МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦЛО ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА
Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник -технолог
Форма обучения: очная
Курс 4
Семестр 8
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от «<^Я> 0$
2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
6Z7^А^Х-ДПабанова М.М.
ФИО
Подпись
Подпись
frO r (О 9
ФИО
2024 г.
г
(9 f
2024 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с комплексным
планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023гг.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» предназначена для обучающихся при подготовке специалистов
среднего звена по специальности СПО 21.02.02. бурение нефтяных и газовых скважин и ориентирована на
формирование у них основ антитеррористической идеологии.
Разработчики:
Рецензенты:
преподаватель спец. Дисциплин
ПОУ РД
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ВПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
15
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» предназна- чена для изучения в ГБПОУ РД «Индустриально
промышленный колледж» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных специалистов среднего звена по специальности СПО 20.02.02. Защита в чрезвычайных
ситуациях
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федеральных
государственных образовательных стандартов, в соответствии с Комплексным планом противодействия
идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 гг.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у обучающихся общих
представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения
национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми
аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно- политического экстремизма в современных
условиях
1.2.Общаяхарактеристикаучебнойдисциплины Стратегическая цель заключается в
формировании социально-политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды
терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма,
террористическая угроза,террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм,
ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты,
информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального
общения и др.
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной,
социально
психологической,
социально-правовой,информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентированана решение следующих задач.
Теоретические задачи:
понимание основных форм социально-политического насилия (социально- политическая компетентность);
знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия терроризму в
Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом (политическая
грамотность);
знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов прогнозирования и ранней
диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
Практические задачи:
умение выявлять
факторы
формирования экстремистских
взглядови радикальных настроений
в молодежной среде (информационная компетентность);
знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основобеспечения безопасности (социально
правовая компетентность);
знание нормативно-правовой базы противодействия
терроризму(социально-правовая компетентность);
Воспитательные
задачи
(формирование
социально-личностныхкомпетенций):
формирование гражданственности, патриотизма, социальной активностиобучающихся;
формирование представления о
роли семейного
воспитанияв преодолении негативных
этноконфессиональных установок;
1.3. Место учебной дисциплины «Гражданское население впротиводействиираспростране
нияидеологии терроризма» в
учебном плане профессиональной образовательной программыщисциплина входит в вариативную
4
часть общепрофессионального учебного циклаобразовательной программы по профессии
1.4
Результаты освоения
учебной
дисциплины
«Гражданское
население в
противодействии распространенияидеологиитеррори
зма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированыследующие знания основ и
политических технологий противодействия экстремизму и терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущностии специфики;
основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфереобеспечения безопасности и
противодействия террористической угрозе;
социокультурных,
религиозных и
этнических
аспектовантитеррористической политики,
специфики проявления фактора конфессиональнойи этнической принадлежности представителей различных
социальных групп в росте террористической угрозы;
основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования антитеррористического
сознания и поведения населения, механизмови последствий экстремизма и терроризма;
механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном противодействии экстремизму и
терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка
39
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
37
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2
6
2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
№ урока Содержание учебного материала,практические занятия,
самостоятельная работа
1
2
3
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняяобщественная
опасность
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Исторические корни 1
Предыстория терроризма. Идейные
основы европейского
и эволюция
революционного
террора.
Революционный
террор в
терроризма
России(вторая треть XIX — начало XX вв.).
2
Объем
часов
Время на изучение
темы
4
12
5
2
1
Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Истоки терроризмав
России.
Тема 1.2
Современный
3
терроризм: понятие,
сущность,
4
разновидности
Содержание учебного материала
Определение понятия
«терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.
Тема 1.3
Содержание учебного материала
1
2
1
Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризмав
современной России. Структурные элементы терроризма.
1
2
7
Международный
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
Тема 1,4Виды
экстремистских
идеологий как
концептуальных
основ идеологии
терроризма
Тема 1.5
Особенности
идеологического
влияния
террористических
сообществ на
гражданское
население
Тема 1.6 Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм
5
Сущность
и
идеология
современного международного
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
1
6
Международное сотрудничество в противодействии терроризму.
1
7
Содержание учебного материала:
Идеология крайнего национализма. Идеология расизма Идеология
сепаратизма. Идеология ваххабизма
8
Общие негативные антиобщественные качества
9-10
Содержание учебного материала:
Специфика
преступных идеологий
Факторы,влияющие
на
участников
террористических групп и организаций
2
1
1
2
террористов.
формирование идеологии
Содержание учебного материала:
2
2
И
Гонятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
1
12
Основные формы проявления «молодежного экстремизма».
1
8
Модуль 2. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России
Гема 2.1
Современная
нормативно
правовая база
противодействия
терроризму в
Российской
Федерации
13
14
16
Содержание учебного материала:
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере
противодействия
терроризму. Виды ответственности:
административная, уголовная. УКРФ статья 206-207
12
4
1
Особенности государственной политики по противодействиютерроризму
в современной России. Юридические и организационные аспекты
4
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или)
ликвидации последствий проявлений
терроризма.
1
Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20
ноября 2013 года. Терроризм как один из основных источников угроз
общественной безопасности в современной
России.
4
1
Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года.
4
1
9
указанном законодательном акте.
Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма
12
Тема 3.1
Кибертерроризмкак
продукт
глобализации.
4
Тема 3.2 Интернет
как сфера
распространения
идеологии
терроризма
17
1
4
18
Злоупотребление высокими технологиями как факторвозникновения
кибертерроризма. Сущность понятий
кибертерроризма.
4
1
19
Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по
обеспечению информационной безопасности граждан-ского населения.
4
1
20
21
22
Тема 3.3
Законодательное
противодействие
Содержание учебного материала:
Глобальное
развитие
информационных
технологий.
Двойственность
роли информационно-коммуникационных
технологий.
23
Содержание учебного материала:
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; инте
грирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная.
2
Способы использования террористами Интернета. Общая
характеристика террористических сообществ в Интернете.
Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки
сторонников террористов, а также потенциальных исполнителейактов
геррора.
4
1
4
1
Содержание учебного материала:
3
Международное законодательство. Международные стандарты вобласти
предупреждения преступлений в информационно- ком
муникационной сфере.
10
1
распространению
террористических
материалов в
Интернете.
24
Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991 года.
1
25
Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта
2006 года.
1
Тема 3.4. Про-блемы
эксперти-зы
26
информацион- ных
материалов,
содержащих при
знаки идеологии
терроризма.
27
28
4
Содержание учебного материала:
Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения
экспертиз информационных материалов, содержащихпризнаки идеологии
терроризма (включая и материалы из Интернета).
1
Сущность и особенности методики комплексных психолого
лингвистических экспертиз и методики комиссионных и
комплексных лингвистических экспертиз.
1
2
Итоговый урок, зачет
1
39
11
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация
программы
дисциплины осуществляется
в
кабинете
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.
совмещенномучебном
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Совета
Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом Российской
Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой информации»; «Об информации,
информационныхтехнологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации одеятельности государственных
органов и органов местногосамоуправления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.: Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ От 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в
сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом
Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 августа
2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с новой редакцией и
дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от
03.05.2011.
Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения информационно
пропагандистских кампаний антитеррористической иантиэкстремистской направленности [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.russian.kiev .ua/material.php?id=l 1605285
Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз, порожденный новым
информационным режимом XXI в. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-joumal.ru/besopst4- 21 .html
Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.cnme- research.org/library/kiberl .htm
Бутгер М.
Электронный терроризм
угроза XXI
века [Электронныйресурс] - Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm 16.Голубев В. Кибертерроризм как новая форма
терроризма [Электронный
ресурс]Режим доступа:
http://www.crime-research.org/library/Gol tem3.htm
Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm
Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.htmI
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе
проведения устного и письменного опроса, тести- рования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, иссле- дований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки ре
(освоенные умения, усвоенные знания)
зультатов обучения
Должен уметь:
Анализ выполнения практических работ,
проводить поиск
заданий к самостоя-тельной работе.
информации в источниках разного типа;
Анализ оценок за практические ра-боты,
анализировать информацию, пред-ставленную в выполненные в рамках освоения разделов и тем и
разных знаковых системах (текст, таблица, карта, учебной дисциплины.
схема);
1исьменная проверочнаяработа.
устанавливать причинно-следственные связи;
выполнения заданий к самостоятельной работе,
участвовать в дискуссиях по проблемам,
предполагающейпоиск, переработку и
формулируя собственную пози-цию по
представление учеб-ной информации.
обсуждаемым вопросам, используядля
Оценка подготовленныхтаблиц, схем,
аргументации сведения;
презентаций.
представлять результаты
Анализ на соответствие реферата,
изучения материала в формах реферата, со
исследовательского проекта,публичной
чинения, исследовательского проекта, пуб
презентации.
личной презентации;
определять собственную
позицию по отношению к явлениям совре- менной
жизни, исходя из их исторической
обусловленности;
Должен знать;
основы и политические технологии
противодействия экстремизму и терроризму,
отличий террора, терроризма итеррористической
угрозы, их сущности и специфики;
основные законодательные и нормативно
правовые документы в сфере обеспечения
безопасности и противодействия
террористической угрозе;
социокультурные, религиозные и этнические
аспекты антитеррористическойполитики,
специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных
13
Устные опросы.
Оценка реферата, письменных,практических
работ.
Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических за
нятиях.
Оценка результатов выполнения письменных
тестов.
социальных групп в ростетеррористической
угрозы;
основы информационно- психологического
воздействия на социум для формирования
антитеррористическогосознания и поведения
населения, механизмов и последствий
экстремизма и терроризма;
механизмы и формы участия институтов
гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму;
14