СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.01 Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем»
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид деятельности Разработка модулей программного обеспечения для
компьютерных систем соответствующие ему общие компетенции и профессиональные
компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
01
применительно к различным контекстам
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД 01 Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных систем
ПК
Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с
1.1
техническим заданием.
ПК
Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием.
1.2
Выполнять
отладку
программных
модулей
с
использованием
ПК
специализированных программных средств.
1.3
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
В разработке кода программного продукта на основе готовой спецификации на
Владеть
уровне модуля; использовании инструментальных средств на этапе отладки
навыками
Уметь
Знать
программного продукта; проведении тестирования программного модуля по
определенному сценарию; использовании инструментальных средств на этапе
отладки программного продукта; разработке мобильных приложений.
Осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого и
высокого уровней; создавать программу по разработанному алгоритму как
отдельный модуль; выполнять отладку и тестирование программы на уровне
модуля; осуществлять разработку кода программного модуля на современных
языках программирования; уметь выполнять оптимизацию и рефакторинг
программного кода; оформлять документацию на программные средства.
Основные этапы разработки программного обеспечения; основные принципы
технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
способы оптимизации и приемы рефакторинга; основные принципы отладки
и тестирования программных продуктов.
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов
929
в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК.01.01
в том числе самостоятельная работа
на освоение МДК.01.02
в том числе самостоятельная работа
на освоение МДК.01.03
в том числе самостоятельная работа
на освоение МДК.01.04
в том числе самостоятельная работа
практики, в том числе учебная
производственная
183
60
162
44
168
46
118
24
108
144
519
Промежуточная аттестация
6
1
ПК 1.1; ПК 1.2
ПК 1.3; ОК 01
ПК 1.1; ПК 1.2
ПК 1.3; ОК 01
ПК 1.1; ПК 1.2
ПК 1.3; ОК 01
ПК 1.1; ПК 1.2
ПК 1.3; ОК 01
2
Раздел 1. Разработка программных
модулей
Раздел 2. Поддержка и тестирование
программных модулей
Раздел 3. Разработка мобильных
Раздел 4. Системное
программирование
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Всего:
Объем профессионального модуля, ак. час.
Обучение по МДК
В том числе
Всего
Лабораторн
ых
Курсовых
Лекции
и
работ
практическ (проектов)
их занятий
8
Учебная
Производс
твенная
9
10
11
4
5
183
65
183
56
65
60
2
162
62
162
54
62
44
2
168
68
168
52
68
46
2
118
48
118
34
48
24
2
108
144
108
144
8
503
7
Самостоя
тельная
работа
3
929
6
Практики
Промежуточная
аттестация
Коды
профессиональн Наименования разделов профессионального Всего,
ых и общих
модуля
час.
компетенций
В т.ч. в форме практической
подготовки
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Для специальности
10
108
144
8
631
196
243
10
174
8
108
144
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование
разделов и тем
профессионал
ьного модуля
(ПМ),
междисципли
нарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
1
2
Раздел 1. Разработка программных модулей
МДК. 01.01 Разработка программных модулей
Тема 1.1.1
Содержание
Жизненный
Понятие ЖЦ ПО
цикл ПО
Этапы ЖЦ ПО
Тема 1.1.2
Содержание
Структурное
Технология структурного программирования.
программиров Инструментальные средства оформления и документирования алгоритмов программ
ание
Оценка сложности алгоритма: классификация, классы алгоритмов, неразрешимые задачи
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Оценка сложности алгоритмов сортировки.
Оценка сложности алгоритмов поиска.
Оценка сложности рекурсивных алгоритмов.
Оценка сложности эвристических алгоритмов.
Тема 1.1.3
Содержание
ОбъектноОсновные принципы объектно-ориентированного программирования. Классы: основные понятия.
ориентирован Перегрузка методов.
ное
Операции класса.
программиров Иерархия классов.
ание
Синтаксис интерфейсов.
Интерфейсы и наследование.
Структуры.
Объем,
акад. ч /
в том
числе
в форме
практи
ческой
подгото
вки,
акад. ч
3
183
183
8
4
4
16
8
Коды
компетенций,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.1 ПК 1.2
ПК 1.3 ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
8
20
10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК.1.3
ОК 01
Тема 1.1.4
Паттерны
проектирован
ия
Тема 1.1.5
Событийноуправляемое
программиров
ание
Делегаты.
Регулярные выражения
Коллекции. Параметризованные классы.
Указатели
Операции со списками
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Работа с классами.
Перегрузка методов.
Определение операций в классе.
Создание наследованных классов
Работа с объектами через интерфейсы.
Использование стандартных интерфейсов.
Работа с типом данных структура.
Коллекции. Параметризованные классы.
Использование регулярных выражений
Операции со списками.
Содержание
Назначение и виды паттернов.
Основные шаблоны.
Порождающие шаблоны.
Структурные шаблоны.
Поведенческие шаблоны.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование основных шаблонов.
Использование порождающих шаблонов.
Использование структурных шаблонов.
Использование поведенческих шаблонов.
Содержание
Событийно-управляемое программирование
Элементы управления. Диалоговые окна. Обработчики событий.
Введение в графику
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Разработка приложения с использованием текстовых компонентов
Разработка приложения с несколькими формами.
Разработка приложения с не визуальными компонентами.
10
20
10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
10
14
6
8
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
Тема 1.1.6
Оптимизация
и
рефакторинг
кода
Тема 1.1.7
Разработка
пользовательс
кого
интерфейса
Тема 1.1.8
Основы
ADO.Net
Разработка игрового приложения.
Разработка приложения с анимацией.
Содержание
Методы оптимизации программного кода.
Цели и методы рефакторинга.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Оптимизация и рефакторинг кода.
Содержание
Правила разработки интерфейсов пользователя.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
1. Разработка интерфейса пользователя.
Содержание
Работа с базами данных
Доступ к данным
Создание таблицы, работа с записями.
Способы создания команд
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание приложения с БД
Создание запросов к БД
Создание хранимых процедур
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
Индивидуальный проект. Курсовая работа
Раздел 1.2 Поддержка и тестирование программных модулей
МДК.01.02 Поддержка и тестирование программных модулей
Тема 1.2.1
Содержание
Отладка и
Тестирование как часть процесса верификации программного обеспечения.
тестирование
Виды ошибок. Методы отладки.
программного Методы тестирования.
обеспечения
Классификация тестирования по уровням.
Тестирование производительности
Регрессионное тестирование.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Тестирование «белым ящиком»
14
6
8
10
6
4
15
6
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
9
60
2
20
162
82
28
32
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
Тестирование «черным ящиком»
Модульное тестирование
Интеграционное тестирование
Тема 1.2.2
Содержание
Документиров Средства разработки технической документации. Технологии разработки документов.
ание
Документирование программного обеспечения в соответствии с Единой системой программной
документации.
Автоматизация разработки технической документации Автоматизированные средства оформления
документации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Оформление документации на программные средства с использованием инструментальных средств.
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
Раздел 1.3 Разработка мобильных приложений
МДК.01.03 Разработка мобильных приложений
Тема 1.3.1
Содержание
Основные
Основные платформы мобильных приложений, сравнительная характеристика
платформы и
Нативные приложения, веб-приложения, гибридные и кроссплатформенные приложения, их области
языки
применения
разработки
Основные языки для разработки мобильных приложений (Java, Objective-C и др.)
мобильных
Инструменты разработки мобильных приложений (JDK/ AndroidStudio/ WebView/ Phonegap и др.)
приложений
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Установка инструментария и настройка среды для разработки мобильных приложений
Установка среды разработки мобильных приложений с применением виртуальной машины
Тема 1.3.2
Содержание
Создание и
Инструментарий среды разработки мобильных приложений
тестирование
Структура типичного мобильного приложения
модулей для
Элементы управления и контейнеры
мобильных
Работа со списками
приложений
Способы хранения данных
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Создание эмуляторов и подключение устройств
Настройка режима терминала
Создание нового проекта
Изучение и комментирование кода
80
26
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
30
44
2
168
168
26
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
34
86
26
34
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
Лабораторная работа «Изменение элементов дизайна
Обработка событий: подсказки
Обработка событий: цветовая индикация
Подготовка стандартных модулей
Обработка событий: переключение между экранами
Передача данных между модулями
Тестирование и оптимизация мобильного приложения
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
Раздел модуля 4. Системное программирование
МДК.01.04 Системное программирование
Тема 1.4.1
Содержание
Программиро Подсистемы управления ресурсами.
вание на
Управление процессами.
языке низкого Управление потоками.
уровня
Параллельная обработка потоков.
Создание процессов и потоков.
Обмен данными между процессами. Передача сообщений.
Анонимные и именованные каналы.
Сетевое программирование сокетов.
Динамически подключаемые библиотеки DLL
Сервисы.
Виртуальная память. Выделение памяти процессам.
Работа с буфером экрана.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование потоков.
Обмен данными.
Сетевое программирование сокетов.
Работы с буфером экрана.
Самостоятельная работа
Индивидуальный проект. Курсовая работа
Промежуточная аттестация (зачет)
Учебная практика
Производственная практика
Всего
46
2
118
118
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ОК 01
34
48
24
20
2
108
144
929
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»,
оснащенные в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы по специальности.
Оснащенные базы практики в соответствии с п 6.1.2.5 образовательной программы по
специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Федорова Г.Н. Разработка модулей программного обеспечения для компьютерных
систем: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 384 с.
3.2.2. Основные электронные издания
3.2.3. Дополнительные источники
1. Белугина С.В. Разработка программных модулей программного обеспечения для
компьютерных систем, Прикладное программирование. – СПб.: Лань, 2021 – 312 с.
2. Гниденко И. Г. Технология разработки программного обеспечения: учебное пособие
для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05047-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472502 (дата
обращения: 13.12.2022).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование
профессиональных
и общих компетенций,
формируемых
в рамках модуля
ПК 1.1 Формировать
алгоритмы
разработки
программных модулей в
соответствии
с техническим заданием
Критерии оценки
Оценка «отлично» - техническое задание
проанализировано, алгоритм разработан,
соответствует техническому заданию и
оформлен в соответствии со стандартами,
пояснены его основные структуры.
Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Технический писатель»:
указаны использованные стандарты в
области документирования; выполнена
оценка сложности алгоритма
Оценка «хорошо» -алгоритм разработан,
оформлен в соответствии со стандартами и
соответствует заданию, пояснены его основные
структуры. Дополнительно для
квалификаций «Программист» и
«Технический писатель»: выполнена оценка
сложности алгоритма
Оценка «удовлетворительно» - алгоритм
разработан и соответствует заданию.
ПК 1.2 Разрабатывать Оценка «отлично» - программный модуль (для
программные модули в квалификации «Специалист по
соответствии
тестированию в области информационных
с техническим заданием
технологий»: тестовый модуль) разработан
по имеющемуся алгоритму в среде разработки
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» на указанном языке
программирования) методами объектноориентированного/ структурного
программирования и полностью соответствует
техническому заданию, соблюдены и пояснены
основные этапы разработки; документация на
модуль оформлена и соответствует стандартам.
Оценка «хорошо» - программный модуль (для
квалификации «Специалист по
тестированию в области информационных
технологий»: тестовый модуль) разработан
по имеющемуся алгоритму в среде разработки
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» на указанном языке
программирования) методами объектноориентированного/ структурного
программирования и практически
Методы оценки
Экзамен/зачет в
форме
собеседования:
практическое
задание по
построению
алгоритма
в соответствии с
техническим
заданием
Защита отчетов по
практическим
и лабораторным
работам
ПК
1.3
Выполнять
отладку
программных
модулей
с
использованием
специализированных
программных средств
ОК 01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно
к различным контекстам.
соответствует техническому заданию с
незначительными отклонениями, пояснены
основные этапы разработки; документация на
модуль оформлена и соответствует стандартам.
Оценка «удовлетворительно» - программный
модуль (для квалификации «Специалист по
тестированию в области информационных
технологий»: тестовый модуль) разработан
по имеющемуся алгоритму в среде разработки
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» на указанном языке
программирования) методами объектноориентированного/ структурного
программирования и соответствует
техническому заданию; документация на
модуль оформлена без существенных
отклонений от стандартов.
Оценка «отлично» - выполнена отладка
модуля (Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Специалист по
тестированию в области информационных
технологий»: с использованием
инструментария среды проектирования); с
пояснением особенностей отладочных классов;
сохранены и представлены результаты отладки.
Оценка «хорошо» - выполнена отладка модуля
(Дополнительно для квалификаций
«Программист» и «Специалист по
тестированию в области информационных
технологий»: с использованием
инструментария среды проектирования);
сохранены и представлены результаты отладки.
Оценка «удовлетворительно» - выполнена
отладка модуля, пояснены ее результаты.
− обоснованность постановки цели, выбора и
применения методов и способов решения
профессиональных задач;
- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества выполнения
профессиональных задач
Экспертное
наблюдение за
выполнением работ