ОП.04 Основы бухгалтерского учета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Профиль получаемого профессионального образования: социальноэкономический

Код и наименование специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям)

Квалификация выпускника: бухгалтер
Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 3

2022г.

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по НМР

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1 от

г.

/'
Подпись

Шабанова М.М.
ФИО

Председатель П(Ц)К
Подпись

Гарисова А.М.
ФИО

О?______ 20,;Х1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 04. «основы бухгалтерского учета»
разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям)
с учетом:

- профиля получаемого образования.
примерной программы (указывается при наличии);

- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2022/2023 учебный год.

Раз

Рецензенты

одаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»
_________ Х.А.Ахмедова

Омаров М.А.

2

Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.............

1.1. Область применения программы..................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы...............................................................................

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:.........................................................................................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:.........................................................................................................

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ..........................

3. Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению..
3.2 Информационное обеспечение обучения.....................................................

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................................

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы бухгалтерского учета

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области организации и проведения коммерческой
деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях при
наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в
образовательной программы

структуре

основной

профессиональной

1 дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам и входит в
профессиональный цикл. Изучается:
- в 3 семестре на 2 курсе (для обучающихся на базе основного общего
образования).
Изучению данной дисциплины предшествует освоение дисциплин
Математика, Экономика, Информатика ИКТ, Право.
Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям студента
при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения
предшествующих дисциплин (междисциплинарных курсов) являются:
знать:
- основные понятия и методы математических вычислений;
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя,
супруга, абитуриента);
- знать предпосылки построения, структуру и экономические выводы
экономических моделей;
- закономерности функционирования современной экономики;
- владеть навыками самостоятельной исследовательской работы.
уметь:
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научноисследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных
4

профессиональных знаний;
- уметь выбирать адекватные методы и модели для исследования конкретных
экономических процессов,
- адаптировать существующие методы под требования специфики задач, а
также разрабатывать новые методы; представлять итоги теоретических и
прикладных исследований в виде письменных работ;
- применять современный математический инструментарий для решения
содержательных экономических задач;
- формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов;
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения
трудового договора, правовой статус участника предпринимательской
деятельности, порядок получения платных образовательных услуг, порядок
призыва на военную службу
3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения учебной дисциплины должен овладеть общими и
профессиональными компетенциями.

Формируемые компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных
технологий.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно
определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
5

профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации
рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и
кассовые документы.
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества
организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского
учета.
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников
имущества организации на основе рабочего плана счетов
бухгалтерского учета рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по
инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3 Проводить
подготовку
к
инвентаризации
и
проверку
действительного
соответствия
фактических
данных
инвентаризации данным учета.
ПК 2.4 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи
ценностей (регулировать
инвентаризационные разницы) по
ПК 3.1 результатам инвентаризации.
Формировать бухгалтерские проводки по начислению и
перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2 Оформлять платежные документы для перечисления налогов и
сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетнокассовым банковским операциям.
ПК 3.3 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и
перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4 Оформлять платежные документы для перечисления страховых
взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение
по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, определять
результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки.
ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет,
налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и
формы
статистической
отчетности
в
установленные
законодательством сроки.
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и
финансовом положении организации, ее платежеспособности и
доходности.
6

В результате изучения учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
обучающийся должен знать/понимать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы бухгалтерского
учета» обучающийся должен уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
1.4. Количество
дисциплины:

часов

на

освоение

рабочей

программы учебной

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы (если предусмотрено)
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(если предусмотрено)
указываются виды самостоятельной внеаудиторной работы с
учетом специфики изучаемой дисциплины:

108
86

Итоговая аттестация в форме

*
49

*
*

22

*
*
*
*
экзамена

8

2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
2
1
Раздел 1. Общая характеристика бухгалтерского учета
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Хозяйственный учет, его
Понятие о хозяйственном учете, его виды. Измерители,
сущность и значение
применяемые в учете. Основные задачи бухгалтерского учета.
Требования к ведению бухгалтерского учета. История
бухгалтерского учета.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Подготовка реферата по теме "Исторический обзор важнейших
этапов развития бухгалтерского учета и формирование
бухгалтерской науки".
Подготовка таблицы «Сравнительные характеристики видов
учета»
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Система нормативно-правового Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в
регулирования бухгалтерского
Российской Федерации и требования международных стандартов
учета
к бухгалтерскому учету. Органы, регулирующие бухгалтерскую
деятельность в РФ. Учетная политика организации
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Подготовка конспекта по вопросу «ФЗ О бухгалтерском учете.
Его строение. Сущность и задачи ФЗ»
Раздел 2. Хозяйственный учет, его сущность и значение
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Предмет и метод
Объекты бухгалтерского учета: хозяйственные процессы,
Наименование разделов и тем

Объем
часов
3
10
4

Уровень
освоения

4

1

2

2

2

2

90
4

2
9

хозяйственные
средства
предприятий.
Классификация
хозяйственных
средств
по
составу.
Классификация
хозяйственных средств по источникам образования. Методы
ведения бухгалтерского учета
Практическое занятие №1.
Классификация хозяйственных средств по составу и источникам
образования
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Решение ситуационных задач
Тема 2.2. Бухгалтерский баланс
Содержание учебного материала
Бухгалтерский баланс, его содержание и структура, назначение и
место в бухгалтерской отчетности. Изменения в бухгалтерском
балансе
под
влиянием хозяйственных операций,
их
характеристика
Практическое занятие №2.
Составление бухгалтерского баланса на начало отчетного
периода
Практическое занятие №3.
Определение типа изменений в бухгалтерском балансе под
влиянием хозяйственных операций
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Система счетов бухгалтерского Счета бухгалтерского учёта как элемент метода бухгалтерского
учета и двойная запись
учёта. Понятие двойной записи операций на счетах.
Бухгалтерская проводка. План счетов бухгалтерского учета.
Понятия и характеристики синтетического и аналитического
счетов, их назначение и взаимосвязь. Оборотные ведомости по
счетам синтетического учета. Оборотные ведомости по счетам
аналитического учета. Классификация счетов бухгалтерского

бухгалтерского учета

4

3

6

2

4

4

3

6

10

Тема 2.4.
Документы и документооборот
в бухгалтерском учете

Тема 2.5. Учет хозяйственных
процессов

учета по назначению и структуре и по экономическому
содержанию. План счетов бухгалтерского учета
Практическое занятие №4.
Порядок открытия счетов бухгалтерского учета
Практическое занятие №5-6.
Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета. Подсчет оборотов и выведение остатков по счетам
Практическое занятие №7.
Обобщение данных на счетах бухгалтерского учета. Составление
бухгалтерского баланса
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Выполнение задания "Составить рабочий план счетов с
определением типа счетов".
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Документация - элемент метода бухгалтерского учёта.
Исправление ошибочных записей в документах. Классификация
документов. Организация документооборота
Практическое занятие №8.
Заполнение первичных документов, исправление ошибок в них
Самостоятельная работа обучающих
Работа с основной и дополнительной литературой.
Составление схемы классификации документов
Содержание учебного материала
Учёт процесса снабжения. Учёт процесса производства. Понятие
о себестоимости продукции. Учёт процесса реализации
Практическое занятие №9.
Составление бухгалтерских записей по учету процесса
снабжения, производства и реализации
Самостоятельная работа обучающих

6
9

6

3

4

2

6
3

6

2

6

3
11

Тема 2.6.
Формы бухгалтерского учета,
учетные регистры

Работа с основной и дополнительной литературой.
Составление схемы учета процесса снабжения.
Решение ситуационных задач
Содержание учебного материала
Учётные регистры бухгалтерского учёта. Формы ведения
бухгалтерского учёта
Практическое занятие №10.
Заполнение учетных регистров
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой.
Составление конспекта «Виды бухгалтерской отчетности»

2

5

4

3

2

■

.

Консультация

6
Экзамен

108

ВСЕГО:

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
бухгалтерского учета»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативные документы;
- комплект учебно-методических пособий
Технические средства обучения: мультимедиа проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Лытнева,
Л.И. Малявкина, Т.В. ФедороваТ.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ:
НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 512 с. ISBN 978-5-8199-0544-9 ЭБС «ЗНАНИУМ»
2. Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / В.И. Щербакова. - М.: ИД
ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2021. - 352 с. (Профессиональное образование).18ВИ 9785-8199-0229-5
3. Лупикова Е.В. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для СПО- М.:
Юрайт - 2022.-244с.
Дополнительные источники:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
2.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 25 октября
2010 г. № 132н)

3.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина
РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 8 ноября 2010г.№142н)

4.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008
(Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, в ред. от 8 ноября 2010г.
№144н)

5.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда»
ПБУ 2/2008 (Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н, в ред. от 8 ноября
2010г. №144н).

6. Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций. - 3-е изд., перераб и доп. М.Издательство Юрайт; Высшее образование, 2022. -138с.
7. Поленова, С. Н. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс] : Учебник / С.
Н. Поленова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2021. - 464 с. - ISBN 978-5-394-02172-5 «ЗНАНИНУМ»

Электронные ресурсы:
13

1.
2.
3.
4.
5.

www.consultant.ru - официальный сайт СПС «Консультант-плюс»
www.garant.ru - официальный сайт СПС «Гарант»
www.glavbukh.ru
www.provodka. ru
www.klerk.ru - сайт практической помощи бухгалтеру

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
применять нормативное регулирование
бухгалтерского учета
ориентироваться
на
международные
стандарты финансовой отчетности
соблюдать требования к бухгалтерскому
учету
следовать
методам
и
принципам
бухгалтерского учета
использовать
формы
и
счета
бухгалтерского учета
Знания:
нормативное
регулирование
бухгалтерского учёта и отчетности

национальную систему нормативного
регулирования
международные стандарты финансовой
отчетности
понятие бухгалтерского учета

сущность и значение бухгалтерского
учета
историю бухгалтерского учета
основные
требования
бухгалтерского учета

предмет,
метод
бухгалтерского учета

к

и

ведению

принципы

план счетов бухгалтерского учета
формы бухгалтерского учета

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2

Экспертная
оценка
практической работы 1
Экспертная
оценка
практической работы 8
Экспертная
оценка
практических работ 2,3
Экспертная
оценка
практических работ 4,5
Экспертная
оценка
практических работ 6,7

при

проведении

при

проведении

при

проведении

при

проведении

при

проведении

Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания и фронтального
опроса
Экспертная
оценка
при
проведении
фронтального опроса
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания, фронтального
опроса
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания и устного опроса
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания и фронтального
опроса
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания и карточек
заданий
Экспертная
оценка
при
проведении
индивидуального задания, тестирования
Экспертная
оценка
при
проведении
14

индивидуального задания

15

Примерный перечень вопросов к итоговому экзамену
1) История развития бухгалтерского учета;
2) Понятие и виды хозяйственного учета;
3) Основные задачи и требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета
в РФ;
4) Функции бухгалтерского учета;
5) Принципы бухгалтерского учета;
6) Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
7) Положения по бухгалтерскому учету;
8) Пользователи бухгалтерской информации;
9) Предмет бухгалтерского учета и его объекты;
10) Имущество организации по составу и размещению;
11) Источники формирования имущества по составу и размещению;
12) Характеристика хозяйственных операций и их результатов;
13) Сущность и особенности процесса снабжения (приобретения ресурсов);
14) Сущность и особенности процесса производства;
15) Сущность и особенности процесса продажи;
16) Метод бухгалтерского учета и его элементы;
17) Сущность и назначение бухгалтерского баланса;
18) Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс;
19) Строение и содержание актива бухгалтерского баланса;
20) Строение и содержание пассива бухгалтерского баланса;
21) Понятие о счетах бухгалтерского учета. Активные, пассивные и активно пассивные счета;
22) Двойная запись на счетах;
23) Синтетические и аналитические счета. Субсчета;
24) Обобщение данных текущего бухгалтерского учета. Оборотные ведомости;
25) Классификация счетов по экономическому содержанию;
26) Классификация счетов по назначению и структуре;
27) Понятие и характеристика основных и регулирующих счетов;
28) Понятие и характеристика собирательно - распределительных и
калькуляционных счетов (счета на производство);
29) Понятие и характеристика сопоставляющих (90 и 91) и финансово­
результативных счетов;
30) План счетов бухгалтерского учета;
31) Организация первичного наблюдения и документация;
32) Классификация документов, используемых в бухгалтерском учете;
33) Виды инвентаризации и назначение;
34) Понятие и виды оценок;
35) Понятие и виды калькуляций;
36) Понятие учетных регистров и их классификация;
37) Способы выявления и исправления ошибок в бухгалтерском учете;
38) Формы бухгалтерского учета;
39) Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета;
40) Учетная политика предприятия;
41) Организация бухгалтерского учета на предприятии;
42) Права и обязанности главного бухгалтера;
43) Понятие бухгалтерской отчетности, ее состав и содержание;
44) Требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности;
45) Международные стандарты учета и отчетности и значение их в формировании
системы бухгалтерского учета;
16

46) Концепция развития
среднесрочную перспективу.

бухгалтерского

учета

и

отчетности

в

РФ

на

Контрольные вопросы для самопроверки
1) Дайте определение хозяйственному учету.
2) Дайте определения понятий: статистический учет, оперативный учет,
бухгалтерский учет. Перечислите их основные отличия.
3) Перечислите основные задачи бухгалтерского учета.
4) Какие требования предъявляются к информации, формируемой в бухгалтерском
учете?
5) Что является предметом бухгалтерского учета?
6) Что является объектом бухгалтерского учета?
7) Классификация объектов бухгалтерского учета.
8) Характеристика имущества организации.
9) Характеристика источников образования имущества организации.
10) Пользователи информации, содержащейся в бухгалтерском учете.
11) Понятие метода бухгалтерского учета.
12) Характеристика документации как элемента метода бухгалтерского учета.
13) Характеристика инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.
14) Характеристика оценки как элемента метода бухгалтерского учета.
15) Характеристика калькуляция как элемента метод бухгалтерского учета.
16) Что представляет собой счет бухгалтерского учета?
17) В чем заключается принцип двойной записи?
18) Характеристика бухгалтерского баланса как элемента метода бухгалтерского
учета.
19) Характеристика
бухгалтерской
отчетности
как
элемента
метода
бухгалтерского учета.
20) Определение бухгалтерского баланса.
21) Структура бухгалтерского баланса.
22) Что отражается в активе баланса?
23) Что отражается в пассиве баланса?
24) Какие типы изменений в балансе вы знаете?
25) Приведите примеры каждого типа изменений в балансе.
26) Какие классификации бухгалтерских балансов существуют?
27) Определение счета бухгалтерского учета.
28) Приведите схему активного счета.
29) Приведите схему пассивного сета.
30) Приведите схему активно - пассивного счета.
31) В чем состоит сущность метода двойной записи?
32) Приведите формулу определения сальдо (остатка) на конец периода на
активном счете.
33) Приведите формулу определения сальдо (остатка) на конец периода на
пассивном счете.
34) Что представляет собой корреспонденция счетов?
35) Что такое бухгалтерская проводка?
36) Определение синтетического счета.
37) Определение аналитического счета.
38) Какая существует связь между синтетическими и аналитическими счетами?
39) Что представляет субсчет?
40) Приведите примеры синтетических, аналитических счетов и субсчетов.

17

41) Что представляет собой План счетов бухгалтерского учета? Каково его
значение для организации бухгалтерского учета?
42) Каково строение Плана счетов? Перечислите его разделы.
43) Дайте характеристику каждого раздела Плана счетов.
44) Что представляет собой хронологическая регистрация в учете?
45) В чем состоит назначение систематических записей в бухгалтерском учете?
46) Назначение оборотных ведомостей.
47) Дайте определение и содержание оборотной ведомости по синтетическим
счетам.
48) Дайте определение и содержание оборотной ведомости по аналитическим
счетам.
49) Особенность оборотной ведомости по синтетическим счетам.
50) Дайте определение и содержание шахматной оборотной ведомости.
51) Какие классификации счетов вы знаете?
52) Какие группы счетов входят в классификацию по экономическому
содержанию?
53) Дайте характеристику группам счетов, входящим в классификацию по
экономическому содержанию.
54) Дайте характеристику группам счетов, входящим в классификацию по
назначению и структуре?
55) Понятие документирования.
56) Реквизиты документов.
57) Классификация документов.
58) Дайте определение формы бухгалтерского учета.
59) Перечислите формы бухгалтерского учета.
60) Что положено в основу классификации форм бухгалтерского учета?
61) В чем сущность мемориально-ордерной формы учета?
62) Перечислите преимущества и недостатки мемориально-ордерной формы
бухгалтерского учета.
63) Сущность журнально-ордерной формы бухгалтерского учета.
64) Преимущества и недостатки журнально-ордерной формы бухгалтерского
учета.
65) Приведите схему кругооборота средств организации.
66) Перечислите основные принципы оценки средств организации.
67) Назовите задачи учета процесса заготовления.
68) Из чего складываются транспортно - заготовительные расходы?
69) Как определяется фактическая себестоимость заготавливаемых материалов?
70) Какие счета бухгалтерского учета используются на данной стадии
кругооборота средств организации?
71) Какие виды производств вы знаете?
72) Перечислите основные классификации расходов организации.
73) Дайте характеристику различным видам расходов организации.
74) Перечислите основные задачи учета процесса производства организации.
75) Какие счета бухгалтерского учета используют для учета процесса
производства?
76) Основные задачи учета процесса продажи.
77) В чем состоит сущность процесса продажи?
78) Какие счета бухгалтерского учета используют для учета процесса продажи?
79) Какими документами регламентируется организация бухгалтерского учета в
организации?
80) Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на
предприятии?
18

81) Каковы права и обязанности главного бухгалтера?
82) Роль и значение учетной политики на предприятии.

19

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

При сдаче итогового государственного междисциплинарного экзамена проводится
проверка по следующим критериям: знание материала предмета учебных дисциплин;умение выделять существенные положения предмета;- умение формулировать
конкретные положения предмета;- умение применять теоретические знания для анализа
конкретных экономических- ситуаций и решения прикладных проблем; общий
(культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа;- навыки в проведении
определенных расчетов и анализа результатов;- навыки в формулировке выводов по
проведенным расчетам.- Результаты итогового государственного междисциплинарного
экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления протоколов
заседаний экзаменационных комиссий.
Оценка «отлично» ставится при полных, исчерпывающих, аргументированных
ответах на все основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны
отличаться логической последовательностью, четкостью выражения мыслей и
обоснованностью выводов, характеризующих знание литературы, понятийного аппарата
источников нормативно-правовых актов, умение ими пользоваться при ответе.
Проведенные расчеты должны быть верны, а выводы, сделанные по результатам расчетов,
обоснованными.
Оценка «хорошо» ставится при полных, аргументированных ответах на все
основные и дополнительные экзаменационные вопросы. Ответы должны отличаться
логичностью, четкостью, знанием понятийного аппарата и литературы по теме вопроса
при незначительных упущениях или неточностях. Логика расчетов должна быть верна, но
допущены ошибки непринципиального характера. Выводы верны, но обоснование их не
совсем полное.
Оценка «удовлетворительно» ставится при слабо аргументированных ответах,
характеризующих общее представление и элементарное понимание существа
поставленных вопросов, понятийного аппарата и обязательной литературы. Проведенные
расчеты содержат ошибки, выводы и их обоснование неполное.
Оценка «неудовлетворительно» ставится при незнании студентом существа
экзаменационных вопросов, неверно проведенных расчетах и неверно сформулированных
выводах либо при их отсутствии.

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.