21kdopz74dpgm8tp

Анкетирование

25.05.2021

С 21.05.2021г. по 25.05.2021г. среди студентов выпускных групп ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж» было проведено анкетирование с целью выявления их ожиданий на рынке труда.

Проблема высокого уровня безработицы постепенно решается, однако на первый план выходит проблема дефицита квалифицированных кадров с высоким (либо удовлетворяющим работодателя) качеством образования. Кроме того, с распадом системы государственного распределения выпускников на рабочие места существенно изменяется характер экономической активности населения, и изменяются модели поведения на рынке труда.

Требуется изучение различных аспектов работы молодых специалистов, в том числе по полученной специальности, существующих стратегий трудоустройства, факторов выбора работы и условий труда, а также выработка направлений для максимального сближения системы образования и рынка труда, то есть выпускника и работодателя.

Категорию «трудоустройство по специальности» измерить достаточно сложно. Главное не категориальное совпадение названий специальности подготовки с должностью в организации, а содержательная часть ежедневной работы, которая должна хотя бы частично согласовываться с компетенциями выпускника, полученными во время учебы. В связи с этим в анкете в категориях ответов на вопрос о трудоустройстве по специальности давалась расшифровка («Работаю по специальности (применяю в работе знания, умения и навыки, полученные в учреждении образования почти в полном объеме», «Работа частично связана с полученной специальностью/профессией (применяю некоторые знания, умения и навыки, полученные в учреждении образования; работаю в смежной сфере).

В ходе анкетирования выявлено:

Важным является то, что студенты и выпускники осознают ситуацию: работодатели не склонны принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Вероятно, таким образом, работодатели пытаются по возможности сократить риски, которые в сегодняшней ситуации и без того велики. Для соискателей, ещё не имеющих опыта работы, это означает, что практически нет другого выхода, кроме как пытаться устроиться на работу «по знакомству», используя протекции и рекомендации, которые в состоянии дать личные связи.

Можно заметить, что наибольшей популярностью пользуются те способы, которые подразумевают наименьшую затрату усилий. В то же время наилучшие результаты даёт использование способов, связанных с неформальными контактами. Также высокий рейтинг имеет такой метод, как обращение непосредственно в организацию, подразумевающий активную поисковую деятельность. Напротив, изучение вакансий в СМИ и, особенно в Интернете имеет относительно низкую эффективность, если сравнивать с числом тех, кто намерен задействовать эти способы.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, снова подтверждается важность получения первого опыта работы: после занятия позиции в структуре организации открываются новые перспективы. Во-вторых, тем, кто пока не имеет опыта работы или имеет только первоначальный опыт, может не хватать информации о рынке труда, о возможностях и практиках, которые на нём существуют.

В целом, ожидания студентов формируются под влиянием как индивидуального уровня образования (его оценки самим студентом), так и аспектов имеющегося опыта работы. Большее влияние при этом оказывают последние, среди которых выделяется непосредственно продолжительность опыта работы вообще, и по специальности в частности. Не имея чёткой картины рынка, представляя его расплывчато, студенты «дорисовывают» её в ходе карьеры, часто, будучи не готовыми к возникновению в ходе игры на рынке труда новых для них ситуаций.

Качество подготовки выпускников является для работодателя одним из решающих критериев поиска и подбора специалиста на вакантное рабочее место, наряду с опытом работы и соответствием профиля подготовки характеру работы.

Основным направлением работы, способным сблизить систему образования и рынок труда является разработка форм и механизмов взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Наиболее важными и перспективными среди них являются:

- Подготовка «студент – учебное заведение – работодатель».

- Участие работодателей в работе аттестационных комиссий образовательных программ СПО.

- Организация практик студентов.

В целом, признается важным и эффективным привлечение работодателей в учебный процесс. Эти способы взаимодействия формируются в рамках целого крупного направления – партнерства системы образования и работодателей.

Согласно результатам опроса выпускников, порядка половины выпускников начали свою трудовую деятельность в годы учебы в учреждении профессионального образования. При этом среди выпускников СПО больше тех, у кого работа во время обучения была связана с получаемой специальностью и почти четверть выпускников работали не по специальности. Работа (практика) по специальности в годы учебы является одним из основных для трудоустройства по специальности в будущем.

Показатели «трудоустройства по специальности» сформированы на основе самооценки выпускников.

Основные критерии поиска работы выпускников – уровень заработной платы и перспективы карьерного роста. В то же время опрос показал, что наименьшая степень удовлетворенности именно указанными аспектами работы.

«Основной работодатель» для молодых специалистов – малые предприятия/организации (по численности работников), в которых наблюдается наименьший удельный вес трудоустроенных по специальности и ниже степень удовлетворенности работой, чем на других предприятиях (организациях).

В опросе приняли участие 273 студента выпускных групп.

Дата создания: 16.11.2022

Дата обновления: 24.01.2024

Дата публикации: 25.05.2021

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.