СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл и
способствует формированию общих компетенций.
Код
Умения
Знания
ОК
ОК
01
ОК
02
ОК
03
ОК
04
ОК
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте; анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные части;
определять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы; составить
план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для
06
реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
решения задач; порядок оценки
результатов решения задач
профессиональной деятельности
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации; оценивать практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска
информации
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной
деятельности; применять современную
научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и
самообразования
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной
деятельности
описывать значимость своей профессии
(специальности).
содержание актуальной нормативноправовой документации; современная
научная и профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального развития и
самообразования
психологические основы деятельности
коллектива, психологические
особенности личности; основы
проектной деятельности
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной
деятельности по профессии
(специальности).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
˗
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
˗
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
˗
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
- способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий
повседневной деятельности и поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-распознавать проблему в профессиональном и социальном контексте;
-анализировать проблему и выделять её составные части, определять этапы решения;
- выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения проблемы;
- оценивать результат и последствия своих действий;
- структурировать получаемую информацию;
- применять современную научную профессиональную терминологию;
- определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
- организовывать работу коллектива и команды;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
42
в том числе:
лекции
26
практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
6
Аттестация в форме
2
Диф.зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа
Объем
разделов и тем
обучающихся
часов
1
2
Тема 1.1 Общение –
Содержание учебного материала
основа человеческого
1.Определение понятия. Структура общения. Уровни общения
бытия.
Тема 1.2
Классификация
общения
Тема 1.3. Средства
общения
3
2
Содержание учебного материала
Виды общения. Функции общения. Уровни делового общения
2
Содержание учебного материала
Вербальные средства общения. Невербальные средства общения
2
Практическое занятие
Практическая работа: Упражнение на передачу информации невербальными сигналами.
Тема 1.4. Общение как
обмен информацией
Содержание учебного материала
(коммуникативная
сторона общения)
1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные барьеры.
2
2
Тема 1.5. Общение как Содержание учебного материала
восприятие людьми
Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Функции социальной перцепции
друг друга
(перцептивная
сторона общения)
4
Практическое занятие
Практическая работа: Задание «Выстраивание эмпатического поведения»
Тема 1.6. Общение как Содержание учебного материала
взаимодействие
Понятие о межличностном взаимодействии и его мотивах. Виды контактного
(интерактивная
взаимодействия
сторона общения)
Тема 1.7. Техники
активного слушания
2
4
Содержание учебного материала
Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных 2 способностей
2
Практическое занятие
Практическая работа: Деловая игра «Я Вас слушаю».
2
Раздел 2 Деловое общение
Тема 2.1. Деловое
общение
Содержание учебного материала
Понятие, виды и формы делового общения. Деловая беседа. Переговорный процесс
2
Практическое занятие
Практическая работа: Деловая игра «Пресс-конференция».
2
Тема 2.2. Проявление Содержание учебного материала
индивидуальных
1. Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента.
особенностей в
деловом общении
Практическое занятие:
2
Практическая работа: Самодиагностика по теме «Темперамент»
Диагностический инструментарий: «Типы темперамента
Тема 2.3. Этикет в
профессиональной
деятельности
2
Содержание учебного материала
Понятие «этика», «мораль», «нравственность». Моральные принципы и нормы. Принципы и
нормы профессиональной этики.
2
Раздел 3. Конфликты в деловом общении
Содержание учебного материала
Конфликт- дефект общения? Характеристика конфликта. Функции и причины конфликтов
Тема 3.1.
Практическое занятие:
Конфликт его
сущность
Практическая работа: Самооценка конфликтности. Практическая работа: Оценка способов
реагирования в конфликте (тест-опросник К.Томаса)
2
4
Самостоятельная работа: «Понятие коммуникативного барьера»
2
Самостоятельная работа: «Феномен коммуникативного влияния»
2
Самостоятельная работа: «Основные тактики и приемы разрешения конфликта»
2
Диф.зачет
2
ВСЕГО
42
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Психология общения: И.В.Островская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023.-192с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бороздина, Г. В. Психология общения: учебник и практикум для среднего
профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 463 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата
обращения: 13.12.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1 Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — М.:
Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53400962-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 13.12.2022).
2 Кузнецова, М. А. Психология общения: учебное пособие для СПО. – М.: РГУП, 2019. 167 с. - ISBN 978-5-93916-811-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
Коды
проверяемых
компетенций
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
Применять техники и приемы ОК 1;
эффективного
общения
в
ОК 2;
профессиональной деятельности.
ОК 3;
Использовать
приемы
саморегуляции
поведения в ОК 4;
процессе
межличностного
ОК 6;
общения.
Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий
Знания:
Взаимосвязь
деятельности;
общения
и
цели, функции, виды и уровни
общения.
Выполнение практических
заданий, решение задач на
профессиональную тематику,
устный опрос, решение
тестовых заданий
роли и ролевые ожидания в
общении;
виды
взаимодействий;
социальных
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов.
Промежуточный контроль
Диф.зачет