МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресур
сов
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2024
1
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией общеобра
зовательных и гуманитарных дисциплин
Зам. директора по УР
Протокол № 1 от
£\р IQatyv.
'^Т^^Шабанова М.М.
Подпись
Председатель П(Ц)К
ФИО
_____ 20а7^ г.
Магомедова З.А.
Подпись
ФИО
Рабочая программа общепрофессиональиого учебного предмета ОПЦ.ОЗ Базы данных
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-
-
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 11.11.
2022r.N974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России
20.08.2013 N29569)
с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с
ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образования и
науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Магомедов Т.М.
Рецензенты: Магомедов Р.
преподаватель ГБПОУ РД ИПК
-----• зам. директора по ИКТ ГБПОУ РД ИПК
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.
анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые
средства
для
решения
профессиональных задач;
грамотно излагать свои мысли и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном
языке,
проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать
отчеты
с
помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.
приемов
структурирования
информации;
формата оформления результатов
поиска
информации,
современных средств и устройств
информатизации; порядка их
применения
и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием
цифровых
средств;
особенности социального
и
культурного контекста; правила
оформления
документов
и
построения устных сообщений
правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
создания
структурированных
документов
и
документов
слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования
форматов
и
осуществление перекомпоновки
данных в текстовых документах;
принципа
организации
информационных и архитектуру
баз данных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения
запросов к базам данных.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объём в часах
36
в т. ч:
теоретическое обучение
18
практические занятия
14
Самостоятельная работа1
2
Промежуточная аттестация
2
1 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии
с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для
выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
5
1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
4
Раздел 1. Основные понятия баз данных
4/0
Тема 1.1.
Основные
понятия баз
данных
2/0
Содержание учебного материала
1.
Основные понятия теории БД
2.
Анализ предметной области
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Взаимосвязи в
моделях и
реляционный
подход к
построению
моделей
Содержание учебного материала
1.
Логическая и физическая независимость данных
2.
Типы моделей данных. Реляционная модель данных
3.
Реляционная алгебра
*
2/0
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
2
6
Раздел 2. Проектирование баз данных
Тема 2.1.
Этапы
проектирования
баз данных
Содержание учебного материала
1.
14/16
6/4
Основные этапы проектирования БД
2. Концептуальное проектирование БД
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7
6
3. Нормализация БД
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов
проектирования БД.
2
Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД. Нормализация
таблиц.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
Проектирование
структур баз
данных
Содержание учебного материала
1. Средства проектирования структур БД
4/4
4
2. Организация интерфейса с пользователем
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и
модификация таблиц
2
Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных. Создание
интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД,
приемы создания и управления.
2
Самостоятельная работа обучающихся
7
Тема 2.3.
Организация
запросов SQL
Содержание учебного материала
4/8
1. Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных.
2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными
4
3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL
5. Сортировка и группировка данных в SQL
В том числе практических и лабораторных занятий
8
Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных
из БД. Модификация содержимого БД.
4
Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование функций
защиты для БД
4
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
2
36
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по
данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб, пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2021.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2022.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]:
учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп.
—
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.eom/catalog/product/l 190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2022. — 255 с. — ISBN 978-5-4488-1006-0. —Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОГобразование: [сайт]. —URL: https://profspo.ru/books/l02199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 с. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РКОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2022. — 219 с. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный И
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОГобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и
администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 340
с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 98584
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
Не менее 60% верных
приемов структурирования информации; ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного
обеспечения в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления
документов и построения устных
сообщений
правила чтения текстов
профессиональной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и
осуществление перекомпоновки данных
в текстовых документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний,
видов и правил построения запросов к
базам данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Результаты выполнения
Умения;
анализировать задачу, выделять её заданий соответствуют
составные части; определять этапы заданным шаблонам и
решения задачи; выявлять и эффективно требованиям.
искать информацию, необходимую для
При выполнении
решения задачи и/или проблемы;
заданий использованы
использовать современное программное
рациональные методы и
обеспечение;
средства обработки
использовать различные цифровые
информации.
средства для решения профессиональных
задач;
Методы оценки
Тестирование
Оценка в рамках
текущего
контроля
результатов
выполнения
индивидуальных
контрольных
заданий,
результатов
выполнения
практических
работ, устный
10
грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать
новые
и
использовать
стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных
цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью
запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.
индивидуальный
опрос.
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы
11