МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.. 10 «Основы безопасности и защиты Родины»
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
20.02.02. Защита в чрезвычайных ситуациях.
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных ситуациях
2024 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности и защиты Родины»............................................................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины............................................ 14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины............................... 27
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины..................................................................................................................................29
4
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины»
1.1.
Место дисциплины
образовательной программы:
в
структуре
основной профессиональной
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии
с ФГОС среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки
России от 18.04.2014 № 352(зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2014 № 32657); по
специальности 20.02.02 Защита в ЧС.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
•
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность
жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
•
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
•
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
•
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан;
•
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского
освидетельствования, призыва на военную службу;
•
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
•
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время
прохождения военной службы и пребывания в запасе;
•
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
•
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
•
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
•
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
•
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
•
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное
самоопределение по отношению к военной службе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
•
для ведения здорового образа жизни;
•
оказания первой медицинской помощи;
•
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
•
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы
экстренной помощи.
Спасатель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
5
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Планируемые образовательные результаты обучения
Общие!
универсальными учебными
Овладение
познавательными
действиями:
•
базовыми логическими действиями:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии
их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
•
базовыми исследовательскими действиями:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность,
Дисциплинарные (предметные)^
ПРб 02. Знание задач и основных
принципов организации единой системы
предупреждения
и
ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, прав
и обязанностей гражданина в этой области;
прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знание о действиях
по сигналам гражданской обороны.
ПРб 08.
Сформированность
представлений о ценности безопасного
поведения
для
личности,
общества,
государства, знание правил безопасного
поведения и способов их применения в
собственном поведении.
6
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметныхобластей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходыи
решения;
- способность их использования
в познавательной
и
социальной практике.
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной
направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такуюдеятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной
деятельности,
OK
02.
Использовать
современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
•
работой с информацией:
- владение навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создание текстов в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивание достоверности, легитимности информации, ее
соответствия правовым и морально-этическим нормам;
использование
средств
информационных
и
ПРб 06.
Сформированность
представлений
о
применении
беспилотных летательных аппаратов и
морских
беспилотных
аппаратов;
понимание о возможностях применения
современных
достижений
научнотехнического
прогресса
в
условиях
современного боя.
7
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владение навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
OK 03. Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать знания по
правовой
и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
В части ценности научного познания:
- сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе
Овладение универсальными регулятивными действиями:
•
самоорганизации:
самостоятельное
осуществление
познавательной
деятельности,
выявление
проблемы,
постановка
и
формулирование собственных задач в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельное составление плана решения проблем с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
ПРб 01. Знание основ законодательства
Российской Федерации, обеспечивающие
национальную безопасность и защиту
населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность
представлений
о
государственной политике в области
обеспечения
государственной
и
общественной
безопасности,
защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
различного
характера.
ПРб 07. Сформированность
8
•
самоконтроля:
использование приемов рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- умение оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
•
эмоционального
интеллекта,
предполагающего
сформированность:
- внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность
понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
В части духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
необходимого уровня военных знаний как
фактора
построения
профессиональной траектории, в том числе в
образовательных
организациях,
осуществляющих подготовку кадров в
интересах
обороны
и
безопасности
государства, обеспечении законности и
правопорядка.
9
OK 04. Эффективно
Овладение
универсальными
коммуникативными
взаимодействовать
и действиями:
работать в коллективе и •
совместной деятельностью:
команде
- понимание и использование преимуществ командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
•
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению.
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
Овладение навыками учебно-исследовательской, проектнойи
социальной деятельности.
Осознание
обучающимися
российской
гражданской
идентичности.
Целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных
ценностей
народов
ПРб 14. Знание основ безопасного,
конструктивного общения, умениеразличать
опасные
явления
в
социальном
взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные
явления и противодействовать им
ПРб 03. Сформированность
представлений
о
роли
России
в
современном мире; угрозах военного
характера;
роли
Вооруженных
Сил
10
OK
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
мирного и военного времени
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике,
готовность
к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В части экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе знания целей устойчивого развитиячеловечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности.
совершении
проведении
операции
террористического
акта;
контртеррористической
ПРб 05. Сформированность
представлений о боевых свойствах и
поражающем действии оружия массового
поражения, а также способах защиты от
него.
ПРб 09. Сформированность
представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой
среде); владение основными способами
предупреждения опасных ситуаций; знание
порядка
действий
в
чрезвычайных
ситуациях.
ПРб 10. Сформированность
представлений о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми
12
участниками движения. Знание основ и
правил
безопасного
поведения
на
транспорте, умение применять их на
практике, знание о порядке действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте.
ПРб 11. Овладение знаниями о способах
безопасного поведения в природной среде;
умением применять их на практике; знание
порядка действий при чрезвычайных
ситуациях
природного
характера;
сформированность
представлений
об
экологической
безопасности,
ценности
бережного
отношения
к
природе,
разумного
природопользования.
ПРб
12.
Знание
основ
пожарной
безопасности; умение применять их на
практике для предупреждения пожаров;
знание порядка действий при угрозе пожара
и пожаре в бы ту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде; знание прав
и обязанностей граждан в
области пожарной безопасности.
OK
08.
Использовать
Готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
средства
физической самоопределению.
культуры для сохранения и
Наличие мотивации к обучению и личностному развитию.
укрепления
здоровья
в Овладение универсальными регулятивными действиями:
процессе
•
самоорганизации:
и
ПРб 13. Владение основами медицинских
знаний: владение приемами оказания
первой
помощи
при
неотложных
состояниях;
сформированность
представлений
об инфекционных
и
13
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся
ресурсов,
собственных
возможностей
и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
неинфекционных заболеваниях, способах
профилактики;
сформированность
представлений о здоровом образе жизни и
его роли в сохранении психического и
физического
здоровья,
негативного
отношения к вредным привычкам; знания о
необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального и военного
характера; умение применять табельные и
подручные
средства
для
самои
взаимопомощи;
В части физического воспитания:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
ПРб 04. Сформированность знаний об
элементах
начальной
военной
подготовки (включая общевоинские уставы,
основы строевой, тактической, огневой,
инженерной,
военно
медицинской и технической подготовки),
правилах оказания первой помощи в
условиях
ведения
боевых
действий,
овладение
знаниями
требований
безопасности при обращении со
стрелковым оружием.
Спасатель должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
ПК 1.1. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ при локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
14
ПК 1.2. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ на высоте.
ПК 1.3. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ при локализации и ликвидации проливов или выбросов опасных химических
веществ.
ПК 1.4. Выполнять действия на этапах тушения пожара.
ПК 1.5. Выполнять поиск пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.6. Оказывать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.7. Выполнять мероприятия по обеззараживанию помещений и (или) территорий.
ПК 1.8. Обеспечивать безопасность при выполнении аварийно-спасательных работ на этапах тушения пожара.
ПК 1.9. Осуществлять несение службы в аварийно-спасательных формированиях и пожарно-спасательных подразделениях.
планирование и организация мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ПК 2.1. Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных и природных объектов.
ПК 2.2. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.3. Организовывать и проводить мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
ПК 2.4. Разрабатывать, проводить и контролировать проведение мероприятий по профилактике возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных
производственных объектах и снижению их последствий.
ПК 2.5. Выполнять работы по предупреждению аварий и обеспечению газовой безопасности на опасных производственных объектах.
ПК 2.6. Выполнять мероприятия по обучению населения безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.
обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ПК 3.1. Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.
15
ПК 3.2. Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 3.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.4. Ориентироваться на местности с использованием топографических карт (планов) и навигационных приборов.
организация работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях (по выбору)
ПК 4.1. Организовывать действия по проведению поисково-спасательных работ при локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать выполнение мероприятий по обеззараживанию помещений и (или) территорий.
ПК 4.3. Организовывать и управлять силами и средствами на этапах тушения пожара.
ПК 4.4. Организовывать поиск пострадавших, оказание им первой помощи и психологической поддержки в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.5. Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.
ПК 4.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных и пожарно-спасательных подразделениях.
ПК 4.7. Выполнять аварийно-спасательные и поисковые работы в чрезвычайных ситуациях с использованием беспилотных авиационных систем и
робототехники.
ПК 4.8. Организовывать безопасное применение аварийно-спасательного, пожарного оборудования и техники.
ПК 4.9. Осуществлять техническую эксплуатацию аварийно-спасательного, пожарного оборудования (техники), беспилотных авиационных систем и
робототехники.
1К 4.10. Выполнять работы по устранению неисправностей аварийно-спасательных средств и автотранспорта, не требующих специального оборудования.
16
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально
ориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии).
2
1
Основное содержание
Раздел 1. Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
Тема 1.1.
Государственная и
общественная
безопасность
Тема 1.2. Роль
личности, общества и
государства в
предупреждении и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы
обеспечения национальной
безопасности. Реализация национальных приоритетов как условие
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации. Взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов. Государственные службы обеспечения
безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с
ними. Общественные институты и их место в
системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Единая
государственная
система предупреждения
и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), структура, режимы функционирования.
Территориальный и функциональный принцип организации РСЧС. Её задачи
и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций. Задачи гражданской обороны. Права и обязанности
граждан Российской Федерации в области гражданской обороны
Объем
часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
1
ОК 01; ОК 03; ОК 06
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07
Раздел 2. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
Содержание учебного материала
ОК 01; ОК 03; ОК
06; ОК 07; ОК 08
ОК 03; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
I
15
Тема 2.1. Современные
представления о
культуре безопасности
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07
Теоретическое занятие
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества
и
государства.
Соотношение
понятий
«опасность»,
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия
человека и окружающей среды. Понятие «виктимность»,
«виктимное поведение», «безопасное поведение».
Общие принципы (правила) безопасного поведения. Индивидуальный,
групповой, общественно-государственный уровень решения задачи
обеспечения безопасности. Влияние действий и поступков человека на его
безопасность и благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности. Действия в
опасной и чрезвычайной ситуации.
2
ОК 01; ОК 04; ОК
06; ОК 07
ОК 06; ОК 07
1
ОК 07
Раздел 3. Безопасность в быту
Тема 3.1. Источники
опасности в быту.
Профилактика и
первая помощь при
отравлениях и травмах
Содержание учебного материала
Тема 3.2. Пожарная
безопасность в быту
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного
поведения. Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь,
порядок действий в экстренных случаях в ситуациях бытового отравления.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в
ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия,
использование различных инструментов, стремянок, лестниц и другое).
Первая помощь при ушибах переломах,кровотечениях.
Практическое занятие
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и
химические ожоги. Основные правила безопасного поведения при
обращении и газовыми и электрическими приборами. Последствия
16
поведения в
природной среде
Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного
поведения в лесу, в горах, на водоёмах. Общие правила безопасности в
походе. Особенности обеспечения безопасности в лыжном походе.
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства
навигации (компас, GPS). Порядок действий в случаях, когда человек
потерялся в природной среде. Сооружение убежища. Получение воды и
питания. Способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях. Первая помощь при перегревании,
переохлаждении
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать
опасности; действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных
факторов; дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей
и окружающей среды. Опасные геологические явления и процессы:
землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, камнепады. Опасные
гидрологические явления и процессы: наводнения, паводки, половодья,
цунами, сели, лавины. Опасные метеорологические явления и процессы:
бури, ливни, град, мороз, жара. Чрезвычайные ситуации экологического
характера, возможности прогнозирования, предупреждение
Раздел 7. Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
1
ОК 01; ОК 07
Тема 7.1. Факторы,
влияющие на здоровье
2
ОК 04; ОК 06; ОК
08
ОК 04; ОК 06; ОК 08
Тема 6.2. Природные
чрезвычайные
ситуации
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
19
человека.
Инфекционные
заболевания
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность, психологическое благополучие. Общие представления
об инфекционных заболеваниях. Механизм распространения и способы
передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные ситуации биолого
социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль вакцинации.
Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация по
эпидемиологическим
показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества
Тема 7.2.
Неинфекционные
заболевания: факторы
риска и меры
профилактики
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
Неинфекционные
заболевания.
Самые
распространённые
неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечно
сосудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических
заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной
системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры
профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в
профилактике неинфекционных заболеваний. Признаки угрожающих жизни и
здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи
(инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе, эпилепсия, кровотечения
и др.). Состояния, при которых оказывается первая помощь.
Основные правила оказания первой помощи
2
ОК 06; ОК 08
Тема 7.3. Психическое
здоровье и
психологическое
благополучие
Содержание учебного материала
1
ОК 04; ОК 06; ОК 08
Практическое занятие-тренинг
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
20
Тема 8.3.
Психологические
механизмы
воздействия на
большие группы людей
Эмпатия и уважение к партнёру (партнёрам) по общению как основа
коммуникации. Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и
сопротивление влиянию. Манипуляция в общении. Цели, технологии и
способы противодействия. Манипулятивное воздействие в
группе. Манипулятивные приёмы. Манипуляция и мошенничество
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на
человека в большой группе (заражение; убеждение; внушение; подражание).
Деструктивные и псевдопсихологические технологии. Противодействие
вовлечению молодёжи в противозаконную и
антиобщественную деятельность
Раздел 9. Безопасность в информационном пространстве
Содержание учебного материала
Тема 9.1. Безопасность в
Практическое занятие
цифровой среде
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на
жизнь человека.
Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», её признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, правила защиты от
мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ
Содержание учебного материала
Тема 9.2. Опасности,
Теоретическое занятие
связанные с
коммуникацией в
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины. Опасные персоны,
цифровой среде
имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное поведение и
коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры. Травля в
Сети, методы защиты от травли. Деструктивные сообщества и деструктивный
контент в цифровой среде, их признаки. Механизмы
вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка, манипуляция,
ОК 04; ОК 06; ОК 07;
ОК 08
1
ОК 2; ОК 03; ОК 06
ОК 2; ОК 03; ОК 06
2
ОК 2; ОК 03; ОК 06
22
Тема 9.3.
Достоверность
информации в
цифровой среде
воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и
противодействие вовлечению в деструктивные сообщества. Правила
коммуникации в цифровой среде
Содержание учебного материала
1
Практическое занятие
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция
сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие
«фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и инструменты для
распознавания фейковых текстов и изображений. Понятие прав человека в
цифровой среде, их защита.
Ответственность за действия в Интернете. Запрещённый контент. Защита прав
в цифровом пространстве
Раздел 10. Основы противодействия экстремизму и терроризму
Тема 10.1. Экстремизм и
терроризм как угроза
устойчивого развития
общества
Тема 10.2. Правила
безопасного поведения
при угрозе и
совершении
ОК 2; ОК 03; ОК 06
Содержание учебного материала
2
Теоретическое занятие
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия
«экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления
экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической
направленности, их цель, причины, последствия. Опасность вовлечения в
экстремистскую и террористическую деятельность: способы и признаки.
Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической
угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или
1
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
23
террористического
акта
Тема 10.3
Противодействие
экстремизму и
терроризму
совершении
террористического
акта,
проведении
контртеррористической операции
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской
Федерации. Основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и
общественных организаций в области
противодействия экстремизму и терроризму
2
Раздел 11. Основы военной подготовки
Тема 11.1. Оборона
страны как
обязательное условие
благополучного
развития страны
Тема 11.2. Виды,
назначение и
характеристики
современного оружия
Тема 11.3 Виды оружия
массового поражения и
ОК 03; ОК 04; ОК 06;
ОК 08
ОК 01; ОК 02; ОК
03; ОК 04; ОК 06;
ОК 07; ОК 8
ОК 03; ОК 04; ОК
06; ОК 07
Содержание учебного материала
Теоретическое занятие
Роль Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск, воинских
формирований и органов повышения мобилизационной готовности
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. Воинские
звания и военная форма одежды. Сущность единоначалия. Командиры
(начальники) и подчинённые. Старшие и младшие. Приказ (приказание),
порядок его отдачи и выполнения. Особенности прохождение службы по
призыву, освоение военно-учетных специальностей.
Особенности
прохождение службы по контракту.
Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ
России, МЧС России. Военно-учебные заведение и военно-учебные центры
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Стрелковое оружие. Назначение и тактико-технические характеристики
современных видов стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и
тенденции развития современного стрелкового оружия
1
1
ОК 01; ОК 06; ОК 08
Содержание учебного материала
Практическое занятие
1
ОК 07; ОК 08
24
поражающие факторы.
Средства
индивидуальной и
коллективной защиты
Тема 11.4. Беспилотные
системы и радиосвязь
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных
взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние
признаки применения бактериологического (биологического) оружия.
Основные виды средств индивидуальной и коллективной защиты. Требования
безопасности при обращении с оружием и
боеприпасами
Содержание учебного материала
1
ОК 02
Практическое занятие
История возникновения и развития беспилотных авиасистем (БАС). Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Способы боевого применения
БПЛА. Конструктивные особенности БПЛАквадрокоптерного типа. Морские
беспилотные аппараты (автономные необитаемые подводные аппараты
(АНПА), безэкипажные катеры (БЭК). История возникновения и развития
радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные требования. Предназначение,
общее устройство и тактико
технические характеристики переносных радиостанций
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
2
39
25
3. Условия
дисциплины
реализации
программы
общеобразовательной
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует
наличия учебного кабинета Основы безопасности и защиты Родины / Безопасность
жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса «Основы безопасности и защиты Родины»
зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это
объясняется особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и
практической
направленностью.
Материально-техническое
обеспечение кабинета ОБЗР включает: нормативные документы (в актуальной
редакции); плакаты/стенды; технические средства обучения; специальные технические
средства (модели). Кроме того, необходимо наличие площадок для практических
занятий. Учебно- методическое обеспечение реализации программы должно
соответствовать действующему законодательству.
3.1. Нормативные документы в актуальной редакции:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военнойслужбе»
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О защите населения и территорий отчрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный
закон
«О
радиационной
безопасности
населения»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3.2. Плакаты/стенды:
Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации;
- Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области
(например, действия населения при авариях и катастрофах; гражданская
оборона и защита от чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой помощи;
правила поведенияв ЧС природного и техногенного характера; противодействие
терроризму и экстремизму; умей действовать при пожаре;
26
действия населения при стихийных бедствиях; иные, связанныес различными
тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ)
3.3. Технические средства обучения:
- Персональный
компьютер
(лицензионное
программное обеспечение,
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации,
программное обеспечение для цифровой лаборатории);
- Интерактивный
программно-аппаратный
комплекс
мобильный
или
стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте);
- Выход в локальную сеть
3.4. Специальные технические средства. Модели
Система хранения тренажеров;
Сейф оружейный;
Цифровая лаборатория по основам безопасности
жизнедеятельности;
Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химическойразведки;
Дозиметр;
Газоанализатор
кислорода
и токсичных
газов
с цифровой
индикацией показателей;
Защитный костюм;
Измеритель электропроводности, кислотности и температуры;
Компас-азимут;
Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ ит.д.)
Респиратор;
Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
Комплект массо-габаритных моделей оружия;
Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
Стрелковый тренажер;
Макет простейшего укрытия в разрезе;
Макет БПЛА;
Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия;
Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена;
Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и
ребенка;
Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей;
Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи
(дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный
перевязочный пакет,
27
индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый медицинский
нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка медицинская
(перевязочная), повязка медицинскаябольшая стерильная, повязка медицинская
малая стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий
эластичный, комплект шин складных средний, шины проволочные
(лестничные) для ног и рук, носилки санитарные, лямка медицинская
носилочная, пипетка, термометр электронный для измерения температуры тела,
иное);
3.5. Площадки для практических занятий:
Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной
военной подготовки или элементы полосы препятствий;
-
Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и
в рамках практических занятий;
3.6. Учебно-методическое обеспечение программы:
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, допущенные к использованию при реализации образовательных программы
СПО на базе основного общего образования.
4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Тип оценочных
Раздел/Тема
Общая/профессион
мероприятий
альная
компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Р 1, Тема 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.3;
Р 4, Тема 4.1;
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2;
ПМР1
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
Фронтальный
опрос;
- Задание-исследование;
- Задание-эксперимент;
- Тест-задание;
28
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;
ПМР1
- Ситуационные задачи
- Выполнение заданий
на
дифференцированном
зачете
Р 1,Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11,Тема 11.1;
ПМР1;РЗ
Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМР1;РЗ
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
РЗ, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы:
10.1;10.2;10.3;
Р И, Темы: 11.1; 11.2;
ПМР1;Р2;РЗ
Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
29
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действоватьв
чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМР1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; РЗ
выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
ПК 1.1. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ при локализации
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 1.2. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ на высоте.
ПК 1.3. Выполнять действия по проведению аварийно-спасательных работ при локализации
и ликвидации проливов или выбросов опасных химических веществ.
ПК 1.4. Выполнять действия на этапах тушения пожара.
ПК 1.5. Выполнять поиск пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.6. Оказывать первую помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
ПК 1.7. Выполнять мероприятия по обеззараживанию помещений и (или) территорий.
ПК 1.8. Обеспечивать безопасность при выполнении аварийно-спасательных работ на
этапах тушения пожара.
ПК 1.9. Осуществлять несение службы в аварийно-спасательных формированиях и
пожарно-спасательных подразделениях.
планирование и организация мероприятий по прогнозированию и предупреждению
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ПК
2.1.
мониторинг потенциально опасных промышленных и природных объектов.
Проводить
30
ПК 2.2. Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
ПК 2.3. Организовывать и проводить мероприятия по защите населения в чрезвычайных
ситуациях.
ПК 2.4. Разрабатывать, проводить и контролировать проведение мероприятий по
профилактике возникновения аварий и (или) инцидентов на опасных производственных
объектах и снижению их последствий.
ПК 2.5. Выполнять работы по предупреждению аварий и обеспечению газовой безопасности
на опасных производственных объектах.
ПК 2.6. Выполнять мероприятия по обучению населения безопасному поведению в
чрезвычайных ситуациях.
обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
ПК
3.1.
Планировать
жизнеобеспечение
спасательных
подразделений
в условиях
чрезвычайных ситуаций.
ПК 3.2. Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего
населения в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 3.3. Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.4. Ориентироваться на местности с использованием топографических карт (планов) и
навигационных приборов.
организация работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных
ситуациях (по выбору)
ПК 4.1. Организовывать действия по проведению поисково-спасательных работ при
локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.2. Организовывать выполнение мероприятий по обеззараживанию помещений и (или)
территорий.
ПК 4.3. Организовывать и управлять силами и средствами на этапах тушения пожара.
ПК
4.4.
Организовывать
поиск
пострадавших,
оказание
им
первой
помощи
и
психологической поддержки в зонах чрезвычайных ситуаций.
ПК 4.5.
Обеспечивать
безопасность личного состава при выполнении аварийно31
спасательных работ.
ПК 4.6. Организовывать несение службы в аварийно-спасательных и пожарно-спасательных
подразделениях.
ПК 4.7. Выполнять аварийно-спасательные и поисковые работы в чрезвычайных ситуациях
с использованием беспилотных авиационных систем и робототехники.
ПК 4.8. Организовывать безопасное применение аварийно-спасательного, пожарного
оборудования и техники.
ПК 4.9. Осуществлять техническую эксплуатацию аварийно-спасательного, пожарного
оборудования (техники), беспилотных авиационных систем и робототехники.
ПК 4.10. Выполнять работы по устранению неисправностей аварийно-спасательных средств и
автотранспорта, не требующих специального оборудования.
32