ОПЦ.03 База данных 2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение РД «Индустриально­

промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресур­
сов

Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 3

2024

1

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией общеобра­
зовательных и гуманитарных дисциплин

Зам. директора по УР

Протокол № 1 от

£\р IQatyv.

'^Т^^Шабанова М.М.
Подпись

Председатель П(Ц)К

ФИО
_____ 20а7^ г.

Магомедова З.А.

Подпись

ФИО

Рабочая программа общепрофессиональиого учебного предмета ОПЦ.ОЗ Базы данных

разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-

-

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 11.11.
2022r.N974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России
20.08.2013 N29569)
с учетом:
-

-

профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2024/2025 учебный год.

Разработчик: Магомедов Т.М.
Рецензенты: Магомедов Р.

преподаватель ГБПОУ РД ИПК
-----• зам. директора по ИКТ ГБПОУ РД ИПК
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.

анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать
отчеты
с
помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

приемов
структурирования
информации;
формата оформления результатов
поиска
информации,
современных средств и устройств
информатизации; порядка их
применения
и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием
цифровых
средств;
особенности социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
создания
структурированных
документов
и
документов
слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования
форматов
и
осуществление перекомпоновки
данных в текстовых документах;
принципа
организации
информационных и архитектуру
баз данных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения
запросов к базам данных.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы

Объём в часах
36

в т. ч:
теоретическое обучение

18

практические занятия

14

Самостоятельная работа1

2

Промежуточная аттестация

2

1 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии
с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса).

5

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

Раздел 1. Основные понятия баз данных

4/0

Тема 1.1.
Основные
понятия баз
данных

2/0

Содержание учебного материала

1.

Основные понятия теории БД

2.

Анализ предметной области

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

2

В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.2.
Взаимосвязи в
моделях и
реляционный
подход к
построению
моделей

Содержание учебного материала

1.

Логическая и физическая независимость данных

2.

Типы моделей данных. Реляционная модель данных

3.

Реляционная алгебра

*

2/0

2

В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся

2

6

Раздел 2. Проектирование баз данных
Тема 2.1.
Этапы
проектирования
баз данных

Содержание учебного материала
1.

14/16
6/4

Основные этапы проектирования БД

2. Концептуальное проектирование БД

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

6

3. Нормализация БД
В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов
проектирования БД.

2

Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД. Нормализация
таблиц.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Проектирование
структур баз
данных

Содержание учебного материала

1. Средства проектирования структур БД

4/4

4

2. Организация интерфейса с пользователем
В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и
модификация таблиц

2

Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных. Создание
интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД,
приемы создания и управления.

2

Самостоятельная работа обучающихся

7

Тема 2.3.

Организация
запросов SQL

Содержание учебного материала

4/8

1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными

4
3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL

5. Сортировка и группировка данных в SQL
В том числе практических и лабораторных занятий

8

Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных
из БД. Модификация содержимого БД.

4

Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование функций
защиты для БД

4

Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация

Всего:

2
36

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по
данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб, пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2021.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2022.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]:
учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп.
—
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.eom/catalog/product/l 190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2022. — 255 с. — ISBN 978-5-4488-1006-0. —Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОГобразование: [сайт]. —URL: https://profspo.ru/books/l02199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 с. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РКОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2022. — 219 с. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный И
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОГобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и
администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 340
с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 98584

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
Не менее 60% верных
приемов структурирования информации; ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления
документов и построения устных
сообщений
правила чтения текстов
профессиональной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и
осуществление перекомпоновки данных
в текстовых документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний,
видов и правил построения запросов к
базам данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Результаты выполнения
Умения;
анализировать задачу, выделять её заданий соответствуют
составные части; определять этапы заданным шаблонам и
решения задачи; выявлять и эффективно требованиям.
искать информацию, необходимую для
При выполнении
решения задачи и/или проблемы;
заданий использованы
использовать современное программное
рациональные методы и
обеспечение;
средства обработки
использовать различные цифровые
информации.
средства для решения профессиональных
задач;

Методы оценки

Тестирование

Оценка в рамках
текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных
заданий,
результатов
выполнения
практических
работ, устный
10

грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на

государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

индивидуальный
опрос.
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.