МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОН.03 Адаптивные информационные и коммуникационные
технологии
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Код и наименование специальности/профессии:
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
(квалификация — программист)
2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
200?^ г.
Протокол № 1 от
^'771^-Шабанова М. М.
подпись
ФИО
Председатель П(Ц)К
______ Магомедова З.А.
подшйь'
3v
ar
г.
ФИО
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОП.ОЗ «Адаптивные
и коммуникационные технологии разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего об
щего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
09.12.2016 № 1547 (зарегистрировано в Минюсте России от 26.12.2016 №
44936);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего про
фессионального образования по специальности/профессии 09.02.07 «Инфор
мационные системы и программирование»
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований фе
деральных государственных образовательных стандартов и получаемой про
фессии или специальности среднего профессионального образования (разра
ботаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабо
чих кадров и ДНО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной по
литики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразо
вательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессио
нальной образовательной программы среднего профессионального образо
вания (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального об
разования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот
ветствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 учебный год.
Разработчик: Алиев И.А., преподаватель информатики, ИПК.
Рецензент:
Магомедов Р.Б.. зам. директора по ИКТ, ИПК.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС-
4
ЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ-
6
плины
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
11
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повыше
ния квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы: адаптационный цикл
1.1.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к ре
зультатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
•
Работать с программными средствами универсального назначения, со
ответствующими современным требованиям;
•
Использовать адаптированную компьютерную технику, альтернатив
ные устройства ввода информации, специальное программное обеспе
чение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
•
Осуществлять выбор способа представления информации в соответ
ствии с учебными задачами;
•
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информа
ционных технологий;
•
Использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и бу
дущей профессиональной деятельности;
•
Использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей про
фессиональной деятельности;
•
Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации инди
видуального информационного пространства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•
Основы современных информационных технологий переработки и пре
образования текстовой, табличной, графической и другой информации;
•
Современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
•
Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтерна
тивными устройствами ввода - вывода информации (студенты с нару
шением опорно-двигательного аппарата);
•
Приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
1.2.
Количество часов на освоение рабочей программы учеб
ной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часов;
самостоятельной работы обучающегося 4 часов.
5
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем ча
сов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62
в том числе:
теоретические занятия
32
практические занятия
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Итоговая аттестация в форме экзамена
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
Уро
Содержание учебного материала, лабораторные ра
Наименова
боты и практические занятия, самостоятельная работа Объем вень
ние разделов и
учащихся, курсовая работа (проект) (если предусмот часов усво
тем
ения
рены)
2
3
4
1
Раздел 1. Основы информационных технологий
Содержание учебного материала
1
Основы
ин 2
формацион
ных техноло
гий
3
12
Введение в дисциплину
2
Понятие информационной технологии. Информатика
и информационные технологии. Структура предмет
ной области информационной технологии. Этапы раз
вития информационных технологий. Новая информа
ционная технология. Свойства информационных тех
нологий.
2
Понятие критериев эффективности информационных
технологий. Частные критерии эффективности. Спе
цифика реализации информационных технологий. Об
щий критерий эффективности информационных тех
нологий.
Отличительные
признаки
2
1
6
высокоэффективных технологий и основные прин
ципы их проектирования. Человеческий фактор в пер
спективных информационных технологиях.
Методологический аппарат науки как информацион
ная технология.
4
Классификация информационных технологий. Основ
ные классы информационных технологий. Классифи
кация по пользовательскому интерфейсу. Классифи
кация по степени взаимодействия между собой. Клас
сификация ИТ по типу обрабатываемой информации.
Понятие платформы. Проблемы и критерии выбора
информационных технологий.
2
5
Стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Интер
фейс прикладного программирования. Платфор
менно-независимый интерфейс POSIX. Проектирова
ние пользовательского интерфейса.
2
6
Информационные технологии широкого пользования.
Табличные процессоры. Системы управления базами
данных.
2
Практические занятия
8
1
Работа с программными средствами универсального
назначения, соответствующими современным требо
ваниям
2
2
Использование адаптированной компьютерной тех
ники
1
3
Использование устройств ввода и вывода информации
1
4
Информационные технологии широкого пользования.
Текстовые процессоры. Графические процессоры.
Геоинформационные технологии. Интегрированные
пакеты. ИС как средства и методы реализации инфор
мационных технологий.
2
5
Организация
пространства
индивидуального
информационного
1
2
Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии
Содержание учебного материала
Дистанцион 7
ные образова
8
тельные тех
нологии
9
12
Дистанционное обучение
2
Интернет-курсы
2
Интернет-тестирование
2
10 Интернет-олимпиады
1
2
7
Использование адаптивных технологий в учебном
процессе
2
Авторские и интегрированные информационные тех
нологии. Гипертекст. Мультимедиа. Новый класс ин
12
теллектуальных технологий. Информационные храни
лища.
2
Практические занятия
2
И
Использование альтернативных средств коммуника
ции.
6
2
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как
средства коммуникации
Содержание учебного материала
Информаци-
4
1
13
Знакомство с техническими средствами телекоммуни
кационных технологий
2
14
Знакомство с программными средствами телекомму
никационных технологий
2
Практические занятия
муникацион- 7
ные техноло
гии как сред
ства
комму 8
никации
10
Всемирная паутина. Поисковые системы.
2
Поиск информации и преобразование ее в формат,
наиболее подходящий для восприятия, с учетом огра
ничения здоровья.
2
9
Работа с браузером. Примеры работы с интернет-биб
лиотекой
2
10
Знакомство с организацией коллективной деятельно
сти (видео- и телеконференции)
2
И
Создание почтового ящика.
2
Раздел 4. Технологии работы с информацией
Содержание учебного материала
4
15 Знакомство с текстовым и табличным процессорами
2
16 Знакомство с табличным процессором
2
Технологии
Практические занятия
работы с
информацией
Работа с текстовой информацией. Создание документа
12
Word.
1
10
1
13 Форматирование документа.
1
14 Применение стилей, мастеров и шаблонов
1
8
15 Создание таблиц и диаграмм в Word
16
Работа с табличной информацией. Создание таблиц.
Форматирование таблиц и автозаполнение ячеек.
17 Знакомство с основами ввода формул
18
Работа с графической информацией. Создание ри
сунка.
19 Работа с инструментами Paint
Экзамен
Всего:
1
2
1
1
2
4
66
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Выбор методов обучения обуславливается целями обучениями, содер
жанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков,
уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и матери
ально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации
обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном
процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обуче
ния, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в
установлении полноценных межличностных отношений с другими студен
тами, создании комфортного психологического климата в студенческой
группе.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Ин
форматика».
Оборудование учебного кабинета:
•
компьютеры не менее 15 шт.;
•
проектор, экран;
•
сеть интернет;
•
локальная сеть;
•
маркерная доска.
Технические средства обучения:
9
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися ин
дивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы кон
троля и оценки ре
зультатов обучения
Обучающийся должен уметь:
Работать с программными средствами универ
сального назначения, соответствующими совре
менным требованиям
Проведение тематиче
ского тестирования,
устный опрос
Использовать адаптированную компьютерную
технику, альтернативные устройства ввода ин
формации, специальное программное обеспече
ние (студенты с нарушением опорно-двигатель
ного аппарата)
Устный опрос, прове
дение тематического
тестирования
Осуществлять выбор способа представления ин
формации в соответствии с учебными задачами
Поиск информации,
устный опрос, прове
дение тематического
тестирования
Иллюстрировать учебные работы с использова
нием средств информационных технологий
практические занятия
Использовать альтернативные средства коммуни практические занятия
кации в учебной и будущей профессиональной
деятельности
Использовать специальные информационные и
коммуникационные технологии в индивидуаль
ной и коллективной учебной и будущей профес
сиональной деятельности
практические занятия
Использовать приобретенные знания и умения в
учебной и будущей профессиональной деятель
ности для эффективной организации индивиду
ального информационного пространства
практические занятия
Обучающийся должен знать:
Основы современных информационных техноло устный опрос
гий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации;
И