибки и
специалиста;
недочеты «Неудовлетворительно»
культурологические проблемы
ставится, если теоретическое
современной философии.
содержание дисциплины не
освоено, выполненные учебные
задания содержат ошибки и
недочеты.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
ориентироваться и дискутировать
по наиболее общим философским
онтологическим,
гносеологическим и
аксиологическим проблемам, как
основам культуры гражданина,
будущего специалиста;
выстраивать взаимодействие на
основе норм этики и морали.
Грамотное построение дискуссии,
актуальность темы, адекватность
результатов поставленным целям,
полнота ответов, точность
формулировок, адекватность
применения терминологии
Промежуточная
аттестация в форме
дифференцированно:
зачета в виде: письменных и устны
ответов,
- тестирования.
12
Приложение
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной
дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Тема 1.1. Философия, ее смысл, функции.
Задание 1. Вопросы.
1. Как назывались первые философы?
2. Что же осталось на долю философии, если все науки от нее отпочковались?
3. Познать самого себя, это значит?..
4. Чем больше в человеке сверхчеловеческого, тем больше в нем ...?
5. Назовите 3 человеческих качеств, делающих нас людьми?
Тема 1.2. Основные идеи философии.
Задание 1. Вопросы.
1. Почему важно знание дисциплины «Основы философии»?
2. Какова цель изучения дисциплины «Основы философии»?
3. С какими дисциплинами связан курс «Основы философии»?
Тема 1.3. Философия античного мира.
Задание 1. Вопросы.
1. Перечислите основные направления эллинско-римской философии.
2. Дайте характеристику стоицизму
3. Дайте характеристику скептицизму
4. Дайте характеристику эпикуреизму
5. Дайте характеристику кинизму.
Задание 2. Тест.
1. Античная философия а) теоцентрична
б) антропоцентрична
в) космоцентрична
2. Материальные субстанции а) числа
б) вода, воздух, огонь, земля
в) атомы и пустота
3. Первых философов называли натурфилософами, потому что они намного успешнее
объясняли а) явления природы
б) социальные явления
в) духовные явления
4. Кто из перечисленных философов не физику, а этику ставил на первое место:
а) Демокрит
б) Гераклит
в) Сократ
5. Кто утверждал, что единичное бытие есть синтез материи и формы -
13
а) Представители эллинистических школ
б) Сократ и Платон
в) Аристотель
6. Что активно по Платону а) Демиург
б) идея
в) материя
7. Представителям какой школы были благодарны греки, за то, что они «указали
наипростейший путь к жизни» а) киникам
б) стоикам
в) скептикам
8. Школа Эпикуреизма основана на идеях A) Демокрита
Б) Гераклита
B) Парменида
9. «Счастье - это жизнь в соответствии с космическими законами», этот девиз принадлежит A) эпикурейцам
Б)стоикам
B) скептикам
Ключ: 1в,2б,3а,4в,5в,6в,7а,8а,9б
Задание 2. Тест
ТЕСТ. Античная философия
Вариант 1
1. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
2. Соотнесите философскую школу и ее представителя:
3. Соотнесите философское направление и идею, которая к нему относилась:
4. Продолжите. Слова «человек есть мера всех вещей...» принадлежат...
5. Назовите основные идеи философии Сократа.
Вариант 2
1. Соотнесите период развития античной философии и проблему, которая была главной для
философов данного периода:
2. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
3. Соотнесите философское направление и его представителя:
4. Продолжите. Слова «все течет, все развивается» принадлежат...
5. Назовите основные идеи философии Платона.
Ключи
1- 1-Д, 2-В, 3-Г
2- 1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г
3- 1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б
4 - Протагор
5 - идеи Сократа
1 - 1-Г, 2-А, 3-В
2- 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В
3- 1-А, 2-В, 3-Б
4 - Гераклит
5 - идеи Платона
1 - 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А
14
2- 1-А, 2-В, 3-Б
3- 1-Б, 2-А.З-Г
4 - Сократ
5 - идеи Аристотеля
Тема 1.4. Философия средних веков.
Задание. Тест
ТЕСТ Философия Средневековья
Вариант 1
1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:
2. Выберите правильный ответ. Эпоха Средневековья охватывает период
A) IV-X вв.
Б) V-XV вв.
B) ПЫХ вв.
Г) VI-XVI вв.
3. Выберите правильные ответы. Фома Аквинский развивал идеи:
A) духовного развития личности
Б) проблемы соотношения веры и разума
B) доказательства существования бога
Г) проблемы теодицеи
4. Назовите работы Аврелия Августина.
5. Дайте характеристику периоду схоластика.
ТЕСТ Философия Средневековья
Вариант 2
1. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:
2. Назовите период развития философии Средних веков, который опирался на идеи Платона.
3. Выберите правильные ответы. Аврелий Августин развивал идеи:
A) духовного развития личности
Б) проблемы соотношения веры и разума
B) доказательства существования бога
Г) проблемы теодицеи
4. Назовите работы Фомы Аквинского.
5. Дайте определение. Теодицея - это...
Тест Философия Средневековья
Ключи
1 - 1-А, 2-Г, 3-В
2-Б
3-Б, В
4 - «Исповедь», «О граде божьем»
5 - длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным фopмaлиз^
и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотег
1 - 1-Б, 2-Г, 3-А
2 - патристика
3-А, Г
4 - «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
5 — оправдание Бога за зло
15
Тема 1.5.Философия Нового времени
Задание 1. Тест.
ТЕСТ Философия Возрождения и Нового времени
Вариант 1
1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятся:
A) теоцентризм
Б) гуманизм
B) креационизм
Г)антропоцентризм
Д) магия
2. Соотнесите направление философии Возрождения и представителей:
3. Выберите правильный ответ. Эпоха Возрождения начинается с...
A) XIV века
Б) XV века
B) XVI века
Г) XVII века
4. Продолжите. Слова «точно известно, что ничего точно не известно» принадлежат...
5. Дайте определение и назовите основателя эмпиризма.
ТЕСТ Философия Возрождения и Нового времени
Вариант 2
1. Выберите правильные ответы. К особенностям философии Возрождения относятся:
A) эстетизм
Б) психологизм
B) креационизм
Г) антропоморфность
Д) свободомыслие
2. Соотнесите философа и направление философии Возрождения:
3. Выберите правильный ответ. Эпоха Нового времени начинается с...
A) XV века
Б) XVI века
B) XVII века
Г) XVIII века
4. Продолжите. Слова «знание - сила» принадлежат...
5. Дайте определение и назовите основателя рационализма.
Ключи
1 - Б, Г
2-1-В, Д, 2-Б, Е
3-А
4 - М. Монтень
5 - Эмпиризм - это опора на опыт. Основатель - Ф. Бэкон
А,Д
12- 1-В, Д, 2-А, Г
А
34 - Ф. Бэкон
5 - Рационализм - это опора на разум. Основатель - Рене Декарт
Тип (вид) задания
Проверяемые знания и умения
16
Критерии оценки
1
Тесты
Знание основ философии
«5» - 100 - 90% правильных ответов
«4» - 89 - 80% правильных ответов
«3» - 79 - 70% правильных ответов
«2» - 69% и менее правильных ответов
2
Устные ответы
Знание основных понятий философии
Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям ГОСТа, учебных пособий,
конспектов лекций.
3
Практические работы
Умения самостоятельно выполнять практические задания, сформированность общих
компетенций.
Выполнение практически всей работы (не менее 80%) - положительная оценка
4
Самостоятельная работа
Знание основ философии, в соответствии с пройденной темой, умение их применения при
выполнении самостоятельных творческих заданий.
Самостоятельная работа состоит из подготовки рефератов, тестов, кроссвордов, творческих
проектов, оформления документов
«5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта
«4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании
«3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки
«2» - полностью отсутствует задание
5
Проверка конспектов (рефератов, творческих работ)
Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект.
Знание правил оформления рефератов, творческих работ.
Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы.
Семинарское занятие №1
Тема: Философия, ее место и роль в жизни человека.
1. Определите, какое из трех предложений является философским?
- Энергия не исчезает, а сохраняется.
- Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее.
- Делай по утрам зарядку.
2. Поясните, почему мировоззренческая функция выражена в философии ярче, чем в
биологии.
3. В чем состоит назначение философии?
4. Что такое философия?
5.Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметит!
Согласны ли вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте
отметить достоинства и недостатки такого определения.
17
6. В чем состоят: мировоззренческая, прогностическая, идеологическая,
социализирующая, аксиологическая, гносеологическая.
7. Подберите вопросы к каждой из функций: Что есть добро? Что есть будущее? Что есть истина'
Что есть свобода? Что есть человек? Что есть бог?
8. Как вы считаете философия это наука или мировоззрение? Свое мнение обоснуйте.
9. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
10. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
11. Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что на них в принципе
не может быть ответов?
12. Какую роль играли мифы в жизни первобытного человека?
Семинарское занятие №2
Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая
1. Что такое закон кармы?
2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской
философии?
3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудное:
достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным
страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?
5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?
6. Какова роль этики в индийской культуре?
7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?
8. В чем заключается главная идея буддизма?
9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?
10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
11. Что такое «дао»?
12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную
жизнь и сделать ее благополучной?
14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Кит<
15. В чем заключается главная идея конфуцианства?
16. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно
философскими?
Составить биографию философа на выбор:
Лао-Цзы, Конфуций, Будда
Линии сравнения
Восприятие человека
Восприятие природы и окр.
мира
Отношение к государству
Отношение к религии
Заполнить сравнительную таблицу:
Др. Индия
Др. Китай
18
Семинарское занятие №3
Тема: Античная философия
1. Почему философия зародилась именно в Древней Греции?
2. Какой была основная философская идея мыслителей милетской школы?
3. Что такое атом в понимании Демокрита?
4. Что, на ваш взгляд, означает образное выражение Гераклита «В одну и ту же реку нельзя вот
дважды»?
5. Когда Александра Македонского провозгласило военаначальником, многие философы
приходили к нему с поздравлениями. Только знаменитый Диоген Синопский не пришел.
Военаначальник с приближенными направился к нему сам. Диоген лежал, растянувшись на
солнце................ На обратном пути многие смеялись над философом, но царь сказал: «Если бь
я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Что же сказал Диоген Александру?
6. Кто такие софисты? Чем отличаются друг от друга понятия «мудрец», «философ» и
«софист»?
7. По каким причинам Сократ предпочел смерть бегству из тюрьмы?
8. Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание к
обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливое
(знание как соблюдать законы божественные и человеческие). Можно ли эти добродете.
приобрести путем обучения? Свое мнение обоснуйте.
9. Первые греческие философы говорили о своем знании: а) софисты утверждали, что никакс
знания вообще нет б) Известно высказывание Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Чем о
отличается от (а) и (б)?
10. В чем заключается центральная мысль платоновского учения?
11. Что такое мир идей в понимании Платона?
12. Как представлял себе Платон идеальное государство?
13. Каково соотношение в античной философии между знанием, удовольствием и
добродетелью?
14. «...Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтег
истине», - говорит Аристотель. Почему критиковал Аристотель своего учителя Платона?
15. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
16. В чем принципиальные отличия античной философии от индийской и китайской?
Составить биографии любых из следующих философов:
Пифагор, Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Диоген, Аристотель, Эпикур, Пармен»
Зенон, Аристипп, Лукреций, Цицерон, Марк Аврелий.
Семинарское занятие №4
Тема: Средневековая философия
1. В чем основные особенности средневековой философии?
2. В чем заключаются причины непримиримой вражды язычников и христиан? Каковы
основные различия их мировоззрения? На основании своего ответа заполните таблицу:_____
христианство
язычество
Представления о Боге
Представления о природе
Представления о человеке
3.
4.
5.
6.
Дайте определения понятиям теологизм, креационизм, дуализм.
В чем отличия, по Августину, Града Божьего от Града Земного?
Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?
Каким образоим Фома Аквинский обосновывает утверждение о том, что между
19
разумом и верой не должно быть противоречий?
7. Какова роль средневековой схоластики?
8. Что такое реализм и номинализм средневековой философии?
9. В чем отличие средневековой философии от античной?
10. Кто из мыслителей Средневековья сформулировал принцип: «Без веры нет знания, нез
истины»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
11. Кто из философов средневековья хотел примирить религию и науку, считая, что истина одна,
но ведут к ней два пути: путь науки и путь религии?
Составить биографию философа:
Августин, Аль-Фараби, Авиценна, Фома Аквинский, М. Монтень, Эразм Роттердамский.
Семинарское занятие №5
Тема: Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Письменно ответить на вопросы:
1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
2. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Направление
гуманистическое
неоплатоническое
натурфилософское
реформационное
политическое
утопическосоциалистическое
Хронологические рамки
Основные проблемы
ХП в.в.
XV-XVIb.b.
ХЛ-нач.Х'УПв.в.
XVI-XVHb.b.
XV-XVIb.b.
XV-ХУПв.в.
3. Сравните пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно, выделите общее и различия.
4. Покажите философское значение идей Н.Коперника.
5. Проанализируйте методологию научного познания Г.Галилея. Покажите, как она
способствовала становлению механистичесчкой картины мира.
6. В чем заключались социально-политические идеи Н.Макиавелли, выраженные в трактате
«Государь»?
7. Сравните картины утопического общества Т.Мора и Т.Кампанеллы. Какая из них
радикальнее? Почему?
Семинарское занятие №6
Тема: Философия Нового времени
1.Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
2.3а что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи нов
З.Что нового внес в философию Р.Декарт?
4. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?
5. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
6. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?
7. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали ш
Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение обоснуй!
20
8.Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что - то общее? И
почему?
Составить биографии любых двух философов:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант.
Семинарское занятие №7
Тема: Основные проблемы и идеи немецкой
классической философии
Вопросы для обсуждения:
1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черт
специфика и основные представители.
2. Философия И. Канта: революция в гносеологии, антиномии как форма диалектик
понятие категорического императива.
3. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
5. Историческая философия К. Маркса. Проблема отчуждения.
Термины:
Трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный,
априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок и разу
«вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис,
антитезис, синтез, становление, развитие, наукоучение, интеллектуальная интуиция,
«философия тождества», антропологический принцип, эвдемонизм
Темы рефератов:
1. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии.
2. Этика И. Канта.
3. Философия права И. Канта.
4. Социальная философия И.Г. Фихте.
5. Философия творческого субъекта И.Г. Фихте
6. «Философия откровения» Ф.И. Шеллинга.
7. Философия Гегеля и развитие естествознания.
8. Социальная антропология К. Маркса.
Вопросы для самоконтроля:
1. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие чер
специфика и основные представители.
2. Антиномии Канта и их место в диалектике.
3. Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Приведите прим<
априорного и апостериорного знания.
4. Проблема свободы в философии Канта. Понятие категорического императива.
5. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
6. «Феноменология духа» Гегеля: история индивидуального развития и духовная исто
мировой культуры.
7. Философия истории Гегеля, ее влияние на развитие европейской социально-историчес
мысли.
8. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
9. Опишите основные направления критики Фейербахом идеалистической философи
религии.
21
10.
Раскройте проблему
философии.
отчуждения и идеалы коммунизма в марксистской
Семинарское занятие №8
Тема: Основные идеи и этапы развития русской философии
Вопросы для обсуждения:
1. Становление русской философии в XI-XVIII вв. Г.С. Сковорода.
2. Раннее Просвещение. Материализм М.В. Ломоносова и антропология А.Н. Радищева.
3. Русская философия XIX века. Философские идеи П.Я. Чаадаева. Славянофильство ]
западничество.
4. Философия всеединства В.С. Соловьева.
5. Русский космизм.
6. Развитие русской философии в XX веке. Религиозные искания. Позитивизм.
Термины:
Исихазм, нестяжатели, иосифляне, любомудрие, нигилизм, анархизм, гегельянство,
всеединство, софийность, соборность, византизм, славянофильство, западничество,
почвенничество, историософия, богочеловек, боготворчество, богоискательство, персонализм,
«разумный эгоизм», космизм, субъективный метод в философии.
Темы рефератов:
1. Социальная философия П.Я. Чаадаева.
2. Философские воззрения революционных демократов.
3. Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
4. Консервативно-религиозная концепция К.Н. Леонтьева.
5. Философско-социологические теории народников.
6. «Общее дело» Н.Ф. Федорова.
7. Русский экзистенциализм. Н.А. Бердяев: судьба человека и смысл истории.
8. Философские концепции русского космизма.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в миров
культуре?
2. Какие проблемы наиболее типичны для отечественной философской мысли?
3. Какое влияние на развитие русской философии оказало византийское христианстве
православная церковь?
4. Что означают термины «богоискательство» и «богостроительство»?
5. Какие направления можно выделить в рамках русского космизма?
6. Какие основные школы сформировались в отечественной философии в конце XIX
начале XX вв.?
7. В чем особенности развития отечественной философии в 20-80-е гг. XX в.?
Семинарское занятие №9
Тема: Основные направления и идеи современной
западной философии
Вопросы для обсуждения:
1. Характерные особенности современной западной философии. Критика классичес
философии.
2. «Философия жизни» в XIX — XX веках.
3. Исторические формы позитивизма. Спор вокруг метафизики.
22
4. Иррационализм. Бессознательное и психоанализ.
5. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм.
Термины:
Сциентизм, иррационализм, экзистенциализм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм
постпозитивизм, технократия, «творческая эволюция», неотомизм, историцизм, психоанализ,
герменевтика, структурализм, «жизненный мир», дискурс, деконструкция, «пограничная
ситуация», сублимация, коммуникация, постмодернизм, верификация, фальсификация.
Темы рефератов:
1. Эволюция религиозной философии. Основные направления развития в XX веке.
2. Анализ языка и значения: аналитическая философия, структурализм, герменевтика.
3. Технократизм и его критика. Антитехнократические утопии.
4. Основные направления развития зарубежной марксистской философии в XX веке.
5. Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии.
6. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
7. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра.
8. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные особенности неклассической философии?
2. В чем выражалась критика классической философии?
3. Прокомментируйте философский мотив Артура Шопенгауэра о том, что у жизни нет це
вообще, что она — бездушное движение, лишенное цели.
4. Раскройте основные постулаты "философии жизни" в XIX-XX веках.
5. Как вы понимаете идеи Ф. Ницше о вечном возвращении?
6. В чем суть оригинальной концепции Ф. Ницше о сверхчеловеке?
7. Охарактеризуйте принципы прагматизма.
8. Какова социокультурная база позитивистской философии?
9. Какие принципы позитивизма представляются вам контрпродуктивными?
10. Актуальна ли идея конвенционализма в современной российской науке?
11. Охарактеризуйте философию экзистенциализма и ее основную проблематику.
12. Какие идеи постпозитивизма, на ваш взгляд, наиболее эвристичны в качес'
антропологических, культурологических, социологических?
13. Постпозитивизм — метод или совокупность разных методик?
14. Раскройте смысл понятий «вечное возвращение» и «переоценка ценностей».
15. Что такое «Я», «сверх-Я», «Оно»? Какие направления в философии используют эти понятия^
23
Приложение \
Дифференцированный зачет по основам философии
1 .Философия и мировоззрение.
2.Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.
3.Основной вопрос философии.
4.Основные разделы и функции философии.
5. Философия Древнего Египта и Вавилона.
6. Философия Древней Индии.
7. Философия Древнего Китая.
8. Философские идеи Конфуцианства.
9. Античная философия досократовского периода.Софисты.
10. Объективный идеализм Платона.Философские идеи Аристотеля.
11. Основные черты и этапы средневековой философии.
12. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома Аквинский.
13.Основные черты и направления философии Эпохи Возрождения.
14. Натурфилософия эпохи Возрождения.
15. Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
16. Общая характеристика философии Нового времени
17. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
18. Проблема субстанции (Р. Декарт, Лейбниц, Б. Спиноза,)
19. Теория общественного права и общественного договора (Т.Гоббс, Д. Локк)
20. Философия Просвещения XIII век (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо)
21. Французский материализм XIII века (Гольбах, Ламетри, Гельвеций)
22. Основные направления и черты немецкой классической философии.
23. И.Кант и основная проблематика его творчества.
24. Г. Гегель - основатель диалектического учения.
25. Философия Людвига Фейербаха.
26. Становление и основные черты марксистской философии.
27. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
28. Марксистская философия в России.
29. Главные черты и направления постклассической философии.
30. Философия жизни: А.Шопенгауэр.
31. Философия жизни: Ф.Ницше.
32. Философские направления XX в.: позитивизм, экзистенциализм.
33. Основные направления современной философии: феноменология, герменевтика.
34. Основные направления современной философии: аналитическая философия,
постмодернизм.
35. Характерные черты и основные направления русской философии.
36. Становление русской философии в XI - XVII вв.
37. Русская философия XVIII- первой четверти XIX вв.
38. Русская философия XIX - XX вв.
39. Религиозная философия: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев.
40. Философские взгляды Павлова, Мечникова, Бехтерева.