МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «ИПК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02. Психология общения / коммуникативный практикум
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Код и наименование профессии/специальности:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация выпускника: экономист бухгалтер
Форма обучения: очная
Курс: 3
Семестр: 1
2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
Подпись
3^
ФИО
дЛ
20Л? г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. Психология общения разработана
на основе требований:
Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 69
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 N 50137)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.
Разработчик: Абдулаева Х.Г преподаватель психологии ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты: Гаджиева Р.М Педагог-психолог
ГБПОУ РД ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
И
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
5. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
14
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
18
3
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и
способствует формированию общих компетенций.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать
деятельности;
информационные технологии
в
профессиональной
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во
внебюджетные фонды и налоговые органы, контролировать их прохождение по
расчетно-кассовым банковским операциям.
3.4.4. Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности:
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, определять результаты
хозяйственной деятельности за отчетный период;
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской
установленные законодательством сроки;
(финансовой)
отчетности
в
ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в
бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым
взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической
отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом
положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять
анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление
и оценку рисков;
ПК 4.7. Проводить мониторинг
нарушений, недостатков и рисков.
3.4.5. Осуществление
организации:
налогового
устранения
учета
и
менеджментом
налогового
выявленных
планирования
в
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет;
ПК 5.2. Разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры
налогового учета;
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов,
обязательных для уплаты;
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения
при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты;
ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимоствязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Аттестация в форме
6
Объем часов
39
27
12
зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Введение в
учебную дисциплину
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала
Основные понятия психологии общения. Роль общения в профессиональной деятельности
человека.
Раздел 2. Психология общения
Тема 2.1. Психология
Содержание учебного материала
Понятие личности. Свойства личности. Психологическая структура личности.
личности
Темперамент. Характер.
Практическое занятие
Тема 2.2. Общениеоснова человеческого
Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
бытия.
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
Объем
часов
3
4
4
4
Тема 2.3.
Общение как
восприятие людьми
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
Тема 2.4.
Общение как
взаимодействие
Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия.
6
Практическое занятие
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле
трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.
4
(интерактивная
сторона общения)
Тема 2.5.
Общение как обмен
Содержание учебного материала
Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные
4
Тема 2.6.
Формы делового
Содержание учебного материала
Деловая беседа. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения
деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.
4
общения и их
характеристики
Раздел 3. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Тема 3.1.
Конфликт: его
сущность и основные
характеристики
Тема 3.2.
Эмоциональное
реагирование в
Практическое занятие
Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия
разрешения конфликтов.
Содержание учебного материала
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка
эмоций. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение
конфликтной ситуации.
4
5
конфликтах и
саморегуляция
ВСЕГО
39
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Психология».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
ф рабочее место преподавателя
ф рабочие места по количеству обучающихся.
Наглядные пособия:
комплект учебно-наглядных пособий;
йС учебно-методический комплекс (рабочая программа, сборник практических работ,
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы,
фонд оценочных средств по дисциплине)
Технические средства обучения:
йП компьютер, видеопроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.
2
3
4
5
Основные источники
Шеламова Г.М. Этикет делового общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2019
- 187с. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение (учебное пособие) - М.: КноРус,
2019- 440с.
Столяренко Л.Д. Психология общения и управления (учебник для ссузов) - Ростов на
Дону.: Издательство «Феникс», 2019 - 409с.
Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) - М.: Издательский
центр «Академия», 2019. - 240с.
Шеламова Г.М. Этикет деловых отношений. - М.: Издательский центр «Академия»,
2020- 65с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего
профессионального образования) - М.: Издательский центр «Академия», 2019 - 178с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Коды
проверяемых
компетенций
ПК 6.1;
ПК 6.2:
ПК 6.3.:
ПК 6.4;
ОК 1;
ОК 2;
ОКЗ;
ОК 4;
ОК 5;
ОК 6;
Знания:
ОК 7;
Взаимосвязь
общения
и ОК 8;
деятельности;
ОК 9.
цели, функции, виды и уровни
общения.
роли и ролевые ожидания в
общении;
виды
социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Умения:
Применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности.
Использовать
приемы
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного
общения.
Промежуточный контроль
13
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий
Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий