ОПЦ.10 Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦЛО ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Профиль получаемого профессионального образования:
технический.
Код и наименование специальности:
21.02.02. Бурение нефтяных и газовых скважин
Квалификация выпускника: техник -технолог
Форма обучения: очная
Курс 4
Семестр 8

2024 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № 1от «<^Я> 0$

2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

6Z7^А^Х-ДПабанова М.М.

ФИО

Подпись

Подпись

frO r (О 9

ФИО
2024 г.

г

(9 f

2024 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному
образованию Федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с комплексным
планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023гг.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» предназначена для обучающихся при подготовке специалистов
среднего звена по специальности СПО 21.02.02. бурение нефтяных и газовых скважин и ориентирована на
формирование у них основ антитеррористической идеологии.

Разработчики:
Рецензенты:

преподаватель спец. Дисциплин
ПОУ РД

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ВПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В
ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» предназна- чена для изучения в ГБПОУ РД «Индустриально­
промышленный колледж» реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных специалистов среднего звена по специальности СПО 20.02.02. Защита в чрезвычайных
ситуациях
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федеральных
государственных образовательных стандартов, в соответствии с Комплексным планом противодействия
идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 гг.
Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у обучающихся общих
представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения
национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми
аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно- политического экстремизма в современных
условиях

1.2.Общаяхарактеристикаучебнойдисциплины Стратегическая цель заключается в
формировании социально-политических
компетенций обучающихся посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды
терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма,
террористическая угроза,террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм,
ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты,
информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального
общения и др.
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной,
социально­
психологической,
социально-правовой,информационной и социально-личностной компетенций у
обучающихся.
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентированана решение следующих задач.
Теоретические задачи:
понимание основных форм социально-политического насилия (социально- политическая компетентность);
знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия терроризму в
Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом (политическая
грамотность);
знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов прогнозирования и ранней
диагностики террористических актов, методов предотвращения,
нейтрализации
и
надежного
блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
Практические задачи:
умение выявлять
факторы
формирования экстремистских
взглядови радикальных настроений
в молодежной среде (информационная компетентность);
знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основобеспечения безопасности (социально­
правовая компетентность);
знание нормативно-правовой базы противодействия
терроризму(социально-правовая компетентность);
Воспитательные
задачи
(формирование
социально-личностныхкомпетенций):
формирование гражданственности, патриотизма, социальной активностиобучающихся;
формирование представления о
роли семейного
воспитанияв преодолении негативных
этноконфессиональных установок;

1.3. Место учебной дисциплины «Гражданское население впротиводействиираспростране
нияидеологии терроризма» в
учебном плане профессиональной образовательной программыщисциплина входит в вариативную
4

часть общепрофессионального учебного циклаобразовательной программы по профессии
1.4
Результаты освоения
учебной
дисциплины
«Гражданское
население в
противодействии распространенияидеологиитеррори
зма»
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированыследующие знания основ и
политических технологий противодействия экстремизму и терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущностии специфики;
основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфереобеспечения безопасности и
противодействия террористической угрозе;
социокультурных,
религиозных и
этнических
аспектовантитеррористической политики,
специфики проявления фактора конфессиональнойи этнической принадлежности представителей различных
социальных групп в росте террористической угрозы;
основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования антитеррористического
сознания и поведения населения, механизмови последствий экстремизма и терроризма;
механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном противодействии экстремизму и
терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

37

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

6

2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

№ урока Содержание учебного материала,практические занятия,
самостоятельная работа

1

2
3
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняяобщественная
опасность
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Исторические корни 1
Предыстория терроризма. Идейные
основы европейского
и эволюция
революционного
террора.
Революционный
террор в
терроризма
России(вторая треть XIX — начало XX вв.).

2

Объем
часов

Время на изучение
темы

4
12

5

2

1

Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Истоки терроризмав
России.

Тема 1.2
Современный
3
терроризм: понятие,
сущность,
4
разновидности

Содержание учебного материала
Определение понятия
«терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.

Тема 1.3

Содержание учебного материала

1

2
1

Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризмав
современной России. Структурные элементы терроризма.

1

2

7

Международный
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
Тема 1,4Виды
экстремистских
идеологий как
концептуальных
основ идеологии
терроризма

Тема 1.5
Особенности
идеологического
влияния
террористических
сообществ на
гражданское
население
Тема 1.6 Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм

5

Сущность
и
идеология
современного международного
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

1

6

Международное сотрудничество в противодействии терроризму.

1

7

Содержание учебного материала:
Идеология крайнего национализма. Идеология расизма Идеология
сепаратизма. Идеология ваххабизма

8

Общие негативные антиобщественные качества

9-10

Содержание учебного материала:
Специфика
преступных идеологий
Факторы,влияющие
на
участников
террористических групп и организаций

2

1
1

2
террористов.
формирование идеологии

Содержание учебного материала:

2

2

И

Гонятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».

1

12

Основные формы проявления «молодежного экстремизма».

1

8

Модуль 2. Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России
Гема 2.1
Современная
нормативно­
правовая база
противодействия
терроризму в
Российской
Федерации

13

14

16

Содержание учебного материала:
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере
противодействия
терроризму. Виды ответственности:
административная, уголовная. УКРФ статья 206-207

12

4

1

Особенности государственной политики по противодействиютерроризму
в современной России. Юридические и организационные аспекты
4
профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или)
ликвидации последствий проявлений
терроризма.

1

Сущность понятия «национальная безопасность». Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20
ноября 2013 года. Терроризм как один из основных источников угроз
общественной безопасности в современной
России.

4

1

Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года.

4

1

9

указанном законодательном акте.

Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма

12

Тема 3.1
Кибертерроризмкак
продукт
глобализации.

4

Тема 3.2 Интернет
как сфера
распространения
идеологии
терроризма

17

1
4

18

Злоупотребление высокими технологиями как факторвозникновения
кибертерроризма. Сущность понятий
кибертерроризма.

4

1

19

Противодействие кибертерроризму как важная государственная задача по
обеспечению информационной безопасности граждан-ского населения.
4

1

20

21

22

Тема 3.3
Законодательное
противодействие

Содержание учебного материала:
Глобальное
развитие
информационных
технологий.
Двойственность
роли информационно-коммуникационных
технологий.

23

Содержание учебного материала:
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; инте­
грирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная.

2

Способы использования террористами Интернета. Общая
характеристика террористических сообществ в Интернете.
Интернет как идеологическая площадка для пропаганды, вербовки
сторонников террористов, а также потенциальных исполнителейактов
геррора.

4

1

4

1

Содержание учебного материала:

3

Международное законодательство. Международные стандарты вобласти
предупреждения преступлений в информационно- ком­
муникационной сфере.

10

1

распространению
террористических
материалов в
Интернете.

24

Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991 года.

1

25

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта
2006 года.

1

Тема 3.4. Про-блемы
эксперти-зы
26
информацион- ных
материалов,
содержащих при­
знаки идеологии
терроризма.
27

28

4

Содержание учебного материала:
Нормативно-правовая база и организационные аспекты назначения
экспертиз информационных материалов, содержащихпризнаки идеологии
терроризма (включая и материалы из Интернета).

1

Сущность и особенности методики комплексных психолого­
лингвистических экспертиз и методики комиссионных и
комплексных лингвистических экспертиз.

1

2

Итоговый урок, зачет

1
39

11

УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

РАБОЧЕЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация
программы
дисциплины осуществляется
в
кабинете
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.

совмещенномучебном

3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Совета
Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts
Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (2011-2020 гг.).
Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом Российской
Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой информации»; «Об информации,
информационныхтехнологиях и о защите информации»; «Об участии в международном
информационном обмене»; «Об обеспечении доступа к информации одеятельности государственных
органов и органов местногосамоуправления».
Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.: Республика, 2014.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
Приказ Минобранауки РФ От 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в
сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом
Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 августа
2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.).
Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с новой редакцией и
дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от 02.11.2013, от 23.07.2013, от 08.11.2011, от
03.05.2011.
Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения информационно­
пропагандистских кампаний антитеррористической иантиэкстремистской направленности [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.russian.kiev .ua/material.php?id=l 1605285
Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиоз, порожденный новым
информационным режимом XXI в. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-joumal.ru/besopst4- 21 .html
Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.cnme- research.org/library/kiberl .htm
Бутгер М.
Электронный терроризм
угроза XXI
века [Электронныйресурс] - Режим
доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm 16.Голубев В. Кибертерроризм как новая форма
терроризма [Электронный
ресурс]Режим доступа:
http://www.crime-research.org/library/Gol tem3.htm
Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm
Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.htmI
12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе
проведения устного и письменного опроса, тести- рования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, иссле- дований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки ре­
(освоенные умения, усвоенные знания)
зультатов обучения
Должен уметь:
Анализ выполнения практических работ,
проводить поиск
заданий к самостоя-тельной работе.
информации в источниках разного типа;
Анализ оценок за практические ра-боты,
анализировать информацию, пред-ставленную в выполненные в рамках освоения разделов и тем и
разных знаковых системах (текст, таблица, карта, учебной дисциплины.
схема);
1исьменная проверочнаяработа.
устанавливать причинно-следственные связи;
выполнения заданий к самостоятельной работе,
участвовать в дискуссиях по проблемам,
предполагающейпоиск, переработку и
формулируя собственную пози-цию по
представление учеб-ной информации.
обсуждаемым вопросам, используядля
Оценка подготовленныхтаблиц, схем,
аргументации сведения;
презентаций.
представлять результаты
Анализ на соответствие реферата,
изучения материала в формах реферата, со­
исследовательского проекта,публичной
чинения, исследовательского проекта, пуб­
презентации.
личной презентации;
определять собственную
позицию по отношению к явлениям совре- менной
жизни, исходя из их исторической
обусловленности;

Должен знать;
основы и политические технологии
противодействия экстремизму и терроризму,
отличий террора, терроризма итеррористической
угрозы, их сущности и специфики;
основные законодательные и нормативно­
правовые документы в сфере обеспечения
безопасности и противодействия
террористической угрозе;
социокультурные, религиозные и этнические
аспекты антитеррористическойполитики,
специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных

13

Устные опросы.
Оценка реферата, письменных,практических
работ.
Наблюдение за выполнением
работ на теоретических и практических за­
нятиях.
Оценка результатов выполнения письменных
тестов.

социальных групп в ростетеррористической
угрозы;
основы информационно- психологического
воздействия на социум для формирования
антитеррористическогосознания и поведения
населения, механизмов и последствий
экстремизма и терроризма;
механизмы и формы участия институтов
гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму;

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.