ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
OH.Off Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности/профессии: 38.02.01 «Экономика и
бухгалтерский учет».

Квалификация выпускника: бухгалтер.
Профиль получаемого профессионального образования: экономический

Форма обучения: очная
Курс:
2
Семестр:
3

2022 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «££_» 0%> 20/^ г.
Председатель П(Ц)К
/,3/L^'__ Амирова 3.А.
к/ у Подпись
ФИО

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
’■ / 1 zПодпись

3®

Шабанова М.М.
ФИО

20 J;]г-

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О.7 Безопасность жизнедеятельности
разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2014 № 965
(зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33818);
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
с учетом:
- профиля получаемого образования.
- примерной программы (указывается при наличии)',
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего
профессионального
образования
(разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.
Разработчик: Усеев Хасбулат Хизбуллаевич преподаватель специальных дисциплин ГБПОуД^
РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01
«СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках
реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2.
Место учебной дисциплины ОП.О? «Безопасность жизнедеятельности»
в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина OII.0J «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность
жизнедеятельности» - требования к результатам освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
4

- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от
оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
ПК 1.4. Разрабатывать проект производства работ на несложные строительные
объекты.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной
площадке.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные работы и
работы по реконструкции строительных объектов.
1.4.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 102 часа, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов; самостоятельной работы
обучающегося 42 часа.

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по специальности 08.02.01

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

2.1. Объём учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» и виды
учебной работы
Виды учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

В том числе:

Лекций

30

Практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 011.07 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная дисциплина ОП.ОУ «Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем часов

2

3
56

Уров
ень
освое
ния
4
1-2

2

1-2

1
Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1
Единая
государственн
ая система
предупрежден
ия и
ликвидации
ЧС
Тема 1.2
Организация
гражданской
обороны

Содержание учебного материала
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Содержание учебного материала
1 .Оружие массового поражения и его поражающие факторы. Приборы радиационной и
химической разведки и контроля.
2.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Средства
коллективной защиты от оружия массового поражения.

4
1

5.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и
в очаге биологического поражения.
б.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты
Практическая работа № 1 - 4
1 .Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).

1
1
6
2

2.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты .

2

3.Планирование и проведение мероприятий ГО

2

Внеаудиторная самостоятельная работа
Написание реферата на тему: « Воздействие вредных веществ производственной среды на

16
4

1-2

1

1-2

3

7

организм человек»

Тема 1.3.
Защита
населения и
территорий
при
стихийных
бедствиях
Тема 1.4.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на транспорте

Тема 1.5.
Защита
населения и
территорий

Написание реферата на тему: «Профессиональные заболевания от воздействия шума,
вибрации»
Написание реферата на тему: « Защита человека от воздействия электрического тока,
электромагнитных полей»

2

Выполнение таблицы « Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой
характеристикой каждого класса ЧС, последствия для населения»

4

Написание конспекта на тему: « Сущность, виды и характеристика конфликтов в
коллективах. Общая характеристика конфликта, причины, виды неуставных отношений»

2

Написание конспекта на тему: « Оказание помощи пострадавшему при синдроме
длительного сдавливания»

2

Содержание учебного материала
1 .Защита населения и территорий при ЧС природного характера
Практическая работа № 5
Изучение классификации ЧС.

1
1
2

Практическая работа № 6
Изучение и отработка поведения в условиях ЧС на транспорте.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику.
Решение ситуационных задач по теме: «Безопасность на транспорте».
Составление алгоритма действий водителя и пассажиров автотранспорта в условиях
снежного заноса.
Подборка материала и сообщений СМИ по одной из ЧС, кратко законспектировать,
проанализировать и сделать вывод по заданной схеме.
Содержание учебного материала
1 .Защита населения территории при ЧС техногенного характера.
2.Первичные средства пожаротушения.
Практическая работа № 7 - 9

10
2
2
2

2

1-2

1-2

4
2
1
1
6

1-2
8

при авариях
(катастрофах)
на
производствен
ных объектах
Тема 1.6.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
экологической
обстановке

Тема 1.7.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
социальной
обстановке

1 .Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
2.Применение первичных средств пожаротушения.
3.Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте
экономики.

2
2
2

1 .Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке

1-2
1

Содержание учебного материала
1 .Обеспечение безопасности при нахождении на территории введения боевых действий и
во время общественных беспорядков. Обеспечение безопасности в случае захвата
заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов,
угрозе совершения и совершенном теракте.

2
2

Практическая работа № 10 - 12
Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму. Организация
мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в
условиях ЧС.
Внеаудиторная самостоятельная работа

2
2

1-2

Написание реферата на тему: « Обеспечение безопасности при неблагоприятной
социальной обстановке»
Раздел 2. Основы военной службы

Содержание учебного материала
1 .Состав и организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил
и рода войск.
2.Виды Вооруженных Сил и управление вооруженными силами.

2
2

42
5
1

2

9

Тема
2.1. 3.Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом. Порядок
Вооруженные прохождения военной службы.
Силы России
на
современном
этапе
Содержание учебного материала
1 .Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
Тема 2.2.
2.Уставы Вооруженных Сил России - законы воинской жизни.
Уставы
Внеаудиторная самостоятельная работа
Вооруженных
Написание реферата на тему: « Оказание первой помощи пострадавшему при тепловом и
Сил России
солнечном ударе»
Написание реферата на тему: « Военная служба по контракту»
Содержание учебного материала
1 .Патриотизм и верность воинскому долгу - качество защитника Отечества.
Тема 2.3.
Практическая работа № 13 - 18
Боевые
1 .Определение роли ВС РФ как основы обороны государства.
традиции
Вооруженных 2.0пределение правовой основы военной службы.
3.Выявление порядка подготовки военных кадров для ВС РФ.
Сил России
4.Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно - учетные специальности, родственные специальностям СПО.
5.Отработка порядка приема военной присяги.

2

1-2

4
2
2
14
8

1-2

6
2
2
6
1
1
1
1

1-2

1

б.Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

1

Тема 2.4.
Огневая
подготовка

Практическая работа № 19-21
1 .Материальная часть автомата Калашникова.
2.Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

2
1
1

Тема 2.5.
Медико —
санитарная
подготовка

Содержание учебного материала
1 .Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки
ран.
2.Первая (доврачебная) помощь при ожогах (термических, химических, электрических)

7
2
2

1-2

1-2

10

3.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин)
4.Оказание реанимационной помощи
Практическая работа № 22-24
1.Оказание реанимационной помощи.
2.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин.
3.Первая медицинская помощь при ожогах (термических, химических, электрических).
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Всего:

2
1
4
1
2

1
102

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализация программы учебной дисциплины требует наличие кабинета

безопасности жизнедеятельности.
Необходимое оборудование учебного кабинета:

• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном

• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
• Ватно-марлевая повязка

• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)

• Бинты марлевые
• Бинты эластичные

• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)

• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне

• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:

• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса
12

2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт // Режим доступа: http://www.fsb.ru
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.

13

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.С^ «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе

проведения

занятий,

а

также

выполнения

обучающимися

внеаудиторной

самостоятельной работы.

Коды формируемых
Результаты
профессиональных и общих
обучения
компетенций
(освоенные
умения,
усвоенные
знания)
ОК 1 - 9
Освоенные
ПК 1.4
умения:
- организовывать и ПК 2.1 -2.2
проводить
мероприятия по
защите
работающих и
населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных
ситуаций;
- предпринимать
профилактические
меры для снижения
уровня опасностей
различного вида и
их последствий в
профессиональной
деятельности и
быту;
- использовать
средства
индивидуальной и
коллективной
защиты от оружия
массового
поражения;
- применять
первичные
средства
пожаротушения;
- ориентироваться в
перечне военно­
учетных
специальностей и
самостоятельно
определять среди
них родственные

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Формы контроля обучения:
- выполнение практических
заданий, тестовый контроль,
устная проверкаиндивидуальный и фронтальный
опрос;
-выполнение контрольных работ;
оценка результатов выполнения
самостоятельной внеаудиторной
работы;
- анализ ответов и выступлений
студентов на занятиях;
- решение ситуационных задач,
подготовленных обучающимися;
Формы оценки
результативности обучения:
-традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную
работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены
на проверку умения учащихся:
-выполнять условия задания на
творческом уровне с
представлением собственной
позиции;
-делать осознанный выбор
способов действий из ранее
известных;
-осуществлять коррекцию
(исправление) сделанных
ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
-работать в группе и
представлять, как свою, так и
позицию группы;

14

полученной
специальности;
-применять
профессиональные
знания в ходе
исполнения
обязанностей
военной службы на
воинских
должностях в
соответствии с
полученной
специальностью;
- владеть
способами
бесконфликтного
общения и
саморегуляции в
повседневной
деятельности и
экстремальных
условиях военной
службы;
-оказывать первую
помощь
пострадавшим.

Методы оценки результатов
обучения:
- формирование результата
итоговой аттестации по
дисциплине на основе суммы
результатов текущего контроля;
- анализ ответов и выступлений
студентов на занятиях.

15

Усвоенные знания:
- принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования
развития событий и
оценки
последствий при
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и
стихийных
явлениях, в том
числе в условиях
противодействия
терроризму как
серьезной угрозе
национальной
безопасности
России;
- основные виды
потенциальных
опасностей и их
последствия в
профессиональной
деятельности и
быту, принципы
снижения
вероятности их
реализации;
- основы военной
службы и обороны
государства;
- задачи и
основные
мероприятия
гражданской
обороны;
-способы защиты
населения от
оружия массового
поражения;
- меры пожарной
безопасности и
правила
безопасного
поведения при
пожарах;
-организацию и
порядок призыва
граждан на
военную службу и

16

поступления на неё
в добровольном
порядке;
- основные виды
вооружения,
военной техники и
специального
снаряжения,
состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в
которых имеются
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям
СПО;
- область
применения
получаемых
профессиональных
знаний при
исполнении
обязанностей
военной службы;
- порядок и
привила оказания
первой помощи
пострадавшим.

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.