ПМ.04 Учебной практики 2025

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной практики

4

2. Результаты освоения рабочей программы учебной практики 7
3. Тематический план и содержание учебной практики

8

4. Условия реализации рабочей программы учебной практики

11

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики

13

4

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМн.04 {1}
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ В СОСТАВЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью ППССЗ в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Область профессиональной деятельности:
- организация и проведение работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
Объекты профессиональной деятельности:
- люди, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, население и
материальные ценности, находящиеся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного
характера;
- методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды
обитания от
опасностей и вредного воздействия;
- организация и планирование деятельности аварийно-спасательных
формирований;
- средства оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях/
В части освоения квалификации техника-спасателя по специальности 20.02.02 Защита
в чрезвычайных ситуациях и основных видов деятельности:
- организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных
подразделений в чрезвычайных ситуациях.
1.2 Цели и задачи учебной практики
Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных
умений в рамках модулей ППССЗ СПО ПМн.04 {1}.Организация и выполнение работ в
составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях по основным
видам деятельности для освоения специальности, обучение трудовым приемам, операциям и
способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей
специальности и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных
компетенций по избранной специальности.
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности обучающийся
должен: уметь:
определять источники получения информации на местах чрезвычайных ситуациях; организовывать и проводить работу по сбору оперативной информации, в т. ч.
осуществлять разведку в зоне чрезвычайных ситуаций;
-

планировать и рассчитывать доставку личного состава на местах чрезвычайных
ситуаций;

5

использовать средства связи и оповещения, приборы, и технические средства для
и обработки оперативной информации;
-

осуществлять расчеты вероятного развития чрезвычайных ситуаций;

-

применять аварийно-спасательную и инженерную технику и оборудование при
проведении аварийно-спасательных работ;

-

поддерживать групповое взаимодействие и работать в команде;

сбора

идентифицировать поражающие факторы и анализировать информацию об угрозах
природного и техногенного характера;
определять зоны безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ;
определять параметры опасных зон, масштабов и опасности чрезвычайных
ситуаций;
организовывать мероприятия по обеспечению безопасности работ, защите личного
состава от поражающих факторов;
-

-

принимать решения на использование и использовать средства индивидуальной
защиты;

оказывать помощь с учетом психологического состояния, возможных травм и
нарушений здоровья, этнокультурных особенностей пострадавших;

иных

-

рассчитывать и проводить математическое моделирование нагрузки на
конструкции зданий;

-

применять штатные системы безопасности зданий, сооружений и объектов транспорта.
знать:

-

причины, последствия, характер, и условия возникновения чрезвычайных

ситуаций;

технические возможности и условия применения различных видов транспорта,
инженерной и аварийно-спасательной техники и оборудования; источники
оперативного получения информации;
-

-

основы организации кинологического обследования объектов и местности;

-

способы организации и основные технологии проведения спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях, методы локализации чрезвычайных ситуаций;

-

технические возможности и правила применения средств связи;

-

устройство, принцип действия, правила и безопасные приемы эксплуатации
аварийно-спасательной техники и оборудования;

нормативные требования проведения спасательных работ на воздушном
и акваториях;

транспорте

характеристики стихийных экологических бедствий, техногенных аварий и катастроф,
их воздействие на население, объекты экономики, окружающую среду;
-

поражающие факторы при чрезвычайных ситуациях;

нормативные требования по обеспеченности транспортных средств, зданий и
сооружений средствами защиты и системами безопасности и технические возможности
данных систем;

6

-

порядок организации мероприятий по охране труда и меры безопасности при
выполнении работ в чрезвычайных ситуациях;

-

психологические основы работ спасателей в чрезвычайных ситуациях;

-

методики расчета и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций и
определения зон безопасности при проведении аварийно-спасательных работ.
иметь практический опыт:

-

участия в аварийно-спасательных работах, в т. ч. с использованием средств
индивидуальной защиты;

-

мониторинга, прогнозирования и оценки обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

разработки тактических схем и расчета сил и средств для проведения поисковых и
аварийно-спасательных работ.
1.3 Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
В рамках освоения профессионального модуля - 108часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ В
СОСТАВЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Результатом освоения программы учебной практики профессионального модуля
является
сформированность
у
обучающихся
первоначальных
практических
профессиональных умений в рамках профессионального модуля ППССЗ СПО ПМн.04 {1}.

ПМн.04 {1}.Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных
подразделений в чрезвычайных ситуациях по основным видам деятельности, т.е.
профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной специальности:
Код
ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1. 3.

Наименование результата обучения
Собирать и
ситуациях.
Собирать,
ситуации.

обрабатывать оперативную информацию

о

чрезвычайных

информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной

Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.

ПК 1.4.

Организовывать
и выполнять действия
чрезвычайных ситуаций.

по ликвидации

последствий

ПК 1.5.

Обеспечивать
безопасность личного состава при выполнении аварийноспасательных работ.

7

ОК 1.
ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.
ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии в
профессиональной деятельности.
Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться
с
коллегами, руководством, пострадавшими и находящимися в зонах
чрезвычайных
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

8

3 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПМн.04 {1}.ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ
РАБОТ В СОСТАВЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1
Тематический план и содержание учебной практики по ПМн.04 {1} Организация и выполнение работ в
составе аварийно спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях

Код
ПК

ПК 1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.5.

Виды работ

Наименование тем учебной практики

- овладение приемами
Тема 1.1 Обработка учебной оперативной информации о
сбора, обработки и
чрезвычайной ситуации. Принятие решения на привлечение сил и
оценки информации о ЧС; средств для ликвидации последствий ЧС
Тема 1.2 Прогнозирование обстановки на чрезвычайной ситуации
выполнение работ на основе оперативных данных
Тема 1.3 Выполнение приемов ведения спасательных работ
по
использованием инструмента и
оборудования
ликвидации последствий спасателем с
аварийно-спасательных автомобилей;
ЧС;
Тема 1.4 Отработка учебных задач подеблокированию
пострадавших из транспортных средств и оказанию им первой
помощи.
обеспечение
Тема 1.5 Отработка учебных задач по извлечению пострадавших избезопасности личного
под разрушенных строительных конструкций и оказанию первой
состава при работах по
помощи
ликвидации ЧС

Количество
часов по
темам

15

15
15

15

15

9

Тема 1.6 Отработка учебных задач по ведению разведки спасателем с
использованием приборов поиска пострадавших
Тема 1.7 Выполнение учебных задач по обеспечению эвакуации
пострадавших из зданий и сооружений (в том числе высотных
объектов);
Тема 1.8 Осуществление учебных поисковых операций в
природной среде;
Тема 1.9 Занятие на полигоне: организация радиосвязи и ведения
радиообмена при ликвидации ЧС
Тема 1.10 Выполнение учебных задач по локализации химических и
радиационных аварий;
Тема 1.11 Отработка учебных задач по организации и проведению
поиска пострадавших;
Тема 1.12 Определение состава газовоздушной смеси на тренажере;

Промежуточная аттестация в форме зачета

15
15

15
15
15
15

13
2
180

10

3.2
Содержание учебной практики по ПМн.04 {1} Организация и выполнение работ в составе аварийноспасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях
Код и наименование профессиональных
модулей и тем практики

Содержание учебных занятий

1

2

Виды работ
- овладение приемами сбора, обработки и оцен ки информации о ЧС;
- выполнение работ по ликвидации последстви й ЧС;
- обеспечение безопасности личного состава пр и работах по ликвидации ЧС
Тема 1.1 Обработка учебной оперативной
Получение оперативной учебной информации и нанесение ее на план
информации о чрезвычайной ситуации.
(карту).
Принятие решения на привлечение сил и
Проведение расчета сил и средств, необходимых для ликвидации
средств для ликвидации последствий ЧС
последствий ЧС. Принятие решения и нанесение его на карту.
Тема 1.2 Прогнозирование обстановки на

Прогнозирование обстановки при аварии на химически-опасном

чрезвычайной ситуации на основе

объекте (радиационном объекте, пожаро-взрывоопасном объекте),

оперативных данных

определение зон безопасности.

Тема 1.3 Выполнение приемов ведения

Действия расчета спасателей по развертыванию инструмента и

спасательных работ спасателем с

оборудования аварийно-спасательных автомобилей. Организация

использованием инструмента и оборудования
аварийно-спасательных автомобилей;

рабочего места в ЧС.

Тема 1.4 Отработка учебных задач по

Разведка ДТП составом расчета аварийно-спасательного автомобиля.

деблокированию пострадавших из

Стабилизация автомобиля. Деблокировка пострадавших. Оказание

Объем
часов

3
180

15

15

15

15

Уровен
ь
освоен
ия
4

11

транспортных средств и оказанию им первой
помощи.

помощи пострадавшим. Подготовка пострадавших к эвакуации.

Тема 1.5 Отработка учебных задач по
извлечению пострадавших из-под
разрушенных строительных конструкций и
оказанию первой помощи

Разведка разрушенного здания составом расчета аварийноспасательного автомобиля. Стабилизация обломков разрушенного
здания. Деблокировка пострадавших. Оказание помощи пострадавшим.
Подготовка пострадавших к эвакуации.
Применение средств оповещения, условных сигналов для управления
действиями аварийно-спасательного подразделения.
Ведение поиска пострадавших с использованием приборов на
различных объектах (жилой дом, культурно-зрелищные объекты,
подвалы, колодцы)

15

Разведка разрушенного здания составом расчета аварийноспасательного автомобиля. Стабилизация обломков разрушенного
здания. Деблокировка пострадавших. Оказание помощи пострадавшим.
Подготовка пострадавших к эвакуации.
Применение средств оповещения, условных сигналов для управления
действиями аварийно-спасательного подразделения.
Ведение поиска пострадавших сплошным осмотром местности

15

Порядок радиообмена. Применение средств оповещения, условных
сигналов для управления действиями аварийно-спасательного
подразделения. Тренировка по правилам радиообмена. Отработка
приемов управления с применением условных сигналов. Организация
взаимодействия аварийно-спасательных подразделений в зоне ЧС.
Ведение спасательных работ в радиоактивном загрязнении местности и
объектов. Дегазация местности и объектов. Санитарная обработка

15

Тема 1.6 Отработка учебных задач по
ведению разведки спасателем с
использованием приборов поиска
пострадавших
Тема 1.7 Выполнение учебных задач по
обеспечению эвакуации пострадавших из
зданий и сооружений (в том числе высотных
объектов);

Тема 1.8 Осуществление учебных поисковых
операций в природной среде;
Тема 1.9 Занятие на полигоне: организация
радиосвязи и ведения радиообмена при
ликвидации ЧС

Тема 1.10 Выполнение учебных задач по
локализации химических и радиационных

15

15

15

12

аварий;

спасателей и населения.
Ведение спасательных работ в химическом заражении местности и
объектов. Дезактивация местности и объектов. Санитарная обработка
спасателей и населения.

Тема 1.11 Отработка учебных задач по
организации и проведению поиска
пострадавших;

Тренировка действий по ведению поиска пострадавших следующими
способами: визуальным, слуховым, сплошным визуальным, по
свидетельствам очевидцев, кинологическим..

Тема 1.12 Определение состава
газовоздушной смеси на тренажере;

Подготовка прибора к работе. Надевание (снятие) средств
индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Проведение замеров.
Анализ полученных результатов.

Промежуточная аттестация в форме зачета
Квалификационный экзамен
ВСЕГО

15

13

2
180

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПМн.04 {1} ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
В СОСТАВЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная практика проводится в соответствии с:
договором № 10/2014 о совместной реализации образовательной программы (ее части) с
использованием сетевой формы от 08.10.2014 с Федеральным государственным казенным
учреждением. -договор о сотрудничестве Муниципальное казенное учреждение «Единая
дежурно-диспетчерская и аварийно-спасательная служба» Дмитровского муниципального
района Московской области (Тренажер для работы с дорожно-транспортными
происшествиями)
4.2

Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:

1. Лебедев А.В. Спасательное дело в России М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС
(ФЦ), 2020. — 252 с.
2.
других

Олишевский А. Т. Организация и ведение аварийно-спасательных и
неотложных работ. М.: Проспект, 2020

3. Харисов Г.Х., Калайдов А.Н., Фирсов А.В. Организация и ведение
аварийноспасательных работ. Учеб. пособие. Под общей редакц. А.И. Овсяника –
М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. - 276 с.
4. Востронкнутов А.Л. Защита населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях. Основы топографии: Учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2020.-399 с.
Дополнительные источники:
1.
Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный
закон Российской Федерации от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении».
3.
30 января

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от
2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».

4.
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-I «О
безопасности».
5.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994
года №68-ФЗ

14

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
6.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994
года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
7.
№116-ФЗ
объектов».

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года
«О промышленной безопасности опасных производственных

8.
Федеральный закон Российской Федерации от 9 января 1996
года №3-ФЗ «О
радиационной безопасности населения».
9.
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года
№123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной
безопасности».
10.
года №151-

Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995

ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
11. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998
года №28 ФЗ «О гражданской обороне».
12. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года
№61-ФЗ «Об обороне».
13.
№35-ФЗ «О

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 года
противодействии терроризму»

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года
№537 «О
стратегии национальной безопасности Российской Федерации на
период до 2020 года».
14.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 3
августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая
2007 г. №
304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 2
ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера».
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30
декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций».
20.
Общие

ГОСТ Р 22.9.04 - 95. БЧС. Средства поиска людей в завалах.
технические требования.

15

21.

ГОСТ Р 22.8.03 - 95. БЧС. Технические средства разведки.
технические требования.

22.

ГОСТ Р 22.8.01 - 96. БЧС. Ликвидация ЧС. Общие требования.

Общие

23. ГОСТ Р 22.3.06 - 97. БЧС. Средства индивидуальной защиты от
радиоактивных веществ. Общие требования.
Интернет ресурсы:
www.mchs.gov.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

На период практики обучающиеся закреплены за высококвалифицированными
специалистами. Технологический процесс на рабочих местах отвечает современным
требованиям. Объём и фронт работ обеспечивает полную загрузку всех обучающихся.
Рабочие места отвечают требованиям техники безопасности. Руководитель практики
согласовывает ход практики с реальными возможностями и требованиями организации,
определяет рациональные формы организации работы, применяет целесообразные методы
и приемы, координирует работу обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Мастера производственного обучения, осуществляющие руководство учебной
практикой обучающихся, должны иметь квалификационный разряд по профессии на 1-2
разряда выше, чем предусматривает ФГОС, высшее или среднее профессиональное
образование по профилю профессии, проходить обязательную стажировку в профильных
организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ ПО ПМн.04 {1}.ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ В
СОСТАВЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется
руководителем практики в форме зачета. По завершению практики обучающийся сдает
квалификационный экзамен по профессиональному модулю. Для проведения
квалификационного экзамена формируется комиссия, в состав которой включаются
представители ОУ и предприятия, результаты экзамена оформляются протоколом.
Результаты сдачи квалификационного экзамена по профессиональному модулю –
освоен/не освоен ВД.

Код
ПК

Профессиональные компетенции
Формы и методы контроля и
Наименование результата обучения
оценки результатов обучения
Собирать и обрабатывать оперативную

Оценка практических работ.

16

ПК 1.1. информацию
о
чрезвычайных Устный опрос.
ситуациях.
Собирать, информацию и оценивать
Оценка практических работ.
ПК 1.2. обстановку на месте
чрезвычайной Устный опрос.
ситуации.
Осуществлять
оперативное Оценка практических работ.
планирование
мероприятий
по Устный опрос.
ПК 1.3 ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Организовывать и выполнять действия Оценка практических работ.
ПК 1.4. по
ликвидации последствий
Устный опрос.
чрезвычайных ситуаций.
Обеспечивать
безопасность личного Оценка практических работ.
ПК 1.5. состава при выполнении аварийно- Устный опрос.
спасательных работ.
Общие компетенции
Код
ОК

Наименование результата обучения
по специальности /профессии.

ОК 1

Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

ОК 3

ОК 4

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Наблюдение и экспертная оценка
на практических занятиях.
Наличие положительных отзывов
по итогам практики.
Организовывать собственную
Оценка решения ситуационных
деятельность, выбирать типовые
задач.
методы решения профессиональных
Наблюдение на практических
задач, оценивать их эффективность и
занятиях, в процессе учебной
качество.
практики.
Принимать решения в стандартных и Наблюдение во время учебной
нестандартных ситуациях и нести за них практики. Экспертная оценка
ответственность.
решения
профессиональных
ситуационных задач.
Осуществлять поиск и
использование Наблюдение во время учебной
информации,
необходимой
для практики. Экспертная оценка
эффективного
выполнения решения профессиональных
профессиональных
задач, ситуационных задач.
профессионального
и
личностного развития.

ОК 5

Использовать
информационно- Электронная презентация
коммуникационные
технологии
в курсовой работы.
профессиональной деятельности.

17

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

Работать в
коллективе и
команде, Наблюдение.
эффективно общаться с коллегами,
руководством,
пострадавшими
и
находящимися в зонах
чрезвычайных
ситуаций.
Брать на себя ответственность за работу Наблюдение.
членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий.
Самостоятельно
определять
задачи Наблюдение.
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях
частой Наблюдение.
смены технологий в профессиональной
деятельности.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.