ПМ.03 Производственной практики 2025

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения программы
Программа производственной практики является частью ПМ.03
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера, в соответствии с ФГОС СПО по
программе подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего
профессионального образования 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2022 N
535 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации
08.08.2022 N 69570).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения программы
Производственная практика направлена на отработку обучающимися
первоначальных практических профессиональных умений в рамках ПМ.03
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера - обучение приемам, операциям и
способам выполнения процессов, характерных для соответствующей
специальности.
В результате прохождения производственной практики по видам
деятельности обучающийся должен:
Иметь практический
опыт

Уметь

планирования
жизнеобеспечения
спасательных
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций
организации и проведения первоочередного
жизнеобеспечения пострадавшего населения в зонах
чрезвычайных ситуаций
обеспечения выживания личного состава и пострадавших в
различных чрезвычайных ситуациях
движения по азимуту, выборе безопасных маршрутов
движения
использования естественных ориентиров
ориентирования на местности, по карте, планам (схемам)
городской застройки и объектов экономики с помощью
компаса и местных предметов
пользования топографическими картами и планами
построения схем привязки с использованием естественных
ориентиров
составление планов, схем, абрисов
определять основные мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
составлять план мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
использовать подручные средства для организации
жизнеобеспечения

применять приемы выживания в различных природноклиматических зонах
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по
азимуту
использовать условные сигналы для взаимодействия с
воздушными судами
ориентироваться на местности без
карты и с
топографической картой (планом объекта экономики) с
помощью компаса (приборов навигации) и площадных,
линейных, точечных или не заваливаемых ориентиров
применять альпинистское снаряжение и оборудование
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей
рельефа местности и климатических условий
строить схемы привязки с использованием естественных
ориентиров
составлять планы, схемы, абрисы линейных и площадных
объектов с использованием установленных условных знаков
Знать

методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные виды навигационных приборов и их технические
возможности
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,
безопасные способы передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
основные приемы выживания в различных природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях
приемы ориентирования на местности
тактику передвижения на различных рельефах местности,

безопасные способы передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические
возможности
штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
приемы ориентирования на местности
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков

Результатом освоения программы производственной практики
профессионального модуля является сформированность у обучающихся
первоначальных практических профессиональных умений в рамках
профессионального модуля по основным видам деятельности, т.е.
профессиональных компетенций (ПК), общих компетенций (ОК) и личностных
результатов (ЛР):
Перечень общих компетенций
Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

ОК 02
ОК 03

ОК 04
ОК 05
ОК 06

ОК 07
ОК 09

Перечень профессиональных компетенций
Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций;
Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение
пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;

ПК 3.1.
ПК 3.2.

ПК 3.3.
ПК 3.4

Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
Ориентироваться на местности с использованием топографических карт
(планов) и навигационных приборов

Перечень личностных результатов
Код

ЛР 14
ЛР 15

Наименование личностных результатов

Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как
к возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем

1.3 Количество часов, отводимое на освоение производственной
практики
Всего – 108 часа

8
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Тематический план и содержание производственной практики
Код и наименования
Содержание учебных занятий
профессиональных модулей и
тем практики
1
2
Виды работ:
жизнеобеспечение спасательных подразделений и пострадавшего населения в условиях ЧС;
выживание в ЧС;
безопасное выполнение работ на высоте.
Тема 1. Вводный инструктаж Вводный инструктаж. Порядок прохождения практики. Обсуждение места прохождения
по технике безопасности
и практики, получения спецодежды, прохождение первичного инструктажа по охране
охране труда
труда.
Тема 2
Обеспечение жизнедеятельности групп в условиях автономного базового лагеря.
Жизнеобеспечение
Выбор места для лагеря. Устройство жилья
спасательных подразделений и Разведение костров. Добыча воды. Место хранения продуктов. Место для умывания.
пострадавшего населения
в Место для приготовления пищи.
условиях ЧС
Тема 3 Отработать приемы
ориентирования
и
передвижения по пересеченной
местности
Тема 4
Поход
по
пересеченной
местности
в
автономном
режиме в составе группы, с
отработкой
приемов
преодоления
различных
препятствий.

Объем
часов

Уровень
освоения

3
108

4

10

20

Отработать приемы ориентирования и передвижения по пересеченной местности.
Приобрести практические навыки использования топографических карт и планов.

20

Поход по пересеченной местности в автономном режиме в составе группы, с отработкой
приемов преодоления различных препятствий. Преодоление преград.
Организация биваков.
Эвакуация пострадавших по различным видам местности.
Отработка элементов поисковых работ и приемов выживания

20

9 труда при выполнении работ на высоте
Тема
5.Ознакомление
с Ознакомиться с инструкцией по охране
инструкцией по охране труда Представить описание и ТТХ спасательных средств, используемых при проведении
при выполнении работ на аварийно-спасательных работ на высоте.
высоте.
Тема
6
Организация
безопасного
выполнения
верхолазных работ канатным
способом
Квалификационный экзамен
Всего

Отработка техники спуска.
Отработка техники подъема
Отработка техники пространственных перемещений. Организация безопасного
выполнения верхолазных работ канатным способом.
Отработка приемов перемещения грузов. Организация транспортировки пострадавших.

20

12

6
108

10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы производственной практики предполагает
проведение практики на предприятии, ведущем деятельность,
направленную на формирование, закрепление, развитие навыков и
компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных
с будущей профессиональной деятельностью, в соответствии с
профессиональным модулем ПМ.03 Обеспечение жизнедеятельности в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные издания
1.
Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы
чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С.
Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 c. — ISBN
978-5-4488-0820-3.
2.
Основы выживания в экстремальных условиях : учебное пособие
для СПО / А. В. Шевчук, К. С. Фокин, Н. Н. Кизюн, А. С. Иванов ; под редакцией
О. Ю. Шепелева. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург : Профобразование,
Уральский федеральный университет, 2019. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-05196, 978-5-7996-2802-4
3. Соловьев, А. Н. Основы геодезии и топографии : учебник для СПО / А.
Н. Соловьев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 240 с. — ISBN
978-5-8114-8063-0
4. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. Ч.1.Принципы выживания в различных
климатических условиях: учебник \ К.Н. Харитоненко, И.А. Кремешной. –
Москва: КУРС, – 2020. –208 с.
5. Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. Ч.2.Обеспечение спасательных
операций, основы топографии и альпинистской подготовки: учебник \ К.Н.
Харитоненко, И.А. Кремешной. – Москва: КУРС, 2020. – 300 с.
6. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0
3.3 Общие требования к организации образовательного процесса
На
период
практики
обучающиеся
закреплены
за
высококвалифицированными специалистами. Объём и фронт работ должен
обеспечивать полную загрузку всех обучающихся. Рабочие места должны

11
отвечать требованиям техники безопасности. Руководитель практики
согласовывает ход практики с реальными возможностями и требованиями
организации, определяет рациональные формы организации работы, применяет
целесообразные методы и приемы, координирует работу обучающихся.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
- дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных
курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
- наличие квалификации не менее чем на разряд выше разряда
выпускника;
- стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года;
- опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы.

12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых
в рамках модуля
ПК 3.1. Планировать
жизнеобеспечение
спасательных подразделений
в условиях чрезвычайных
ситуаций;

ПК 3.2. Организовывать и
проводить первоочередное
жизнеобеспечение
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных
ситуаций;

ПК 3.3. Обеспечивать
выживание личного состава и
пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.

Критерии оценки

Методы оценки

- определяет зоны
развертывания систем
жизнеобеспечения
спасательных подразделений на
чрезвычайных ситуациях;
- обосновывает выбор
технических средств
жизнеобеспечения на
чрезвычайных ситуациях;
- рассчитывает потребности в
расходных материалах,
энергоресурсах и
продовольствии по
обеспечению
жизнедеятельности
спасательных подразделений в
условиях чрезвычайных
ситуаций;
- организует бивак.
- определяет первоочередные
мероприятия по обеспечению
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных ситуаций;
- рассчитывает нагрузки
временных электросетей
пунктов временного
размещения населения;
- ведет расчет обеспечения
пунктов временного
размещения населения в
соответствии с санитарными
нормами
-знает принципы выживания в
различных
природноклиматических
зонах
и
условиях;
-демонстрирует
приемы
выживания в природной среде и
на акваториях;
-демонстрирует
безопасное
применение
альпинистского
снаряжения и оборудования;
-демонстрирует
применение
штатных
авиационных
и
морских спасательных средств;
- использует подручные

устный опрос.
тестирование.
собеседование.
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.

экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.

устный опрос.
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.

ПК 3.4. Ориентироваться на
местности с использованием
топографических карт
(планов) и навигационных
приборов

ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам;

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;

средства для организации
жизнеобеспечения;
- демонстрирует навыки
решения конфликтных
ситуаций;
- использует сигналы
взаимодействия с воздушными
судами;
- применяет стратегию
разрешения конфликтных
ситуаций;
- применяет различные
стратегии переговорного
процесса;
- выявляет пред конфликтную
ситуацию;
-демонстрирует чтение
топографических карт,
применяя навигационные
приборы;
- составляет схемы, планы,
абрисы с использованием
естественных ориентиров;
- прокладывает маршруты
движения с учетом рельефа
местности;
- выбирает способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;

использует
современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации;
- использует информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
- планирует и реализовывает
собственное профессиональное
и личностное развитие,
- планирует и реализовывает
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере;
- использует знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях;

13

устный опрос
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение
и оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.

экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде;

- эффективно взаимодействует и
работает в коллективе и
команде;

ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

- осуществляет устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста;

ЛР 14. Проявляющий
сознательное отношение к
непрерывному образованию
как условию успешной
профессиональной и
общественной деятельности

14 оценка
экспертная
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами

- проявляет гражданскопатриотическую позицию;
- демонстрирует осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений;
- применяет стандарты
антикоррупционного поведения;

экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами

- содействует сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению;
- применяет знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;

экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами

- пользуется профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках.

экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами

- наличие сознательного
отношения к непрерывному
образованию;
- наличие ответственности,
дисциплинированности,
трудолюбия;
- наличие цели на достижение

текущая проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос;
оценка
результатов

поставленных задач;
- умение проектно мыслить;
ЛР 15. Проявляющий
гражданское отношение к
профессиональной
деятельности как к
возможности личного участия
в решении общественных,
государственных,
общенациональных проблем

- наличие социально значимых
знаний о нормах и традициях
поведения
человека
как
гражданина и патриота своего
Отечества.

15

выполнения
самостоятельной
работы
текущая проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос;
оценка
результатов
выполнения
самостоятельной
работы



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.