ОД.02.03 ХИМИЯ 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное Бюджетно-Профессиональное Образовательное Учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.02.03. Химия

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный

Код и наименование профессии /специальности:

29.02.10. конструирование, моделирование и технология изготовления изделий
легкой промышленности (по видам)

Квалификация выпускника: технолог-конструктор

очная

Форма обучения:

Курс:

1

Семестр:

1,2

2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по УР

Протокод<№ 1 от «28_» _08_ 2024 г.
Председатель П(Ц)К
Магомедова А. А.
одпись
ФИО

Шабанова М.М

Ж

2024г

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.03. Химия в соответствии Приказ
Минпросвещения России от 14.06.2022 N 443

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 29.02.10
Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)"(3арегистрировано в Минюсте РоссииО 1.07.2022 N
69121)
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2022
№443
с учетом: -профиля получаемого образования, -примерной программы
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной
образовательной
программы
среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестана в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2024/2025 учебный год.

Рецензенты: Исмаилов У.С.

а

преподаватель ГБПОУ РД ИПК.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.....................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.................................

4. КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.............

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ

1.1.

Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.02.03. Химия является частью

основной профессиональной образовательной программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС Приказ Минпросвещения

России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология

изготовления изделий легкой промышленности (по видам)"

(Зарегистрировано в Минюсте РоссииО 1.07.2022 N 69121)
1.2. Место учебной дисциплины ОД.02.03. Химия в структуре основной
профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия»
входит в общеобразовательный цикл и относится к профессиональным
дисциплинам.

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Целью освоения дисциплины ОД.02.03. Химия является подготовка
студентов специальностей к эффективному использованию современных знаний в
области общей и неорганической химии в их будущей профессиональной
деятельности.
Задачи дисциплины:
- дать комплекс теоретических и практических знаний в области химии;
- сформировать способности понимать химическую суть процессов и
использовать основные законы химии в профессиональной деятельности;
- обучить основным методикам химического анализа и умению использовать их
на практике;
- сформировать навыки химического мышления у студентов.
В результате изучения учебной дисциплины ОД.02.03. Химия студент
должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками,
значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклеотиды и
изотопы, s-, р-, d-, f- орбитали, химическая связь, электроотрицательность,
валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное
строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного
и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы,

1.3.

истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в
водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость
химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции,
энтальпия, теплота образования, энтропия, теплота образования, энтропия,
химическое равновесие, константа, углеродный скелет, функциональная группа,
гомология ,структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в
неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы вещества, периодический
закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих
масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических
соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую
термодинамику;
-классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и
сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и
органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол,
этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза,
сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна,
каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения учебной дисциплины ОД.02.03. Химия обучающийся
должен уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной
номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд
иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип
кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и
восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных
факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы
реакций в неорганической и органической химии;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ,
относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (справочных, и научных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета);
-использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
информации и ее представление в различных формах; использование
приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной
жизни для:

- понимания глобальных проблем, состоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
- безлопастной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
- распознание и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из
разных источников.

В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие компетенции (ОК).

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к

различным контекстам;
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и

информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное

развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания
по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

OK 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное

поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
антикоррупционного поведения;
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять

знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях;

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья

в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической

подготовленности;
ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном

языках.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины «Химия»

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах

135

в т.ч.

Основное содержание

135(34+101)

в т. ч.:
теоретическое обучение

65(18+47)

практические занятия

70(16+54)

в т.ч. контрольные работы

8

Профессионально-ориентированное содержание
(содержание

________ 42________

прикладного модуля)
в т. ч.:

теоретическое обучение

8

практические занятия

22

лабораторные занятия

12

Промежуточная аттестация (зачет с оценкой)

2

2.1. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем

Теория химического
строения
органических
веществ.

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
Лекция:
1. Органическая химия- химия соединений углерода.
Теория химического строения органических веществ.
Практическое занятие:
1.Семинар « Теория хим. строения органических

Объем
часов

Уровень Формируемые
освоения компетенции

2

1

2

1

2
2

1
1

2

1

2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

ОК 01

веществ»
Предельные
углеводороды

Лекция:
1. Предельные углеводороды. Строение метана.
Изомерия и номенклатура алканов. Получение и
применение алканов.
2. Химические свойства алканов.
3. Циклопарафины.
Практическое занятие:
1. Изомерия и номенклатура алканов..Химические
свойства алканов.
2. Семинар по теме «алканы»
3. Качественное определение углерода, водорода в орг.
соединениях.
4. Решение задач на нахождение молекулярной формулы

ОК 01
ок

по массовым долям.
5.Решение задач на нахождение молекулярной формулы
по продуктам сгорания.

Непредельные
углеводороды.

Ароматические
углеводороды

Лекция:
1.Этилен. Строение,изомерия номенклатура алкенов.
2.Получение и применение алкенов.
3. Химические свойства алкенов.
4. Диеновые углеводороды. Природный каучук
5. Ацетиленовые углеводороды
Практическое занятие:
1. Семинар по теме «Алкены».
2. П/р Получение этилена и опыты с ним.
3. Семинар «Диеновые углеводороды».
4.Семинар «Ацетиленовые углеводороды».
5. Решение задач.
Лекция:
1. Бензол. Строение, свойства, получение и
применение.
Практическое занятие:
1 .Семинар по теме «ароматические
углеводороды»..Обобщение знаний об углеводородах..
2.Решение задач и упражненй. Контрольная работа.

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

2

1

2
2

1
2

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

Химические реакции

Классификация
веществ

Неметаллы

Металлы

Практическое занятие:
1. Классификация хим. реакций
2.Скорость химических реакций. Химическое
равновесие.
3.Реакции ионного обмена
4.Гидролиз.
5.Окислительно- восстановительные реакции
б.Решение задач и упражнений
7.Контрольная работа.

2
2
2
2
2
2
1

2
2
2
2
2
1
1

ОК 01
ОК 02

2
2
2
2

1
1
1
1

ОК 01
ОК 02

2

1

ОК 01
ОК 02

Практическое занятие:
1 .Окислительно- восстановительные свойства серной и
азотной кислоты.
2.Водородные соединения неметаллов.

2
2

1
1

Лекция:
1. Общая характеристика металлов. Металлы главных
подгрупп
2. Металлы побочных подгрупп
3. Электролиз. Коррозия металлов. Сплавы.

2
2
2

1
1
1

Практическое занятие:
1 .Оксиды
2. Основания
3.Кислоты
4.Соли.
Лекция:
1 .Общая характеристика неметаллов.

ОК 01
ОК 02

Практическое занятие:
1 .Повторение и обобщение темы «металлы и
неметаллы»
2.Контрольная работа по теме «Металлы. Неметаллы».
Зачет с оценкой
Всего

2
1
2

135

1
1

З.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химии».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;
Технические средства обучения:

- персональный компьютер;
- мультимедийной проектор.
- Программно-аппаратный комплекс учителя

- Цифровая лаборатория по химии
Цифровой датчик температуры -20 ... +110°С
о
о
о
о
о
о
о

Цифровой датчик температуры термопарный (0 ... 1000°С)
Цифровой датчик pH
Цифровой датчик электропроводности растворов
Цифровой датчик объема газа с контролем температуры
Цифровой датчик оптической плотности 525 нм (зеленый)
Цифровой датчик оптической плотности 590 нм (желтый)
Цифровой датчик турбидиметр

- Комплекты для проверки знаний учащихся
о ГИА-лаборатория по химии для ученика и для учителя

- Комплект лабораторной химической посуды
о Химпосуда для цифровой лаборатории

■ Соединитель стеклянный
■ Переход стеклянный
■ Кювета для датчика оптической плотности

■
■
■
■
■

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Пробирка двухколенная
Пробирка Вюрца
Колба коническая 250 мл 29/32
Шприц 150 мл
Набор реактивов для проведения демонстрационных экспериментов
по химии
■ Набор пробок резиновых
Колба коническая 1000 мл
Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
Комплект мерных колб
Комплект пипеток
Комплект мерных цилиндров стеклянных
Комплект мерных цилиндров пластиковых
Комплект ложек фарфоровых
Комплект шпателей (22 шт.)
Комплект стаканов химических
Комплект стаканов пластиковых
Комплект стаканчиков для взвешивания (бюкс)
Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
Комплект ступок с пестами (12 шт.)
Палочка стеклянная
Трубка стеклянная 5 мм (комплект)
Дозирующее устройство (механическое)
Набор флаконов 450 мл
Эксикатор
Бюретка 50 мл

Химическое лабораторное оборудование общего назначения

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Вытяжной шкаф лабораторный
Дистиллятор ДЭ4
Весы электронные с USB-переходником
Баня комбинированная лабораторная
Доска для сушки посуды
Блок питания 24 В регулируемый
Электроплитка 800 Вт
Магнитная мешалка
Шланг силиконовый 6 мм
Шланг силиконовый 8 мм
Зажим Мора
Зажим винтовой
Комплект ершей для мытья химической посуды
Комплект средств индивидуальной защиты
Набор инструментов для обслуживания

о Якорь для магнитной мешалки
- Оборудование и приборы для демонстрационного эксперимента
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Колбонагреватель
Чаша кристаллизационная
Ложка для сжигания веществ
Столик подъемный
Прибор для окисления спирта над медным катализатором
Прибор для определения состава воздуха
Прибор для опытов по химии с электрическим током ПХЭ
Прибор для получения газов демонстрационный
Пробирка ПХ-21
Штатив демонстрационный химический
Щипцы тигельные
Спиртовка
Зажим пробирочный
Подставка под сухое горючее

- Коллекции для оформления кабинета химии
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Коллекция "Алюминий"
Коллекция "Волокна"
Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"
Коллекция "Металлы и сплавы"
Коллекция "Минералы и горные породы"
Коллекция "Минеральные удобрения"
Коллекция "Нефть и продукты ее переработки"
Коллекция "Пластмассы"
Коллекция "Стекло и изделия из стекла"
Коллекция "Топливо"
Коллекция "Чугун и сталь"
Коллекция "Шкала твердости"

- Модели демонстрационные для оформления кабинета химии в школе

о Комплект моделей кристаллических решеток
о Комплект моделей атомов для составления молекул со стержнями
- Перечень оборудования кабинета химии для лабораторных работ

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Цифровая лаборатория по химии базового уровня
Набор индивидуального базового оборудования
Набор индивидуального вспомогательного оборудования
Набор индивидуальный для работы с газами
Весы электронные лабораторные 200г, точность 0,01г
Комплект запасного стекла для индивидуальных наборов
Пробирка ПХ-14
Штатив лабораторный химический ШЛХ
Штатив для пробирок
Стакан химический 100 мл
Набор склянок 30 мл для растворов реактивов
Набор банок 15 мл для твердых веществ
Бюретка 25 мл с краном
Комплект этикеток для химической посуды лабораторный
Спиртовка лабораторная

- Перечень химических реактивов для школы

о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о

Набор № 1 В "Кислоты"
Набор № 1 С "Кислоты"
Набор № 3 ВС "Щелочи"
Набор № 5 С "Органические вещества"
Набор № 6 С "Органические вещества"
Набор № 7 С "Минеральные удобрения"
Набор № 8 С "Иониты"
Набор № 9 ВС "Образцы неорганических соединений"
Набор № 11 С "Соли для демонстрации опытов"
Набор № 12 ВС "Неорганические вещества"
Набор № 13 ВС "Галогениды"
Набор № 14 ВС "Сульфаты, сульфиты"
Набор № 16 ВС "Металлы, оксиды"
Набор № 17 С "Нитраты" большой
Набор № 17 С "Нитраты"
Набор № 18 С "Соединения хрома"
Набор № 19 ВС "Соединения марганца"
Набор № 20 ВС "Кислоты"
Набор № 21 ВС "Неорганические вещества"
Набор № 22 ВС "Индикаторы"
Набор материалов по химии
Сухое горючее

4.
КОНТРОЛБ
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.02.02 Химия
Формы и методы контроля и оценки
Результаты обучения
результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
2
1
Умения /знания
практические занятия,
- называть изученные вещества по
самостоятельная работа
«тривиальной» или международной
номенклатурам;

- определять: валентность и степень
окисления химических элементов, заряд
иона, тип химической связи,
пространственное строение молекул, тип
кристаллической решетки, характер
среды в водных растворах, окислитель и
восстановитель, направление смещения
равновесия под влиянием различных
факторов, изомеры и гомологи,
принадлежность веществ к различным
классам органических соединений,
характер взаимного влияния атомов в
молекулах, типы реакций в
неорганической и органической химии;

Решение задач,

- характеризовать: s-, р-, d-, f- элементы

тестирование, контрольная работа и

практические занятия, тестирование

по их положению в периодической
системе Д.И. Менделеева; общие
химические свойства металлов,
неметаллов, основных классов
неорганических соединений; строение и
свойства органических соединений
(углеводородов, спиртов, фенолов,
альдегидов и кетонов, карбоновых
кислот, аминов, аминокислот и
углеводов);

практические занятия

-объяснять: зависимость свойств
химического элемента и образованных
им веществ от положения в
периодической системе Д.И.
Менделеева; зависимость свойств
неорганических веществ от их состава и
строения; природу и способы
образования химической связи;
зависимость скорости химической
реакции от различных факторов,
реакционной способности органических
соединений от строения их молекул;

практические занятия,
самостоятельная работа

-выполнять химический эксперимент
по: распознаванию важнейших
неорганических и органических
веществ; получению конкретных
веществ, относящихся к изученным
классам соединений;

самостоятельная работа, практические
занятия

- проводить расчеты по химическим
формулам и уравнениям реакций;

Решение задач, практические занятия,
самостоятельная работа

- осуществлять самостоятельный поиск
химической информации с
использованием различных источников

творческие задания

(справочных, и научных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов интернета);
-использовать компьютерные технологии творческие задания
для обработки и передачи информации и
ее представление в различных формах;

- использование приобретенных знаний и творческие задания
умений в практической деятельности и
повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем,
состоящих
перед
человечеством:
экологических,
энергетических
и
сырьевых;
практические занятия
- объяснения химических явлений,
происходящих в природе, быту и на
производстве;
- оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на
организм человека и другие живые
организмы;

устный опрос

- безопасной работы с веществами в
лаборатории, быту и на производстве;

практические занятия

- определения возможности протекания
химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;

устный опрос,
решение задач,
самостоятельная работа

- распознание и идентификации
важнейших веществ и материалов;

практические занятия,
тестирование

- оценки качества питьевой воды и
отдельных пищевых продуктов;

практические занятия

- критической оценки достоверности
химической информации, поступающей
из разных источников.

устный опрос

Знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с устный опрос
другими естественными науками,
значение в жизни современного
общества
- важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом,
молекула, масса атомов и молекул, ион,
радикал, аллотропия, нуклеотиды и
изотопы, s-, р-, d-, f- орбитали,
химическая связь,
электроотрицательность, валентность,
степень окисления, гибридизация
орбиталей, пространственное строение
молекул, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества
молекулярного и немолекулярного
строения, комплексные соединения,
дисперсные системы, истинные
растворы, электролитическая
диссоциация, кислотно-основные
реакции в водных растворах, гидролиз,
окисление и восстановление, электролиз,
скорость химической реакции, механизм
реакции, катализ, тепловой эффект
реакции, энтальпия, теплота
образования, энтропия, теплота
образования, энтропия, химическое
равновесие, константа, углеродный
скелет, функциональная группа,
гомология ,структурная и
пространственная изомерия, основные
типы реакций в неорганической и

тестирование контрольная работа и
практические занятия

органической химии;

- основные законы химии: закон
сохранения массы вещества,
периодический закон, закон постоянства
состава, закон Авогадро, закон Гесса,
закон действующих масс в кинетике и
термодинамике;

тестирование контрольная работа

-классификацию
и
номенклатуру
неорганических
и
органических
соединений;
- природные источники углеводородов и
способы их переработки;

устный опрос,
тестирование, самостоятельная работа,
контрольная работа
Устный опрос, тестирование

Устный опрос, тестирование
- вещества и материалы, широко
используемые в практике: основные
металлы и сплавы, графит, кварц, стекло,
цемент, минеральные удобрения,
минеральные и органические кислоты,
щелочи, аммиак, углеводороды, фенол,
анилин, метанол, этанол, этиленгликоль,
глицерин, формальдегид, ацетальдегид,
ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал,
клетчатка, аминокислоты, белки,
искусственные волокна, каучуки,
пластмассы, жиры, мыла и моющие
средства.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.