МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности /
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Код и наименование специальности/профессии:
09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Квалификация выпускника: программист
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Форма обучения: очная
Курс 3
Семестр: 5
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
Протокол № / от
4 г? д е/;
Подпись
<<£2»
ФИО
О&
20
г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.06
Правовые
основы
профессиональной деятельности разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальность 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 09.12.2016г. № 1565(зарегистрировано в Минюсте
России 20.12.2016г. № 44828)
с учетом:
- примерной программы;
- Рекомендаций по организации получения среднею общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требовании федеральных rocs дарственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДНО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-25У):
программ
Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
общеобразовательных
учебных
дисциплин
в
пределах
освоения
основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЧ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2024 / 2025 учебный год.
Разработчик:
'
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД ИПК
ГБПОУ РД ИПК
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств
организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению
налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в
бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению
страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во
внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым
банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации, определять результаты
хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные
законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической
отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом
положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов;
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лекции
практические
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
70
36
34
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 правовые основы профессиональной деятельности
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
1
Раздел 1. Конституционные нормы правового статуса человека и гражданина
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Структура Конституции РФ. Охрана Конституции РФ. Ответственность за
Конституция РФ
как основной закон РФ нарушение
Конституции РФ
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Права человека и гражданина в РФ. Личные права и свободы граждан.
Права и свободы
человека и гражданина, Политические
права и свободы граждан. Экономические, социальные и культурные права и
механизмы их
свободы граждан РФ. Обязанности граждан РФ. Гарантии прав и свобод
реализации
Раздел 2. Законодательное регулирование профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Правовое
Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Субъекты
предпринимательской деятельности, их правовой статус. Признаки юридических
положение субъектов
предпринимательской лиц. Коммерческие и некоммерческие юридические лица
деятельности.
Легальное определение трудового договора. Значение трудового договора.
Организационно Стороны и
правовые формы
форма трудового договора. Обязательные и дополнительные условия
юридических лиц
трудового
Порядок
договора Общий порядок заключения и прекращения трудовых договоров.
заключения трудового Основания
договора и
прекращения трудовых договоров. Выходное пособие, случаи выплаты
выходного пособия, его размер
Практическое занятие
- решение практических ситуаций, связанных с нарушением прав субъектов
предпринимательской деятельности
Объем
часов
Уровень
освоения
3
4
6
2
6
2
6
1
8
1
Практические занятия
- анализ практических ситуаций, связанных с защитой трудовых прав
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Оплата труда
Понятие оплаты труда. Системы оплаты труда: повременная, сдельная
Г осударственное премиальная.
регулирование в
Премиальные системы оплаты труда. Порядок и сроки оплаты труда. Оплата
обеспечении занятости груда при отклонении от нормальных условий труда, гарантии и компенсации по
населения
трудовому праву
Основные направления государственной политики в области занятости в РФ.
Правовой
статус безработного гражданина. Порядок, условия назначения пособия по
безработице. Размеры пособий по безработице
Практическое занятие
- анализ норм трудового законодательства, регулирующих системы оплаты труда
Практическое занятие:
- анализ норм ФЗ «О занятости населения в РФ» по вопросам начисления пособия
по безработице
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Право социальной
Понятие социального обеспечения, его признаки и функции, социальная защита.
защиты граждан
Виды
Процедуры
трудового стажа. Система пенсионного страхования в РФ. Понятие, общая
разрешения трудовых характеристика пособий и их виды
споров
Виды трудовых споров. Определение индивидуальных трудовых споров и
нормативные источники, регулирующие их разрешение. Органы по разрешению
индивидуальных трудовых споров. Деятельность Комиссии по трудовым спорам
(КТС). Судебное разрешение трудовых споров. Регулирование забастовки как крайнего
способа
разрешения коллективного трудового спора
Практическое занятие
- анализ норм трудового права по процедурам применения материальной и
дисциплинарной ответственности
Практические занятия
- процедуры разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
6
2
6
2
8
6
2
4
2
6
Виды
административных
правонарушений и
административной
ответственности
Нормы защиты
нарушенных прав и
судебный порядок
разрешения споров
Административное правонарушение. Состав административного правонарушения
Субъекты административных правоотношений. Административная
ответственность - понятие, виды.
Судебный и досудебный порядок защиты нарушенных прав. Порядок разрешения
гражданских дел в суде. Стадии гражданского процесса. Рассмотрение экономических
споров в арбитражном суде. Исполнительное производство.
1
2
- составить алгоритм досудебной процедуры урегулирования споров
Дифференцированный зачет
Всего:
70
3.
Бадюков В.Ф. Основы страхования для бакалавров: курс лекций / В.Ф.
Бадюков, А.В. Козлов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 156 с.
4.
Матвеев, Р.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
краткий курс / Р.Ф. Матвеев,- М.: Форум, 2017.- 128 с.
Электронные ресурсы
2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: электронный учебник:
учебное пособие для СПО / ред. А.Я. Капустин. - Эл. текстовые данные - М.: Юрайт, 2018 эл. опт. диск (CD-ROM) http://elib.tsogu.ru/
3. Хабибуллин А.Г. Мурсалимов К.Р. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности: учебник. - М.: Форум: Инфра-М, 2017. - 336 с.: ил.
4. Бадюков В.Ф. Основы страхования для бакалавров: курс лекций / В.Ф. Бадюков, А.В.
Козлов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 156 с.
5. Матвеев, Р.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: краткий курс /
Р.Ф. Матвеев,- М.: Форум, 2017,- 128 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал «Гарант»
http://www.consultant.ru/ - компания «КонсультантПлюс», тематический
классификатор «Конституционный строй», «Гражданское право», информационный
банк "Путеводитель по договорной работе", тематический классификатор «Труд и занятость
населения», «Социальное обеспечение и социальное страхование», информационный банк
"Путеводитель по кадровым вопросам" , информационный банк "Путеводитель по судебной
практике (ГК РФ).
www.alleng.ru/edu/ - образовательные ресурсы Интернета
http://www.e-college.ru/ - проект Московского института экономики, менеджмента и
права (МИЭМП), посвященный дистанционному обучению - библиотека электронных
учебных курсов по юридическим дисциплинам
http://www.knigafund.ru/books/ - электронная библиотека, каталог «Закон» http://
WWW, graidaninipravo. ru - журнал «Гражданин и право»
http://lawinfo.ru/catalog/magazines/arbitrazhnyi-i-grazhdanskij-process - журнал
«Арбитражный и гражданский процесс»
Дополнительная литература
1 Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / ред. А.Я.
Капустин.- М.: Юрайт, 2017.- 382 с.
2Петрова Г.В. Правовое и документационное обеспечение профессиональной
деятельности / учебник для спо. - М.: Академия, 2016. - 320 с.
ЗПравовое обеспечение профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]:
Методические указания по подготовке и проведению семинарских и практических занятий
для студентов специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям) / Тюменский государственный нефтегазовый университет;
материал подготовил Е.А. Попова. - Режим доступа: http://www.tgc.ru/edu/metod/ - 64с
4Правовое обеспечение профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]:
Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов
специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) / Тюменский
государственный нефтегазовый университет; материал подготовил Е.А. Попова. - Режим
доступа: http://www.tgc.ru/edu/metod/ - 16с.
анализирует и оценивает результаты и последствия
деятельности (бездействия) с правовой точки зрения:
выделяет
фактические
обстоятельства
имеющие значение для ситуации;
отделяет
сведения
о
фактических
обстоятельствах от предположительных фактов;
определяет
нарушение
(действие
или
бездействие) правовых норм и описывает, в чем оно
состоит;
подтверждает свой вывод о наличии или
отсутствии нарушения правовыми аргументами;
определяет возможные варианты правовых
решений и анализ возможных последствий каждого
из них
Знания:
основных положений Конституции
Российской Федерации
прав и свобод человека и гражданина,
механизмов их реализации
Экспертная оценка решения практических
ситуаций
Интерпретация результатов наблюдений за
обучающимися в правовых
имитационных играх, дискуссиях,
«мозговых штурмах»
Устный опрос Тестирование
Накопительное оценивание
понятия правового регулирования в сфере
профессиональной деятельности
законодательных актов и других нормативных
документов, регулирующих правоотношения в
процессе профессиональной
деятельности
организационно-правовых форм
юридических лиц
правового положения субъектов
предпринимательской деятельности
права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности
порядка заключения трудового договора и
оснований его прекращения
правил оплаты труда
роли государственного регулирования в
обеспечении занятости населения
права граждан на социальную защиту
граждан
понятия дисциплинарной и материальной
ответственности
видов административных правонарушений и
административной ответственности
норм защиты нарушенных прав и судебного
порядка разрешения споров
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций,
но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные
профессиональные
Основные показатели
компетенции)
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность
Накопительное
демоне
оценивание
трирует
понимания
сущности
и
и социальную значимость своей
Интерпретация
будущей профессии, проявлять к социальной значимости своей
результатов
наблюдений за
будущей
профессии;
ней устойчивый интерес
качест обучающимися (работа на
венно
выполняет занятиях)
профессиональную деятельность;
-применяет знания при
решении практических задач.
Интерпретация
ОК
2.
Организовывать выбирает и применяет методы и
способы
решения
результатов наблюдений за
собственную
деятельность,
обучающимися (работа на
определять методы и способы профессиональных задач;
занятиях)
выполнения профессиональных оценивает эффективность и
качествовыполнения
задач,
оценивать
их
профессиональных задач;
эффективность и качество
выбирает типовые методы и
способы выполнения плана;
проводит рефлексию (оценивает и
анализирует процесс и результат).
ОК 3. Решать проблемы,
Dопределяет проблему в
- экспертная оценка
оценивать риски и принимать профессионально
выполнения
решения
в
нестандартных ориентированных ситуациях;
предпринимаемых
0 предлагает способы
и действий по решению
ситуациях.
варианты решения проблемы, проблемы (инструкция)
оценивает ожидаемый результат;
□ планирует поведение в
профессионально
ориентированных
проблемных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск,
-извлекает и анализирует
- экспертная
из
различных оценка практического
анализ и оценку информации, информацию
необходимой для постановки и источников;
задания
-самостоятельно работает с
решения
профессиональных
экспертная оценка
информацией:
понимает
замысел
задач, профессионального
и
заполнения образцов и
текста;
личностного развития
типовых бланков для
пользуе
решения
тся
словарями,
справочной
профессиональной
литературой;
-отделяет
главную задачи
информацию от второстепенной;
примен
яет найденную информацию для
выполнения
профессиональных
задач