СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.04 Физическая культура
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.04 Физическая культура» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03
Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07, ОК
08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 06
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07
соблюдать нормы экологической
безопасности
ОК 08
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии
стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с соблюдением
принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную пути обеспечения ресурсосбережения
деятельность с учетом знаний об
изменении климатических условий
региона
принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона
использовать физкультурнороль физической культуры
оздоровительную деятельность для
в общекультурном, профессиональном
укрепления здоровья, достижения
и социальном развитии человека
жизненных
и профессиональных целей
применять рациональные приемы
основы здорового образа жизни
двигательных функций в
профессиональной деятельности
пользоваться средствами
условия профессиональной
профилактики перенапряжения,
характерными для данной
профессии
деятельности
и зоны риска физического здоровья
для профессии
средства профилактики
перенапряжения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
Обязательная аудиторная нагрузка
в т. ч.:
36
теоретическое обучение
6
практические занятия
28
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
12
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч1.
3
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
Раздел 1. Основы физической культуры
Тема
1.1. Содержание учебного материала
Физическая
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении
культура
в Здоровья. Самоконтроль студентов физическими упражнениями и
профессиональной
спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных
подготовке и
психофизиологических качеств
социокультурное
Самостоятельная работа обучающихся
развитие личности
Раздел 2. Легкая атлетика
Тема 2.1. Бег на Содержание учебного материала
короткие
В том числе практических и лабораторных занятий
дистанции.
Практическое занятие № 1. Техника безопасности на занятия Л/а. Техника
Прыжок в длину с беговых упражнений. Совершенствование техники высокого и низкого
места
старта, стартового разгона, финиширования.
Практическое занятие № 2. Совершенствование техники бега на
дистанции 100 м., контрольный норматив. Совершенствование техники
бега
на
дистанции
300
м.,
контрольный
норматив.
Совершенствование техники бега на дистанции 500 м., контрольный
1
Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
12
2
2
ОК 06
ОК 07
ОК 08
норматив.
Практическое занятие № 3. Совершенствование техники прыжка в длину с
места, контрольный норматив
Тема 2.2. Бег на Содержание учебного материала
длинные дистанции В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4. Овладение техникой старта, стартового
разбега, финиширования. Разучивание комплексов специальных
упражнений. Техника бега по дистанции (беговой цикл). Техника бега по
пересеченной местности (равномерный, переменный, повторный шаг)
Практическое занятие № 5. Техника бега на дистанции 2000 м,
контрольный норматив. Техника бега на дистанции 3000 м, без учета
времени. Техника бега на дистанции 5000 м, без учета времени
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3. Бег на Содержание учебного материала
средние дистанции В том числе практических и лабораторных занятий
Прыжок в длину с Практическое занятие № 6. Выполнение контрольного норматива: бег
разбега.
100метров на время. Выполнение К.Н.: 500 метров – девушки, 1000
Метание снарядов.
метров – юноши.
Практическое занятие № 7. Выполнение контрольного норматива: прыжка
в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника прыжка способом
«Согнув ноги» с 3-х, 5-ти, 7-ми шагов.
Практическое занятие № 8. Техника прыжка «в шаге» с укороченного
разбега. Целостное выполнение техники прыжка в длину с разбега,
контрольный норматив.
Практическое занятие № 9. Техника метания гранаты. Техника метания
гранаты, контрольный норматив.
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
2
4
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Раздел 3. Баскетбол
Тема 3.1. Техника
выполнения
ведения
мяча, передачи и
броска мяча в
кольцо с места
Содержание учебного материала
Здоровый образ жизни
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 10. Овладение техникой выполнения ведения
мяча, передачи и броска мяча с места. Овладение и закрепление техникой 2
ведения и передачи мяча в баскетболе
2
8
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2. Техника
выполнения
ведения
и передачи мяча в
движении, ведение
– 2 шага – бросок
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 11. Техника ведения и передачи мяча в движении
2
и броска мяча в кольцо - «ведение – 2 шага – бросок».
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3. Техника
выполнения
штрафного броска,
ведение, ловля и
передача мяча в
колоне и кругу,
правила баскетбола
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 12. Совершенствование техники выполнения
штрафного броска, ведение, ловля и передача мяча в колоне и кругу. 2
Совершенствование техники выполнения перемещения в защитной стойке
баскетболиста.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
3.4. Содержание учебного материала
Совершенствование
В том числе практических и лабораторных занятий
техники владения
ОК 06
ОК 07
ОК 08
баскетбольным
мячом
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Практическое занятие № 13. Выполнение контрольных нормативов:
«ведение – 2 шага – бросок», бросок мяча с места под кольцо. 2
Совершенствовать технические элементы баскетбола в учебной игре.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Волейбол
Тема 4.1. Техника
перемещений,
стоек,
технике
верхней и
нижней передач
двумя руками
Тема 4.2. Техника
нижней подачи и
приёма после неё
Тема 4.3. Техника
прямого
нападающего удара
6
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 14. Отработка действий: стойки в волейболе,
перемещения по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая,
верхняя прямая, верхняя боковая. Прием мяча. Передача мяча.
Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у
2
сетки. Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху и снизу на
месте и после перемещения. Отработка тактики игры: расстановка
игроков, тактика игры в защите, в нападении, индивидуальные действия
игроков с мячом, без мяча, групповые и командные действия игроков,
взаимодействие игроков.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 15. Отработка техники нижней подачи и приёма
после неё
2
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 16. Отработка техники прямого нападающего
1
удара
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
4.4
Совершенствование
техники владения
волейбольным
мячом
Содержание учебного материала
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 17. Приём контрольных нормативов: передача
мяча над собой снизу, сверху. Приём контрольных нормативов: подача
мяча на точность по ориентирам на площадке.
1
Учебная игра с применением изученных положений. Отработка техники
владения техническими элементами в волейболе.
Самостоятельная работа обучающихся
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Раздел 5. Легкоатлетическая гимнастика
Тема
5.1. Содержание учебного материала
Легкоатлетическая
В том числе практических и лабораторных занятий
гимнастика, работа Практическое занятие № 17. Выполнение упражнений для развития 2
на тренажерах
различных групп мышц. Круговая тренировка на 5 - 6 станций.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт
Всего:
8
2
48
ОК 06
ОК 07
ОК 08
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Спортивный зал, оснащенный необходимым для реализации программы учебной
дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.2 примерной образовательной
программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Быченков, С. В. Физическая культура : учебное пособие для СПО / С.
В. Быченков, О. В. Везеницын. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр
Медиа, 2018. — 122 c.
2.
Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А.Б. Муллер [и др.]. – Москва: Издательство
Юрайт, 2021. – 424 с. – (Профессиональное образование).
3.2.2. Основные электронные издания
1. Физическая культура: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 599 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13554-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495018.
2. Филиппова, Ю. С. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие / Ю. С. Филиппова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 197 с. - Режим
доступа: https://znanium.com/catalog/product/1071372
3. Садовникова, Л. А. Физическая культура для студентов, занимающихся в
специальной медицинской группе : учебное пособие для спо / Л. А. Садовникова. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 60 с. — ISBN 978-5-8114-7201-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/156380
4. Журин, А. В. Волейбол. Техника игры / А. В. Журин. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2023. — 56 с. — ISBN 978-5-507-46039-7. — Текст : электронный //
Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/295964
5. Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО / Г. Б.
Бардамов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 144 с. —
ISBN 978-5-507-44133-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/255971
6. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности: спортивные
игры / В. П. Овчинников, А. М. Фокин, О. А. Габов [и др.] ; Под ред.: Овчинников В. П..
— Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-507-45118-0. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/284144
7. Федякин, А. А. Теория и организация адаптивной физической культуры / А. А.
Федякин. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 212 с. — ISBN 978-5-507-45552-2. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/311903
8. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е.
Н. Карпенкова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 68 с. — ISBN 978-5507-45936-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/292016
3.2.3. Дополнительные источники
1. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А.Е. Ловягина [и др.]; под редакцией А.Е. Ловягиной. –
Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 338 с. – (Профессиональное образование)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
роль физической культуры в
общекультурном,
профессиональном и
социальном развитии
человека;
основы здорового образа
жизни;
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
профессии;
средства профилактики
перенапряжения;
сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей.
Умения:
использовать физкультурнооздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных и
профессиональных целей;
применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности; пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
профессии;
взаимодействовать с
коллегами.
Критерии оценки
Отражение в портфолио
роли физической
культуры, принципов
здорового образа жизни,
организации здоровьесберегающего режима
работы и рабочего места,
патриотической позиции
и общечеловеческих
ценностей.
Методы оценки
Портфолио
и/или тестирование.
ИЛИ
Не менее 60%
правильных ответов
теста.
Соответствие
нормативам
Наблюдения
выполнения
работ
в
ходе
практических