МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 История России
Профиль получаемой профессии: социально-экономический
Код и наименование профессии: 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология
изготовления изделий легкой
промышленности
Квалификация выпускника: Технолог-конструктор
Форма обучения: очная
2024г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Протокол № 1 от «30»августа 2024 г.
Подпись
^Подпись
ФИО
Давлятбекова М. М
ФИО
30
августа
2024г.
Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.01 История России
разработана на основе:
- Федерального закона от 29 .12.2012 г. № 273 ФЗ Об образовании в РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
Приказ Минпросвсщения России от 14.06.2022 N 443 "Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по
видам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69121 )с учетом:
- профиля получаемого образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Мусаева 3. А., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензент: Багомедова Р. X., преподаватель истории ГБПОУ РД «ИПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.01 История России»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 История России является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла ПОП в соответствии с ФГОС СПО по специальности
29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, ОК 04. ОК
06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
Код
умений
Умения
- ориентироваться
в современной
экономической,
политической и
культурной
ситуации в России
и мире;
- определять
основные
тенденции
социальноэкономического,
политического и
культурного
развития России и
мира;
- выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических и
культурных
процессов;
- определять
значимость
профессиональной
деятельности в
решении
современных
финансово-
Код
знаний
Знания
- ключевые понятия и
явления истории середины
XX - нач. XXI вв.;
- основные тенденции
развития России и мира в
середине XX - нач. XXI вв.;
- сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в середине XX начале XXI вв.;
- основные процессы
(дезинтеграционные,
интеграционные,
поликультурн ые,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
России и мира;
- назначение
международных организаций
и основные направления их
деятельности;
- особенности развития
культуры в конце XX - начале
XXI вв.;
- проблемы и перспективы
развития России и мира в
конце XX - начале XXI вв. и
ихзначение в
профессиональной
деятельности будущего
специалиста.
экономических
проблем;
- проявлять
активную
гражданскую
позицию,
основанную на
демократических
ценностях мировой
истории.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение
46
практические занятия
Самостоятельная работа1
Промежуточная аттестация
2
'Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание и формы организации
деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Геополитическое устройство современного мира
Содержание
Тема 1.1. Россия и
мир во 2-й половине
1. Устройство мира после Второй мировой
XX века
войны.
2. Создание Организации объединенных
наций.
3. Формирование и противостояние двух
мировых систем.
4. «Холодная война».
Геополитическое устройство современного
мира.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия на рубеже XX- XXI веков
Содержание
Тема 2.1.
Г осударственное
1. СССР в 70-80-гг. XX в.: экономика,
устройство и
государственное устройство, общественная
жизнь, общественные настроения
2В соответствии с Приложением 3 ПООП.
Объем, акад, ч / в том числе в
форме практической подготовки,
акад ч
3
4
Обязат. часть
ОП с учетом
интенсификации
40%
5/5
Обязат. часть
ОП
6/5
4
5/5
Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
5
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
6/5
4
ОК 02,
ОК 04,
Код Н, У, 3,
Уо, Зо
6
общество СССР в 80е гг.ХХ в.
Тема 2.2.
Перестройка.
Реформа советской
политической
системы. Распад
СССР
Тема 2.3. Внешняя
политика
государства в 19851991 гг.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Март 1985 г.: избрание М.С.Горбачева
Генеральным секретарём ЦК КПСС.
Перестройка. Первые шаги на пути к рыночной
экономике. Кооперативы. Начало частного
предпринимательства.
2. XIX Всесоюзная партийная конференция и
принятие резолюций «О гласности», «О
правовой реформе», «О демократизации
советского общества и реформе политической
системы». Изменения в Конституции СССР.
Первые Съезды народных депутатов СССР.
Политические силы и идеи.
3. Переход к президентской системе
правления. Президент СССР. Президент
России. Децентрализация власти КПСС. ГКЧП.
Распад СССР
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Становление нового внешнеполитического
курса. «Новое политическое мышление».
Сближение со странами Запада.
2. Вывод войск из Афганистана.
Реформирование политических режимов в
странах Восточной Европы.
3. Распад мировой социалистической
системы. Создание СНГ.
Перестройка. Распад СССР и мировой системы
социализма
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
ОК 06
6
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
4
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
Тема 2.4.
Социальноэкономическое
развитие России в
90-е гг. «Прыжок в
капитализм»
Приватизация.
Тема 2.5. Россия в
1992-1999 гг.
Становление нового
политического
режима.
Тема 2.6.
Социальноэкономическое
развитие России в
нач. XXI в.
Содержание
1. Системный социально-экономический
кризис начала 90-х гг. XX в. «Правительство
реформ». «Шокотерапия». Либерализация цен.
Указ «О свободе торговли». Инфляция и
гиперинфляция. Обесценение сбережений
россиян.
2. Приватизация. Этапы приватизации.
Дефолт 1998 г. Итоги приватизации.
3. Социальные последствия «шоковой
терапии». Расслоение общества: новые
русские, средний класс, бедные.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Трансформация советских форм
управления в президентскую республику:
Референдум 1993 г. Расстрел Белого дома.
2. Конституция РФ 1993 г: оформление
президентской республики.
3. Правительства и Государственные Думы
90-х гг.
Россия в 1992-1999 гг. Приватизация и её
последствия. Конституция 1993 года
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
1. Новый экономический курс начала XXI в.
Усиление власти государства в экономике.
Структура российской экономики в 1
десятилетии XXI в.
2. Структура российского общества в 1
десятилетии XXI в.
3. Развитие культуры, науки, образования.
Религиозная ситуация в современной России.
6
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
6
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
6
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
Роль науки, культуры и религии в сохранении
и укреплении национальных и
государственных традиций.
4. Глобальный финансово-экономический
кризис и экономика России. Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития России на период до 2020 г.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание
Тема 2.7.
Политическая жизнь
1. Политические преобразования начала XXI
России в начале XXI
в. Президентская власть. Правительство
в.
России. Укрепление власти в центре и на
местах. Административная реформа. Реформы
в армии. Российская армия в 1 десятилетии
XXI века.
2. Власть и олигархия. Общественные
настроения. Расстановка политических сил.
Политические партии России.
Межнациональные отношения. Национальная
политика. Противодействие национализму и
экстремизму. Межнациональные отношения в
РФ и Республике Башкортостан в 1
десятилетии XXI века.
Социально-экономическое и политическое
развитие России в начале XXI в.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Россия в глобальных процессах начала XXI в.
Содержание
1. Развитие внешнеполитических отношений
России в начале XXI в. Новый
внешнеполитический курс.
4
6/6
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06
6/6
8
ОК 02,
ОК 04,
2. Россия и страны СНГ. «Цветные
революции» в странах бывшего СССР: их
сущность и направленность.
3. Единое евразийское пространство.
4. Партнерство России с Европейским союзом
и НАТО: формы сотрудничества.
5. Азиатское направление внешней политики.
Россия и Китай. Россия и Индия. Россия и
Япония. Шанхайская организация
сотрудничества (ШОС), БРИКС (Бразилия,
Россия, Индия, Китай, ЮАР).
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
ОК 06
2
46
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.1.2 образовательной программы по специальности 29.02.10 Конструирование,
моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по отраслям).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2020. - 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX - начало XXI века): учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. - Москва :
Издательство Юрайт, 2022. - 245 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России XX - начала XXI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53401245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022.---- 245 с. - (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов. Ю.Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - Москва : Академия, 2016. - 448 с. - ISBN
978-5-4468-2871-5. - Текст : непосредственный.
2. История России. XX - начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. - 7-е изд., испр.
и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 328 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-53409384. - Текст : непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. - Москва : Юрайт, 2021. - 234 с. - (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. - Текст : непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. - 80 с. - ISBN 978-5- 09-034351-0. Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3
Критерии оценки
Методы оценки
Освоение систематизированных
знаний об истории человечества.
оценка «отлично» выставляется
обучающемуся, если он глубоко и
прочно усвоил программный
материал курса, исчерпывающе,
последовательно, четко и логически
стройно его излагает, умеет тесно
увязывать теорию с практикой,
свободно справляется с вопросами,
не затрудняется с ответами при
видоизменении заданий, правильно
Оценка устных опросов
Формирования целостного
представления о месте и роли
России во всемирноисторического процессе.
Развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе
осмысления ими исторически
сложившихся культурных,
религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и
социальных установок и
идеологических доктрин.
Овладеть навыками поиска,
систематизации и комплексного
анализа исторической
информации.
Уметь, понимать историческую
обусловленность явлений и
процессов современного мира.
а) Определять собственную
позицию по отношению к
окружающей реальности.
б) Соотносить свои взгляды
и принципы с историческим
возникшими
мировоззренческими
системами.
Оценка устных опросов
Оценка устных опросов
обосновывает принятые решения;
оценка «хорошо» выставляется
обучающемуся, если он твердо
знает материал курса, грамотно и
по существу излагает его, не
допуская существенных
неточностей в ответе на вопрос,
правильно применяет
теоретические положения при
решении практических вопросов,
владеет необходимыми навыками и
приемами их выполнения;
оценка «удовлетворительно»
выставляется обучающемуся, если
он имеет знания только основного
материала, но не усвоил его
деталей, допускает неточности,
недостаточно правильные
формулировки, нарушения
логической последовательности в
изложении программного
материала; оценка
« неудовлетворительно»
выставляется обучающемуся,
который не знает значительной
части программного материала,
допускает существенные ошибки,
неуверенно, с большими
затруднениями отвечает на вопросы
или не справляется с ними
самостоятельно.
3В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
Оценка устных опросов
Оценка устных опросов
Оценка устных опросов