МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
Код и наименование специальности/профессии:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2024 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от « Яб »
г.
ПредседательП(Ц)К
(frrrrr/
Подпись
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
ОХ 20
Шабанова
М.М.
Подпись
ФИО
ФИО
2024 г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.09
Безопасность
жизнедеятельности разработана на основе требований: Приказ Минобрнауки
России от 10.0Е2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)"0б утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования
(ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
на 2024/2025 учебный год.
Разработчик: Рамазанов Мухтар МагомедшаротовимМреягодаватель
специальных дисциплин ГБПОУ РДИПК.
Рецензенты/ эксперты:
___________
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
1.1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности»
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, укрупненная
группа 08.00.00 Техника и технология строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности»
может
быть
использована
в
дополнительном
профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки
кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности» в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности» относится
к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной
программы
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности» - требования к результатам освоения учебной
дисциплины
Цель дисциплины ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить
будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и
практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных
ситуаций:
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных
средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества
в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работников и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
4
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности
России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты
населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при
пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального
снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в
которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям
СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
5
OK 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
1.4.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; .
6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
ОП.09 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» по
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений»
2.1. Объём учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности»
и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
В том числе:
Лекций
34
Практические занятия
32
Дифференцированный зачет
2
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная дисциплина ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение одного семестра
Наименование
разделов и тем
У ров
ень
освое
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся
Объем часов
2
3
4
1-2
2
1-2
НИЯ
1
Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1
Единая
государственн
ая система
предупрежден
ия и
ликвидации
ЧС
Тема 1.2
Организация
гражданской
обороны
Содержание учебного материала
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
5
Содержание учебного материала
1.Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
2.Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
4
1
3.Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
1
4.Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
5.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и
в очаге биологического поражения.
1
1
10
Практическая работа № 1 - 4
1.Применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).
6
2.Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты.
2
3.Планирование и проведение мероприятий ГО
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Написание реферата на тему: «Воздействие вредных веществ производственной среды на
организм человек»
1-2
1-2
12
3
8
Написание реферата на тему: «Профессиональные заболевания от воздействия шума,
вибрации»
Написание реферата на тему: «Защита человека от воздействия электрического тока,
электромагнитных полей»
Выполнение таблицы «Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой
характеристикой каждого класса ЧС, последствия для населения»
Написание конспекта на тему: «Сущность, виды и характеристика конфликтов в
коллективах. Общая характеристика конфликта, причины, виды неуставных отношений»
Тема 1.3.
Защита
населения и
территорий
при
стихийных
бедствиях
Тема 1.4.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на транспорте
Тема 1.5.
Защита
населения и
территорий
при авариях
(катастрофах)
на
Написание конспекта на тему: «Оказание помощи пострадавшему при синдроме
длительного сдавливания»
Содержание учебного материала
1 .Защита населения и территорий при ЧС природного характера
Практическая работа № 5
Изучение классификации ЧС.
1
1
2
Практическая работа № 6
Изучение и отработка поведения в условиях ЧС на транспорте.
2
Внеаудиторная самостоятельная работа
Проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику.
Решение ситуационных задач по теме: «Безопасность на транспорте».
Составление алгоритма действий водителя и пассажиров автотранспорта в условиях
снежного заноса.
Подборка материала и сообщений СМИ по одной из ЧС, кратко законспектировать,
проанализировать и сделать вывод по заданной схеме.
Содержание учебного материала
1 .Защита населения территории при ЧС техногенного характера.
2.Первичные средства пожаротушения.
Практическая работа № 7 - 9
10
1 .Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
2.Применение первичных средств пожаротушения.
1-2
1-2
2
1
1
6
1-2
2
2
9
производствен
ных объектах
Тема 1.6.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
экологической
обстановке
Тема 1.7.
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприят
ной
социальной
обстановке
3.Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте
экономики.
1 .Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
2
1-2
1
Содержание учебного материала
1 .Обеспечение безопасности при нахождении на территории введения боевых действий и
во время общественных беспорядков.
2.Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.
3.Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе
совершения и совершенном теракте.
4.Основные мероприятия по противодействию терроризму.
Практическая работа № 10 - 12
1.Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.
2.Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта
экономики в условиях ЧС.
3.Выявление правовой основы и главных направлений безопасности России.
4
1
1
1
1
1-2
5
2
2
1
Раздел 2. Основы военной службы
Тема
2.1.
Вооруженные
Силы России
на
современном
этапе
Тема 2.2.
Уставы
Вооруженных
Сил России
Содержание учебного материала
1.Состав и организационная структура Вооруженных Сил России. Виды Вооруженных Сил 1
и рода войск.
1
2.Виды Вооруженных Сил и управление вооруженными силами.
3.Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом. Порядок 1
прохождения военной службы.
Содержание учебного материала
2
1 .Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
2
2.У ставы Вооруженных Сил России - законы воинской жизни.
Внеаудиторная самостоятельная работа
3
1-2
4
1-2
12
10
Тема 2.3.
Боевые
традиции
Вооруженных
Сил России
Тема 2.4.
Огневая
подготовка
Тема 2.5.
Медико санитарная
подготовка
Написание реферата на тему: «Оказание первой помощи пострадавшему при тепловом и
солнечном ударе»
Написание реферата на тему: « Военная служба по контракту»
Содержание учебного материала
2
1 .Патриотизм и верность воинскому долгу - качество защитника Отечества.
Практическая работа № 13 - 18
1
1.Определение роли ВС РФ как основы обороны государства.
1
6.Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.
1
1-2
2
1-2
1
1
Содержание учебного материала
1.Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки
2
ран.
2
2.Первая (доврачебная) помощь при ожогах (термических, химических, электрических)
3.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике 2
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин)
1
4.Оказание реанимационной помощи
Практическая работа № 22-24
1
1.Оказание реанимационной помощи.
2.Оказание первой помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, профилактике 1
осложнения ран, приобретении практических умений наложения повязок, закрутки шин.
1
3.Первая медицинская помощь при ожогах (термических, химических, электрических).
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Всего:
6
1
1
1
2.Определение правовой основы военной службы.
3.Выявление порядка подготовки военных кадров для ВС РФ.
4.Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно - учетные специальности, родственные специальностям СПО.
5.Отработка порядка приема военной присяги.
Практическая работа № 19-21
1. Материальная часть автомата Калашникова.
2.Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
2
7
1-2
3
2
68
и
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины требует наличие кабинета
безопасности жизнедеятельности.
Необходимое оборудование учебного кабинета:
• Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
• Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
• Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
• Респиратор Р-2
• Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9.10,11)
• Ватно-марлевая повязка
• Противопыльная тканевая маска
• Медицинская сумка в комплекте
• Носилки санитарные
• Аптечка индивидуальная (АИ-2)
• Бинты марлевые
• Бинты эластичные
• Жгуты кровоостанавливающие резиновые
• Индивидуальные перевязочные пакеты
• Косынки перевязочные
• Ножницы для перевязочного материала прямые
• Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
• Шинный материал (металлические, Дитерихса)
• Огнетушители порошковые (учебные)
• Огнетушители пенные (учебные)
• Огнетушители углекислотные (учебные)
• Устройство отработки прицеливания
• Учебные автоматы АК-74
• Винтовки пневматические
• Комплект плакатов по Гражданской обороне
• Комплект плакатов по Основам военной службы
• Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
• Рентгенметр ДП-5В
Технические средства обучения:
• Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
• Аудиовизуальные средства
• Электронные образовательные и информационные ресурса
12
2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности -М.: ОИЦ
«Академия», 2018
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности - М.: ООО «КноРус»,
2019
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум - М.: ООО
«КноРус», 2018
4. Арустамов А.Э., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В., Гуськова Г.В. Безопасность
жизнедеятельности - М.: ОИЦ «Академия», 2019.
5. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности -М.: ОИЦ «Академия», 2018.
6. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10
класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. - М .: Дрофа; ДИК, 2019 - 320 с.
7. Леонтьева И.А. Безопасность жизнедеятельности (краткий конспект лекций): учебное
пособие для студентов СПО - М.: ОИЦ, 2018г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 сайт МЧС РФ: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru
2. сайт МВД РФ: сайт И Режим доступа: http://www.mvd.ru
3. сайт Минобороны РФ: сайт И Режим доступа: http://www.mil.ru
4 сайт ФСБ РФ: сайт // Режим доступа: http://www.fsb.ru
3.2.3. Дополнительные источники
Не предусмотрены.
13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.079«Безопасность жизнедеятельности» по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе
проведения
занятий,
а
также
выполнения
обучающимися
внеаудиторной
самостоятельной работы.
Формы и методы контроля и оценки
Коды
результатов обучения
формируемых
профессиональных
и общих
компетенций
ОК 1 - 9
Формы контроля обучения:
Освоенные умения:
- выполнение практических заданий,
- организовывать и проводить
тестовый контроль, устная проверкамероприятия по защите
индивидуальный и фронтальный
работающих и населения от
опрос;
негативных воздействий
-выполнение контрольных работ;
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать
оценка результатов выполнения
самостоятельной внеаудиторной
профилактические меры для
работы;
снижения уровня опасностей
- анализ ответов и выступлений
различного вида и их
студентов на занятиях;
последствий в
- решение ситуационных задач,
профессиональной
подготовленных обучающимися;
деятельности и быту;
Формы оценки результативности
- использовать средства
обучения:
индивидуальной и
-традиционная система отметок в
коллективной защиты от
баллах за каждую выполненную
оружия массового поражения;
работу, на основе которых
- применять первичные
средства пожаротушения;
выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на
- ориентироваться в перечне
проверку умения учащихся:
военно-учетных
-выполнять условия задания на
специальностей и
самостоятельно определять
творческом уровне с представлением
собственной позиции;
среди них родственные
-делать осознанный выбор способов
полученной специальности;
-применять
действий из ранее известных;
-осуществлять коррекцию
профессиональные знания в
(исправление) сделанных ошибок на
ходе исполнения
новом уровне предлагаемых заданий;
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
-работать в группе и представлять, как
соответствии с полученной
свою, так и позицию группы;
специальностью;
- владеть способами
Методы оценки результатов
бесконфликтного общения и
обучения:
саморегуляции в
- формирование результата итоговой
повседневной деятельности и
аттестации по дисциплине на основе
экстремальных условиях
суммы результатов текущего
военной службы;
контроля;
-оказывать первую помощь
- анализ ответов и выступлений
пострадавшим
студентов на занятиях.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
14
Усвоенные знания:
- принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму
как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
- основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
- основы военной службы и
обороны государства;
- задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
-способы защиты населения
от оружия массового
поражения;
- меры пожарной
безопасности и правила
безопасного поведения при
пожарах;
-организацию и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступления на неё
в добровольном порядке;
- основные виды вооружения,
военной техники и
специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
- область применения
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении обязанностей
военной службы;
- порядок и привила оказания
первой помощи
пострадавшим.
15