ПМ.03 Учебной практики 2025

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной практики

4

2. Результаты освоения рабочей программы учебной практики

7

3. Тематический план и содержание учебной практики

8

4. Условия реализации рабочей программы учебной практики

11

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики

13

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ.03
ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЖИВАНИЯ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной практики – является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Область профессиональной деятельности:
- организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Объекты профессиональной деятельности:
- люди, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, население и материальные ценности,
находящиеся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- опасности, связанные с последствиями деятельности человека и природными явлениями;
- потенциально опасные технологические процессы и производства;
- методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и
вредного воздействия;
- методы и способы определения степени опасности, правила нормирования опасностей и
антропогенного воздействия на среду обитания;
- средства оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
- средства и системы связи и управления;
В части освоения квалификации техника-спасателя по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях и основных видов деятельности:
- обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.2. Цели и задачи учебной практики
Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в
рамках модулей ППССЗ по основным видам деятельности для освоения рабочей профессии,
обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных
для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и
профессиональных компетенций по избранной профессии.
1.3. Требования к результатам освоения производственной практики
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности обучающийся
должен уметь:
определять зоны развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений;
рассчитывать потребность в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии для
обеспечения жизнедеятельности спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций;
рассчитывать нагрузки временных электрических сетей;
выбирать оптимальные технические средства для обеспечения жизнедеятельности
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций;
применять штатные системы жизнеобеспечения при проведении работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание систем жизнеобеспечения личного
состава аварийно-спасательных формирований в условиях чрезвычайных ситуаций;
рассчитывать нагрузки электрических сетей;

5
использовать подручные средства для организации
жизнеобеспечения; выбирать безопасные маршруты движения;
применять приемы выживания в различных условиях;
использовать условные сигналы для взаимодействия с воздушными судами;
применять штатные авиационные и морские спасательные средства;
пользоваться топографическими картами и планами;
пользоваться основными навигационными приборами;
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей рельефа местности;
применять альпинистское снаряжение и оборудование;
использовать естественные ориентиры;
строить схемы привязки с использованием естественных ориентиров;
составлять планы, схемы, абрисы;
применять стратегии разрешения конфликтных ситуаций;
применять различные стратегии переговорного процесса;
выявлять предконфликтную ситуацию;
знать:
технические возможности штатных средств
жизнеобеспечения; требования к зонам размещения систем
жизнеобеспечения;
методики расчета потребности в расходных материалах, энергоресурсах и продовольствии;
методики определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения;
основные приемы выживания в различных природно-климатических зонах;
основные системы координат;
основные виды навигационных приборов и их технические возможности;
способы определения местоположения и направлений по естественным ориентирам;
приемы и способы выживания на акваториях;
тактику передвижения на различных рельефах местности, безопасные способы передвижения с
применением альпинистского снаряжения;
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами;
штатные морские и авиационные спасательные средства;
особенности и виды топографических карт;
виды конфликтов;
уровни проявления и типологию конфликтов;
причины возникновения конфликтов;
структуру, функции, динамику конфликтов;
стратегии разрешения конфликтных ситуаций;
этапы переговорного процесса;
стили медиаторства.
иметь практический опыт:
развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений;
применения штатных авиационных и морских спасательных средств;
обеспечения безопасности и выполнения работ на высоте;
применения основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности;
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
Всего – 108 часов, в том числе:
В рамках освоения ПМ 03. –108 часов
Перед началом учебной практики обучающемуся выдается индивидуальный план по
учебной практике.
По завершению практики обучающийся представляет отчет и дневник по учебной
практике.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПМ.03 ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЖИВАНИЯ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у
обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ППССЗ
СПО по основным видам профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и
общими компетенциями (ОК):
Код
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9

Наименование результата обучения
Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций.
Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций.
Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных
ситуациях.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
пострадавшими и находящимися в зонах чрезвычайных ситуаций.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

8
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ.03 ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1. Тематический план и содержание учебной практики по ПМ.03 Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в
чрезвычайных ситуация
Код и наименования
Содержание учебных занятий
Объем Уровень
профессиональных модулей и
часов освоения
тем практики
1
2
3
4
Виды работ:
108
жизнеобеспечение спасательных подразделений и пострадавшего населения в условиях ЧС;
выживание в ЧС;
безопасное выполнение работ на высоте.
16
Тема 1. Вводный инструктаж Вводный инструктаж. Порядок прохождения практики. Обсуждение места прохождения
по технике безопасности
и практики, получения спецодежды, прохождение первичного инструктажа по охране
охране труда
труда.
Тема 2
18
Обеспечение жизнедеятельности групп в условиях автономного базового лагеря.
Жизнеобеспечение
Выбор места для лагеря. Устройство жилья
спасательных подразделений и Разведение костров. Добыча воды. Место хранения продуктов. Место для умывания.
пострадавшего населения
в Место для приготовления пищи.
условиях ЧС
Тема 3 Отработать приемы
ориентирования
и
передвижения по пересеченной
местности
Тема 4
Поход
по
пересеченной
местности
в
автономном
режиме в составе группы, с
отработкой
приемов
преодоления
различных
препятствий.

Отработать приемы ориентирования и передвижения по пересеченной местности.
Приобрести практические навыки использования топографических карт и планов.

16

Поход по пересеченной местности в автономном режиме в составе группы, с отработкой
приемов преодоления различных препятствий. Преодоление преград.
Организация биваков.
Эвакуация пострадавших по различным видам местности.
Отработка элементов поисковых работ и приемов выживания

18

Тема
5.Ознакомление
с Ознакомиться с инструкцией по охране труда при выполнении работ на высоте
инструкцией по охране труда Представить описание и ТТХ спасательных средств, используемых при проведении
при выполнении работ на аварийно-спасательных работ на высоте.
высоте.
Тема
6
Организация
безопасного
выполнения
верхолазных работ канатным
способом
Квалификационный экзамен
Всего

Отработка техники спуска.
Отработка техники подъема
Отработка техники пространственных перемещений. Организация безопасного
выполнения верхолазных работ канатным способом.
Отработка приемов перемещения грузов. Организация транспортировки пострадавших.

18

18

4
108

11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПМ.04 ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Учебная
практика проводится в соответствии с договором о сотрудничестве с Муниципальным
казенным учреждением «Единая дежурно-диспетчерская и аварийно-спасательная
служба» Дмитровского муниципального района Московской области.
Часть навыков по обеспечению жизнедеятельности и выживания в чрезвычайных
ситуациях отрабатывается на территории УГТУ по ул. Первомайская, 44.
4.2. Информационное обеспечение обучения
—
Суторьма И.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: учебное
пособие – М.: Инфра-М, 2021
—
Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов эконом, в
чрезвычайных ситуациях.: Учеб. пос. / М.Г. Оноприенко - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М,
2021.
—
Седнев В.А. и др. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.- М.: Академия ГПС МЧС России, 2020.
—
Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов эконом, в
чрезвычайных ситуациях.: Учеб. пос. / М.Г. Оноприенко - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М,
2022.
—
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность): Учебник для бакалавров.- 4-е изд., 2023.- 682 с.
—
Вострокнутов А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Основы топографии: Учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2022.-399 с.
—
Интернет ресурсы:
—
Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сычев Ю.Н.— Электрон. текстовые данные.—
М.: Финансы и статистика, 2022.— 224 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18791.— ЭБС «IPRbooks»
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса учебной
практики
На период практики обучающиеся закреплены за высококвалифицированными
специалистами. Технологический процесс на рабочих местах отвечает современным
требованиям. Объём и фронт работ обеспечивает полную загрузку всех обучающихся.
Рабочие места отвечают требованиям техники безопасности. Руководитель практики
согласовывает ход практики с реальными возможностями и требованиями организации,
определяет рациональные формы организации работы, применяет целесообразные методы
и приемы, координирует работу обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Учебная практика проводится преподавателем профессионального цикла
концентрированно. Преподаватель – руководитель учебной практики:
- организует работу по созданию программ учебной практикой студентов по
специальности 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях;
- формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики;
- участвует в оценке общих и профессиональных компетенций студента, освоенных
им в ходе прохождения учебной практики, проводимой на базе предприятия.

12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМ.03 ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется
руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного
выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ. В
результате освоения учебной практики в рамках профессиональных модулей обучающиеся
проходят промежуточную аттестацию в форме зачета.

Код ПК
ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.3

Код ПК
ОК 1

ОК 2

ОК 3
ОК 4

ОК 5

Профессиональные компетенции
Наименование результата обучения
Формы и методы контроля и
оценки
Планирование жизнеобеспечения
Наблюдение и экспертная оценка
спасательных подразделений в условиях
на практических занятиях.
чрезвычайных ситуаций.
Наличие положительных отзывов
по итогам практики.
Организация первоочередного
Оценка решения
ситуационных
задач.
жизнеобеспечения пострадавшего
Наблюдение на
практических
населения в зонах чрезвычайных
занятиях, в процессе учебной
ситуаций.
практики.
Выживание личного состава и
Наблюдение во
время учебной
пострадавших в различных чрезвычайных практики.
ситуациях.
Экспертная оценка решения
профессиональных ситуационных
задач.
Общие компетенции
Наименование результата обучения
Формы и методы контроля и
оценки
Понимание сущности и значимости своей Наблюдение
во
время
будущей профессии
производственной практики.
Экспертная оценка решения
профессиональных ситуационных
задач.
Организация собственной деятельности,
Электронная презентация
выбор типовых методов решения
квалификационной работы.
профессиональных задач, оценивание их
эффективности и качества
Наблюдение.
Принятие решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и
ответственность.
Поиск и использование информации,
Наблюдение во время
необходимой для эффективного
практических работ.
выполнения профессиональных задач,
Устный опрос.
профессионального и личностного
развития.
Использовать информационноНаблюдение во время
коммуникационные технологии в
практических работ.
профессиональной деятельности.
Устный опрос.

13
ОК 6

ОК 7
ОК 8

ОК 9

Работа в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, пострадавшими и
находящимися в зонах чрезвычайных
ситуаций.
Ответственность за работу членов
команды за результат выполнения
заданий.
Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности.

Наблюдение во время
практических работ.
Устный опрос.
Наблюдение во время
практических работ.
Устный опрос.
Наблюдение во время
практических работ.
Устный опрос.
Наблюдение во время
практических работ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.