СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы: адаптационный цикл
1.1.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
•
Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;
•
Использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
•
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;
•
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
•
Использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;
•
Использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
•
Использовать приобретённые знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•
Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
•
Современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
•
Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода – вывода информации (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
•
Приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
1.2.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
теоретические занятия
26
практические занятия
24
Самостоятельная работа
12
Итоговая аттестация в форме экзамена
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
УроНаимено- Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем вень
вание раз- практические занятия, самостоятельная работа учачасов усводелов и тем щихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
ения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы информационных технологий
10
Содержание учебного материала
1
Введение в дисциплину
2
Понятие информационной технологии. Информатика и
информационные технологии. Структура предметной
области информационной технологии. Этапы развития
информационных технологий.
3
Особенности информационных технологий для людей с
ограниченными возможностями здоровья
2
4
Классификация информационных технологий. Основные классы информационных технологий. Классификация по пользовательскому интерфейсу.
2
5
Программное и аппаратное обеспечение. Классификация ПО. Операционные системы и оболочки.
2
Информационные технологии широкого пользования.
Основы инТабличные процессоры. Системы управления базами
формаци- 6
данных.
онных технологий
Практические занятия
2
1
2
10
1
Работа с программными средствами универсального
назначения, соответствующими современным требованиям
2
2
Использование адаптированной компьютерной техники. Использование специальных возможностей ОС
для пользователей с ограниченными возможностями
здоровья
2
3
Интерфейс операционные системы MS Windows. Основные возможности файловых менеджеров. Использование устройств ввода и вывода информации
2
4
Информационные технологии широкого пользования.
Текстовые процессоры. Графические процессоры. Интегрированные пакеты. ИС как средства и методы реализации информационных технологий.
2
1
5
Организация индивидуального информационного пространства
2
Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии
Содержание учебного материала
8
7
Компьютерные средства обучения. Дистанционное
обучение. Интернет-курсы.
2
8
Интернет-тестирование. Интернет-олимпиады
2
Дистанци9
онные образовательные технологии
10
Использование адаптивных технологий в учебном процессе
2
Авторские и интегрированные информационные технологии. Гипертекст. Мультимедиа. Новый класс интеллектуальных технологий. Информационные хранилища.
2
Практические занятия
6
Использование альтернативных средств коммуникации.
1
2
2
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии как
средства коммуникации
Содержание учебного материала
Информационные и
коммуникационные
технологии
как средства коммуникации
4
13
Знакомство с техническими средствами телекоммуникационных технологий
2
14
Знакомство с программными средствами телекоммуникационных технологий
2
Практические занятия
1
4
7
Всемирная паутина. Поисковые системы.
1
8
Поиск информации и преобразование ее в формат,
наиболее подходящий для восприятия, с учетом ограничения здоровья.
1
9
Работа с браузером. Примеры работы с интернет - библиотекой. Безопасная работа в Интернет.
1
10
Создание почтового ящика.
1
Раздел 4. Технологии работы с информацией
Содержание учебного материала
Технологии
работы
с 15 Знакомство с текстовым и табличным процессорами
информаТекстовые и табличные процессоры. Знакомство с табцией
16
личным процессором
4
2
2
1
Практические занятия
8
11
Работа с текстовой информацией. Создание документа
Word.Форматирование документа
2
12
Применение стилей, мастеров и шаблонов. Создание
таблиц и диаграмм в Word
2
13
Работа с табличным процессором MS Excel. Создание
таблиц. Форматирование таблиц и автозаполнение
ячеек.
2
14
Работа с Microsoft Power Point. Создание презентации к
докладу и выступление с ним
2
Компьютерная графика. Работа с инструментами Paint.
15
2
Самостоятельная работа
12
1
2
3
4
5
6
Этапы развития информационных технологий (подготовить доклад)
Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации (.(подготовить реферат)
Дистанционные образовательные технологии
Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации
Компьютерные телекоммуникации
ехнологии работы с информацией (создание презентации в Microsoft Power Point).
Экзамен
Всего:
2
2
2
2
2
2
4
66
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Выбор методов обучения обуславливается целями обучениями, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков,
уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации
обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном
процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в
установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой
группе.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
•
компьютеры не менее 15 шт.;
•
проектор, экран;
•
сеть интернет;
•
локальная сеть;
•
маркерная доска.
Технические средства обучения:
•
сканер;
•
принтер,
•
веб-камеры (не менее 15 шт);
•
наушники с микрофоном (не менее 15 шт);
•
интерактивная доска.
Необходимое программное обеспечение:
•
Операционная система: Microsoft Windows XP.
•
Файловые менеджеры: Проводник, Total Commander.
•
Архиваторы: WinRAR, WinZip 7.0.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебник. — М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М,
2035. http://znanium.com/catalog/product/487292
2. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Гаврилов,
В. А. Климов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2025. — 319 с.
3. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии [Электронный ресурс]:учебник для спо. - Москва: Юрайт, 2023. - 327 с
Дополнительные источники:
1. Затонский А.В. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем [Электронный ресурс]:Учебное пособие. Москва: Издательский Центр РИО�, 2020
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие.
Элективный курс. – М., 2021.
Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
Электронные ресурсы
1. www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов:
учебнометодические пособия
2. http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
3. http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
4. http://www.km.ru/ - энциклопедия
5. http://www.ege.ru/ - тесты по информатике 6. http://compscience.narod.ru/ - дидактически
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям
Проведение тематического тестирования,
устный опрос
Использовать адаптированную компьютерную
технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата)
Устный опрос, проведение тематического
тестирования
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами
Поиск информации,
устный опрос, проведение тематического
тестирования
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
практические занятия
Использовать альтернативные средства коммуни- практические занятия
кации в учебной и будущей профессиональной
деятельности
Использовать специальные информационные и
коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности
практические занятия
Использовать приобретенные знания и умения в
учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства
практические занятия
Экзамен
Обучающийся должен знать:
Основы современных информационных техноло- устный опрос
гий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации;
Современное состояние уровня и направления
развития технических и программных средств
универсального и специального назначения;
устный опрос
Приемы использования компьютерной техники, устный опрос
оснащенной альтернативными устройствами
ввода – вывода информации (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
Приемы поиска информации и преобразование ее устный опрос
в формат, наиболее подходящий для восприятия
с учетом ограничений здоровья.