ОУД.11 Родная литература 2021

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 11 Родная литература

Код и наименование специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника: Специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения: очная

Курс: 1
Семестр: 1,2

2021 г.

учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
с учетом:
профиля получаемого образования,
примерной программы,
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
20212022учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................... 7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................................... 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................................................... 15

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.11 .1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Родной (Русский) язык» реализуется в
пределах основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО
технического и социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по
данным профилям изучают родной (русский) язык в объеме 78 часов

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым
дисциплинам (ОУД по выбору из обязательных предметных областей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной (русский) язык» обеспечивает
достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы
личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной
социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде,
готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного
языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты
речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга
используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
• разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или
прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной
задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научнотехнической информации;
• умениями выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу;
участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной
форме;
• умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную
позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную
рефлексию;
• разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее
результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности),
проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов;
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных
областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и
навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
4

3) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной,
групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России
и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа,
как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
• осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста,
с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от
коммуникативной задачи;
• способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно­
научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
• владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов
и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
• создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
• подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
• применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной
речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме
орфографических и пунктуационных норм;
• соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и
учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при
обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
• осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в
достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования
текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи:
функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая
ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный
язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический
аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных
функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и
эстетической стороны речевого высказывания.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки - 117 час, в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 78часов;
Самостоятельная работа обучающегося - 39 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционных
практические занятия
Самостоятельные работы
контрольные работы

Объем
часов
117
78
68
10
39
-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной (русский) язык»
Наименование разделов и тем
1
Введение

Содержание учебного материала

2

Содержание учебного материала

1.Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного ранее.
Язык и общество. Родной язык, литература и культура.
Язык и история народа..

2. Язык и речь. Язык и художественная литература.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц
разных уровней языка.
Самостоятельная работа
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире - в международном и
межнациональном общении.
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Тема 1.1. Фонетика
Содержание учебного материала
1. Обобщающее повторение фонетики. Фонетический разбор.
Тема 1.2. Орфоэпия
Содержание учебного материала
1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения
2. Роль логического ударения в стихах Н. Некрасова.
Самостоятельная работа
Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация
Практическое занятие№1
Нормы литературного произношения
1.Обобщающее повторение орфографии. Словарный диктант.
Тема 1.3. Орфография.

Самостоятельная работа
Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка.
Практическое занятие№2
2Типичные орфографические ошибки

Объём
часов
3
2

Уровень
освоения
4

1

1

2

2

12
2

2

2

2

2
2
3

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Раздел 2. Лексика и фразеология
Тема 2.1. Лексика
Содержание учебного материала
1.Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
2.Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в
структуре произведения.
З.Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления..
Самостоятельная работа
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества». Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи».
Практическое занятие №3
Функциональные разновидности русского языка
Тема 2.2. Фразеология
Содержание учебного материала
1. Русская фразеология.
2. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и
др. русских писателей.
3.Словари русского языка. Словари языка писателей.
4. Лексико-фразеологический разбор текста.
Самостоятельная работа
Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи
Раздел 3. Морфемика и словообразование
Тема 3.1. Морфемика и
Содержание учебного материала
словообразование
1. Повторение. Морфемика и словообразование.
2. Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова.
Самостоятельная работа
Этимологический анализ слов в произведениях И. Гончарова
Тема 3.2. Способы
Содержание учебного материала
словообразования
1. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
2. Выразительные средства словообразования.
Самостоятельная работа

16
2
2

2

2

2

2

4

2
2

2

2
2
2

2

4

10
2

2

2

4
2

2

2
2

2

2
8

Михаил Пришвин «Кладовая солнца». Размышление над вопросом: как образовались
слова? Анализ эпизода.
Практическое занятие№4
Словообразовательный анализ
Раздел 4. Морфология и орфог >афия
Тема 4.1. Морфология
Содержание учебного материала
1. Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
2. Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина.

Тема 4.2. Морфология и
орфография

Самостоятельная работа
Знаменательные и служебные части речи
Практическое занятие№5
Синтаксическая роль имён существительных в произведениях А.С. Пушкина.
Содержание учебного материала
1. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

2. Словообразован®© и правописание знаменательных и служебных частей речи.
3. Слитное, раздельное и дефисное написание.
4. Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах существительных,
причастий, наречий.
Самостоятельная работа
Морфология и законы правописания.
Раздел 5. Функциональные стали речи
Тема 5.1. Текст и его строение
Содержание учебного материала
1. Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа
Л.Толстого «Война и мир».
2. Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и
дети».
3. Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат.
Аннотация..
Самостоятельная работа
Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир».

2

14
2
2

2
2
2
2

2

2
2
2
4

2
2
2
2
2

18

2

2

2

2

2
2
4

9

Тема 5.2. Стили речи

Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом. Строением абзаца
в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети».
Содержание учебного материала
1. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля.
2. Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля. Устное
выступление. Дискуссия.
3. Официально - деловой стиль. Особенности официально-делового стиля.
Образцы деловых бумаг.
4. Разговорный стиль речи, его признаки.
5.Художественный стиль речи, его признаки.
6. Речеведческий разбор текста. Работа с аудиотекстами.
Самостоятельная работа
Лингвостилистический анализ текста. Путевой очерк. Проблемный очерк.
Портретный очерк.

Раздел 6. Культура речи. Речевое общение. Риторика

Тема 6.1. Культура речи

Тема 6.2. Речевое общение

ИТОГО

Содержание учебного материала
1. Основные качества хорошей речи.
2. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный
3. Владение нормами современного русского языка
Самостоятельная работа
Точность, выразительность, уместность, простота культурной речи.
Содержание учебного материала
1. Речевой этикет. Речевой акт.
2. Запрет сквернословия

Самостоятельная работа
Правила речевого этикета.
Библейское красноречие. Судебное красноречие.

2

2

2

2

2

2

2
2
2

2
2

4

19
1

2

1
2

2

? 2
1

2

2

1
2

2

117
10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет русского
языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- образцы оформления деловых бумаг;
- раздаточный материал; (карточки, тесты, тексты художественных произведений)
- словари
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:
1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10—
11 классы. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2018. - 287 с.
2. Самойлова Е. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.А.
Самойлова. - М.: ИД ФОРУМ; НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 144 с. - (Проф. образование).
[ЭБС http://znanium.com/]
ЗРуднев В.Н. Русский язык и культура речи : учеб, пособ. / В. Н. Руднев. - 4-е изд.,
стер. - М : КНОРУС, 2017. - 256 с. - (СПО)
4.
Введенская Л А.
Русский язык и культура речи : Учебное пособие /ЛА
Введенская, М Н Черкасова - Ростов н/Д: Феникс, 2018 -380 [1]с - (Среднее
профессиональное образование).
5. Марков А. А. Культура речи и стилистика: Учебник. - М.: Просвещение, 2019
Интернет источники:
1.
Справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру www.gramota.ru/).
2.
Русский язык, Издательский дом «Первое сентября» - www.rus.lseptember.ru
3.
«Я иду на урок русского языка» - www.rus.lseptember.ru/urok/.
4.
Сайт «Виртуальная школа от Кирилла и Мефодия».
5.
Природная грамотность — www.gramota.director.ru «Методика формирования
орфографической зоркости».
6.
Опорный орфографический компакт - www.yamal.org/ook/ (эффективная
методика обучения орфографии.)
7.
Грамотей-клуб - www.gramotey.ericos.ru («Грамотей-класс» «ГрамотейПроф» «Грамотей-Эверест».
8.
Основные
правила
грамматики
русского
языка
www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html (Раздел «Библиотека электронной поэзии».)

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
7

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2

Личностные:

1) осознание феномена родного языка как
духовной, культурной, нравственной основы личности;
осознание себя как языковой личности; понимание
зависимости
успешной
социализации
человека,
способности его адаптироваться в изменяющейся
социокультурной среде, готовности к самообразованию
от уровня владения русским языком; понимание роли
родного языка для самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой
деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к
речевому
самосовершенствованию;
способность
анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и
потенциального
словаря;
расширение
круга
используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности
в разных коммуникативных условиях:
2) способность пользоваться русским языком как
средством получения знаний в разных областях
современной
науки,
совершенствовать
умение
применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение социальными нормами речевого
поведения в различных ситуациях неформального
межличностного и межкультурного общения, а также в
процессе индивидуальной, групповой, проектной
деятельности.
Предметные:

___________________ ___________

- выборочный и фронтальный
опрос;
- диктант;
- самостоятельная работа,
доклады, защита рефератов;
- индивидуальные задания на
занятиях;
- создание презентаций по теме,
выполненных в различных
компьютерных программах;
- беседы по составленным
кратким конспектам;
- интерактивный диалог в группах
на занятиях;
-письменный диктант по
основным понятиям дисциплины;
- беседа о прочитанной
дополнительной литературе;
-составление сравнительных
таблиц с самостоятельным
выделением критериев
рассмотрения;

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.