СГЦ.07 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА 2025

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГЦ.07 ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ
ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

Профиль получаемого профессионального образования:
Естественнонаучный
Код и наименование специальности:

34.02.01. Сестринское дело.
Квалификация выпускника: Медицинская (ий) сестра (брат).

форма обучения: очная

2025 г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Подпись

Шабанова М.М.
ФИО

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины СГЦ.07 Гражданское население в
противодействии распространению идеологии терроризма
: разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-'Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства населения РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.07.2022 № 694552); с учетом:
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
;
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2025/2026 учебный
год.

Разработчики:
Рецензенты: _

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙУЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

7

ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

13

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ
ТЕРРОРИЗМА»

3

15

iр
г
Г
L
■

:

1. основ и политических технологий противодействия экстремизму и терроризму,
отличий террора, терроризма и террористической угрозы, их сущностии специфики;
2. основных законодательных и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения
безопасности и противодействия террористической угрозе;
этнических
аспектов
3. социокультурных,
религиозных
и
антитеррористической политики, специфики проявления фактора конфессиональном этнической
принадлежности представителей различных социальных групп в росте террористической угрозы;
4. основ информационно-психологического воздействия на социум для формирования
I
'
~
антитеррористического сознания и поведения населения, механизмови последствии экстремизма и
терроризма;
5. механизмов и форм участия институтов гражданского общества в эффективном
противодействии экстремизму и терроризму;
Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В

ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности
Количество часов

Вид учебной работы

36
36

Максимальная учебная нагрузка
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
теоритическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

7

28
-

6
2

3.2. Тематический план и со держание учебной дисциплины

л■

Содержание учебного материала,
практические занятия,
самостоятельная работа
3
2
1
Модуль 1. Сущность современного терроризма, идеология, типология и его крайняя
общественная опасность
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Предыстория терроризма. Идейные основы европейского
Исторические
1
революционного террора. Революционный террор в России
корни и эволюция
(вторая треть XIX — начало XX вв.).
терроризма
2
Первый теоретик терроризма (М. Робеспьер). Истоки терроризма
в России.
Наименование
разделов и тем

Тема 1.2
Современный
терроризм:
понятие,
сущность,
разновидности
Тема 1.3

№
урока

3
4

Содержание учебного материала
Определение понятия «терроризм». Общая характеристика
терроризма как идеологии насилия.
Причины и факторы современного терроризма. Коррупция как
один из ключевых факторов возникновения идеологии терроризма
в современной России. Структурные элементы терроризма.
Содержание учебного материала

8

Объем
часов

Время на
изучение темы

4
12

5

2

1

1

2

1

1

Международный
терроризм как
глобальная
геополитическая
проблема
современности
Тема 1.4
Виды
экстремистских
идеологий как
концептуальных
основ идеологии
терроризма
Тема 1.5
Особенности
идеологического
влияния
террористических
сообществ на
гражданское
население
Тема 1.6
Идеология
терроризма и
«молодежный»
экстремизм

5

6

7
8

9-10

И
12

... Сущность
и
идеология
современного
международного
терроризма. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.
Международное сотрудничество в противодействии терроризму.

Содержание учебного материала:
Идеология крайнего национализма. Идеология расизма Идеология
сепаратизма. Идеология ваххабизма
Общие негативные антиобщественные качества

Содержание учебного материала:
Специфика преступных идеологий террористов. Факторы,
влияющие
на
формирование
идеологии
участников
террористических групп и организаций

Содержание учебного материала:
Понятие и сущность «молодежного экстремизма». Причины
«молодежного экстремизма».
Основные формы проявления «молодежного экстремизма».

9

2

1
1

2

1

1

2

2

2

1
1

Г^——-- —7,—-- 7--^=^ —---- :-----------------

ХАУЯЧЯ'ИТТПМ ЧЯТСПНЛГГЯТ^ТПЧНЛМ' ЯТУ^Я~ ~

—---------

.

.

—— ——-

■." '__ ' :

;

. .■ '

__ ■__ _

Модуль 3. Информационное противодействие идеологии терроризма

Тема 3.1
Кибертерроризм
как продукт
глобализации.

17

18

19

Тема 3.2
Интернет как
сфера
распространения
идеологии
терроризма

20
21

22

Тема 3.3
Законодательное
противодействие

23

Содержание учебного материала:
Глобальное
развитие
информационных
технологий.
Двойственность
роли
информационно-коммуникационных
технологий.
Практическое занятие Злоупотребление высокими
технологиями как факторвозникновения
кибертерроризма. Сущность понятий
кибертерроризма.
Практическое занятие Противодействие кибертерроризму как
важная государственная задача по обеспечению информационной
безопасности граждан-ского населения.
Содержание учебного материала:
Социально важные функции Интернета: коммуникативная; инте­
грирующая; актуализирующая; геополитическая; социальная.

1
2
1

1

2

1

Практическое занятие Способы использования террористами
Интернета. Общая
характеристика террористических сообществ в Интернете.
Практическое занятие Интернет как идеологическая площадка
для пропаганды, вербовки
сторонников террористов, а также потенциальных исполнителей
актов террора.
Содержание учебного материала:
Международное законодательство. Международные стандарты в
области предупреждения преступлений в информационно- ком­
муникационной сфере.

11

1

1

2

1

распространению
террористических
материалов в
Интернете.

Тема 3.4. Проблемы эксперти­
зы информацион­
ных материалов,
содержащих признаки идеологии
терроризма.

____________ ____ :____

•__ :_____

24

Российское законодательство. Закон РФ «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991 года.

25

Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта
2006 года.
Содержание учебного материала:

26

Нормативно-правовая база и организационные аспекты
назначения экспертиз информационных материалов, содержащих
признаки идеологии терроризма (включая и материалы из
Интернета).
Сущность и особенности методики комплексных психолого­
лингвистических экспертиз и методики комиссионных и
комплексных лингвистических экспертиз.
Самостоятельная работа
Составление рефератов на тему «Терроризм»
Итоговый урок, зачет
Всего:

27

12

1

2

1

2

1

2

1

6
2
36

1

3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
РАБОЧЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация
программы
дисциплины
учебном кабинете
Оборудование учебного кабинета:

осуществляется

в совмещенном
!

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий: плакаты, презентации, фильмы
- инструкции для выполнения практических, самостоятельных работ.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы:
1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном
заседании Совета Безопасности России: [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/transcripts
2. Государственная программа Правительства РФ «Информационное общество» (20112022 гг.).
3. Доктрина информационной безопасности России (2000 г. Утверждена президентом
Российской Федерации В.В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-189).
4. Законы РФ «О средствах массовой информации»; «О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой
информации»; «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации»; «Об участии в международном информационном обмене»; «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местногосамоу правления».
5. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. - М.: Республика,
. 2022.
6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.

7. Приказ Минобранауки РФ от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по
противодействию терроризму в сфере образования и науки» от 4 июня 2008 г. № 170.
8. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до
2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690).

13

9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с
изменениями от 7 августа 2022 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004
г :

г,)-

10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с
новой редакцией и дополнениями от 28.06.2014 № 179-ФЗ, от 05.05.2014, от
02.11.2023, от 23.07.2023, от 08.11.2023, от 03.05.2022.
'
11 .Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения
информационно-пропагандистских
кампаний
антитеррористической
и
антиэкстремистской направленности [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880
•

i

■:
L
;

J
:>
j

Ь
П
П'

12. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический
опыт?
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.russian.kiev.ua/material.php ?id=l 1605285
13. Сляднева Н.А. Международный терроризм и добровольный ПИАР: симбиозу
порожденный новым информационным режимом XXI в. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-journal.ru/besop-st4- 21 .html
14. Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crim.eresearch.org/library/kiberl.htm
15.Бутгер М. Электронный
терроризм
угроза XXI века [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.crime-research.org/library/kiber.htm 16.Голубев В.
Кибертерроризм как новая форма терроризма [Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/Gol_tem3.htm
17. Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных
условиях
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа:
http://www.crimeresearch.org/library/e-terrorism.htm
18. Эфиров С.А. Терроризм как катастрофогенный фактор [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://conflictolog.isras.ru/93-4-2.html

!i ?
if i

14

! !
у-

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
i
РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются
преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тести- рования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, иссле- дований.
j

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Должен уметь:
- проводить поиск
информации в источниках разного типа;
- анализировать информацию, пред­
ставленную в разных знаковых системах
(текст, таблица, карта, схема);
- устанавливать причинноследственные связи;
- участвовать в дискуссиях по
проблемам, формулируя собственную пози­
цию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации сведения;
- представлять результаты
изучения материала в формах реферата, со­
чинения, исследовательского проекта, пуб­
личной презентации;
- определять собственную
позицию по отношению к явлениям совре­
менной жизни, исходя из их исторической
обусловленности;

Формы и методы контроля и оценки ре-,
зультатов обучения
j
- Анализ выполнения
1
практических работ, заданий к самостоя- 1
тельной работе.
Анализ оценок за практические ра­
боты, выполненные в рамках освоения
разделов и тем и учебной дисциплины.
'|
- Письменная проверочная
j
работа.
1
- выполнения заданий к
самостоятельной работе, предполагающей
поиск, переработку и представление учеб­
ной информации.
;
Оценка подготовленных
I
таблиц, схем, презентаций.
j
- Анализ на соответствие
реферата, исследовательского проекта,
>
публичной презентации.
!

Должен знать:
- основы и политические технологии
противодействия экстремизму и
терроризму, отличий террора, терроризма и
террористической угрозы, их сущности и
специфики;
- основные законодательные и
нормативно-правовые документы в сфере
обеспечения безопасности и
противодействия террористической угрозе;
- социокультурные, религиозные и
этнические аспекты антитеррористической
политики, специфики проявления фактора
конфессиональной и этнической
принадлежности представителей различных

- Устные опросы.
'
- Оценка реферата, письменных,
практических работ.
1
- Наблюдение за выполнением
j
работ на теоретических и практических за-'
нятиях.
J
- Оценка результатов
1
выполнения письменных тестов.
i

15

■
■■ 1

:                     

Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.