МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреяедение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01.08 География
Код и наименование специальности:
29.02.10 КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ПО
ВИДАМ)
Квалификация выпускника: технолог-конструктор
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 2
2025 г.
1
УТВЕРЖДАЮ
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УР
Протокол № /о т «<^>^2025__г.
Председатель ПЦК Давлятбекова М. М.
/ —Шабанова М.М.
Подпись
с //
o /ti/C /n c .
2(ИгГ г.
Подпись
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.01.08
География разработана на основе требований по специальности: 29.02.10
Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой
промышленности (по видам)
- Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего профессионального образования по специальности
29.02.10
«Конструирование,
моделирование
и технология
изготовления
изделий
лёгкой
промышленности
(по
видам)» утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 14 июня 2022 года №443. профиля получаемого
образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования
и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
Разработчик: преподаватель
колледж» Адуева М.А.
ПОУ РД «Индустриально промышленный
Рецензент: Давлятбекова М.М.. председатель ПЦК
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
5. Информационное обеспечение обучения
з
1. Общая характеристика рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы СПО ОУП.01.08 География.
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам)
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«География» направлено на достижение следующих целей: освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и
умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной
жизни; понимание географической специфики крупных регионов и стран мира
в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.1.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
4
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
5
2.Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в
часах*
Объем образовательной программы дисциплины
в т. ч.:
Основное содержание
39
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
14
Самостоятельная работа
4
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
6
2 .2 .
Т ем атический план и содерж ание дисциплины «Географ ия»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Объём
часов
Формируемые
компетенции
3
4
2
ОК 01.
ОК 02.
Введение
Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и
значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с
ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические
карты различной тематики и их практическое использование.
«Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические
группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты - их критический
анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1. Современная Содержание учебного материала
политическая карта
Теоретическое обучение
мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные
особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и
несамоуправляющиеся государственные образования.
Практическое занятие
№ 1: «Ознакомление с политической картой мира»
1
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
2
Содержание учебного материала
7
Наименование
разделов и тем
Тема 1.2. География
мировых природных
ресурсов
Тема 1.3. География
населения мира
Тема 1.4. Мировое
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов
природных
ресурсов
(минеральные,
земельные,
водные,
биологические,
агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на
территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания
природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Содержание учебного материала
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
Теоретическое обучение
1. Современная демографическая ситуация.
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны
мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество
жизни населения.
религиозный состав населения мира. Социальная структура общества
1
2. Занятость населения. Размещение населения.
Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и
темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация,
субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
1
ОК 01.
ОК 02.
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика,
исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда.
1
ОК
ОК
ОК
п т/
U
K
2
ПК 4...
Практическое занятие
№
2:
«Сравнительная
производительных
сил»
характеристика
ведущих
факторов
размещения
01.
02.
03.
гы4.
U
8
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира.
Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной
металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии
Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей
машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
часов
1
компетенции
Транспортный комплекс
Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот
транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового
транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
Химическая
промышленность.
Лесная
(лесоперерабатывающая)
и
лёгкая
промышленность
Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное
сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные
направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и
животноводства
1
Практические занятия
№3: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира»
№ 4: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира»
№5: «Составление экономико-географической характеристики профильной отрасли»
1
2
2
2
9
Основное содержание
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1. Зарубежная Содержание учебного материала
Европа
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характеристика
природноресурсного потенциала. Особенности населения
Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм.
2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
1
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
Практическое занятие
№ 6: «Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской
страны»
Тема 2.2. Зарубежная Содержание учебного материала
Азия
Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки»
современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Азии
4
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
10
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
Объём
Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны
Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Содержание учебного материала
часов
компетенции
Тема 2.3. Африка
Теоретическое обучение
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.
История формирования его политической карты. Характерные черты природно
ресурсного потенциала и особенности населения Африки
1
1
ОК 01.
ОК 02.
1
ОК 01.
ОК 02.
Тема 2.4. Америка Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке
США.
____ ЛО-------------
и
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Население Латинской
Америки
Хозяйство стран Латинской Америки. Отрасли международной специализации.
Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки
Тема 2.5. Австралия и Содержание учебного материала
Океания
Теоретическое обучение
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона.
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
12
Самостоятельная
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
4
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных
процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и
Дифференцированный зачет
Всего
2ч
39 ч
13
2. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие
специальные
помещения:
наличия
учебного
кабинета
«Гуманитарных и социальных дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедиа, проектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Интерактивная доска, компьютерные столы и стулья.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1. Комплект учебно-наглядных пособий:
• атлас мира
• контурные карты
• карта мира
2. Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
2 .1 .
2 .2 .
Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации
обучения.
14
3. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Раздел/Тема
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.
Р 1,Темы 1.2,1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 02.
Р 1,Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 03“
Р 1,Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
ОК 04.
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
ОКП)5Г"
Р 1, Гемы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
ОК 06.
Р 1, Гемы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 07“
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
ОК 09.
Р 1, Гема 1.1.
••
Тип оценочных мероприятий
тестирование
Кейс задания географический
диктант устный опрос
фронтальный письменный
опрос эссе, доклады, рефераты
оценка составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами
атласа мира, заполнение
контурных карт контрольная
работа оценка
самостоятельн
о
выполненных заданий
дифференцированный зачет
проводится в форме
тестирования
15
5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Гладкий Ю.Н., Николина В.В., География 10кл.-М:Просвещение,2022.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. - М.: Дрофа,
2021.
3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира.
10 кл. - М.: Просвещение, 2021.
4. ХоминаВ.Н. География Юкл.-М: Просвещение,2022
5. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М.:
Дрофа,2021.
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10-11
кл. - М.: Просвещение, 2022
7. География для колледжей : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. В. Коломиец [и др.] ; под редакцией
A. В. Коломийца, А. А. Сафонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2023. — 362 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-16137-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530520 (дата обращения:
28.08.2023).3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО
Дополнительные источники:
1. Аксакалова Г.П., Петрова Н.Н. и др. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к единому государственному экзамену. География. - М.:
Интеллект-Центр, 2021.
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. Под ред.
B. П. Максаковского. - М.: Дрофа - ДиК, 2020.
3. Гладкий Ю.Н. и др. Дайте планете шанс. - М.: Просвещение, 2021
4. География людей. Рабочая тетрадь. / А. Наумов, В. Холина. - М.:
Открытый мир, 2019
5. География населения и хозяйство мира. Рабочая тетрадь для 10-11 кл. /А.
Наумов, В. Холина. - М.: Открытый мир, 2021.
6. Контурные карты «Экономическая и социальная георафия мира». 10 кл. М.: Д роф а-Д иК , 2021.
16