ФОС ЕН.03. Экологические основы природопльзования

«Индустриально

промышленный колледж»

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директорапо
^::^^3>^^™5ической работе
Шабанова М.М.
_20_г

Комплект контрольно-)----оценочных средств по учебной дисциплине
ЕН.ОЗ. Экологические
----------- ! ОСНОВЫ 1------------природопользования
По специальности
08.02.01 Строительство
—• и эксплуатация зданий и сооружений
Форма аттестации - дифференцированный
зачет

Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
Протокол №
от
2ОЛ^
Председ^!,ель цикловой комиссии

ФИО

подпись

2023г

образовательного^«^^^^^^1о“^Ф®®®

государственного

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и 000"™"°™ образования по специальности
Дисциплинь,ЕН.ОЗ. Экологические основы приХХХия.”’®””*

Организация-разработчик:
Разработчик:

ГБПОУ Индустриально

преподаватель спец.дисциплин

промышленный колледж

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

3

СРЕДСТВ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

4

3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ
3.2. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
3.3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ)

6
7
12

РАБОТ
3.4. ТЕМЫ И ФОРМЫ самостоятельной работы
3.5. МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

13
14

2

"АСПОРТ КОМПЛЕКТА

*•

КОНТРОЛЬНО
-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Комплект
Экологические
средств (далее - ]
образовательных основы природопользования пп;------ ’ КОС) по -дисциплине ЕН.ОЗ
достижений обу.7щощ7хся
‘
Предназначен' для
-'Л,
предназначен
лпа
Кос 1включают
— 'Чают J
__
‘милия.
X».. оценки
промежуточной
—i аттестации
КОС разработаны на
основной профессиональнойположений;
08.02.01 «Строительств^",;“ образовательной
»5разовательной иротр,
программы ПО
у.
□ программы учебной п
плуатация зданий испппх
специальности СПО
Используемые в Кпг
дисциплины ЕН 03
исоору,
исооружений»
I------ Е-^-^Л^2£2^чные средства
Экологические
представлены в тaблицe°^^°^^ "Р^РпДспользования

□

11

VW*

>ш

взаимодействия общества
и природы.
Тема 1.1. jПриродоохранный
потенциал.

рациональное
рациональное прнродополГХне

среды

территориального
природопользования

окружающей

отраслевого и

и
правовые вопросы
природопользования.
Т'.™
Государственные и
общественные г
___
мероприятия по
предотвращению
разрушающих
воздействий г
на—
природу.
Тема 2.2. Основы
—[ экологического
права. Юридическая
—I и
экономическая <ответственность
----предприятий, затрязн "щих
окружающую
- --Ружающую среду
Лифф^й^омнный
зачёт

Код
контролируе
мой
компетенции
бГм

ОК 1-9

ОК 1-9

ОК 1-9

ОК 1-9

ОК 1-9

Оценочное
рредство
Текущийi контроль
Промежут
очный
Задания для
'
’
■
контроль
^состоятельной работы
Лабораторные работы
Практическая работа
Тест № 1
Практическая
работа
Задания для
-^22512!й!2ЙЕ5боты

Задания для
самостоятельной работы
Тест № 2
Практическая
работа
Задания для
самостоятельной работы
Тест № 2.1
Терминологический
диктант Ко 1
Задания для
самостоятельной работы

npaKTiniecKarpa6oTa

Задания для
самостоятельной работы
ОК 1-9

Тест № 3

3

Z

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ -------УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ

Контроль и оценка
1 результатов освоения дисциплины
процессе проведения
»*л.иидшяггелем
преподавателем в
занятий ’ тестирования, а осуществляется
_практических
к/
также
индивидуальных заданий.
выполнения обучающимися

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:

Формы

методы
И мсюды
контроля
оценки 'Сзультатов обучения

2
обосновать значение
экологическихзнаний в
будущей профессии;

анализировать
и
экологические последствия
деятельности;
готовить
материалы

заданий
прогнозировать работы
различных видов

неаудиторной

и

выполнения
самостоятельной

оценки
для
экологического состояния окружающей среды.
Знания;

основные
источники
воздействия на окружающую среду; техногенного

оценка выполнения заданий
внеаудиторной
самостоятельнойработы
структуру
биосферы,
экосистемы; оценка
выполнения
практического
взаимоотнощения организма
и
г— и среды;
задания
- экологические!
принципы
рационального оценка устных ответов
использования природных ресурсов
и охраны тестирование
природы.
Дифференцированный зачет

J
Требования ФГОС СПО

ок 2

к результатам освоения дисциплины;
Понимать сущность и <соци^ьную
-------значим^^ своей будущей профессиипроявлять к ней устойчивый интерес
интерес
Организовывать собственную--------> деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их
эффективность
- --------- ------- »и качество

ОКЗ

Принимать рещения

ОК 1

ОК 4

ОК 5
ок 6

в стандартных и нестандартньк
ситуациях и нести за
них ответственность
Осуществлять поиск
и использование информации, необходимой
для эффективного
выполнения профессиональных
....................задач, профессионального
и личностного развития

Использовать информационно
'-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
Работать в коллективе т'-----и в команде, эффективно общаться с коллегами,
. руководством, потребителями

4

OK 7

Брать на себя <------

OKS

за результат выполнения
Самостоятельно <-----

OK 9

развития, заниматься самообразованиел^
повышение квалифика„ии. '
’
планировать
Ориентироваться г
В условиях частой смены технологий
в
профессиональной■i деятельности.

3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом оценки освоения
дисциплины являются общие
способность применять их в
компетенции, умения,
’----знания,
практической деятельности
и повседневной жизни. Соотношенн
типов задания и критериев
------- le
оценки представлено в таблице:
№

1

Тип (вид) задания

Г--------------

Критерии оценки

Тесты

Таблица 1. Шкала оценки
образовательных достижений
Таблица 2. Критерии
и нормы оценки
устных ответов
Выполнение не менее 80% -

2

Устные ответы

3

Практическая работа

4

Проверка конспектов,
рефератов, творческих работ,

презентаций
Таблица 1. Шкала

положительная оценка
Соответствие <-----содержания работы, заявленной
теме; правилам оформления
работы.

оценки образовательных

Процент результативности
(правильных ответов)

достижений (тестов)

Оценка уровня подготовки
балл (отметка)

90-100

89-80

79-70
менее 70

5
4

3

2

вербальный аналог
отлично

хорошо
удовлетворительно

неудовлетворительно

5

Таблица 2. Критерии

и нормы оценки устных ответов

Оценка
_____ Показатели оценки
«5»
Глубокое и полное владение
легко ориентируется.
применить теоретические знания при решении
практических ситуаций, высказать и обосновать
, свои суждения, грамотное и логичное
построение высказывания
«4»
Полное освоение учебного г - --------изложение, владение понятийным
^паратом, но содержание и/или форма
ответа имеют отдельные недостатки

«3»

«2»

«1»

Знание г
’
---------------и --------понимание основных
положений
учебного
материала, неполное и/или
непоследовательное его изложение, г-------- неточности
в
определении
понятий, отсутствие
обоснования высказываемых
суждений________
Незнание содержания учебного г
материала, неумение выделять
главное и
второстепенное, ошибки в определении
I понятий, искажающие их смысл, беспорядочное
и неуверенное изложение материала
Полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать

б

Промежуточная аттестация
—
по результатам освоения обучающимися
учебной
дисциплины проводится в форме дифференцированного
зачета.
Дифференцированный
зачёт проводится в форме теста.

3.2.

МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯТ
ест
№ 1 по теме: «Природоохранный
потенциал»
лГ
п/п
1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

2 вариант

Кто впервые предложил
термин «экология»?
A) Ч. Дарвин
Б) Э. Геккель
B) В.И. Вернадский
Разделом современной экологии
является... экология
A) глобальная
Б) универсальная
B) психологическая
Использование iприродных
--------ресурсов в целях
удовлетворения материальных
,
------ : и культурных
потребностей общества является
А) природообустройством
Б) природопотреблением
В) природопользованием

Выберите мотивы рационального
природопользования
A) здравоохранительный
Б) воспитательный
B) развлекательный
I Какая экологическая ггруппа
“------ организмов
является потребителем готового
органического вещества?
A) продуценты
Б) редуценты
B) консументы______
К какой экологической
группе относится
дождевой червь?
A) продуценты
Б) редуценты
B) консументы
Последовательная необратимая смена
биоценозов, преемственно возникающих на
одной и той же территории в результате
влияния природных факторов или
воздействия человека, называется ...
—

vivivna

"форму-чирован В.КоммсГнсюм?
A) «Природа знает лучше»
Б) «Природа знает всё»
B) «Природа знает всегда»_____
Разделом современной
экологии является...экология
A) локальная
Б) специфическая
B) социальная

Хоз. деятельность •-----человека, обеспечивающая
экономное использование
-----природных
ресурсов и
----------: г
условии, их охрану и воспроизводство
является ...
природопользованием
A) нерациональным
Б) рациональным
B) потребительским
Выберите мотивы рационального
природопользования
A) познавательный
Б)эстетический
B) экономический
Какая экологическая г*”----группа организмов производит
органическое вещество?
A) продуценты
Б) редуценты
B) консументы
К какой экологической
группе относится полевая
мышь?
A) продуценты
Б) редуценты
B) консументы
Сообщество;живых
-------- организмов вместе с неживой
частью
среды,■ в которой
оноIVA,
находится.
Ач
*---------называется
A) экосистемой
Б) биомассой
B) сукцессией

7

8

9

10

и

12

13

14

15

А) инсоляцией
Б) транспирацией______ Д'В)сукцессией
Как называется оболочка Земли,
I заселённаяживыми организмами,

находящаяся под их воздействием и
занятая продуктами их
жизнедеятельности^
A)
биосферой
Б)
ноосферой
B) атмосферой________
Примерами экологического
взаимодействияорганизмов являются ...
А) дератизация
Б)
протокооперация
В) симбиоз
1
4--------------- ---------- вариант_______
I Природные комплексы, которые
полностью инавсегда исключены из
любого
хозяйственного
использования.А)
I национальные парки
Б) природные заказники
В)природные
заповедники__________
Проблемы, касающиеся всего
человечества итребующие для своего
рещения

Кто является создателем
целостного
учения обиосфере?
A) Жан Батист
ЛамаркБ) Эдуард
Зюсс
B) В. И. Верналский

Примерами экологического
взаимодействияорганизмовявляются ...
A) мутуализм
Б)
метаболизм
B)
аменсализм
2
вариант_________
Природные комплексы, г-------, предназначенные для
сохранения одних видов природньк
ресурсов с ограниченным использованием
других ресурсов.А) национальные парки
Ь) природные заказники
В)природные
заповедники

Газовая оболочка Земли называется ...

сотрудничества в общепланетарном
масщтабе называются...
Установите соответствие между
между
Установите соответствие между
повыщенным содержанием веществ в
экологическимипроблемами и их
воздухеи экологическим следствием
последствиями
1) СО2,
СО2, СН4
СН4
А) разрущение
1) кислотные дожди
А) озоновые «дыры»
озоновогослоя
2)
разрущение озонового слоя
2) SO2, N02
Б) парниковый эффект
Б)образов.оксидантов
3) хлорфторметана
---------- 1 В
В) кислотные дожди
3; фотохимич
еский туман В) cvx(--------отохимический
овершинность
Оболочка земли,
земли, объединяющая
объединяющая
1леночная,
гигроскопическая,
гравитационная.
Мировой океан, моря, реки и озёра,
капиллярная, кристаллизационная вода
болота, пруды, водохранилища,, го
­
полярные
присутствует только в ...
льды и горные ледники, подземные воды.
почвенную влагу и пары атмосферы
называется ...
Характеристика состава и свойств воды,
Что обозначает ИДК?
которая определяет возможность её
использования, называет.... природньк
вод.____________ __
Выбор места расположения строящегося
строящегося
Изоляция источников ги---------очагов загрязнения.
объекта, при котором антропогенное
перехват загрязнённьк вод, относится
воздействие на воды будет минимальным.
комплексу ... мероприятий.
относится к комплексу ... мероприятий.

16

17

18

Оболочка Земли, включающая всю
земную кору с частью верхней мантии, и
состоящая из осадочных, изверженных и
метаморфических пород, называется....
Почвенные слои, различающиеся по
структуре и цвету, называют почвенными

Процесс разложения органических
остатков и образования
высокомолекулярных гуминовых
соединений, называют

Рыхлый поверхностный слой земной коры,
образовавшийся в результате длительного
воздействия на литосферу атмосферы, воды,
животных и растений, называется
Способность обеспечивать урожай растений.
называют ...

Площади поверхности суши с различными
ландшафтами, климатическими
...л условиями.
почвами,используемыми в сельском хозяйстве и
промышленности называют ... ресурсами

9

A) гумификацией
Б) мелиорацией
B) седиментацией

19

20

Установите <соответствие
-----между
описанием иобозначением
------ 1 почвенного
горизонта
Р
густонаселенный
горизонт
А) В
2) состоит из минеральной
Б) А
‘'минеральной части почвы
3) представляет собой слабо
измененную
I материнскую породу
В) С_____
Какой из видов
не относится к
водной эрозии*^
A)
бороздчатая Б)
повседневная
B) плоскостная

А)
-----------природными
Б)
земельными
В) нар<
-----юднохозяйственньтми
Установите
------ ; соответствие
почвозащитныхмероприятий;
1) создание валов, запруд
лесомелиоративные
2) разработка почвенноБ)
Б)
организационныеэрозионного плана
3) создание полезащитных В)
гидротехническиелесных полос

Какой из видов не относится
к ветровой
эрозии?А) овражная
Б)
повседневная
В)
региональная

Терминологический ,------f«Государственные
предотвращению разрушающих
и общественные мероприятия по
воздействий на природу».
«Основные
г
------------ ! направления международного
сотрудничества в области п
«Природопользование
природопользования».
и экологическая безопасность Вологодской
------- 1 области».
№
1 вариант
н/н
2 вариант
J__
Коэволюция
Стратегия устойчивого разь»
2
Экологическая опасность
развития
Экологическая безопаенпетк
3
30 сентября 1948 г
5 июня 1972 г.
4__
ВВФ
МСОП
5
ООН
ВОЗ
Критерии оценки;

«Отлично» - 5 понятий
«Удовлетворительно» - 3
понятия
понятий

«Хорошо» - 4 понятия
«Неудовлетворительно» - 2 и менее

10

Тест№2)по
------—
темам; «Природные
рееуреы и рациональное
природопользование. Загрязнение
? окружающей среды»
№
п!
п

1

1
-------------------------- вариант_____
Виды материи и энергии, ко'^^^^^Г”
обеспечивают развитие общества, но
вырабатываются и формируются в
природной среде, называются
А) природными
запасами Б)
природными ресурсами
В) природными компонентами
Повторное использование
-------- ! или
возвращение в оборот отходов
производства или мусора, называется
А) утилизацией
ттттл_

2

2
—----------------------- вариант
Совокупность превращений и
пространственных перемещений веществ,
происходящих на всех этапах их
использования, называется
А) ресурсным
ЦикломБ)
замкнутым циклом
j) произ
водственным циклом
циклом______
юизводственным
Все леса,, за
исключением
за исключением лесов,
лесов.
расположенных на землях Министерства
обороны, землях. населенных пунктов, а

11

Б)
ресурсосбережением
В)рециклингом
3

4
5

6

7

8

9

10

также земли лесного фонда не покрытые
лесной растительностью, составляют
А) лесные ресурсы Б) лесные
запасы В)
леснойфонд
К какому виду загрязнения относится

Поступление в среду или возникновение’
характерных веществ или
в ней не характерньк
увеличение концентрации радиоактивньк
увеличение концентрации имеющихся
веществ в живых организмах и среде
является...
’
обитания
А) захламлением окружающей
окружающей
A)
средыБ) засорением окружающей
электромагнитному
среды
Б)
радиоактивному
'язнением ок]
загрязнением
окружающей
среды
'жающей среды
B)
химическому_____
расшифруйте аббревиатуру: ОЯТ
Расшифруйте аббревиатуру: РАО
Выберите предупредительные
меры
физико-механические методы
борьбы слесными пожарами:
борьбыс
насекомыми
A) чистка лесосек
вредителями леса:
А) использование
Б) обходы леса
ядохимикатовБ) сбор
B) пропаганда среди населения
насекомых вручную В)
использование приманок
По оценкам ученых с"----состояние здоровья
По оценкам учёных состояние здоровья
состояние здоровья
населения на ... % зависит от состояния
населения
на
...%
зависит
от образа жизни
окружающей природной среды
человека
А) 40%; Б) 20%; В)10о/о
В) 10%
А) 30 %; Б) 20 %; В) 10 %
Установите соответствие
Установите соответствие групп
природньк ресурсов и их групп по
минеральныхресурсов:
исчерпаемости:
1) фосфориты, сера А)
1) энергия ветра, воды А)
топливно-энергетические
исчерпаемыевозоб.
2)
нефть, газ
2) растительный мир Б) неисчерпаемые
Б)строительныематериалы
3) каменный уголь
3) песок,. глина
------ 1
В) горноисчерпаемыеневозоб.
химическоесырьё
Установите соответствие по мерам
Установите соответствие
по мерам охраны
охранылеса:
леса:
1) плата за лесопользование А)
1) незаконная порубка А) организационные
правовые
2) ответственность за лесонаруш.
2)арендная! плата
Б) правовые
Б)организац
3) лесоустройство
В) экономические
3) лесной кадастр
В)экономические
Вставьте нужное слово в
Вставьте нужное слово в соответствующем
соответствующемпадеже. Территории
__
падеже. Территории, где находятся
по качеству
забытыезахоронения опасных отходов и на
окружающей среды опасные для жизни
которыхпостроены объекты гражданского
человека являются ... риска.
и
Заболевания, вызванные загрязнением

окружающей природной среды относят к
Критерии оценки:
«Отлично»- 14-15 баллов
«Хорошо»- 11-13 баллов
«Удовлетворительно» - 8-10 баллов
«Неудовлетворительно»
------- - 7 и менее баллов.

промышленного строительства являются...
ловушками.
В организме человека нитраты
превращаются в нитрозоамины. которые и
способствуют образованию ... опухолей.

12

Тест№ 2.1 по теме; «Отраслевое

и территориальное природопользование»

13

№
п/
1
п
______
_____ вариант_______
1
Выберите основные причины
сложнойэкологической обстановки
в городах: А) въезд
большегрузного транспорта
Б) использование
-------------------- “ этилированного
бензина В) наличие окружных
автомобильных дорог
2
Токсичным действием на организм
человекаобладают:
A) оксид
азотаБ)
оксид серы
B) оксид углерода_________
3
От каких факторов зависит
степеньзапылённости воздуха?
А) тип покрытия
дорогиБ) северное
сияние
J В) интенсивность движения_____
4
Один легковой автомобиль за год
оставляетвредных веществA) 100 кг.
Б) 50 кг.
B) 150 кг._____________ __________
5
На чём основано создание
экологичныхконструкций
автомобилей?
А) экономии топлива
I Б) уменьшении массы
автомобилей В) увеличении
размеров автомобилей
6
Более всего нефтяное загрязнение
окружающей среды связано с
работой ... вида транспорта

7

8

Площадь резервно-технологической
полосыдля дорог I-II категории
составляет:
A) 6,0 га.
Б) 2,4 га.
B) 1,2 га.__________________________
Оценку изменения регенеративных
своиствокружающей среды проводят
по показателям:
А) степень концентрации
стокаповерхностных вод
Б) состояние погоды
В) площадь деградирующих территорий

2
вариант
Качество придорожных земель
оценивают наосновании:
А) лабораторных
исследованийБ) визуально
В) гост

Разрушающим действием на организм
человекаобладают:
A) оксид серы
Б)
углеводороды
B) соединения свинца________
От каких факторов зависит степень
запылённостивоздуха?
A) интенсивность
освещенияБ) тип шин
B) время года
Один грузовой автомобиль за год
оставляетвредных веществ:
A) 250 кг.
Б) 300 кг.
B) 200 кг______________________
Экономия топлива современного
транспортадостигается за счёт:
А) увеличения скорости
Б) применения неэтилированного
бензинаВ) уменьшения размеров
автомобилей
Перспективным направлением развития
развития
автотранспорта, обеспечивающим сохранение
окружающей среды является
создание ииспользование
Площадь резервно-технологической полосы
длядорог III категории составляет:
A) 1,2 га.
Б) 6,0 га.
B) 2,4 га.
Оценку изменения регенеративных
свойств окружающей среды проводят по
показателям:А) длина светового дня
Б)изменение
микроклиматаВ)
изменение свойств почв

14

9

Сопоставьте iгруппы
-----и методы
Сопоставьте i------инженернойзащиты против
группы и методы инженерной
защитыпротив оползней
1. Конструктивные А) обслуживание
1 ЛСонструктивные
1.
Конструктивные А) ремонт
конструкций
2. Технологические Б) выбор
конструкций2.Технологические Б)
конструкции ус^ойство врем, водоотвода
3. Эксплуатационные
3-Эксплуатационные В) конфигурация склонов
^)строительствоводоотвода
10 Мероприятия ]-----; сохранению качества
^Мероприятия по сохранению качества-----------почввключают;
почввключают;
снятие плодородного
A)
засев откосов г-----слояБ) геодезическую
многолетними
травамиБ) обустройство
съёмку
ливнеотвода
В) укре
пление откосов
'епление
откосов
B) измерение плошали____
И К мероприятиям г—
.
- \по_защите
мероприятиям по защите
растительности относятся
:
~ --------------------- 1 Р^^^тительности относятся- придорожной

15

A) скашивание
Б) использование устойчивых к
запылённости и загазованности видов
растений
B) восстановление гплодородия
12 Сопоставьте методы
и процессы
очисткисточных вод:
1. Механические
А)биофильтрация
2. Физико-химические Б) фильтрация
3. Биологические
В) коагуляция
13 К шумозащитным
сооружениям
относятся: А) водоотводы
Б) земляные
------ : валы
В) терр,^сирование
-----дорожных насыпей
14 Документ, содержащий ин(|)ормацию об
уровне использования
природопользователем ресурсов
(природных, вторичных и др.) и степени
воздействия его производств на
окружающую
среду. а также
—природную среду,
сведения о разрешениях на право
природопользования, нормативах
воздействий и размерах платежей за
загрязнение окружающей природной
среды и использование природных
ресурсов называется:
А) экологический паспорт
паспорт
Б) экологический сертификат
I В)--------экологический
-------- 1 устав
Критерии оценки:
«Отлично» - 23-26 баллов
_«Удовлетворительно» - 15-18 баллов
баллов.

3.3.

A) высокое
биоразнообразиеБ)
орошение и полив
B) строительство тротуаров

Сопоставьте методы и процессы очистки
сточных вод:
1. Механические
A) отстаивание
2. Физико-химические Б)биопруды
3. Биологические
B) озонирование
К шумозащитным сооружениям
относятся:А) зелёные насаждения
Б) шумозащитные барьеры
В становка световых столбов
Срок действия экологического
паспорта:А) 3 года
Б) 10 лет
В) 5 лет

«Хорошо»- 19-22 баллов
«Неудовлетворительно» - менее 14

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ)

Разделы (темы) дисциплины

1, Особенности взаимодействия
общества и природы.
Тема 1.1, Природоохранный потенциал

Тема 1.2. Природные ресурсы и
рациональное природопользование
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды

РАБОТ

Темы лабораторных и практических
__________________ работ
ЛР 1. Оценка водопроводной воды
воды и
и воды,
воды,
прошедшей через бытовой фильтр.
Определение
кислотност
__
------------------------------и1 воды
ПР 1. Расчёт экологического риска и оценка
ущерба окружающей среде гв результате
нерационального природопользования.
ПР 2. Лесные ресурсы и основные
направления их рационального
использования.
ЛР 2. Определение уровня шумового
загрязнения.
ЛР 3. Определение уровня радиационного
загрязнения

16

Раздел 2. Правовые г*
------и социальные
вопросы
природопользования
Тема 2.2. Основы экологического
экологического права.
права.
Юридическая ответственность
предприятий, загрязняющих окружающую
среду.

ЛР 4 Определение содержания i--------нитритов и
нитратов в пищевых продуктах.
скичистые
--------продукты
-Экологиче
2-------питания.
ПР 3. Экологическое
i
—
—
--------- - правонарушение.
Юридическая ответственность^

ПР 4. Структура экологического
паспорта
предприятия

17

3.4.ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И ФОРМ

№
п/п
1

2

3

4

Тема
программы
Раздел 1. Особенности
взаимодействия
общества иприроды.
Введение. Роль
экологии и
природопользования
в

современном обществе.
Значение экологических
знаний в будущей
' профессии Понятие
и виды
природопользования.
Принципы изаконы
рационального
природопользования
Тема 1.1.
Природоохранный
потенциал.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Колво
часов
Составить в -------тетради примеры различных видов
1
природопользования
в
России,
области,
конкретном населённом пункте.

Форма задания

Составить трофические г
цепи в различных
экосистемах. Изобразить• в виде схемы
причинно-следственные iсвязи основных
экологических последствий (ки7л;^^^^^^
дожди.
«парниковый эффект», разрушение
озоносферы, фотохимический
туман) загрязнения атмосферы.
Подготовить г-----презентацию об одной из особо

Подготовлять до^ад к сеХапГ^
Тема 1.2. Природные
ресурсы
I
Составить
и
рациональное
ресурсы ирациональное
------- : природопользование».
природопользование
Тема 1.3. Загрязнение
ГПодготовить экологический проект на тему"
окружающейсреды
«Экологическое состояние ппц« м _ ______
состояние почв и растительности
вблизи строительных
--—: п:
площадок ».
«Утилизация бытовых
; и промышленных
отходов. Перспективы)и принципы создания
неразрушающих природу производств>х
«Малоотходные и безотходные производства
стимулирование развития безотходных
производств».
«Мониторинг загрязнения
окружающей среды».
«Качество пищевой
продукции, причины и виды
еёзагрязнения».
^^ДпфпЦированные продукты».
Индекс «Е» вв пищевых
пищевых продуктах».
продуктах».
ЗАПИСЬ! и использование».
«Пестициды, их назначение и влияние
на
окружающуюсреду».
«Виды воздействия
строительной индустрии
________ наокружаюшую природн:
природную среду».

4

1

5

18

5

6

Раздел 2.
Организационные и
правовые вопросы
природопользования.
Тема 2.1
Государственные и
общественные
мероприятия по
предотвращению
разрущающих воздействий
на природу.

Тема 2.2. Юридическая и
экономическая
ответственность
предприятий,
загрязняющих
окружающую среду.
Правовое
обеспечение
экологического
контроля._____

Составить Iисторическую
----------справку по развитию
экологического движения в России,
Составить гопорную схему по теме: «Основные
направления
международного
сотрудничества в
области природопользования».
Подготовить презентацию на тему: «Природные
особенности Вологодской области»«Природноресурсный потенциал Вологодской области»;
«Природоохранное
-------законодательство
Вологодской области»; «Экологическая
безопасность Вологодской области».
Составить развёрнутый план ответа
по теме,
используя
основную
и
дополнительную
литературу и конспект
лекции. Составить
сравнительную таблицу по видам юридической
ответственности
за
экологические
правонарущения.

ИТОГО

4

3

18

19

3.5. МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ

Тест № 3 по учебной дисциплине: «Экологические

основы
природопользования».
1
вариант
Блок 1. Выбе] >ите один вариант ответа в заданиях 1-8
и несколько вариантов ответа9-10.
I №п/п
Текст задания
_______ Варианты ответов
ГТ
Разделом современной
1) глобальная
экологииявляется.. .экология
2) универсальная
3) психологическая
2.
Хоз. деятельность
1) нерациональным
человека,
2) рациональным
обеспечивающая
3) потребительским
экономное
использование природных
ресурсов и условий, их охрану и
воспроизводство
является ... природопользованием
3.
Какая экологическая группа
1) продуценты
организмовпроизводит органическое 2) редуценты
вещество?
3) консументы
4.
Какой из видов не относится к
1) овражная
ветровойэрозии?
2) повседневная
3) региональная
5.
Процесс разложения органических
1) гумификацией
остатков и образования
2) мелиорацией
высокомолекулярных гуминовых
3) седиментацией
соединений, называют
6.
Все леса, за исключением лесов,
1) лесные ресурсы
расположенных на землях
2) лесные запасы
Министерства обороны, землях
3) лесной фонд
населённых пунктов, а также земли
лесного фонда не покрытые лесной
растительностью, составляют
7.
К какому виду загрязнения относится
1) электромагнитному
увеличение концентрации урана в
2) радиоактивному
живых организмах и среде обитания
3) химическому
8.
Мониторинг, предусматривающий
1) региональным
слежение за общемировыми
2) локальным
процессами и явлениями в
3) глобальным
биосфере и осуществление
прогноза возможньк изменений
является
9.
Выберите мотивы
1) любознательный
рационального
2) эстетический
природопользования________
3) экономический
10.
Примерами экологического
1) мутуализм
взаимодействия организмов являются 2) метаболизм
3) аменсализм
Блок 2. Впишите нужное слово в форме соответствующего падежа

11.

Оболочка Земли, состоящая на 78% из азота, 21%
кислорода и 1 % других газов
называется ... .

20

14.

Территории,г-----где находятся забытые
-----построены объекты гражданского захоронения опасных <отходов
и на которых
-----»
и
промышленного
ловушками,
“ -неумышленного строительства являются

15.
16.
17.

человека, влияющая
или среду их обитания,
Исторический i---------------------- ----процесс повышения роли городпн
устойчивым....

18.

Под

*wb.j,^^apviBCHHbIM

жизни общества называется
людьми, обществом
-—.1 и природой называется

ЭКОЛОГИЧестгинд

государственным
государственной административной деятепкно^'’“'““^
административной
экологического закоиодвтельства

19.
СОСТОЯНИИ

20.

и на возмещение ущербТщэтинё?^’

природоохранных
информацию о её

экологическим правонарушением.________ здоровью или имуществу

обществом и
^анеокружщрщей среды.
среды.
Блок 3. Установите

21.

___________________

юридических и^зичещщГТ^^
—
лиц перед
-зоблюдения
------- 1 действующих
действующих законов
законов по

правильное соответствие

между группами почвозангитнкту
мероприятий
I) создание валов, запруд
А) лесомелиоративные
2) разработка почв.
------ -эрозионного плана Б) организационные
3) создание полезащитных
лесных В)гидротехнические
полос

22.

меяедуэкологаческими проблемами
и их последствиями
1) кислотные дожди
А) озоновые «дыры»
----2) разрушение озонового слоя
Б)
образование
—г
3) фотохимически
; <оксидантов
—
.-------------- ------й1 туман
__
В)
суховершинности
23.
------ > лесов
_групп минеральных ресурсов.*
1) фосфориты, сера
’
А) топливно-энергетические
2) нефть, газ
Б)строительные
_ --------‘ материалы
3) песок, глина
В)
горно-химическое
24.
--------------------- ------- ‘ сырьё
по мерам охраны лесаГ
1) незаконная порубка
A) организационные
2) арендная плата
Б)
правовые
3) лесоустройство
B)
экономические
25.
между видами юридической
ответственности и их санкциями
1)дисциплинарная
А) лишение специального- ххуии
2) административная
права, штраф
компенсация материального
3) гражданско-правовая
—»ущерба
и морального вреда
_____ В) замечание, выговор
26.
между государственными органами
управления
-------1) общей компетенции
А) Ростехнадзор России
2) комплексные
Б)
Правительство РФ
3) функциональные
В) Министерство природных
ресурсов
Блок 4. Расшифруйте аббревиатуру
17?
28.
29.
30.

ГОСТ
ФЗ
ООН
МСОП

22

Блок 5. Задание 31 (Кейс
- задание)
в первой декаде февраля 2012 года Москва был» ,
----- ! года Москва была
окутана смогом. Как iписала
------- газета
t погоды уровень загрязнения воздуха в
повысился. 4 и 5 февраля
воздухе было зафиксировано
наличие
Загрязнение воздуха диоксидами
1) химическому
химическому ' "
''
°™оеятся к ... загрязнению.
1)
2) физическому
3) биологическому
Знание 31.2. - выберите два варианта ответа
Находящиеся °
диоксиды серы и азота вызывают у человека
1) дыхания
поражения органов...
2) зрения
3) слуха
Задание 31.3. ■- впишите слово в
форме соответствующего
Средняя за сутки концентрация^диоксвд'а''
падежа
. ,1 азота превышала предельно
допустимую ... в 2,4 раза.

Тест № 3 по учебной дисциплине: «Экологические основы
природопользования».

2
вариант
Б;шк 1. Выбе
'ите один адриант ответа в залянияу i
•8 и несколько вариантов ответа9-10.
№п/п
Текст задания
----------------- Варианты ответов
1.
Кто впервые предложил термин
1) Ч. Дарвин
«ЭКОЛОГИЯ»?
2) Э. Геккель
3) В.И. Вернадский
2.
Использование природных
1) природообустройством
ресурсов в целях удовлетворения
2) природопотреблением
материальных и культурных
3) природопользованием
потребностей общества
является_____
3.
Последовательная необратимая
смена 1) инсоляцией
биоценозов, преемственно
2) транспирацией
возникающихна одной и той же
3) сукцессией
территории в результате влияния
природных факторов
или воздействия человека. называется
4.
Как называется оболочка
1) биосферой
Земли, заселённая живыми
2) ноосферой
организмами.
3) атмосферой
находящаяся под их
воздействием изанятая
продуктами их
жизнедеятельности?_____
5.
Природные комплексы, которые
1) национальные парки
полностью и навсегда исключены
2)
природные заказники
из любого хозяйственного
3) природные заповедники
использования.
6.
Повторное использование или
1) утилизацией
возвращение в оборот отходов
2) ресурсосбережением
производства или мусора, назыняетрд 3) рециклингом

23

7.

Поступление в среду или
возникновение в ней не
характерньк веществ г----или увеличение
концентрации имеющихся"
, является

1) захламлением с----окружающей среды
2) засорением окружающей среды
3) загрязнением
окружающей среды

24

8.

Система наблюдений,------за состоянием
1) мониторинга
природной среды и прогноз
2) моделирования
изменений под влиянием факторов
3) экспертизы
адтропогенного воздействия является
антропогенного
'ЮТТЛплХ __
задачей экологического (-ой)
9.
Выберите мотивы
1) здравоохранительный
рационального
2) воспитательный
природопользования
3) развлекательный
10.
Выберите предупредительные
1) чистка лесосек
мерыборьбы с лесными
2)
обходы леса
пожарами:
3) пропаганда среди
населения
Блок 2. Впишите
нужное слово в форме соответствующего
—I падежа
11.
Проблемы, касающиеся
всего человечества и
решения
требующие для своего
со щничества в общепланетар:
12.
!ном_^сштабе называются ...
- это оболочка ,----болота,
пруды, а^дГх^нГГнХые “Г i океан, проблемами.
моря, реки и озёра.
пруды, водохранилища.
^аппонвенну^лату и парыаДп»
" горные ледники, подземное’
13.
Характеристика состава и свойств г'—*----------------- ----14.
15.

16.

возможность её

Территории
__ ™ качеству окружающей
являются ... риска.
[.называется

структуре и цвету, называют
почвенными ...
^--1 среды опасные
для жизни человека
"°Д Действием талых и дождевых

вод

17.

биосферу. целях
само е учетом требований
природв. и знанием заХно"
зХоТХ“
■
- -i природы

“

18.

19.

20.

Дума, Правительство РФ,
исполнительные органы власти субъектов
субх^т^т^х. Федерапии.;
_______
’ представительные
"Р^Детавительные и
Каждый
...
------муниципальные
органы.
---- ------ - • • сохранять природу и
окружающую среду; бер77717)
природным богатствам.
» относится к
Экологическое
определяется как ]-------виновное, противоправное деяние,
нарушающее природоохранительное
------ » и причиняющее вред
законодательство
окружающей природной среде
----------------' п здоровью человекя

Блок 3. Установите

■217

22.

правильное соответствие

между описанием и обозначением

почвенного горизонта

1) верхний густонаселенный i-----горизонт
А) В
2)
, состоит из минеральной части
---л
Б) А
почвы
В) С
3)
представляет
собой
слабо
измененную материнскую породу
к
между повышенным содержанием
веществ в воздухе и экологическим
следствием
Тт» т » —______

**

25

23.

1) СО2, СН4
2) SO2, N02
3) хлорфторметана
природных ресурсов
1) энергия ветра, воды
2) растительный мир

А) разрушение
озонового слоя
Б) парниковый эффект
кислотные
- ----------- В)
В) кислот
ные до;;;"''
дожди
и их групп по исчерпаемости:
------------- -

А) исчерпаемые возобновимые
Б) неисчерпаемые

26

3) каменный
уголь
------по мерам охраны лесщ
В)
исчерпаемте
'
2^ОЗОбновимьте
I) плата за----лесопользование
'
1) ответственность
А) правовые
> за лесонарушения
1_
3) лесной
Б) организационные
-----1 кадастр
25.
(между видши г
■-------- В) экономически!
юридической
I
Дисциплинар;
-------- -L^dA-Пх санкциями
—рная
арест7цп^^ф~^-----------А) арест, А)
штраф
административная
3) уголовная
Б) лишение премии, увольнение
26.
-------В)
исправител]ьны
-Д^^Хосударственш.
>ie работы
£^«органами
1) общей
управленм
компетенции
2) комплексныек
------------ L 3) отраслевые
i>) Рослесхоз
В)
Министерство
Блок 4. Расшифруйте
ЛРиродных ресурсов
аббревиатуру

24.

ут.
28.
13.
30.

РАО
ТКРф
ВОЗ
Блок 5. Задание 31
(Кейс - задание)
Работник ООО Леспромхоз
«Светица»
гражданин Петров И.ф. j----произвёл гнезаконную
----рубку лесных
в выходной день 20.01. 2013 г
насаждений на делянке,
Леспромхоз «Светица».
находящейся в аренде ООО
^^ЗаниеЛЛ - выберите один
вариант ответа
Незаконная рубка
лесных насаждений относятся к..
• преступлениям.
1) природным

2) экологическим
3) экономическим
Задание 31.2 ■ выберите два варианта ответа
Согласно ст. 260 УК РФ
-- -• незаконная рубка лесных
насаждений наказывается...
1) штрафом в ]------размере до 200 000 рублей
2) предзшреждением

3) лишением свободы

на срок до одного года
Задание 31.3. - ]—
впишите слово в форме
соответствующего падежа
Незаконная рубка
лесных насаждений наносит ОГРОМНЫЙ
огромный ..области является одним из самых оаспппст„«„а,2°
Ф°нду Вологодской
самых распространённьк
экологических преступлений.
Критерии оценки:
«Отлично» - 46-52 баллов
«Хорошо» - 39-45 балла
-30-38 баллов
«Удовлетворительно»
«Неудовлетворительно»
-> - менее 30 баллов.

27



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.