СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.06 ГЕОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОПЦ.06 Геология» является обязательной частью образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности. 21.02.02 «Бурение нефтяных и
газовых скважин».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
Уметь:
Знать:
ОК. 01
вычислять температуру горных пород значение геологии, её роль в
ОК. 02
на
разной
глубине
по жизни
человека,
разделы
ОК .04
геотермическому градиенту;
геологии;
ОК .05
строить топографический профиль;
современные методы изучения
ОК. 06
определять формы рельефа на картах; космического пространства;
ОК. 07
определять основные минералы по строение Солнечной системы;
ОК .09
диагностическим признакам;
форму и размеры Земли, понятие о
ПК 1.2
определять и описывать наиболее геоиде и его применении;
ПК 1.3
распространенные горные породы по гравитационное
поле
Земли,
ПК 2.3
внешним признакам;
гравитационные аномалии;
ПК 3.1
определять размещение крупнейших магнитные
свойства
Земли,
ПК 3.5
месторождений
полезных магнитные аномалии;
ПК 4.1
ископаемых на карте России;
тепловые
свойства
Земли,
ориентироваться
в геотермическую
ступень
и
геохронологической
геотермический градиент;
последовательности событий;
внутренние и внешние оболочки
ориентироваться на местности с Земли;
помощью горного компаса, работать методы
изучения глубинного
с ним по карте, вычерчивать строения
Земли,
физические
маршрут;
основы сейсморазведки;
читать
и
анализировать строение земной коры и ее типы;
геологическую
карту
с химический состав земной коры.
горизонтальным залеганием горных строение литосферы и основные
пород;
литосферные плиты;
строить геологический профиль с сущность
эндогенных
и
горизонтальным залеганием горных экзогенных
геологических
пород и стратиграфическую колонку; процессов и их результатов;
определять тип воды по Сулину;
рассчитывать ожидаемое пластовое
давление;
находить на карте России основные
нефтегазоносные провинции;
читать геологическую часть геологотехнического наряда;
выполнять подсчет запасов нефти и
растворенного
газа
объемным
методом по исходным данным.
классификацию
и
свойства
тектонических движений;
генетические типы рельефа;
формы рельефа;
Главнейшие породообразующие и
рудные минералы, их химический
состав и физические свойства;
генетическую
классификацию
горных
пород,
минеральный
состав распространенных горных
пород, структуру и текстуру,
физические свойства;
применение минералов и горных
пород;
классификацию месторождений
полезных ископаемых;
методы
восстановления
геологических событий прошлого;
методы определения возраста
Земли и горных пород;
возраст
Земли,
геохронологическую шкалу и
принцип ее составления;
эры и периоды истории Земли;
общие представления о развитии
тектонических
движений
и
органического мира Земли;
основные
формы
залегания
магматических
и
осадочных
пород;
основные
тектонические
структуры – платформы, горноскладчатые сооружения, прогибы;
происхождение подземных вод, их
условия залегания;
химический
состав
и
минерализация подземных вод,
физические свойства подземных
вод;
водонапорные системы;
подземные воды в трещиноватых
и закарстоватых породах;
подземные воды в области
развития
многолетнемерзлых
пород;
минеральные, промышленные и
термальные воды.
пластовое давление, его изменение
с глубиной;
геологическую и техногенную
деятельность человека;
химический состав и физические
свойства нефти и углеводородного
газа;
породы-коллекторы,
коллекторские свойства, породыпокрышки;
природные резервуары и ловушки
нефти и газа;
распределение газа, нефти, воды в
ловушках
водонефтяные,
газонефтяные контакты, контуры
нефтеносности и газоносности;
классификацию
залежей
по
фазовому состоянию и типу
ловушек;
особенности
пластовых
вод
нефтяных
и
газовых
месторождений, их промысловую
классификацию;
пластовое давление и температуру
в нефтяных и газовых залежах;
сущность полевых геологических,
наземных
геофизических,
геохимических
методов
исследований геологоразведочных
работ и роль глубокого бурения
при поисках нефти и газа;
классификацию
скважин
по
назначению;
цели и задачи геологоразведочных
работ;
общие представления о методике
размещения
поисковых
и
разведочных скважин;
назначение отбора керна, шлама,
боковых грунтов геофизических и
геохимических методов изучения
разрезов скважин;
цели
и
задачи
геологотехнологических
исследований
скважин в процессе бурения
содержание геологической части
геолого-технического наряда;
влияние
условий
вскрытия
продуктивных
пластов
на
производительность скважин;
источники энергии в пластах,
понятия о режимах нефтяных и
газовых залежей;
иметь
представление
о
геологических и извлекаемых
запасах, коэффициенте извлечения
нефти и газа;
иметь представление о категориях
запасов в России;
сущность
объемного
метода
подсчета запасов нефти
понятие о системах разработки
нефтяных
и
газовых
месторождений;
источники
загрязнения,
мероприятия по охране недр и
окружающей среды при бурении
скважин и разработке нефтяных и
газовых месторождений.
Код
компетенции
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
ОК 01
Формулировка
компетенции
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
Знания, умения
Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы д
ля решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах;
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне
информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства
информатизации
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе
и команде
Умения:
организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
Умения:
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения
устных сообщений
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
ОК 07
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Знания:
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
Умения:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения
соблюдать нормы экологической безопасности
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства
организовывать профессиональную деятельность
с учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Виды деятельности
Код и наименование
компетенции
ПК 1.2. Выполнять комплекс
работ по бурению,
креплению, испытанию и
освоению нефтяных и
газовых скважин.
Показатели освоения
компетенции
Навыки:
проводки
глубоких
и
сверхглубоких
скважин
в
различных горно-геологических
условиях;
проведения работ по креплению
глубоких
и
сверхглубоких
скважин в различных горногеологических условиях;
проведения работ по испытанию
глубоких
и
сверхглубоких
скважин
проведения работ по освоению
глубоких
и
сверхглубоких
скважин
контроля параметров буровых и
тампонажных растворов
контроля
технологических
процессов бурения
предотвращать и ликвидировать
осложнения
и
аварийные
ситуации
Умения:
организовать работу бригады по
бурению скважины в
соответствии с
технологическими регламентами
определять технологию проводки
глубоких и сверхглубоких
скважин в различных горногеологических условиях
определять свойства буровых и
тампонажных растворов
устранять осложнения и
аварийные ситуации на скважине
оформлять необходимую
техническую и технологическую
документацию в соответствии с
действующими нормативными
документами
Знания:
технологии проводки глубоких и
сверхглубоких скважин в
различных горно-геологических
условиях
технологии промывки скважины
технологии крепления глубоких
и сверхглубоких скважин
технологии испытания глубоких
и сверхглубоких скважин
технологии освоения глубоких и
сверхглубоких скважин
методов предупреждения и
ликвидации осложнений и
аварий
методов и средств выполнения
технических расчетов,
графических и вычислительных
работ
основных сведений по геологии
месторождений,
технологическом процессе
добычи нефти, газа
основных требований
организации труда при ведении
технологических процессов
требований нормативнотехнической документации в
области геонавигационного
сопровождения бурения скважин
содержания основных разделов
проектной документации по
строительству скважин
ПК 1.3. Осуществлять
геонавигационное
сопровождение бурения
нефтяных и газовых
скважин.
Навыки:
Выполнение
работ
по
геонавигационному
сопровождению
бурения
скважин
Геонавигационного
бурения скважин
Умения:
контроля
выбирать способы и средства
контроля
технологических
процессов бурения
выбирать способы и средства
контроля
технологических
процессов бурения
подготавливать
техническую
документацию
в
области
геонавигационного
сопровождения бурения скважин
оценивать исходные данные для
построения траектории ствола
скважины
выявлять
и
оценивать
производственные
риски
в
области
геонавигационного
сопровождения бурения скважин
Знания:
основных типов, устройство,
принцип работы и технические
характеристики
геонавигационного
и
вспомогательного оборудования
для
геонавигационного
сопровождения бурения скважин
технологии
наклоннонаправленного
и
горизонтального
бурения
и
обустройства скважин
порядок
приема
оборудования
и
учета
осложнения и аварии в процессе
бурения скважины
критерии
оценки
качества
строительства скважины
Знания:
способов эксплуатации скважин
Технологии подготовки скважин
к капитальному ремонту и
производства работ по
капитальному ремонту скважин.
ПК 2.3. Выполнять комплекс Навыки:
работ по капитальному
ремонту нефтяных и газовых Обеспечение технологического
процесса капитального ремонта
скважин.
скважин
освоения и глушения скважин
при всех способах эксплуатации
Умения:
расчета оснастки талевой
системы в зависимости от
поднимаемого груза; допустимых
нагрузок и скорости при
выполнении канатных работ
выполнять расчет процесса
промывки песчаной пробки
Рассчитывать количество
времени, необходимого на
выполнение технологической
операции при проведении
капитального ремонта скважин
Знания:
назначения устройства и правил
эксплуатации подъемных
сооружений (вышки, мачты),
талевой системы и ее элементов
Обслуживание
и
эксплуатация
оборудования буровых
установок на нефть и
газ
ПК 3.1. Осуществлять
контроль работы агрегатов,
систем, механизмов буровых
установок
эксплуатационного и
глубокого разведочного
бурения на нефть и газ.
Навыки:
чтения кинематических схем
Умения:
осуществлять
технический
контроль
за
состоянием
агрегатов, систем, механизмов
буровых установок
Знания:
методов и правил монтажа,
принципа работы и эксплуатации
бурового оборудования и
инструмента
видов износа и деформаций
деталей и узлов
оборудование для приготовления
и очистки буровых растворов,
для цементирования скважин,
противовыбросовое.
ПК 3.5. Оформлять
технологическую и
техническую документацию
по обслуживанию и
эксплуатации бурового
оборудования.
Навыки:
оформления необходимой
технической и технологической
документации по обслуживанию
бурового оборудованию
Умения:
техническую и технологическую
документации по обслуживанию
и эксплуатации бурового
оборудования
Знания:
типовых технологических
расчетов бурового оборудования
Организация работ по
бурению,
капитальному ремонту
нефтяных и газовых
скважин
ПК 4.1. Осуществлять
контроль безопасности
ведения буровых работ в
соответствии с правилами
безопасности.
Навыки:
организации работы коллектива
исполнителей по бурению,
капитальному ремонту скважин в
соответствии с
технологическими регламентами
и обеспечения профилактики
производственного травматизма
и безопасности условий труда
Умения:
проводить производственный
инструктаж рабочих;
осуществлять контроль
соблюдения правил охраны труда
и техники безопасности;
соблюдать законодательство в
правоотношении субъектов в
сфере профессиональной
деятельности;
Знания:
нормативно - правовые акты,
регламентирующие
производственно-хозяйственную
деятельность;
виды инструктажей, правила
трудового распорядка, охраны
труда, производственной
санитарии;
нормативно – правовые акты,
регулирующие правовое
положение граждан в процессе
профессиональной деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем в часах
108
в т. ч.:
теоретическое обучение
10-28
практические занятия
18-30
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Промежуточная аттестация в ДИФФ.ЗАЧЕТ
6-14
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
3 СЕМ.
Раздел 1. Основы геологии
Тема 1.1 Общая
характеристика
Земли и ее
строение.
1
Содержание
1. Введение. Содержание учебной дисциплины «Геология», её место и роль в
системе получаемых знаний по специальности, связь с другими учебными
дисциплинами. Разделы геологии. Роль геологии в развитии нефтяной и
газовой промышленности страны. Научно-технические проблемы и
перспективы развития геологоразведочных работ на нефть и газ.
2. Земля и Вселенная. Общие сведения о Солнечной системе. Краткая
характеристика Солнца, планет и малых тел Солнечной системы. Общие
сведения о галактиках. Строение Вселенной. Понятия о расширении
Вселенной и её бесконечности. Методы изучения Вселенной.
3.. Общая характеристика Земли. Краткие сведения о форме и размерах Земли.
Понятие о сжатии Земли, сфероиде, геоиде. Понятие о массе и плотности
В соответствии с Приложением 3 ПОП.
Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3
Обязат. часть
ОП
108
10-18
2
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формировани
ю которых
способствует
элемент
программы
4
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
Земли. Изменение плотности с глубиной. Гравитационное поле Земли.
Понятие о магнетизме Земли. Магнитные полюсы. Магнитные меридианы.
Магнитное склонение и магнитное наклонение. Магнитные аномалии. Теплота
Земли. Изменение теплоты с глубиной. Гелиотермическая зона, пояс
постоянной температуры, зона геотермии. Геотермический градиент и
геотермическая ступень, их зависимость от различных факторов. Вероятная
температура глубинных недр Земли.
4. Строение Земли. Внешние оболочки Земли. Атмосфера, её деление на зоны:
ионосферу, стратосферу и тропосферу. Изменение химического состава и
температуры в атмосфере. Гидросфера, её площадь и средняя глубина.
Физико-химическая
характеристика
морской
воды.
Биосфера,
её
распространение и значение. Средства и методы изучения глубинного
строения Земли. Решающая роль геофизических методов. Сверхглубокое
бурение. Внутренние оболочки и ядро Земли. Земная кора. Континентальный и
океанический типы земной коры. Осадочный, гранитный и базальтовый слои.
Мантия Земли, ее химический состав и плотность. Ядро Земли, его
химический состав и плотность.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 1 Практическое применение геофизических полей
Земли. Вычисление температуры горных пород на разной глубине по
геотермическому градиенту (или ступени) в разных районах России.
Изучение характеристик крупных магнитных и гравитационных аномалий
России, обозначение их границ на контурной карте.
Практическая работа № 2 Изучение строения Земли и земной коры
Тема 1.2
Геологические
процессы
Практическая работа № 3 Изучение строения дна моря и накопления
осадков. Построение фациальных карт.
Содержание
1. Общие понятия о геологических процессах и их значение. Экзогенные
процессы. Выветривание горных пород. Физическое и химическое
выветривание. Денудация. Геологическая деятельность ветра: эоловые формы
рельефа и отложения. Геологическая деятельность поверхностных текучих
2
6
4
4
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
вод. Плоскостной смыв, делювий. Линейный смыв. Эрозия. Донная и боковая
эрозия. Аллювий. Образование пролювия.
2. Геологическая деятельность подземных вод. Разрушительная деятельность
подземных вод. Карсты, суффозии, оползни. Созидательная деятельность
подземных вод. Сталактиты и сталагмиты. Образование месторождений
полезных ископаемых при воздействии подземных вод. Геологическая
деятельность ледников. Экзарация. Образование морен. Геологическая
деятельность морей и океанов. Распределение зон морского дна.
Разрушительная деятельность моря. Созидательная деятельность моря.
Осадконакопление. Диагенез осадков. Понятие о фациях, их классификация.
3. Эндогенные геологические процессы. Классификация и свойства
тектонических движений земной коры. Колебательные движения, трансгрессия
и регрессия моря. Горизонтальные движения. Гипотеза тектоники плит.
Представление о строении океанического дна. От гипотезы тектоники плит к
новой глобальной тектонике. Движение литосферных плит и горообразование
Магматические процессы. Интрузивный магматизм. Эффузивный магматизм.
Продукты извержения вулканов. Вулканические зоны. Понятие о
метаморфизме горных пород. Типы метаморфизма. Землетрясения.
Тектонические, вулканические и обвальные землетрясения. Сейсмические
волны. Интенсивность землетрясений..
В том числе практических занятий
Практическая работа № 4 Изучение карты литосферных плит, обозначение
границ литосферных плит на контурных картах, направление и скорости
движения литосферных плит
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯРАБОТА
2
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
2
4
6
Представление о строении океанического дна. От гипотезы тектоники плит к
новой глобальной тектонике. Движение литосферных плит и горообразование
Магматические процессы. Интрузивный магматизм
4 СЕМ
Тема 1.3 Основы
28-32-14
Содержание
ОК. 01
геоморфологии
1. Значение геоморфологии. Генетические типы рельефа. Физическая карта,
классификация рельефа на ней. Геоморфологическая карта, элементы и формы
рельефа.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 5. Построение топографического профиля. 2
Определение по геоморфологическим, физико-географическим картам форм и
элементов форм рельефа.
Тема 1. 4
Основы
минералогии и
петрографии.
Полезные
ископаемые.
Содержание
1. Основы минералогии. Значение минералогии. Понятие о минералах.
Минералы твердые, жидкие, газообразные. Кристаллические и аморфные
минералы. Агрегатные состояния минералов. Физические свойства минералов
– цвет, прозрачность, блеск, твердость, спайность, излом, относительная
плотность. Классификация минералов по химическому составу. Самородные
элементы. Сульфиды. Оксиды. Карбонаты. Силикаты. Сульфаты. Фосфаты.
Природные органические соединения. Породообразующие минералы.
2. Основы петрографии. Значение петрографии. Понятие о горных породах.
Структура и текстура горных пород. Магматические породы. Глубинные и
излившиеся горные породы. Химическая классификация магматических пород.
Кислые, средние, основные и ультраосновные породы.
Осадочные породы, их классификация. Обломочные породы. Структура и
текстура обломочных пород. Терригенные и карбонатные обломочные породы.
Классификация терригенных пород. Хемогенные породы. Структура и
текстура хемогенных пород. Основные хемогенные породы. Органогенные
породы. Структура и текстура органогенных пород. Основные органогенные
породы. Понятие о каустобиолитах. Метаморфические породы. Структура и
текстура метаморфических пород
2
2
2
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
Полезные ископаемые. Значение учения о полезных ископаемых. Полезные
ископаемые, как основная часть производительных сил государства, значение
их в экономике страны. Генетическая и промышленная классификация
месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа № 6
Обозначение крупнейших месторождений полезных ископаемых на контурной
карте России
Тема 1.5 Основы
исторической
геологии
Тема 1.6 Основы
структурной
геологии
2
4
Содержание
1. Значение исторической геологии. Основные задачи исторической геологии.
Методы
исторической
геологии.
Понятие
о
стратиграфическом,
петрографическом, палеонтологическом и палеогеографическом методах
изучения геологического прошлого Земли.
Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды,
эпохи, века. Стратиграфические и геохронологические подразделения
геохронологической шкалы. Методы определения возраста Земли и горных
пород. Развитие тектонических движений и органического мира Земли.
Общие закономерности строения и истории развития земной коры и
размещения в ней полезных ископаемых.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 7 Составление геохронологической шкалы.
Практическая работа № 8 Изучение геологических карт России, мира,
местного региона. Изучение эпох складчатости на тектонической карте России.
Содержание
1. Значение структурной геологии. Основные понятия структурной геологии.
Пласты, складки, разрывные нарушения. Понятие о пликативных и
дизъюнктивных нарушениях Элементы залегания наклонного слоя. Согласное
и несогласное залегание слоев. Геологическая карта. Структурная карта.
Литолого-стратиграфическая колонка. Геологический разрез. Основные
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
4
2
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
тектонические структуры литосферы. Литосферные плиты. Геосинклинали,
платформы, краевые изгибы, их строение. Геотектоническое районирование
территории России.
Практическая работа № 9 Изучение тектонической карты России,
обозначение границ основных тектонических элементов на контурных картах
Тема 1.7 Основы
гидрогеологии
Содержание
1. Цели и задачи гидрогеологии. Применение подземных вод.
Виды вод в горных породах, подвижная и связанная вода.
Происхождение подземных вод, их классификация. Химический состав и
минерализация подземных вод. Физические свойства подземных вод.
Классификация вод по Сулину.
2. Условия залегания вод подземных вод. Воды зоны аэрации. Верховодка и
условия её образования. Грунтовые воды и особенности их залегания
Пластовые воды и особенности их залегания.
Водонапорные системы, типы, их строение. Инфильтрационная водонапорная
система (напорная и безнапорная) и элизионная водонапорная система.
Примеры артезианских бассейнов России.
3. Трещинные воды и условия их залегания. Водоносность трещиноватых
пород. Распространение и значение трещинных воды. Карстовые воды.
Условия движения и питания карстовых вод. Главнейшие районы развития
карстовых вод в России.
Многолетняя мерзлота и её распространение на территории России. Зоны
многолетней мерзлоты. Основные типы подземных вод. Надмерзлотные,
межмерзлотные и подмерзлотные воды и их особенности. Пластовое давление,
его изменение с глубиной. Горное давление, гидростатическое давление.
АВПД и АНПД.
Виды движения подземных вод в горных породах. Линейный закон
фильтрации, понятие о коэффициенте проницаемости. Приток воды в
скважину.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 10 Изучение химического состава и минерализации
подземных вод. Определение типа вод по классификации Сулина.
2
2
2
4
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
Тема 1.8
Геологическая
деятельность
человека и
техногенное
воздействие на
природную среду
Практическая работа № 11 Расчет притока воды в скважину.
Содержание
1. Понятие о природных ресурсах. Использование полезных ископаемых и
проблемы загрязнения окружающей среды. Изменение ландшафта в результате
деятельности человека при добыче полезных ископаемых (карьеры и отвалы
пустой породы), сооружении водохранилищ и других объектов строительства.
Загрязнение окружающей среды при добыче полезных ископаемых и их
использовании. Радиоактивное загрязнение окружающей среды человеком.
Охрана недр и рациональное использование полезных ископаемых. Охрана
окружающей среды. Рекультивация земель.
Раздел 2. Нефтяная геология
Тема 2.1.
Содержание
Основы
1. Нефть и природный газ. Нефть, её элементный состав. Краткая
геологии нефти
характеристика физических свойств нефти. Углеводородный газ.
и газа
Компонентный состав и краткая характеристика физических свойств газа.
Понятие о конденсате. Условия залегания нефти, природного газа и пластовой
воды в земной коре. Породы-коллекторы. Литологические типы породколлекторов. Поровые пространства в горных породах, их виды, форма,
размеры. Коллекторские свойства горных пород. Пористость, трещиноватость.
Проницаемость. Классификация коллекторов по проницаемости.
Карбонатность. Глинистость. Методы изучения коллекторских свойств.
Нефтегазонасыщенность пород-коллекторов. Породы-покрышки.
2. Понятие о природных резервуарах и ловушках, их классификация. Понятие
о залежах и месторождениях нефти и газа. Водонефтяные, газонефтяные
контакты. Контуры нефтегазоносности. Классификация залежей и
месторождений. Происхождение нефти и газа. Значение проблемы.
Современные взгляды на происхождение нефти и газа. Миграция и
2
2
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
аккумуляция углеводородов. Разрушение залежей. Пластовые воды нефтяных
и газовых месторождений, их промысловая классификация. Особенности
химического состава.
3. Общие сведения о давлении и температуре в нефтяных и газовых пластах.
Аномально высокие и аномально низкие пластовые давления. Карты изобар,
их назначение. Нефтегазоносные провинции России. Понятие о
нефтегазоносных
провинциях,
областях
и
районах,
зонах
нефтегазонакопления. Основные нефтегазоносные провинции России.
Крупнейшие и уникальные нефтяные и нефтегазовые месторождения России
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 12 Изучение лабораторных методов определения 2
пористости и проницаемости пород-колекторов.
Практическая работа № 13 Изучение карты нефтегазоносных провинций
России. Обозначение границ основных нефтегазоносных провинций на
контурной карте России.
Тема 2.2.
Геологоразведоч
ные работы на
нефть и газ
Содержание
1. Методы геологоразведочных работ. Особенности геологоразведочных работ
на нефть и газ. Геологические методы исследований. Геологическая и
структурно-геологическая съемки Структурное бурение. Наземные методы
геофизических исследований при поисках нефти и газа. Гравиметрическая и
магнитная разведка. Электроразведка. Сейсморазведка. Радиометрические
исследования. Геохимические методы поисков залежей нефти и газа. Глубокое
бурение. Понятие о скважине. Классификация скважин по назначению.
2. Этапы и стадии геологоразведочных работ. Региональный этап. Цели и
задачи региональных работ. Геологические, геофизические, геохимические
исследования при региональных работах. Бурение опорных и параметрических
скважин. Поисково-оценочный этап. Подготовка структур к глубокому
поисковому бурению. Поисковое бурение, его задачи и методика. Оценка
результатов поискового бурения. Разведочный этап. Разведочное бурение на
месторождениях нефти. Промышленная оценка открытых месторождений
2
2
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
нефти и газа. Оценка эффективности геологоразведочных работ на нефть и газ.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 14 Методы геологоразведочных работ.
Классификация и назначение глубоких скважин.
Практическая работа № 15 Знакомство с методикой размещения поисковых
и разведочных скважин.
Тема 2.3.
Нефтегазопромы
словая геология
Содержание
1. Методы изучения геологических разрезов и технического состояния
скважин. Цели и задачи, стоящие перед бурением скважин. Методы изучения
разрезов скважин. Геологические методы изучения разрезов скважин.
Сущность и назначение геофизических методов изучения разрезов скважин.
Краткая характеристика геохимических методов исследования скважин.
Геолого-технологические исследования скважин в процессе бурения
Рациональный комплекс промыслово-геофизических исследований для
различных категорий скважин. Принцип построения геолого-геофизических
разрезов скважин.
2. Геолого-технический наряд. Характеристика геологической части геолого- 2
технического наряда Общие сведения о вскрытии, перфорации и опробовании
продуктивных горизонтов. Испытание скважин. Влияние условий вскрытия
продуктивных пластов на производительность скважин. Методы изучения
залежей нефти и газа по данным бурения скважин. Геологическая графика –
литолого - стратиграфический разрез, структурные карты, геологические
профили, схемы корреляции, карты толщин и др. Режимы залежей нефти и
газа. Источники энергии в пластах. Давление в нефтяных и газовых залежах.
Режимы нефтяных залежей. Режимы газовых залежей. Общие сведения о
классификации запасов нефти и газа. Краткая характеристика категорий
запасов России.
Методы подсчета запасов нефти. Сущность объемного метода подсчета
4
4
2
ОК. 01
ОК. 02
ОК .04
ОК .05
ОК. 06
ОК. 07
ОК .09
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.3
ПК 3.1
ПК 3.5
ПК 4.1
запасов нефти. Методы подсчета запасов газа
Самостоятельная работа
Изучение образцов керна. Знакомство с каротажным материалом
геофизических методов исследования скважин. Изучение геологогеофизических разрезов скважин и методики их построения.
Промежуточная аттестация
Всего
14
2
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Геологии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности. 21.02.02 бурение нефтяных и газовых скважин.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Короновский, Н. В. Геология: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Н. В. Короновский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 194 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08484-9.
— Текст: непосредственный
2. Гущин, А. И. Общая геология: практические занятия : учебное пособие / А.И.
Гущин, М.А. Романовская, Г.В. Брянцева; под общ. ред. Н.В. Короновского. — Москва :
ИНФРА-М, 2021. — 236 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/20877.
ISBN
978-5-16-012150-5.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1408097 (дата обращения: 08.12.2021). – Режим
доступа: по подписке
3. Геология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ж.
В. Семинский, Г. Д. Мальцева, И. Н. Семейкин, М. В. Яхно. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 347 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-08529-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455684 (дата обращения: 05.12.2021).
4. Губкин, И. М. Геология нефти и газа. Избранные сочинения / И. М. Губкин. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 405 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-53409193-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/494650 (дата обращения: 08.02.2022).
5. Минералогия с основами кристаллографии: учебное пособие для вузов /
В. А. Буланов, А. И. Сизых, А. А. Белоголов; под научной редакцией Ф. А. Летникова. —
2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-07310-2. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454027 (дата обращения:
05.12.2021).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Битнер, А. К. Геология и геохимия нефти и газа: учебное пособие / А. К. Битнер,
Е. В. Прокатень. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. - 428 с. - ISBN 978-5-7638-4182-4. Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1830756 (дата обращения:
08.12.2021). – Режим доступа: по подписке.
2. Болысов, С. И. Геоморфология с основами геологии. Практикум : учебное
пособие для среднего профессионального образования / С. И. Болысов, В. И. Кружалин.
— 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 138 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11107-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476100 (дата
обращения: 05.12.2021).
3. Карпенко, Н. П. Гидрогеология и основы геологии : учебное пособие / Н.П.
Карпенко, И.М. Ломакин, В.С. Дроздов. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 328 с. —
(Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_59b0ffb95a7ec1.13829369. ISBN
978-5-16-012799-6.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1407377 (дата обращения: 08.12.2021). – Режим
доступа: по подписке
4. Каналин, В. Г. Справочник геолога нефтегазоразведки: нефтегазопромысловая
геология и гидрогеология : учебное пособие / В. Г. Каналин. - 2-е изд., доп. - Москва ;
Вологда : Инфра-Инженерия, 2020. - 416 с. - ISBN 978-5-9729-0458-7. - Текст :
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1168594 (дата обращения:
08.12.2021). – Режим доступа: по подписке.
5. Милютин, А. Г. Геология полезных ископаемых : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / А. Г. Милютин. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03552-0.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/472402 (дата обращения: 05.12.2021).
6. Основы разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений: учебное
пособие / Е. В. Безверхая, Е. Л. Морозова, Т. Н. Виниченко [и др.]. - Красноярск : Сиб.
федер. ун-т, 2019. - 190 с. - ISBN 978-5-7638-4238-8. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1819267 (дата обращения: 08.12.2021). – Режим
доступа: по подписке.
7. Тетельмин, В. В. Нефтегазовое дело. Полный курс. В двух томах. Том 1 :
учебник / В. В. Тетельмин. - 2-е изд. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 416 с.
ISBN
978-5-9729-0556-0.
Текст:
электронный.
URL:
https://znanium.com/catalog/product/1835952 (дата обращения: 08.12.2021). – Режим
доступа: по подписке.
8. Лазарев, В.В. Геология: учебное пособие для СПО/ В.В. Лазарев.– Москва:
Альянс, 2020.- 384 с. ISBN 978-5-00106-391-9 - Текст: непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
значение геологии, её роль в владеет
профессиональной
жизни человека, разделы терминологией;
геологии;
демонстрирует
системные
современные
методы знания о значении геологии в
изучения
космического современной жизни человека;
пространства;
демонстрирует
знания
о
строение
Солнечной строении Солнечной системы;
системы;
демонстрирует
системные
форму и размеры Земли, знания о геофизических полях
понятие о геоиде и его Земли и их применении;
применении;
показывает высокий уровень
гравитационное поле Земли, знания основных представлений
гравитационные аномалии;
о строении Земли, земной коры
магнитные свойства Земли, и ее вещественном составе;
магнитные аномалии;
об основных минералах и
тепловые свойства Земли, горных
породах,
их
геотермическую ступень и классификации;
геотермический градиент;
демонстрирует
знания
о
внутренние
и
внешние тектонике литосферных плит;
оболочки Земли;
демонстрирует
системные
методы
изучения знания о возрасте Земли и
глубинного строения Земли, методах определения горных
физические
основы пород;
сейсморазведки;
демонстрирует
системные
строение земной коры и ее знания
о
геологических
типы;
процессах, их классификации,
химический состав земной результатах,
взаимосвязи
коры.
геологических процессов и
строение
литосферы
и рельефом земной поверхности;
основные
литосферные демонстрирует
системные
плиты;
знания тектоническом строении
сущность эндогенных и земной коры;
экзогенных геологических демонстрирует
знания
о
процессов и их результатов; генетических типах рельефа и
классификацию и свойства формах рельефа;
тектонических движений;
демонстрирует
знания
о
генетические типы рельефа; методах
исторической
формы рельефа;
геологии;
главнейшие
показывает
знания
о
Методы оценки
Письменный
и устный опрос.
Тестирование.
Практические занятия.
Лабораторные
занятия.
породообразующие
и
рудные
минералы,
их
химический
состав
и
физические свойства;
генетическую
классификацию
горных
пород, минеральный состав
распространенных горных
пород, структуру и текстуру,
физические свойства;
применение минералов и
горных пород;
классификацию
месторождений
полезных
ископаемых;
методы
восстановления
геологических
событий
прошлого;
методы
определения
возраста Земли и горных
пород;
возраст
Земли,
геохронологическую шкалу
и принцип ее составления;
эры и периоды истории
Земли;
общие представления о
развитии
тектонических
движений и органического
мира Земли;
основные формы залегания
магматических и осадочных
пород;
основные
тектонические
структуры – платформы,
горно-складчатые
сооружения, прогибы;
происхождение подземных
вод, их условия залегания;
химический
состав
и
минерализация подземных
вод, физические свойства
подземных вод;
водонапорные системы;
подземные
воды
в
геохронологической шкале и
принципе ее составления;
демонстрирует знания о формах
залегания магматических и
осадочных пород и основных
тектонических
структурах
земной коры;
демонстрирует
знания
о
происхождении подземных вод,
их
условия
залегания,
химическом
составе
минерализации подземных вод,
физических
свойствах
подземных вод;
показывает
знания
о
геологической
и
природоохранной деятельности
человека;
демонстрирует
знания
об
условиях залегания нефти и газа
в земной коре;
демонстрирует
знания
о
методах
и
назначении
геологоразведочных работ на
нефть и газ, классификации
скважин по назначению;
показывает знания о методах
исследования
разрезов
нефтяных и газовых скважин;
показывает
знания
о
содержание
геологической
части
геолого-технического
наряда
владеет знаниями о влиянии
условий
вскрытия
продуктивных
пластов
на
производительность скважин;
владеет
знаниями
об
источниках энергии в пластах,
понятия о режимах нефтяных и
газовых залежей, пластовом
давлении и температуре в
нефтяных и газовых залежах;
иметь
представление
о
геологических и извлекаемых
трещиноватых
и
закарстоватых породах;
подземные воды в области
развития
многолетнемерзлых пород;
минеральные,
промышленные
и
термальные воды.
пластовое давление, его
изменение с глубиной;
геологическую
и
техногенную деятельность
человека;
химический
состав
и
физические свойства нефти
и углеводородного газа;
породы-коллекторы,
коллекторские
свойства,
породы-покрышки;
природные резервуары и
ловушки нефти и газа;
распределение газа, нефти,
воды
в
ловушках
водонефтяные,
газонефтяные
контакты,
контуры нефтеносности и
газоносности;
классификацию залежей по
фазовому состоянию и типу
ловушек;
особенности пластовых вод
нефтяных
и
газовых
месторождений,
их
промысловую
классификацию;
пластовое
давление
и
температуру в нефтяных и
газовых залежах;
сущность
полевых
геологических,
наземных
геофизических,
геохимических
методов
исследований
геологоразведочных работ и
роль глубокого бурения при
запасах,
коэффициенте
извлечения нефти и газа,
методах подсчета запасов;
владеет знаниями об источники
загрязнения, мероприятия по
охране недр и окружающей
среды при бурении скважин и
разработке нефтяных и газовых
месторождений
поисках нефти и газа;
классификацию скважин по
назначению;
цели
и
задачи
геологоразведочных работ;
общие представления о
методике
размещения
поисковых и разведочных
скважин;
назначение отбора керна,
шлама, боковых грунтов
геофизических
и
геохимических
методов
изучения разрезов скважин;
цели и задачи геологотехнологических
исследований скважин в
процессе бурения
содержание геологической
части геолого-технического
наряда;
влияние условий вскрытия
продуктивных пластов на
производительность
скважин;
источники
энергии
в
пластах, понятия о режимах
нефтяных
и
газовых
залежей;
иметь
представление
о
геологических
и
извлекаемых
запасах,
коэффициенте извлечения
нефти и газа;
иметь
представление
о
категориях запасов в России;
сущность объемного метода
подсчета запасов нефти
понятие
о
системах
разработки
нефтяных и
газовых месторождений;
источники
загрязнения,
мероприятия по охране недр
и окружающей среды при
бурении
скважин
и
разработке
нефтяных
и
газовых месторождений.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
вычислять
температуру демонстрирует
умение
горных пород на разной вычислять температуру горных
глубине по геотермическому пород на разной глубине по
градиенту;
геотермическому градиенту и
строить
топографический понимание
использования
профиль;
геофизических полей Земли;
определять формы рельефа демонстрирует
умение
на картах;
определять основные минералы
определять
основные по диагностическим признакам;
минералы
по демонстрирует
умение
диагностическим признакам; определять
и
описывать
определять и описывать наиболее
распространенные
наиболее распространенные горные породы по внешним
горные породы по внешним признакам;
признакам;
владеет
умением
находить
определять
размещение размещение
крупнейших
крупнейших месторождений месторождений
полезных
полезных ископаемых на ископаемых на карте России;
карте России;
владеет навыками определения
ориентироваться
в геохронологической
и
геохронологической
стратиграфической
последовательности
последовательности событий;
событий;
демонстрирует
умение
ориентироваться
на использовать горный компас;
местности
с
помощью способен
читать
и
горного компаса, работать с анализировать
учебную
ним по карте, вычерчивать геологическую
карту
с
маршрут;
горизонтальным
залеганием
читать и анализировать горных пород;
геологическую
карту
с способен осуществлять строить
горизонтальным залеганием геологический
профиль
с
горных пород;
горизонтальным
залеганием
строить
геологический горных
пород
и
профиль с горизонтальным стратиграфическую колонку;
залеганием горных пород и способен
осуществлять
стратиграфическую
определять формы залегания
колонку;
горных
пород
и
виды
определять тип воды по разрывных
нарушений
по
Сулину;
схематическим изображениям;
рассчитывать
ожидаемое способен
определять
по
пластовое давление;
тектонической карте России
Оценка результатов
выполнения
практической или
лабораторной работы,
проекта
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической или
лабораторной работы
находить на карте России
основные нефтегазоносные
провинции;
читать геологическую часть
геолого-технического
наряда;
выполнять подсчет запасов
нефти и растворенного газа
объемным
методом
по
исходным данным.
основные
тектонические
структуры – платформы, горноскладчатые
сооружения,
прогибы
способен определять тип воды
по Сулину;
способен
определять
рассчитывать
ожидаемое
пластовое давление;
способен определять находить
на карте России основные
нефтегазоносные провинции;
читать геологическую часть
геолого-технического наряда;
способен определять выполнять
подсчет запасов нефти и
растворенного газа объемным
методом по исходным данным.