ОП.01 Экономика организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОП.01 Экономика организации
Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический

Код и наименование специальности: 38.02.01

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Квалификация выпускника: Кассир
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3,4

2022

3

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
специальных дисциплин
Протокол № от «// »

зам. директора по У р
Шабанова М.М/7

>

Председатель П (Ц)К

Рабочая

программа

ФИО
2(^3 г.

Подпись

20у

общеобразовательной

ОУ

учебной

дисциплины

«Экономика»

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской
Федерации»

Федерального

профессионального

государственного

образования,

образовательного

утвержденного

приказом

среднего

стандарта

Минобрнауки

России

от

05.02.2018 N 69 "Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 N

50137) и приказом №796 от 01.09.2022г Министерства Просвещения РФ;
- профиля получаемого образования.

- примерной программы;

Разработчик: Абдуллаева Ш.Г., преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД «ИПК»

(рсШрЛ М-Л

(/v- atycated

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
1.2. Место дисциплины в структуре основной

профессиональной образовательной

программы (ППССЗ/ППКСЗ):

1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2 Информационное обеспечение обучения
4.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.

КРИТЕРИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ:

ОЦЕНКИ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОН .01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
ОП.01
Экономика
организации
входит
в
цикл
общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих
базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности
выпускника. Эти знания необходимы как при проведении теоретических исследований, так и
при решении конкретных экономических задач, решаемых на предприятии. Освоение
дисциплины ОП.01 Экономика организации необходимо для дальнейшего изучения
профессиональных модулей.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Рабочая программа дисциплины ОП.01 Экономика организации предполагает
изучение экономики предприятия как целостного механизма выработки экономически
обоснованных решений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели
деятельности организации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
методы оценки эффективности их использования, организацию
производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели
их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие
технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику
их расчета;
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у
выпускника специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет:
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):

4

OK 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.»;
Профессиональные
компетенции,
соответствующие
основным
видам
профессиональной деятельности:
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации
имущества в местах его хранения.
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия
фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств
организации.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, подводить результаты
хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации и формы статистической отчетности в установленные законодательством
сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имущественном и финансовом
положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 134 часа, из них 66 часов
практические работы

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
лекции
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Консультации
Итоговая аттестация в форме экзамена

134
66
68

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Экономика организации
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся
1
2
Введение в предмет. Основы
Содержание
функционирования отрасли
Цели и задачи изучения дисциплины в учреждении среднего профессионального образования.
Историческая справка.
Экономические основы функционирования отрасли. Межотраслевые комплексы.
Самостоятельная работа обучающегося
Изучить состав и структуру отраслей экономики, подготовить ответы на вопросы. Составить опорный
конспект.
Раздел 1. Экономические основы функционирования субъектов хозяйствования
Тема 1.1. Предпринимательство.
Содержание
Организационно-правовые формы
Понятие «предпринимательство», «предприятие». Виды предпринимательства. Коммерческие и
предпринимательства
некоммерческие организации. Малое предпринимательство
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объем часов
3
4

6

Акционерные общества - форма организации крупного бизнеса

Практические занятия

6

Составить опорный конспект по теме: «Особенности создания АО».
Порядок регистрации предприятий. Состав учредительных документов. Лицензирование деятельности

Тема 1.3. Типы производства.
Производственная структура
предприятия

Характеристика хозяйственных товариществ, ООО, АО, ПАО, НАО, кооперативов и унитарных
предприятий.
Самостоятельная работа обучающегося
Законы «Об АО», «Об ООО»
ФЗ «О производственных кооперативах», «О гос. и муниц. унитарных предприятиях» Заполнить таблицу.
Содержание
Сущность и характеристика производственного процесса. Типы производства и их характеристики
Факторы, определяющие производственную структуру предприятия
Практические занятия

4

4

Производственный процесс. Этапы и операции в производственном процессе. Виды операций.. Задание на
соответствие. Тестирование.

Сравнительная характеристика типов производства. Единичное производство. Серийное производство.

Массовое производство. Производственная структура предприятия.
Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия и показатели их использования
Тема 2.1. Состав и классификация
Содержание
основных средств (фондов)
Состав и классификация основных средств (фондов - ОС)
Показатели использования основных средств
Практические занятия

4

4

Тема 2.2. Капитальные вложения.
Инвестиции. Инновации

Структура основного капитала. Основные фонды. Нематериальные активы. Долгосрочные вложения.
Расчет показателей их использования
Стоимость основных фондов. Износ основных фондов физический и моральный. Амортизация основных
фондов.
Содержание
Капитальные вложения: понятие, назначение, структура. Показатели эффективности капитальных
вложений. Понятие и виды инвестиций. Инвестиционный цикл. Инвестиционная политика
Инновационная деятельность предприятия: основные термины, причины и цели инновационной
деятельности,
Инвестиции в инновации
Практические занятия

4

4

Сущность капитальных вложений и инвестиций
Показатели инновационной активности предприятий. Источник информации об инновационной
деятельности предприятия. Типы инноваций, внедряемых на предприятии. Инициирование инноваций на
предприятии.
Самостоятельная работа обучающегося
Тема 2.4. Нематериальные активы

Тема 2.5. Оборотные средства, их
состав и структура

Тема 1.4. Организация управления
предприятием

Тема 1.4. Конкуренция.
Конкурентная среда

Тема 1.4. Внутренняя и внешняя

Составить опорный конспект «Инновационная деятельность предприятия»
Содержание
Нематериальные активы предприятия: понятие структура. Патентная и лицензионная политика
предприятия
Практическое занятие
Понятие изобретения. Право использования патента, лицензии. Франчайзинг. Деловая репутация.
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка докладов по теме
Содержание
Состав и структура оборотных средств. Источники их формирования
Практические занятия
Расчет показателей использования оборотных средств. Тестирование по теме
Содержание
Задачи управления предприятием в условиях рынка. Типовые структуры управления
Практическое занятие
Составление схем структуры управления предприятием. Линейная структура, дивизионная, матричная
Содержание
Предприятие в условиях конкурентной среды. Сущность конкуренции. Виды конкуренции
Предприятия в различных типах рыночных структур
Практические занятия
Понятие конкурентной среды. Решение тестовых заданий по теме
Предприятия на рынках совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии,
монополии. Антимонопольная политика

2

2

2
2
2

2
4

4

среда организации

Содержание
Понятие внутренней среды организации. Элементы внутренней среды. Разделение труда.
Внешняя среда организации: понятие и элементы.
Практическое занятие
Элементы внутренней и внешней среды. Микро и макросреда. Роль конъюнктуры во внешней среде
4 семестр
Раздел 3. Трудовые ресурсы предприятия
Тема 3.1. Персонал предприятия.
Содержание
Состав и структура кадров
Персонал предприятия. Кадры и их классификация на предприятии

4

2

4

Численность персонала. Показатели движения персонала предприятия.
Практические занятия:

4

Изучение состава и структуры конкретного предприятия.
Определение среднесписочной численности работающих. Решение задач на расчёт показателей движения
персонала
Тема 3.2. Производительность труда

Содержание:
Производительность труда: показатели и методы измерения. Факторы и резервы роста производительности
труда
Практические занятия

2

4

Понятие производительности труда. Выработка. Норма выработки
Расчет показателей производительности труда
Тема 3.3. Организация оплаты
труда на предприятии

Содержание:

4

Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Тарифная система
Формы и системы заработной платы. Области применения
Практические занятия

4

Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда

Решение задач на расчёт заработной платы при различных формах оплаты труда
Самостоятельная работа обучающегося 9
Составить таблицу «Трудовой Кодекс РФ о компенсационных и стимулирующих выплатах работникам
организаций, размеры и условия их выплат».
Раздел 4. Экономические показатели результатов деятельности предприятия
Тема 4.1. Затраты на производство
Содержание:
и реализацию
1
Понятие себестоимости продукции (работ, услуг), ее виды, структура. Методы группировки затрат,
смета затрат.

1
1

2 | Классификация затрат на производство. Методы распределения косвенных затрат
Практические занятия:11
Составление сметы затрат на производство
1
Распределение косвенных затрат, составление калькуляции себестоимости изделия
2
Содержание:
Виды и структура цен. Прибыль в составе цены. Понятие об акцизах, НДС
I
Понятие «критического» объема производства. Ценовая политика. Информация, необходимая для
2
принятия решений по ценам
Практические занятия:
Расчет цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления
1
Расчет точки безубыточности. Принятие решений по ценам
2
Самостоятельная работа обучающегося
Методические рекомендации по разработке ценовой политики

Тема 4.2. Цена продукции

4
4

4

Основные подходы к ценообразованию

Содержание:
Понятие, виды прибыли. Формирование и распределение прибыли. Налог на прибыль.
1
2
Понятие рентабельности. Виды рентабельности
Практические занятия:
1
Расчет и распределение прибыли предприятия,
2
Расчет показателей рентабельности производства

Тема 4.3. Прибыль и
рентабельность

4

4

Самостоятельная работа обучающегося

Решение задач по образцу
Подготовить конспект по теме
Раздел 5. Материально-техническое снабжение и сбыт на предприятии
Содержание:
1
Основные задачи МТС. Выбор поставщиков и формы снабжения
Определение оптимальной величины закупаемой партии. Содержание коммерческо-посреднической
Тема 5.1. Материально-техническое 2
деятельности
обеспечение предприятия и сбыт
Практические занятия:
Роль МТС в работе предприятия. Поставщики, снабженцы, клиенты предприятия
1

2

Тема 5.2.
логистики

Маркетинг.

Основы

4

4

Составление кроссворда по теме.

Содержание:
Понятие маркетинга. Маркетинговые стратегии. Анализ рынка. Виды маркетинга
1
Роль логистики в управлении материальными потоками и запасами. Системы управления
2
материальными потоками
Практические занятия
Задачи и функции отдела маркетинга на предприятии. Роль рекламы. Маркетинговые исследования

4

4

Каналы сбыта продукции. Подготовка доклад и презентацию на тему «Логистика в коммерческой
деятельности»
Раздел 7. Финансы и планирование деятельности предприятия
Содержание:
1 | Цель финансового планирования. Разделы финансового плана
Тема 7.1. Финансовое планирование
Практические занятия
на предприятии
Сущность финансового планирования на предприятии. Стратегическое, оперативное и текущее
планирование.
Подготовить доклад и презентацию «Основные финансовые документы фирмы».
Всего:

2
4

Экзамен
134

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики
организации.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
- видеопроектор,
- лицензионное программное обеспечение для представления презентаций.
Средства обучения:
- комплекты индивидуальных заданий
- наглядные пособия (схемы).

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Нормативные и законодательные акты

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.
(с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) И Рос. газ.
2009. - № 7. - 21 янв.
2. О банках и банковской деятельности : [федер. закон от 02 дек. 1990 г. № 395-1-ФЗ (ред.
от 15 февр. 2010 г.)] // Рос. газ. - 1996. -№ 27. - 10 февр. ; 2010. -№ 33. - 17 февр.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : [федер. закон от 26 янв. 1996
г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17 июл. 2009) // Рос. газ. - 1996. - №
23.-06 февр.; 2009. -№ 131п. - 20 июл.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 31 июл. 1998 г. № 145 - ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ)] // Рос. газ. - 1998. - №
153-154. - 12 авг.; 2010. -№ 109. - 21 мая.
5. О Министерстве финансов Российской Федерации : [постановление Правительства Рос.
Федерации от 30 июн. 2004 г. № 329 (ред. от 15 июн. 2010 г. № 438)] // Рос. газ. - 2004. № 162.-31 июл.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 26. - Ст. 3350
Основные источники:

Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие для студентов средних
профессиональных учебных заведений / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачалурова. - Изд. 8-е,
испр. - Ростов н/Дону: Феникс, 2014.- 382 с. - ().
2. Чечевицына Л.Н. Экономика организации: практикум для студентов средних
профессиональных учебных заведений / Л.Н. Чечевицына, О.Н. Терещенко. - Ростов н/Дону:
Феникс, 2014,- 254 с.
1.

Дополнительные источники:
1. Book.ru. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебник / В.Д. Грибов, В.П.
Грузинов, В.А. Кузьменко. - 8-у изд., стер. - М.: КНОРУС, 2015. - 408 с. - (Среднее
профессиональное образование).

12

2. Znanium.ru. Кнышова Е.Н. Экономика организации: Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е.
Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2015. - 336 с.: 60x90 1/16. (Профессиональное образование), (переплет) ISBN 978-5-8199-0022-2, 3000 экз.
3. Znanium.ru. Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П.
Грузинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с.: 60x90 1/16.
(переплет) ISBN 978-5-905554-19-3, 1000 экз.

Интернет-ресурсы:
1. Информационно-правовой портал Гарант [электронный ресурс] - Режим доступа:
свободная http://base.garant.ru
2. Трудовой кодекс
[электронный ресурс] - Режим
доступа: свободная
http://www.trkodeks.ru
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный
ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
4. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. - [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.minfm.ru/ru/
5. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. - [Электронный
ресурс] - Режим flocTyna:http://www.economy.gov.ru/minec/main
6. Публичная интернет-библиотека. Специализация: отечественная периодика.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.public.ru
7. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Студенческая электронная библиотека «ВЕДА». - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.lib.ua-ru.net
9. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru
10.
Экономико-правовая библиотека. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
www.vuzlib.net
11.
Экономический портал. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.economicus.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
Определять организационно-правовые формы
организаций

Планировать деятельность организации
Определять состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации
Заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации
Рассчитывать по принятой методологии основные
технико-экономические показатели деятельности

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Практические
занятия,
задания
для
самостоятельной работы с литературой,
законодательными актами, тестирование
Практические занятия, устный опрос

Практические
занятия,
задания
для
самостоятельной работы с литературой,
законодательными актами, тестирование
Практические занятия, устный опрос,
Практические
занятия,
самостоятельной работы

с

задания
для
литературой,

13

законодательными актами, тестирование

организации

Задания для самостоятельной работы с
литературой, законодательными актами,
устный опрос
Оценка результатов обучения проводится по традиционной системе отметок в оценках за
выполненную работу
Знать:
Устный опрос, тестирование,
Сущность организации, как основного звена
выполнение
практических
работ,
экономики отраслей
выполнение самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение практических
Основные принципы построения экономической
работ, выполнение самостоятельных работ
системы организации
Устный опрос, выполнение практических
Организация производственного и
работ
технологического процессов

Находить и использовать необходимую
экономическую информацию

Устный опрос, тестирование,
выполнение
практических
работ,
выполнение самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение практических
работ, выполнение самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение практических
работ, выполнение самостоятельных работ
Тестирование, выполнение практических
Формы оплаты труда
работ, выполнение самостоятельных работ
Выполнение
практических
работ,
Основные технико-экономические показатели
выполнение самостоятельных работ
деятельности организации и методика их расчета
Аспекты
развития
отрасли,
организации Устный опрос, выполнение самостоятельных
работ
хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

Состав материальных, трудовых и финансовых
ресурсов организации, показатели их
эффективного использования
Способы экономии ресурсов, энергосберегающие
технологии
Механизмы ценообразования

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и

единый

подход.

При

5-бальной

системе

оценивания

для

всех

установлены

общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала,

и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой

последовательности.

Учащиеся

работают

полностью

самостоятельно:

подбирают

необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают

14

необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические
умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов

форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в

полном

объеме

и

самостоятельно.

Допускаются

отклонения

от

необходимой

последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран

и т. д.).
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при

помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную
работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического

материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа,

статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к

выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных

выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой
подготовки учащегося.

- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои
временные границы и должен закончиться определенным результатом.

15

Рецензия на рабочую программу
Общеобразовательной учебной дисциплины
(в структуре ППССЗ/ППКРС)
Общие сведения
1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы
дисциплины_________________________________________________________________________________

2. Код и наименование специальности___________________________________________

3. Индекс и наименование дисциплины__________________________________________

4. Количество часов на освоение программы:

Максимальное количество часов на дисциплину:
обязательная учебная нагрузка студентов

134

лекционные занятия
практические занятия

68
66

самостоятельная работа студентов

час.:
час., в том числе:
час.
час.
час.

5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента

Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины

Комплексная оценка программы дисциплины
1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины

1.1

1.2

1.3
1.4

Оценка
в баллах
Макс, балл
1,0 = 0,25 х4

Титульный лист содержит информацию:
■ лицевая сторона:
наименование органа управления образованием;
наименование образовательной организации;
индекс и наименование учебной дисциплины (по учебному плану);
профиль
получаемого
профессионального
образования
(технический/естественнонаучный/социально-экономический/ гуманитарный)
код и наименование специальности (профессии)
год разработки.
■ оборотная сторона:
сведения об одобрении программы дисциплины предметной (цикловой)
комиссией и решении об утверждении программы;
сведения о нормативных документах, на основании которых разрабатывалась
программа;
сведения о разработчиках и рецензентах
Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по
установленной форме.
Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов
программы дисциплины
Структура программы соответствует макету
Итоговый балл

2. Оценка раздела 1 «Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины»
Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную
2.1
информацию о принадлежности программы дисциплины к ППССЗ по
специальности.

Макс, балл
1, 0 = 0,25 х4

16
2.2

2.3

2.4

В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы (ППССЗ/ППКСЗ)» правильно указывается
принадлежность дисциплины к учебному циклу, предметной области, указан
профиль профессионального образования.
Пункт
1.3
«Цели
и задачи дисциплины, результаты
освоения
дисциплины»содержит личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения дисциплины.
Результаты освоения дисциплины соответствуют требованиям ФГОС СОО и
примерной программы.
Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени на
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самостоятельную
работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом
Итоговый балл
3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Макс, балл
1,0 = 0,20x5

Таблица 2.1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» содержит
почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в соответствии с
макетом и полностью совпадает с количеством часов, установленным учебным
планом по специальности;
Форма промежуточной аттестации указывается в соответствии с учебном планом.
Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» составлен в
соответствии с макетом;
Объем часов по видам учебной работы обучающихся в паспорте программы и таблицах
2.1,2.2 совпадает
Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименовании
разделов и тем программы, содержание учебного материала соответствует
требованиям ФГОС СОО;
уровни
освоения
дидактических
единиц
обозначаются
дидактически
целесообразно.
Указывается порядковая последовательность лабораторных и практических
занятий;
тематика лабораторных и практических занятий, индивидуального проекта
(работы)учитывает
условия
будущей
профессиональной
деятельности
обучающихся.
Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся (в т.ч. тематика
индивидуального проекта) способствует их творческому развитию, соответствует
целям и задачам освоения учебной дисциплины
Итоговый балл
4. Оценка раздела 3 «Условия реализации учебной дисциплины»

Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения,
необходимых для реализации программы дисциплины.
4.2
Перечисленное
оборудование
является
достаточным
для
проведения
лабораторных и практических занятий, предусмотренных программой
дисциплины
Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит перечень
4.3
печатных и электронных изданий основной и дополнительной учебной
литературы по дисциплине
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
4.4
Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления».
Итоговый балл
5. Оценка раздела 4 «Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов»
Наименования разделов и тем дисциплины совпадают с указанными в п. 2.2
5.1
Тематический план и содержание учебной дисциплины
5.2
Виды учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
конкретизированы с учетом специфики обучения по дисциплине
Итоговый балл

Макс, балл
1,0 = 0,25x4

4.1

Макс, балл
0,5 = 0,25 х 2

17
6. Оценка раздела 5 «Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся»
Указаны критерии оценки содержания и защиты проекта, критерии оценки уровня
6.1
сформированное™ навыков проектной деятельности
Критерии образует систему достоверной и объективной диагностики результатов
6.2
учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Итоговый балл

Макс, балл
0,50 = 0,25 х2

Общее заключение(выбрать нужное):
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке
Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению

Рекомендации по доработке рабочей программы учебной
дисциплины:____________________________________________________________________________

Дата:«»20___ г.

Рецензент/эксперт: ____________ /_______________________________
подпись И.О. Фамилия

С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):
____________ /_______________________________
подпись И.О. Фамилия
____________ /_______________________________
подпись И. О. Ф

Тема
1.2.
Роль
конкуренции
в
рыночной экономике

Тема
1.3.
Типы
производства.
Производственная
структура
предприятия

Содержание
1 Роль конкуренции в рыночной экономике. Антимонопольное
законодательство
2 История российского предпринимательства
Самостоятельная работа обучающегося 3
Написать конспект о деятельности Федеральной антимонопольной
службе, особенностях конкурентных отношений в России
Подготовить сообщения об истории российского
предпринимательства
Содержание

2
2

6

2
2

Содержание

рт

Самостоятельная работа обучающегося 4
Заполнение таблиц по теме имущество предприятия.

4



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.