ОПЦ.08. «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.08. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО утв.
приказом Минобрнауки России от 07.07.2022 № 535 (зарегистрировано в Минюсте России 08.20.22 №
69570); по специальности Защита в чрезвычайных ситуациях.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 03, ОК 04
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1
Умения
Знания
ПК, ОК, ЛР
ОК 01, ОК
- анализировать состояние
- основные понятия финансовой
03, ОК 04,
финансовых рынков, используя
грамотности и основные
различные источники
законодательные акты,
информации;
регламентирующие ее вопросы;
-планировать и реализовывать
- виды принятия решений в
собственное профессиональное и условиях ограниченности
личностное развитие,
ресурсов;
предпринимательскую
- основные виды планирования;
деятельность в профессиональной
- устройство банковской
сфере, использовать знания по
системы, основные виды банков и
финансовой грамотности в
их операций;
различных жизненных ситуациях
- сущность понятий
- применять теоретические знания «депозит» и «кредит», их виды и
по финансовой грамотности для
принципы;
практической деятельности и
- схемы кредитования
повседневной жизни;
физических лиц;
-эффективно взаимодействовать и
- устройство налоговой
работать в коллективе и команде
системы, виды налогообложения
- сопоставлять свои потребности
физических лиц;
и возможности, оптимально
- признаки финансового
распределять свои материальные
мошенничества;
и трудовые ресурсы, составлять
- основные виды ценных
семейный бюджет и личный
бумаг и их доходность;
финансовый план;
- формирование
- грамотно применять полученные инвестиционного портфеля;
знания для оценки собственных
- классификацию инвестиций,
экономических действий в
основные разделы бизнес-плана;
качестве потребителя,
- виды страхования;
налогоплательщика, страхователя,
- виды пенсий, способы
члена семьи и гражданина;
увеличения пенсий

Можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей
профессии/специальности в соответствии с Приложением 3 ПООП.
1

- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из источников
различного типа и источников,
созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.);
- Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
- оценивать и принимать
ответственность за рациональные
решения и их возможные
последствия для себя, своего
окружения и общества в целом

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Обязательная аудиторная учебной нагрузка

Объем в часах
78
66

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

практические занятия

36

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)

12
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Семейная экономика. Личный и семейный бюджет: его роль в современной
жизни общества.

2

Объем
в часах

3

Введение

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
финансовой грамотности при освоении профессии.

2

Тема 1.1.
Личный и
семейный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.

Содержание учебного материала
1. Необходимость личного бюджета, правильное формирование личного
бюджета. История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества
2. Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета. Главные и
2
второстепенные расходы семьи. Сторонники карманных денег, для чего
необходимы карманные деньги. Дефицит бюджета.
3. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные
деньги.
Практическое занятие

2

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

Коды
компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

4

Кейс-игра «Доходы и расходы семьи»
Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи.
2
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные 2
деньги.
Раздел 2. Бюджетная система РФ

Тема2.1
Формирование
бюджета РФ,
Основные
статьи доходов
и расходов
бюджета.

Содержание учебного материала
1. Участники бюджетного процесса.
2. Основные источники формирования бюджета РФ, распределение
бюджетных средств. Региональные и муниципальные бюджеты
Практическое занятие
Расчёты по статистическим данным доходов и расходов государственного
бюджета.
Работа с проектором, индивидуальная работа по карточкам.

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2
2
4
2
2

Раздел 3. Банковская система РФ
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Банки: чем они
могут быть вам
1. Банковская система России, коммерческие банки. Центральный
полезны
банк. Банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту,
микрокредит, виды кредитов для физических лиц, ипотека,
рефинансирование кредита, кредитная карта.

4

2

Практическое занятие
Расчёт процентов кредита
Раздел 4. Налоговая система в Российской Федерации

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

4
4

Тема 4.1.
Налоги:
почему их надо
платить
и чем грозит
неуплата

Содержание учебного материала
1.Налоги, виды налогов.
2.Субъект, предмет и объект налогообложения. Ставка налога, сумма
налога. Системы налогообложения.
3.Налоговые льготы, налоговые вычеты. Налоговая декларация

6
2
2
2

6

Самостоятельная работа
Практическое занятие
1.Формирование практических навыков получения социальных и
имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения
затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.
2. Расчёт НДС
Раздел 5. Страхование
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Страховой
1.Страховые услуги, страховые риски. Участники страхового договора.
рынок России
Виды страхования в России. Использование страхования в повседневной
жизни
Практическое занятие
Анализ договора страхования, ответственность страховщика ис
трахователя. Расчет страхового взноса взависимости от размера страховой
суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.
Раздел 6. Собственный бизнес
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Создание
собственного
1.Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея.
бизнеса
2.Предпринимательство, предприниматель. Банкротство.

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

6

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2
4

2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2
4

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

4

6
2
2
2

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

3.Резюме, испытательный срок, заработная плата, премии и бонусы,
неденежные бонусы, лист нетрудоспособности, отпуск по беременности и
родам, отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие
Практическое занятие
1.Составление «Бизнес-плана»
2. Составление резюме.
Раздел 7. Пенсионная система Российской Федерации
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1.Пенсионный фонд и его функции. Негосударственные пенсионные
старости
фонды. Трудовая и социальная пенсии. Обязательное пенсионное
страхование. Добровольное пенсионное обеспечение
Практическое занятие
1.Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).
Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов,
используемых для формирования пенсионных накоплений. Тренинг
2. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Устный доклад на
тему – «Изменения в пенсионном законодательстве»
Раздел 8. Финансовое мошенничество
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Финансовые
1.Основные виды и признаки финансовых пирамид.
пирамиды и
2.Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в
защита от
интернете, по телефону, при операциях с наличными.
мошенничества 3.Правила финансовой безопасности
Практическое занятие

6

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

6

2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2

4

ОК 01, ОК 03,
ОК 04,

2
2

2
ОК 01, ОК 03,
ОК 04,
2

4

Формирование навыков безопасного поведения потребителя на
финансовом рынке.
Самостоятельная работа
Итоговое
занятие
Всего:

Промежуточная аттестация (зачет)

4
6
2
78

ОК 04,

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Общепрофессионального цикла», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
посадочные места по количеству обучающихся
доска классная
стенд информационный
учебно-наглядные пособия;
техническими средствами обучения:
компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и
возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю.
Бобошко. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 235 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-16-016714-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1221162 (дата обращения: 13.01.2022). – Режим доступа:
по подписке.
2. Каджаева М.Р. Финансовая грамотность: учебное пособие для студ.учреждений
сред.проф.образования/М.Р.Каджиева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева. – Москва.:
Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с. ISBN 978-5-4468-7883-3
3.2.2. Основные электронные издания
1. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении : учебное
пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 312 с. — ISBN 978-5-8114-7205-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156384 (дата обращения:
14.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей
2. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10231-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429626
3. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности : учебное пособие для среднего
профессионального
образования /
А. В. Фрицлер,
Е. А. Тарханова. —
Москва :

Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/466897
3.2.3. Дополнительные источники
1. Всё о будущей пенсии для учёбы и жизни [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/ uchebnik/SchoolBook__2018_1.pdf
2. Рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, представляемых в Банк России [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/25510/mintrud.pdf
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
[Электронный ресурс]. URL: http:// window.edu.ru/resource/473/74473/files/ulstu2011–28.pdf
4. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
5. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: http://fmc.hse.ru/ bezdudnivideo
6. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: курс лекций [Электронный
ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/ vaginvideo
7. Финансовый портал «РБК Quote» [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru
8. Cайт компании «Финансовый инвестиционный консультант» [Электронный
ресурс]. URL: http://vip-money.com
9. Агентство по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru
10. Aинансовый информационный портал [Электронный ресурс]. URL:
www.banki.ru
11. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.cbr.ru
12. Федеральный фонд ОМС [Электронный ресурс]. URL: www.ffoms.ru
13. Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL: www.fmc.hse.ru
14. Федеральная налоговая служба (ФНС России) [Электронный ресурс]. URL:
www.nalog.ru/rn77
15. Журнал «Налоговая политика и практика» [Электронный ресурс]. URL:
www.nalogkodeks.ru
16. Сайт «Всё о страховании» [Электронный ресурс]. URL: www.o-strahovanie.ru
17. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
www.pfrf.r
18. ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. URL: . www.sberbank.ru
19. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» [Электронный ресурс]. URL: www.vtbnpf.ru
20. Бухгалтерские новости и статьи [Электронный ресурс]. URL: https://nalognalog.ru
21. НПФ «Сбербанк» [Электронный ресурс]. URL: https://npfsberbanka.ru
22. Финансовый портал (данные по финансовым рынкам России) [Электронный
ресурс]. URL: http://ru.investing.com
23. Словарь финансово-экономических терминов [Электронный ресурс]/ А.В.
Шаркова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2017.— 1168 c.— URL:
http://www.iprbookshop.ru/62447.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения 3
знания:
- основные понятия финансовой
грамотности и основные
законодательные акты,
регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в
условиях ограниченности
ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской
системы, основные виды банков
и их операций;
сущность понятий
«депозит» и «кредит», их виды
и принципы;
схемы кредитования
физических лиц;
устройство налоговой
системы, виды
налогообложения физических
лиц;
признаки финансового
мошенничества;
основные виды ценных
бумаг и их доходность;
формирование
инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций, основные разделы
бизнес-плана;
виды страхования;
- виды пенсий, способы
увеличения пенсий
Умения
- анализировать состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
3

Критерии оценки
- правильное изложение
основных понятий
финансовой грамотности,
используя нормативную и
правовую документацию;
- владение знаниями
различных банковских
операций, кредитов, схем
кредитования, основных
видов ценных бумаг,
налогообложения
физических лиц,
страхования и
пенсионного обеспечения.

Методы оценки
Тестовый контроль с
применением
информационных
технологий.
Экспертная оценка
правильности
выполнения заданий по
работе с информацией,
документами
Экспертная оценка
решения ситуационных
задач.
Зачет

- соблюдение основных
норм налогового и
финансового
законодательства при
оформлении кредита,

Экспертная оценка
выполнения
практических заданий,
выполнения условий
учебных ролевых игр

В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты

- применять теоретические
знания по финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
- сопоставлять свои
потребности и возможности,
оптимально распределять свои
материальные и трудовые
ресурсы, составлять семейный
бюджет и личный финансовый
план;
- грамотно применять
полученные знания для оценки
собственных экономических
действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
- анализировать и извлекать
информацию, касающуюся
личных финансов, из
источников различного типа и
источников, созданных в
различных знаковых системах
(текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.);
- оценивать и принимать
ответственность за
рациональные решения и их
возможные последствия для
себя, своего окружения и
общества в целом

различных видов
Зачет
страхования;
- использование
материалов из
информационных
источников в текстовой,
цифровой и графической
формах для понимания
основных экономических
тенденций и
формирования
финансовых планов;
- принятие финансовых
решений с учетом знаний
о правах потребителей;
способность
выполнять практические
задания, основанные на
ситуациях, связанных с
банковскими операциями,
рынком ценных бумаг,
страховым
рынком,
фондовой и валютной
биржами;
- способность выявлять
признаки мошенничества
на финансовом рынке в
отношении
физических
лиц.

Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 № 535 (зарегистрировано в Минюсте России
08.08.20.22 № 69570); «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности Защита в
чрезвычайных ситуациях».;



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.