ОП.ОЗ Адаптивные информационные и коммуникационные технологии 2025

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы: адаптационный цикл
1.1.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
•

Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;

•

Использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);

•

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;

•

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

•

Использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;

•

Использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

•

Использовать приобретённые знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•

Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

•

Современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;

•

Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода – вывода информации (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);

•

Приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
1.2.

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:
теоретические занятия

26

практические занятия

24

Самостоятельная работа

12

Итоговая аттестация в форме экзамена

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
УроНаимено- Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем вень
вание раз- практические занятия, самостоятельная работа учачасов усводелов и тем щихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
ения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы информационных технологий

10

Содержание учебного материала
1

Введение в дисциплину

2

Понятие информационной технологии. Информатика и
информационные технологии. Структура предметной
области информационной технологии. Этапы развития
информационных технологий.

3

Особенности информационных технологий для людей с
ограниченными возможностями здоровья

2

4

Классификация информационных технологий. Основные классы информационных технологий. Классификация по пользовательскому интерфейсу.

2

5

Программное и аппаратное обеспечение. Классификация ПО. Операционные системы и оболочки.

2

Информационные технологии широкого пользования.
Основы инТабличные процессоры. Системы управления базами
формаци- 6
данных.
онных технологий
Практические занятия

2

1

2
10

1

Работа с программными средствами универсального
назначения, соответствующими современным требованиям

2

2

Использование адаптированной компьютерной техники. Использование специальных возможностей ОС
для пользователей с ограниченными возможностями
здоровья

2

3

Интерфейс операционные системы MS Windows. Основные возможности файловых менеджеров. Использование устройств ввода и вывода информации

2

4

Информационные технологии широкого пользования.
Текстовые процессоры. Графические процессоры. Интегрированные пакеты. ИС как средства и методы реализации информационных технологий.

2

1

5

Организация индивидуального информационного пространства

2

Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии
Содержание учебного материала

8

7

Компьютерные средства обучения. Дистанционное
обучение. Интернет-курсы.

2

8

Интернет-тестирование. Интернет-олимпиады

2

Дистанци9
онные образовательные технологии
10

Использование адаптивных технологий в учебном процессе

2

Авторские и интегрированные информационные технологии. Гипертекст. Мультимедиа. Новый класс интеллектуальных технологий. Информационные хранилища.

2

Практические занятия
6

Использование альтернативных средств коммуникации.

1

2
2

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как
средства коммуникации
Содержание учебного материала

Информационные и
коммуникационные
технологии
как средства коммуникации

4

13

Знакомство с техническими средствами телекоммуникационных технологий

2

14

Знакомство с программными средствами телекоммуникационных технологий

2

Практические занятия

1

4

7

Всемирная паутина. Поисковые системы.

1

8

Поиск информации и преобразование ее в формат,
наиболее подходящий для восприятия, с учетом ограничения здоровья.

1

9

Работа с браузером. Примеры работы с интернет - библиотекой. Безопасная работа в Интернет.

1

10

Создание почтового ящика.

1

Раздел 4. Технологии работы с информацией
Содержание учебного материала
Технологии
работы
с 15 Знакомство с текстовым и табличным процессорами
информаТекстовые и табличные процессоры. Знакомство с табцией
16
личным процессором

4
2
2

1

Практические занятия

8

11

Работа с текстовой информацией. Создание документа
Word.Форматирование документа

2

12

Применение стилей, мастеров и шаблонов. Создание
таблиц и диаграмм в Word

2

13

Работа с табличным процессором MS Excel. Создание
таблиц. Форматирование таблиц и автозаполнение
ячеек.

2

14

Работа с Microsoft Power Point. Создание презентации к
докладу и выступление с ним

2

Компьютерная графика. Работа с инструментами Paint.
15

2

Самостоятельная работа

12

1
2
3
4
5
6

Этапы развития информационных технологий (подготовить доклад)
Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации (.(подготовить реферат)
Дистанционные образовательные технологии
Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации
Компьютерные телекоммуникации
ехнологии работы с информацией (создание презентации в Microsoft Power Point).
Экзамен
Всего:

2
2
2
2
2
2
4
66

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Выбор методов обучения обуславливается целями обучениями, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков,
уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации
обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном
процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в
установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой
группе.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
•

компьютеры не менее 15 шт.;

•

проектор, экран;

•

сеть интернет;

•

локальная сеть;

•

маркерная доска.

Технические средства обучения:
•

сканер;

•

принтер,

•

веб-камеры (не менее 15 шт);

•

наушники с микрофоном (не менее 15 шт);

•

интерактивная доска.

Необходимое программное обеспечение:
•

Операционная система: Microsoft Windows XP.

•

Файловые менеджеры: Проводник, Total Commander.

•

Архиваторы: WinRAR, WinZip 7.0.

3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебник. — М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М,
2035. http://znanium.com/catalog/product/487292
2. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов,
В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2025. — 319 с.
3. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии [Электронный ресурс]:учебник для спо. - Москва: Юрайт, 2023. - 327 с
Дополнительные источники:

1. Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем [Электронный ресурс]:Учебное пособие. Москва: Издательский Центр РИО�, 2020
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие.
Элективный курс. – М., 2021.
Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
Электронные ресурсы
1. www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов:
учебнометодические пособия
2. http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
3. http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
4. http://www.km.ru/ - энциклопедия
5. http://www.ege.ru/ - тесты по информатике 6. http://compscience.narod.ru/ - дидактически

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:
Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям

Проведение тематического тестирования,
устный опрос

Использовать адаптированную компьютерную
технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Устный опрос, проведение тематического
тестирования

Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами

Поиск информации,
устный опрос, проведение тематического
тестирования

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

практические занятия

Использовать альтернативные средства коммуни- практические занятия
кации в учебной и будущей профессиональной
деятельности
Использовать специальные информационные и
коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности

практические занятия

Использовать приобретенные знания и умения в
учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства

практические занятия
Экзамен

Обучающийся должен знать:
Основы современных информационных техноло- устный опрос
гий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации;
Современное состояние уровня и направления
развития технических и программных средств
универсального и специального назначения;

устный опрос

Приемы использования компьютерной техники, устный опрос
оснащенной альтернативными устройствами
ввода – вывода информации (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
Приемы поиска информации и преобразование ее устный опрос
в формат, наиболее подходящий для восприятия
с учетом ограничений здоровья.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.