МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Код и наименование специальности:
09.02.07 Информационные системы и программирование
Профиль получаемого образования: технический
Квалификация: программист
Форма обучения: очная
Курс: 4
Семестр: 8
2024 г.
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ Зам.
предметной (цикловой) комиссией
директора по УПР
Протокол Кэ/от «^0 »
2024 г.
Джаммирзаева
ФИО
Председатель П(Ц)К
_______ ЛМ_________Магомедова З.А.
Подпись
ФИО
30
2024г.
Рабочая программа преддипломной практики но специальности: 09.02.07 Информационные
системы и программирование _разработана на основе требований:
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936) профиля получаемого
образования,
- примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2024/2025 год.
Разработчики: преподаватель ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»,
Магомедова З.А.
(подпись)
Рецензенты:
Рh ■
----
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа преддипломной практики является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Рабочая программа преддипломной практики предназначена для изучения
в профессиональных образовательных организациях при подготовке
специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные
системы и программирование.
1.2 Место практики в структуре основной
образовательной программы
профессиональной
Преддипломная практика относится к профессиональному циклу.
1.3 Цели и планируемые результаты освоения преддипломной
практики
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального
практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных
компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой
деятельности, на подготовку к выполнению выпускной квалификационной
работы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.07
Информационные
системы
и
программирование
с
учетом
профессиональных стандартов «Программист», «Администратор баз данных».
Таблица 1 - Общие компетенции
Код и наименование
общей компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
Знания, умения
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
3
OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных
областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять
наиболее
значимое в
перечне
информации;
оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска; применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания:
номенклатура
информационных
источников
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации; современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
Умения:
определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную
научную
профессиональную
терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного
дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования; определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять
источники
финансирования
Знания:
содержание
актуальной
нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития и самообразования; основы предпринимательской
деятельности;
основы финансовой
грамотности;
правила
разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках
Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать
в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия
(текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные
темы;
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности.
Таблица 2 - Профессиональные компетенции
Код и наименование
профессиональной
компетенции
ПК 1.1. Формировать
алгоритмы разработки
программных модулей в
соответствии с
техническим заданием.
ПК 1.2. Разрабатывать
программные модули в
соответствии с
техническим заданием.
Показатели освоения профессиональной компетенции
Практический опыт:
Разрабатывать алгоритм решения поставленной задачи и
реализовывать его средствами автоматизированного
проектирования.
Умения:
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в
соответствии с техническим заданием.
Оформлять документацию на программные средства.
Оценка сложности алгоритма.
Знания:
Основные этапы разработки программного обеспечения.
Основные принципы технологии структурного и объектноориентированного программирования.
Актуальная нормативно-правовая база в области
документирования алгоритмов.
Практический опыт:
Разрабатывать код программного продукта на основе готовой
спецификации на уровне модуля.
Разрабатывать мобильные приложения.
Умения:
Создавать программу по разработанному алгоритму как
отдельный модуль.
Оформлять документацию на программные средства.
Осуществлять разработку кода программного модуля на языках
5
ПК 2.4. Осуществлять
разработку тестовых
наборов и тестовых
сценариев для
программного
обеспечения.
ПК 2.5. Производить
инспектирование
компонент
обеспечения.
Основные подходы к интегрированию программных модулей.
Основы верификации и аттестации программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев и ошибок при
интеграции приложений.
Основные методы отладки.
Методы и схемы обработки исключительных ситуаций.
Приемы работы с инструментальными средствами тестирования и
отладки.
Стандарты качества программной документации.
Основы организации инспектирования и верификации.
Встроенные и основные специализированные инструменты
анализа качества программных продуктов.
Методы организации работы в команде разработчиков.
Практический опыт:
Разрабатывать тестовые наборы (пакеты) для программного
модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии программного средства.
Инспектировать разработанные программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
Умения:
Использовать выбранную систему контроля версий.
Анализировать проектную и техническую документацию.
Выполнять тестирование интеграции.
Организовывать постобработку данных.
Использовать приемы работы в системах контроля версий.
Оценивать размер минимального набора тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и тестовые сценарии.
Выполнять
ручное
и
автоматизированное
тестирование
программного модуля.
Выявлять ошибки в системных компонентах на основе
спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки программного обеспечения.
Основные принципы процесса разработки программного
обеспечения.
Основные подходы к интегрированию программных модулей.
Основы верификации и аттестации программного обеспечения.
Методы и способы идентификации сбоев и ошибок при
интеграции приложений.
Методы и схемы обработки исключительных ситуаций.
Основные методы и виды тестирования программных продуктов.
Приемы работы с инструментальными средствами тестирования и
отладки.
Стандарты качества программной документации.
Основы организации инспектирования и верификации.
Встроенные и основные специализированные инструменты
анализа качества программных продуктов.
Методы организации работы в команде разработчиков.
Практический опыт:
Инспектировать разработанные программные модули на предмет
соответствия стандартам кодирования.
9
программного
обеспечения на предмет
соответствия стандартам
кодирования.
ПК 4.1. Осуществлять
инсталляцию, настройку
и обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных систем.
ПК 4.2. Осуществлять
измерения
эксплуатационных
характеристик
программного
обеспечения
компьютерных систем.
ПК 4.3. Выполнять
работы по модификации
отдельных компонент
программного
обеспечения в
Умения:
Использовать выбранную систему контроля версий.
Использовать методы для получения кода с заданной
функциональностью и степенью качества.
Анализировать проектную и техническую документацию.
Организовывать постобработку данных.
Приемы работы в системах контроля версий.
Выявлять ошибки в системных компонентах на основе
спецификаций.
Знания:
Модели процесса разработки программного обеспечения.
Основные принципы процесса разработки программного
обеспечения.
Основные подходы к интегрированию программных модулей.
Основы верификации и аттестации программного обеспечения.
Стандарты качества программной документации.
Основы организации инспектирования и верификации.
Встроенные и основные специализированные инструменты
анализа качества программных продуктов.
Методы организации работы в команде разработчиков.
Практический опыт:
Выполнять
инсталляцию,
настройку
и
обслуживание
программного обеспечения компьютерных систем.
Настройка отдельных компонентов программного обеспечения
компьютерных систем.
Умения:
Подбирать
и
настраивать
конфигурацию
программного
обеспечения компьютерных систем.
Проводить
инсталляцию
программного
обеспечения
компьютерных систем.
Производить настройку отдельных компонент программного
обеспечения компьютерных систем.
Знания:
Основные
методы
и
средства
эффективного
анализа
функционирования программного обеспечения.
Основные виды работ на этапе сопровождения ПО.
Практический опыт:
Измерять эксплуатационные характеристики программного
обеспечения компьютерных систем на соответствие требованиям.
Умения:
Измерять и анализировать эксплуатационные характеристики
качества программного обеспечения.
Знания:
Основные
методы
и
средства
эффективного
анализа
функционирования программного обеспечения.
Основные принципы контроля конфигурации и поддержки
целостности конфигурации ПО.
Практический опыт:
Модифицировать
отдельные
компоненты
программного
обеспечения в соответствии с потребностями заказчика.
Выполнение отдельных видов работ на этапе поддержки
программного обеспечения компьютерных систем.
10
соответствии с
потребностями
заказчика.
Умения:
Определять направления модификации программного продукта.
Разрабатывать и настраивать программные модули программного
продукта.
Настраивать
конфигурацию
программного
обеспечения
компьютерных систем.
Знания:
Основные
методы
и
средства
эффективного
анализа
функционирования программного обеспечения.
Практический опыт:
ПК 4.4. Обеспечивать
Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных
защиту программного
систем программными средствами.
обеспечения
компьютерных систем
Умения:
Использовать методы защиты программного обеспечения
программными
средствами.
компьютерных систем.
Анализировать риски и характеристики качества программного
обеспечения.
Выбирать и использовать методы и средства защиты
компьютерных
систем
программными
и
аппаратными
средствами.
Знания:
Основные средства и методы защиты компьютерных систем
программными и аппаратными средствами.
ПК 11.1. Осуществлять
Практический опыт:
сбор, обработку и анализ Выполнять сбор, обработку и анализ информации для
проектирования баз данных.
информации для
проектирования баз
Умения:
данных.
Работать с документами отраслевой направленности.
Собирать, обрабатывать и анализировать информацию на
предпроектной стадии.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз
знаний.
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
ПК 11.2. Проектировать
Практический опыт:
базу данных на основе
Выполнять работы с документами отраслевой направленности.
анализа предметной
Умения:
области.
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
ПК 11.3. Разрабатывать
Практический опыт:
объекты базы данных в
Работать с объектами баз данных в конкретной системе
соответствии с
управления базами данных.
результатами анализа
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
И
предметной области.
ПК 11.4. Реализовывать
базу данных в
конкретной системе
управления базами
данных.
ПК 11.5.
Администрировать базы
данных.
ПК 11.6. Защищать
информацию в базе
данных с
использованием
технологии защиты
информации.
данных.
Работать с документами отраслевой направленности.
Использовать средства заполнения базы данных.
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Умения:
Работать с современными case-средствами проектирования баз
данных.
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Методы описания схем баз данных в современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и кластеров.
Методы организации целостности данных.
Практический опыт:
Работать с объектами базы данных в конкретной системе
управления базами данных.
Умения:
Создавать объекты баз данных в современных СУБД.
Знания:
Основные принципы структуризации и нормализации базы
данных.
Основные принципы построения концептуальной, логической и
физической модели данных.
Структуры данных СУБД.
Методы организации целостности данных.
Практический опыт:
Выполнять работы с объектами базы данных в конкретной
системе управления базами данных.
Умения:
Применять стандартные методы для защиты объектов базы
данных.
Выполнять стандартные процедуры резервного копирования и
мониторинга выполнения этой процедуры.
Выполнять процедуру восстановления базы данных и вести
мониторинг выполнения этой процедуры.
Знания:
Технологии передачи и обмена данными в компьютерных сетях.
Алгоритм проведения процедуры резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры восстановления базы данных.
Практический опыт:
Использовать стандартные методы защиты объектов базы
данных.
Умения:
Выполнять установку и настройку программного обеспечения для
обеспечения работы пользователя с базой данных.
Обеспечивать информационную безопасность на уровне базы
данных.
Знания:
Методы организации целостности данных.
Способы
контроля доступа к данным
и
управления
привилегиями.
12
Основы разработки приложений баз данных.
Основные методы и средства защиты данных в базе данных
Таблица 3 - Требования профессиональных стандартов
Код и наименование
Трудовые действия, умения, знания
трудовой функции
(ТФ)
Профессиональный стандарт «Программист»
Трудовые действия:
А/01.3 Формализация и
Составление формализованных описаний решений поставленны X
алгоритмизация
задач в соответствии с требованиями технического задания ил II
поставленных задач
внутренних документов организации
Разработка алгоритмов решения поставленных задач в
соответствии с требованиями технического задания ил и
внутренних документов организации
Проверка корректности алгоритмов решения поставленных зада1
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Необходимые умения:
Использовать методы и приемы формализации поставленных
задач
Использовать методы и приемы алгоритмизации поставленных
задач
Использовать программное обеспечение для графического
отображения алгоритмов
Применять
алгоритмы
решения
типовых
задач
в
соответствующих областях
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания:
Методы и приемы формализации поставленных задач
Языки формализации функциональных спецификаций
Методы и приемы алгоритмизации поставленных задач
Нотации и программное обеспечение для графического
отображения алгоритмов
Алгоритмы решения типичных задач, области и способы их
применения
А/02.3 Написание
Трудовые действия:
программного кода с
Создание программного кода в соответствии с техническим
использованием языков
заданием (готовыми спецификациями)
программирования,
Оптимизация
программного
кода
с
использованием
определения и
специализированных программных средств
манипулирования
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
данными
Необходимые умения:
Применять выбранные языки программирования для написания
программного кода
Использовать выбранную среду программирования и средства
системы управления базами данных
Использовать возможности имеющейся технической и/или
программной архитектуры для написания программного кода
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания:
Синтаксис выбранного языка программирования, особенности
13
А/03.3 Оформление
программного кода в
соответствии с
установленными
требованиями
А/04.3 Работа с
системой контроля
версий
программирования на этом языке, стандартные библиотеки языка
программирования
Методологии
разработки
компьютерного
программного
обеспечения
Методологии и технологии проектирования и использования баз
данных
Технологии программирования
Особенности выбранной среды программирования и системы
управления базами данных
Компоненты
программно-технических
архитектур^
существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Трудовые действия:
Приведение наименований переменных, функций, классов,
структур данных и файлов в соответствие с нормативно
техническими документами (стандартами и регламентами),
определяющими требования к оформлению программного кода
Структурирование исходного программного кода в соответствии
с нормативно-техническими документами (стандартами и
регламентами), определяющими требования к оформлению
программного кода
Комментирование и разметка программного кода в соответствии
с нормативно-техническими документами (стандартами и
регламентами), определяющими требования к оформлению
программного кода
Форматирование исходного программного кода в соответствии с
нормативно-техническими
документами
(стандартами
и
регламентами), определяющими требования к оформлению
программного кода
Оформление технической документации на компьютерное
программное обеспечение по заданному стандарту или шаблону
Необходимые умения:
Применять нормативно-технические документы (стандарты и
регламенты),
определяющие
требования
к
оформлению
программного кода
Применять инструментарий для создания и актуализации
исходных текстов программ
Применять заданные стандарты и шаблоны для составления и
оформления технической документации
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания:
Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов
программ
Методы повышения читаемости программного кода
Системы кодировки символов, форматы хранения исходных
текстов программ
Нормативно-технические документы (стандарты и регламенты),
определяющие требования к оформлению программного кода
Основные стандарты оформления технической документации на
компьютерное программное обеспечение
Трудовые действия:
Регистрация изменений исходного текста программного кода в
системе управления версиями
14
А/05.3 Проверка и
отладка программного
кода
В/02.4 Разработка
тестовых наборов
данных для проверки
работоспособности
компьютерного
программного
обеспечения
Слияние,
разделение
и
сравнение
исходных
текстов
программного кода
Сохранение сделанных изменений программного кода в
соответствии с регламентом управления версиями
Необходимые умения:
Использовать выбранную систему управления версиями
Использовать вспомогательные инструментальные программные
средства для обработки исходного текста программного кода
Выполнять
действия,
соответствующие
установленному
регламенту используемой системы управления версиями
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания:
Возможности используемой системы управления версиями и
вспомогательных инструментальных программных средств
Установленный регламент использования системы управления
версиями
Трудовые действия:
Анализ и проверка исходного программного кода
Отладка программного кода на уровне программных модулей
Отладка программного кода на уровне межмодульных
взаимодействий и взаимодействий с окружением
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Необходимые умения:
Выявлять ошибки в программном коде
Применять методы и приемы отладки программного кода
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения,
записи технологических журналов
Применять
современные
компиляторы,
отладчики
и
оптимизаторы программного кода
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания:
Методы и приемы отладки программного кода
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений
Способы использования технологических журналов, форматы и
типы записей журналов
Современные
компиляторы,
отладчики
и
оптимизаторы
программного кода
Сообщения о состоянии аппаратных средств
Трудовые действия
Подготовка тестовых наборов данных в соответствии с
выбранной
методикой
тестирования
компьютерного
программного обеспечения
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Необходимые умения
Разрабатывать и оформлять контрольные примеры для проверки
работоспособности компьютерного программного обеспечения
Разрабатывать процедуры генерации тестовых наборов данных с
заданными характеристиками
Подготавливать наборы данных, используемых в процессе
проверки работоспособности компьютерного программного
обеспечения
15
В/03.4 Проверка
работоспособности
компьютерного
программного
обеспечения
ТФ С/02.5
Осуществление
интеграции
программных модулей и
компонентов и проверки
работоспособности
выпусков программного
продукта
Использовать командные средства разработки компьютерного
программного обеспечения
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания
Методы создания и документирования контрольных примеров и
тестовых наборов данных
Правила, алгоритмы и технологии создания тестовых наборов
данных
Требования к структуре и форматам хранения тестовых наборов
данных
Трудовые действия
Проверка работоспособности компьютерного программного
обеспечения на основе разработанных тестовых наборов данных
Оценка соответствия компьютерного программного обеспечения
требуемым характеристикам
Сбор
и
анализ
полученных
результатов
проверки
работоспособности компьютерного программного обеспечения
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Необходимые умения
Применять методы и средства проверки работоспособности
компьютерного программного обеспечения
Интерпретировать
диагностические
данные
проверки
работоспособности компьютерного программного обеспечения
Анализировать
значения
полученных
характеристик
компьютерного программного обеспечения
Документировать результаты проверки работоспособности
компьютерного программного обеспечения
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Необходимые знания
Методы и средства проверки работоспособности компьютерного
программного обеспечения
Среды проверки работоспособности и отладки компьютерного
программного обеспечения
Государственные стандарты испытания автоматизированных
систем
Руководящие документы по стандартизации требований к
документам автоматизированных систем
Трудовые действия:
Сборка программных модулей и компонентов в программный
продукт
Подключение программного продукта к компонентам внешней
среды
Проверка работоспособности выпусков программного продукта
Внесение изменений в процедуры сборки модулей и компонентов
компьютерного программного обеспечения, развертывания
компьютерного программного
обеспечения,
миграции и
преобразования данных
Оценка и согласование сроков выполнения поставленных задач
Умения:
Выполнять процедуры сборки программных модулей и
16
компонентов в программный продукт
Производить настройки параметров программного продукта и
осуществлять запуск процедур сборки
Проводить проверку работоспособности программного продукта
Документировать
произведенные
действия,
выявленные
проблемы и способы их устранения
Использовать командные средства разработки компьютерного
программного обеспечения
Создавать резервные копии программ и данных, выполнять
восстановление,
обеспечивать
целостность
программного
продукта и данных
Осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами
Знания:
Методы и средства сборки и интеграции программных модулей и
компонентов
Интерфейсы взаимодействия программного продукта с внешней
средой
Интерфейсы взаимодействия внутренних модулей программного
продукта
Методы и средства проверки работоспособности выпусков
программных продуктов
Языки, утилиты и среды программирования, средства пакетного
выполнения процедур
Профессиональный стандарт «Администратор баз данных»
ТФ А/02.4
Трудовые действия:
Запуск процедуры восстановления БД
Восстановление данных
Мониторинг выполнения процедуры восстановления БД
Контроль завершения процедуры восстановления БД
Проведение повторной процедуры восстановления БД в случае ее
нештатного завершения
Умения:
Читать техническую документацию на БД
Выполнять регламентные процедуры по восстановлению данных
Осуществлять проверку корректности восстановленных данных
Знания:
Основы систем управления БД
Основные средства контроля целостности данных
Типовой алгоритм процедуры восстановления данных
Основы операционных систем
ТФ А/03.4 Управление
Трудовые действия:
Назначение прав доступа пользователей к БД
доступом к БД
Изменение прав доступа пользователей к БД
Контроль соблюдения прав доступа пользователей к БД
Умения:
Выполнять
процедуры
управления
правами
доступа
пользователей к БД
Выявлять случаи нарушения прав доступа пользователей к БД
Знания:
Основные положения теории БД, хранилищ данных, баз знаний
Методы и средства технической защиты информации
Технологии передачи данных и обмена данными в компьютерных
17
ТФ А/04.4 Установка и
настройка БД на стороне
клиента
сетях
Способы контроля доступа к данным и управления привилегиями
Трудовые действия:
Инсталляция ПО для поддержки работы пользователей с БД
Настройка ПО для поддержки работы пользователей с БД
Контроль результатов настройки ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Умения:
Выполнять процедуры инсталляции ПО для поддержки работы
пользователей с БД
Читать техническую документацию на БД
Проверять корректность работы БД на стороне клиента
Знания:
Основы операционных систем
Системы управления БД и хранилищами данных
Типовые алгоритмы установки и настройки ПО на стороне
клиента (пользователя)
Основы алгоритмизации и программирования
Основы языка структурированных запросов
18
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1 Объем времени на освоение программы практики
Вид учебной работы
Обязательная учебная нагрузка (практическая подготовка), всего
в том числе:
практические занятия
дифференцированный зачет (зачет)
Промежуточная аттестация - в форме дифференцированного зачета
19
Количество
часов
144
142
2
2.2 Тематический план
Обязательная нагрузка
1. Ознакомление с мастерской (предприятием, организацией)
1.1 Общее ознакомление с мастерской (предприятием,
организацией). Инструктаж по технике безопасности
1.2 Описание рабочего места
1.3 Нормативные документы
2. Перечень выполненных работ обучающимися в
соответствии с профессиональными компетенциями
Ознакомление со структурой предприятия и его подразделений и с их
функцией
Ознакомление с основными техническими средствами предприятия.
Ознакомление с системой программных средств предприятия
Ознакомление с документацией на технические и программные
средства предприятия
Ознакомление с документацией на технические и программные
средства предприятия
Ознакомление с порядком ведения и сопровождения программных
продуктов
Ознакомление с порядком ведения и сопровождения программных
продуктов
Ознакомление с работой информационной базы и сети предприятия
Ознакомление с работой информационной базы и сети предприятия
Ознакомление с порядком обслуживания, проведения планового и
внепланового ремонта, правилами работы с техническими средствами
на предприятии
Ознакомление с порядком обслуживания, проведения планового и
внепланового ремонта, правилами работы с техническими средствами
на предприятии
Сбор материалов для составления технического задания по теме ВКР
Сбор материалов для составления технического задания по теме ВКР
Разработка технического задания на информационную систему.
Разработка технического задания на информационную систему.
Разработка или модификация информационной системы на основе
20
промежуточная аттестация в
форме диф.зачёта/ зачёта (час)
практических занятий (час)
теоретических занятий (час)
Содержание учебной деятельности
Практическая подготовка
Всего часов
в том числе
18
18
-
18
-
6
6
-
6
-
6
6
6
6
-
6
6
-
114
114
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
6
6
-
6
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
-
6
6
6
6
6
-
114
-
-
технического задания.
Разработка или модификация информационной системы на основе
технического задания.
Разработка или модификация информационной системы на основе
технического задания.
Проведение испытаний, отладка и внедрение разработок на
предприятии.
Расчет показателей экономической эффективности предлагаемых
решений.
3. Сбор и обобщение материала для отчёта
3.1 Подготовка отчёта по практике
3.2 Защита отчёта по практике. Дифференцированный зачет
Всего:
21
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
6
6
-
6
-
4
2
2
144
2
2
142
-
2
2
142
2
2
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
3.1
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Освоение
программы
преддипломной
практики
осуществляется
в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю
подготовки обучающихся.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Основная литература
1. Белугина, С. В. Разработка программных модулей программного
обеспечения для компьютерных систем. Прикладное программирование / С. В.
Белугина. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 312 с. — ISBN
978-5-507-46061-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/296975. — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Васильева, И. И. Системное и прикладное программирование : учебное
пособие / И. И. Васильева. — Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. — 130 с. —
ISBN 978-5-00151-039-0. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195791. — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3. Гниденко, И. Г. Технология разработки программного обеспечения :
учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Г. Гниденко,
Ф. Ф. Павлов, Д. Ю. Федоров. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 235 с.
— (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05047-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https ://urait.ru/bcode/514591.
4. Проектирование информационных систем : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А. В.
Золотарюк, Н. Б. Ничепорук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 293 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-16217-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530635 .
5. Соколова, В. В. Разработка мобильных приложений : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. В. Соколова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 175 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10680-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518008 .
6. Стасышин, В. М. Базы данных: технологии доступа : учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. М. Стасышин, Т. Л.
Стасышина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09888-4. — Текст
22
: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcodeZ516927.
7. Черткова, Е. А. Программная инженерия. Визуальное моделирование
программных систем : учебник для среднего профессионального образования /
Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
— 147 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09823-5. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/515393.
Дополнительная литература
1. Вичугова, А. А. Инструментальные средства информационных систем :
учебное пособие / А. А. Вичугова, Р. Г. Мелконян. — Томск : ТПУ, 2015. — 136
с. — ISBN 978-5-4387-0574-1. — Текст : электронный // Лань : электронно
библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/82829 . — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
2. Гунько, А. В. Системное программирование в среде Linux : учебное
пособие / А. В. Гунько. — Новосибирск : НГТУ, 2020. — 235 с. — ISBN 978-57782-4160-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://eJanbook.com/book/152228 . — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
3. Жулабова, Ф. Т. Системное программирование. Лабораторные работы :
учебное пособие для спо / Ф. Т. Жулабова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-7721-0. — Текст : электронный // Лань
: электронно-библиотечная система. — URL: https://eJanbook.com/book/164955.
— Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Программирование. Сборник задач : учебное пособие для спо / В. С.
Батасова, П. В. Гречкина, А. А. Горкина [и др.]. — 2-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 168 с. — ISBN 978-5-8114-9317-3. — Текст i
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://eJanbook.com/book/189452. —Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений :
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ф.
Тузовский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10017-4. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcodeZ517539.
Перечень используемого программного обеспечения:
1 Microsoft Office
2 Microsoft Windows
Перечень
используемых
профессиональных
и информационных справочных систем:
1. ЭБС Электронного издания ЮРАЙТ
2. ЭБС «ЛАНЬ»
23
баз
данных
3.3 Общие требования к организации практики
1) Преддипломная практика проводится в организациях в специальнооборудованных помещениях на основе договоров между организацией и
образовательным учреждением;
2) Сроки проведения практики устанавливаются образовательным
учреждением в соответствии с ОПОП СПО;
4) Общий объем времени на проведение преддипломной практики
определяется ФГОС СПО и учебным планом и составляет 144 часа.
Результатом освоения преддипломной практики выступают ПК, оценка
которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на
основе заранее определенных критериев.
3.4 Формы отчётности по практике
В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики.
По результатам практики обучающимся составляется отчет, который
утверждается организацией.
В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет
графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий,
подтверждающие практический опыт, полученный на практике.
По окончанию практики, студент предоставляет пакет документов,
который включает в себя:
- дневник прохождения практики, включая индивидуальное задание и
характеристику работы практиканта;
- отчет о прохождении практики.
3.5 Кадровое обеспечение практики
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой: дипломированные специалисты - преподаватели
междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин,
профессиональных модулей. Наличие высшего профессионального образования,
соответствующего профилю профессиональных модулей.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.
24
4.
КОНТРОЛЬ
И
ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций
и обеспечивающих их умений.
Аттестация по итогам преддипломной практики проводится с учетом (или
на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций:
- отчет по преддипломной практике;
- дневник.
Руководитель практики от колледжа оценивает итоги практики на основе
представленного отчета и устного отчета студента.
Защита итогов практики проходит в форме собеседования. Примерные
вопросы:
- В каком качестве Вы проходили практику: как студент (без оплаты),
стажер или штатный сотрудник (с оплатой труда)?
- Как было организовано Ваше рабочее место?
- Предоставлялась ли Вам возможность выбора направления, методов и
средств выполнения работы?
- Каким образом руководитель на предприятии проверял и корректировал
Вашу работу?
- Планируется ли дальнейшее развитие выполненной работы на этом
предприятии?
- Какие дисциплины были наиболее Вам полезны при прохождении
практики?
- Каким образом Вы бы изменили учебный процесс (указать дисциплины
и их разделы) с учетом опыта, полученного на практике, в т.ч. недостатка
исходных знаний, умений и навыков и т.д.?
- Ваше общее впечатление от предприятия и выполненной работы.
25