ОП.14.анализ хозяйственной деятельности 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬГО МОДУЛЯ

ОП. 14. «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Код и наименование специальности : 43.02.15.Поварское и кондитерское дело (ТОП 50)
входящей в состав УГС (УГП): 43.00.00 Сервис и туризм

Форма обучения : очная
Курс: 2
Семестр :3

Квалификация выпускника: Специалист по поварскому и кондитерскому делу

2021г

1

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.
14. «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», утвержденного приказом Минобрнауки
России от 12.05.2014 № 1565 (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 N 44828)
с учетом:

-

-

профиля получаемого образования.
примерной программы (указывается при наличии);
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки
России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации на 2021/2022 учебный год.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ«АНАЛИЗХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».....___________________________________________________________________ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ ...................................................... 8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ.............................. 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ................................................................................................................................................15

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИС­
ЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО- СТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательнойпрограммы:
Учебная дисциплина ОП.14 «Анализ хозяйственной деятельности» является обязательной
частью общепрофессионального учебного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Учебная дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» обеспе-чивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам дея- тельности ФГОС
СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям). Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности при-менительно к
различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходи- мой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и лич-ностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с кол-легами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государствен- ном языке
Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурно- го контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной дея-тельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных
языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать пред­
принимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.2. Цель и планируемые результаты освоениядисциплины:
Наряду с развитием современной экономики значительно возрастает роль эко-номического
анализа, причём, специалист, независимо от вида экономической спе- циальности должен знать
основные приёмы и методы экономического анализа и уметь применять методику дисциплины на
практике. Анализ финансово- хозяйственной деятельности является основой для бизнеспланирования, разработки финансовой и учетной политики, важной составляющей контроля
деятельности предприятия. Только с помощью изучения материалов анализа можно четко видеть
просчеты и резервы к улучшению коммерческой деятельности и финансового состо-яния
организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь :

4

- ориентироваться в понятиях, категориях, методах и приемах экономического анализа;
п ользоваться
информационным
обеспечением
анализа
финансовохозяйственнойдеятельности;
- проводить анализ технико-организационного уровняпроизводства;
- проводить анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых
ресурсоворганизации;
- проводить анализ производства и реализациипродукции;
- проводить анализ использования основных средств, трудовых ресурсов, затрат на
производство, финансовыхрезультатов;
- проводить оценку деловой активностиорганизации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- научные основы экономическогоанализа;
- роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики;
- предмет и задачи экономическогоанализа;
метод,
приемы,
информационное
обеспечение
анализа
финансовохозяйственнойдеятельности;
- виды экономическогоанализа;
- факторы, резервы повышения эффективностипроизводства;
- анализ технико-организационного уровняпроизводства;
- анализ эффективности использования материальных, трудовых, финансовых
ресурсоворганизации;
- анализ производства и реализациипродукции;
- анализ использования основных средств, трудовых ресурсов, затрат на произ-водство,
финансовыхрезультатов;
- оценку деловой активностиорганизации.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися приобретается прак-тический
опыт анализа информации о финансово-хозяйственном положении органи- зации, ее
платежеспособности и доходности, осваиваются умения и приобретаются следующие знания.
Умения
Код
Знания
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09,
ОК 10,
ОКИ,
ПК 4.4,
ПК 4.5,
ПК 4.6,
ПК 4.7

распознавать задачу и/или проблему;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; опреде­
лять этапы решения задачи; выявлять и
эффективно искать информацию, необ­
ходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия и реализовы­
вать его; определить необходимые ре­
сурсы;
определять задачи для поиска информа­
ции; определять необходимые источни-

5

актуальный профессиональный и социаль­
ный контекст, основные источники инфор­
мации и ресурсы для решения задач и про­
блем в профессиональном и социальном
контексте; особенности денежногообращения (формы расчетов), понятие и сущность
финансов, особенности взаимодействия и
функционирования хозяйствующихсубъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих
субъектов - структура и состав
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятель-

Код
ПК, OK

Умения

Знания

ки информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую
информацию; выделять наиболее зна­
чимое в перечне информации; оцени­
вать практическую значимость резуль­
татов поиска; оформлять результаты
поиска
определять актуальность нормативно­
правовой документации в профессио­
нальной деятельности; применять со­
временную научную профессиональную
терминологию; определять и выстраи­
вать траектории профессионального
развития и самообразования
организовывать работу коллектива и
команды; взаимодействовать с коллега­
ми, руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
грамотно излагать свои мысли и оформ­
лять документы по профессиональной
тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем
коллективе
Оценивать социальную значимость раз­
вития экономики, принимаемых управ­
ленческих решений

ности; приемы структурирования информа­
ции;

содержание актуальной нормативно­
правовой документации; современная науч­
ная и профессиональная терминология; воз­
можные траектории профессионального
развития и самообразования

значимость коллективных решений, рабо­
тать в группе для решения ситуационных
заданий
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений.

Социальное обеспечение ы РФ, этапы раз­
вития и современные направления. Послед­
ствия реализации финансовой политики для
населения.
применять средства информационных
современные средства и устройства инфор­
технологий для решения профессио­
матизации; порядок их применения и про­
нальных задач; использовать современ­
граммное обеспечение в профессиональной
ное программное обеспечение
деятельности
Пользоваться профессиональной доку­
Нормативно-правовые акты международные
ментацией на государственном и ино­
и РФ в области денежного обращения и фи­
странном языках
нансов.
выявлять достоинства и недостатки
основы финансовой грамотности; порядок
коммерческой идеи; презентовать идеи
выстраивания презентации; финансовые ин­
открытия собственного дела в профес­
струменты, кредитные банковские продук­
сиональной деятельности;;
ты
Использовать методы финансового анализа информации, содержащейся в финансовой
отчетности
Составлять финансовый, производ­
Владеть профессиональной терминологией,
ственный планы, являющиеся раздела­
знать виды и приемы финансового анализа;
ми бизнес-плана
порядок расчета соответствующих абсо­
Определять объем работ по финансово­ лютных показателей икоэффициентов
му анализу, потребность в трудовых ,
финансовых и материальных ресурсах;
Определять источники информации для
проведения анализа финансового состо-

6

Код
ПК, OK

Умения

Знания

яния экономического субъекта;
Оценивать и анализировать финансовый
потенциал, ликвидность и платежеспо­
собность, финансовую устойчивость,
прибыль и рентабельность, инвестици­
онную привлекательность экономиче­
ского субъекта
Осуществлять эффективную работу с
информацией финансово-правового ха­
рактера для принятия необходимых ре­
шений.
Формировать аналитические отчеты и
предоставлять их заинтересованным
пользователям;
Формировать обоснованные выводы по
результатам информации, полученной в
процессе проведения финансового ана­
лиза экономического субъекта

Знать алгоритмы расчета показателей, не­
обходимых для составления взаимосвязан­
ных разделов бизнес-плана
Технологию нормирования и оптимизации
ресурсов;
Деление информации на плановую, учет­
ную, внеучетную, отчетную и другие при­
знаки ее классификации;
Процедуры анализа финансовой отчетности,
являющейся информационной базой финан­
сового анализа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебнойработы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем
часов
52

в том числе:
теоретическое обучение

24

практические занятия

28

Самостоятельная работа

26

Промежуточная аттестация в форме экзамена

8

2.2. Тематический план и содержание учебнойдисциплины
Наименование раз­
делов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятель­
ная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем
часов

1

2

3

РАЗДЕЛ 1
Тема 1.1. Предмет,

значение и задачи
анализа финансово­
хозяйственной дея­
тельности
Тема 1.2. Организа-

ция и информацион­
ное обеспечение
анализа финансово­
хозяйственной дея­
тельности

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯ­
ТЕЛЬНОСТИ
Содержание учебного материала
1, Роль и место анализа финансово-хозяйственной деятельности в системе управленияорганизацией.
2. Классификация видов анализа. Взаимосвязь управленческого и финансовогоанализа.
3. Принципыанализа.
4. Этапыанализа.
5. Системный подход в анализе хозяйственнойдеятельности.
Содержание учебного материала
1. Организационные формы и исполнители анализа финансово-хозяйственной деятельности в органи­
зациях. Планирование аналитическойработы.
2. Информационное и методическое обеспечение анализа. Документальное оформлениерезультатов
анализа.

Коды ком­
петенций,
формирова­
нию кото­
рых способ­
ствует эле­
мент про­
граммы
4

4
2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

ОК 01-05,

9

Тема 2.1. Анализ Содержание учебного материала
объема реализации 1. Анализ объёма реализации товаров (продаж) в розничной торговле
товаров в розничной 1. Анализ объёма реализации товаров (продаж) в розничной торговле
товаров в розничной Практические занятия

12
2
2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7
ПК 4.4-4.7

торговле.
2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговле

2

1. Анализ розничного товарооборота по общему объему и структуре
2. Анализ факторов, влияющих на объем розничного товарооборота
3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговле
Содержание учебного материала

2
2
2
4

торговле.

Тема 2.2. Анализ

объема реализации
1, Анализ объема реализации товаров в оптовой торговле
Тема 2.2. Анализ
объема реализации Практические занятия
товаров в
1. Анализ объема реализации товаров в оптовой торговле
оптовой
торговле.
Тема 2.3.

Анализ
издержек обраще-

2
2

ОКО 1-05,
ОК09-11,
ОКО 1-05,
ОК09-11,
ПК 4.4-4.7

2

Содержание учебного материала

8

1. Анализ издержек обращения

2

ОК 09-11,

2

ПК 4.4-4.7
ПК4.4-4.7

ния.
1. Факторный анализ издержек обращения

Практические занятия
2. Анализ издержек обращения по статьям затрат
Содержание учебного материала
1. Анализ использования трудовых ресурсов

2
12
2
10

ОК 01-05,

Тема 2.4.

2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда

2

Практические занятия
1. Анализ использования трудовых ресурсов
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
3. Анализ состава и структуры персонала

2
2
2

Практические занятия

Анализэффект ивност
1. Анализ использования трудовых ресурсов
и
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
3. Анализ состава и структуры персонала

6

ОК 01-05,

2
2
2

ОК 09-11,

Практические занятия
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
3. Анализ расходов на оплату труда

2
2
2
2
2
2
2
2

1. Анализ использования трудовых ресурсов
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда

2
2

Практические занятия
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
11

2
2
2

2

2

пользования персопользования персо­
нала организации

ПК 4.4-4.7
ПК4.4-4.7

нала организации

1. Анализ состава и структуры персонала
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
3. Анализ расходов на оплату труда
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
3. Анализ расходов на оплату труда
Содержание учебного материала
2. Анализ производительности труда и расходов на оплату труда
Практические занятия
1. Анализ состава и структуры персонала
3. Анализ расходов на оплату труда
Содержание учебного материала

2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
4

2
2
2

2
4

ОК 01-05,

Тема 2.5. Анализ

12

валового дохода.

Тема 2.6. Анализ

финансовых резуль­
татов организации.

Тема 2.7. Анализ

эффективности использования основных средств

Тема 2.8. Анализ
эффективности ис­
пользования материальных ресурсов

Тема 2.9. Анализ

объема производства и реализации
продукции

Тема 2.10. Ком-

плексный анализ показателейф инан со-

1. Анализ валового дохода
Практические занятия
1. Анализ валового дохода
Содержание учебного материала
1. Анализ финансовых результатов. Анализ прибыли и рентабельность продаж.
2. Анализ финансовых результатов. Анализ чистой прибыли
Практические занятия
1. Анализ прибыли и рентабельность продаж
2. Анализ чистой прибыли и финансовых результатов
Содержание учебного материала
1. Анализ основных производственных фондов
2. Анализ эффективности использования основных фондов
Практические занятия
1. Анализ основных производственных фондов
2. Анализ эффективности использования основных фондов
Содержание учебного материала
1. Анализ материально-производственных запасов. Значение, задачи, информационное обеспечение
и последовательность анализа материально-производственных запасов
2. Анализ материально-производственных запасов. Показатели эффективного использования матери­
ально-производственных запасов.
Практические занятия
1. Анализ материально-производственных запасов
2. Анализ материально-производственных запасов
Содержание учебного материала
1. Анализ объема производства и реализации продукции
2. Анализ влияния факторов на изменение объемов производства и реализации продукции
Практические занятия
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
2. Анализ влияния факторов на изменение объемов производства и реализации продукции
Содержание учебного материала
Практические занятия
1. Комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

13

2

ОК09-11,
ПК4.4-4.7

2
8
2
2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

2
2
8
2
2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК 4.4-4.7

2
2
8

2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

2
2
2
8
2
2

2
2
12
2

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

ОК 01-05,
ОК 09-11,
ПК4.4-4.7

во-хозяйственной
деятельности орга­
низации.

2. Комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
Самостоятельная работа обучающихся
Комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, (проведение
счётных процедур и составление аналитических таблиц).
Консультация к экзамену
Промежуточная аттестация - экзамен
Всего
в том числе:
аудиторной учебнойнагрузки
самостоятельной работыобучающегося

14

2

8
2
6
78
52
26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотренкабинет
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности», оснащенный оборудованием:
- оборудованные учебные посадочные места для обучающихся и преподавателя
- классная доска,
- наглядныематериалы.
Технические средства обучения:

—
компьютер с лицензионным программнымобеспечением;
—
доступ к сетиИнтернет;
—
мультимедиапроектор;
—
калькулятор.
3.2. Информационное обеспечение реализациипрограммы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатныеиздания
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция РоссийскойФедерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации сизменениями.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая изменениями.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации сизменениями.
5. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в
действующейредакции).
6. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в
действующейредакции).
7. Федеральный
закон
от 26.10.2002
(банкротстве)» (в действующейредакции).

N

127-ФЗ

"О

несостоятельности

8. Послание Президента РФ Федеральному собранию.
Основнаялитература :

9. 1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник./ Г.В.
Савицкая. 6-е изд., испр. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2018.- 378с.

10. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учебное
пособие/Г.В. Савицкая. 4-е изд., испр. -М.:ИНФРА-М, 2020,- 384с.
11. Шадрина, Г.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник и практикум для
СПО./ Г.В. Шадрина.- Москва, Юрайт, 2020. 431стр.

12. Румянцева, Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум для СПО./ Е.Е. Румянцева. -

Москва, Юрайт, 2020г. 381стр.

15

3.2.2. Электронные издания (электронныересурсы)
1. http://znanium.com- Электронно-библиотечная CHCTeMaznanium.com
2. http://www.urait.ru- Электронная библиотека издательстваЮРАЙТ

3. http://www.consultant.ru - Справочно-правовая система«КонсультантПлюс»
4. http://www.garant.ru - Справочно-правовая система«Гарант»

5. http://www.minfin.ru
РоссийскойФедерации

-

Официальный

сайт

Министерства

финансов

6. http://www.nalog.ru. - Официальный сайт Федеральной налоговойслужбы
7. www.banki.ru - Финансовый информационный порталЬапкыи

8. www.afdanalyse.ru - Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.2.3. Дополнительныеисточники
1. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник для СПО. / И.М. Дмитриева, И.В.
Захаров, О.Н. Калачева, под ред. И.М. Дмитриевой. - Москва, Юрайт, 2020 г., 423стр.
2. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
учебник/ А.Д. Шеремет.- 2-е изд.,доп. - М.:ИНФРА-М, 2018,374 с..
Словарь
финансовых и
юридических терминов http://www.consultant.ni/law/r Тесты

Выбрать верный вариант ответа
1. Комплексный экономический анализ-это:
а) метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на
основе изучения причинно-следственной взаимосвязи экономических
явлений и процессов;
б) научный способ диагностики состояния экономики предприятия на основе
типичных признаков, характерных для определенных экономических
явлений;
в) научный способ познания сущности экономических явлений и процессов,
который основан на разложении их на составные части и изучении во всем
многообразии связей и зависимостей.
2. Макроэкономический анализ изучает:
а) явления и процессы на уровне субъекта хозяйствования;
б) явления и процессы на уровне мировой экономики;
в) явления и процессы на уровне национальной экономики;
г) подходят все варианты.
3. Микроэкономический анализ изучает:
17
а) явления и процессы на уровне субъекта хозяйствования;
б) явления и процессы на уровне мировой экономики;
в) явления и процессы на уровне национальной экономики;
г) подходят все варианты.
4. Какие из ниже перечисленных функций не включаются в систему
управления предприятием:
а) планирование и прогнозирование;
16

б) научность;
в) анализ финансово-хозяйственной деятельности;
г) учет и контроль;
д) объективность;
е) действенность;
ж) принятие управленческих решений
5. К основным задачам комплексного анализа хозяйственной
деятельности не относятся:
а) изучение характера действия экономических законов, установление
закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в
конкретных условиях предприятия;
б) научное обоснование текущих и перспективных планов;
в) контроль за выполнением планов и экономным использованием ресурсов;

г) изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних
факторов на результаты хозяйственной деятельности;
д)поиск резервов повышения эффективности функционирования
предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и
практики;
е)оценка степени использования трудовых ресурсов предприятия;
ж)оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка
внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных
позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;
з)разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов

6. Какие из ниже перечисленных не относятся к принципам и правилам
комплексного анализа хозяйственной деятельности:
а) научность;
б) комплексность;
в) системность;
г) объективность;
д) действенность;
е) регулярность;
ж) оперативность;
з) массовость;
и) государственный подход;
к) эффективность;
л) учет и контроль;
7. Объектом комплексного анализа хозяйственной деятельности
являются:
а) результаты хозяйственной деятельности предприятия;
б) содержание и основные направления КАХД;
в) причинно следственные взаимосвязи экономических явлений процессов.
8. Предметом КАХД являются:
17

а) причинно следственные связи и зависимости экономических явлений и
процессов, формирующих результаты деятельности субъекта

хозяйствования;
б) нормативно-плановые показатели деятельности предприятия;
в) фактически достигнутые результаты хозяйственной деятельности.
9. Основными источниками информации при проведении комплексного
анализа хозяйственной деятельности являются:
а) экономические показатели;
б) нормативно-плановые показатели;
в) данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета, первичная
документация и все виды отчетности;
г) внеучетные источники информации.

10. Принцип «оперативность», означает:
а) умение быстро и четко проводить анализ;
б) участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия;
в) охват всех звеньев и всех сторон деятельности предприятия;
Задание 4. Дискуссия на тему:
«Комплексный анализ хозяйственной деятельности как инструмент
повышении эффективности бизнеса организации»

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Билет №1
1. Значение, цели, задачи и показатели комплексного анализа хозяйственной
деятельности
2. Содержание и последовательность проведения комплексного анализа
хозяйственной деятельности
Билет №2
1. Информационная база и методы комплексного анализа хозяйственной
деятельности
2. Виды договорных отношений на предприятиях и задачи их анализа.

Билет №3
1. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам
2. Анализ договоров на поставку ресурсов
Билет №4
1. Значение, задачи, источники информации анализа основных средств
2. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами

Билет №5
1. Анализ технического состояния основных средств
2. Показатели эффективности использования основных средств
18

Билет №6
1. Факторный анализ фондоотдачи основных средств
2. Анализ использования производственной мощности предприятия

Билет №7
1. Значение, задачи, источники информации анализа материальных
ресурсов
2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
Билет №8
1. Показатели использования материальных ресурсов.
2. Факторный анализ материалоемкости производства
Билет №9
1. Значение, задачи, источники информации анализа трудовых ресурсов
2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Билет №10
1. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов
2. Факторный анализ производительности труда

Билет №11
1. Анализ использования рабочего времени
2. Анализ состава фонда заработной платы
Билет №12
1. Анализ средней заработной платы
2. Задачи и источники информации анализа себестоимости продукции
Билет №13
1. Направления и показатели анализа затрат и себестоимости
2. Анализ затрат на рубль товарной продукции

Билет №14
1. Анализ постоянных и переменных затрат
2. Анализ себестоимости по элементам и калькуляционным статьям затрат
Билет №15
1. Анализ прямых материальных затрат в себестоимости продукции
2. Анализ прямых трудовых затрат в себестоимости продукции

Билет №16
1. Анализ косвенных затрат в себестоимости продукции
2. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
19

Билет №17
1. Значение, задачи и источники информации анализа производства и
реализации продукции
. Показатели производства и реализации продукции и их взаимосвязь

Билет №18
1. Анализ объема производства и реализации продукции (работ, услуг)
2. Анализ ассортимента и структуры продукции

Билет №19
1. Анализ обновления и качества продукции
2. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж
Билет №20
1. Анализ ритмичности производства продукции
2. Анализ безубыточного объема продаж
Билет №21
1. Задачи, источники информации анализа финансовых результатов
2. Показатели анализа финансовых результатов

Билет №22
1 .Анализ состава и динамики балансовой прибыли
2 . Анализ прочих доходов и расходов предприятия
Билет №23
1. Анализ распределения и использования прибыли.
2. Маржинальный анализ прибыли предприятия.
Билет №24
1. Факторный анализ прибыли от реализации продукции
2. Анализ формирования и динамики чистой прибыли

Билет №25
1. Направления и показатели анализа рентабельности предприятия
2. Анализ рентабельности продаж продукции
Билет №26
1. Анализ рентабельности совокупного капитала
2. Анализ рентабельности производственной деятельности
3. ef/judict/.

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
________________________ДИСЦИПЛИНЫ_____________________
Критерии оценки

Результаты обучения

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины

Степень владения и оперирования понятиями, категоПонятие, содержание, роль и задачи анали- риями, использования норза финансово-хозяйственной деятельности, мативной базы, осуществлеПредмет, объекты, субъекты(пользоватение необходимых расчетов,
ли) анализа. Этапы анализа, его принципы.
грамотного решения ситуаВиды анализа. Взаимосвязь управленческо- ционных заданий, представго и финансового анализа.
____________ ление рекомендаций и вывоСистемный подход в анализе финансоводов в рамках изучаемой дисхозяйственной деятельности.
циплины
«Отлично» означает, что
О методе, приемах( способах) экономичетеоретическое содержание
ского анализа, классификации факторов и
дисциплины освоено полнорезервов в анализе хозяйственной деятельстью, сформированы необности.
ходимые практические
Способов измерения влияния факторов в
навыки и умения, выполнеанализе хозяйственной деятельности
ны все учебные задания, вы­
полнение оценено близко к
Перечень умений, осваиваемых в рамках
максимальному или максидисциплины:
мально.
Умение
«Хорошо» означает, что
Использовать методику комплексногоанатеоретическое содержание
лиза финансово-хозяйственной деятельнодисциплины освоено полности
стью, сформированы необИспользовать методику анализа эффективходимые практические
ности использования персонала организанавыки и умения не в полцИИ
ном объеме, выполнены все
Использовать методику анализа эффективучебные задания, при выности использования материальныхресурполнении которых были обсов
наружены ошибки и недоче-

Использовать методику анализа эффективности использования основного капитала
организации
Использовать методику анализа финансовых результатов, методику анализа доходности организации.

™
«Удовлетворительно»
означает, что теоретическое
содержание дисциплины
освоено частично, но пробелы не носят существенного
характера, сформированы в
Использовать методику анализа эффектив- основном необходимые
ности расходов организации по обычным
практические навыки и уме,
ния, выполнено большинвидам
’
_
Использовать методику оценки финансово- ств0 У466™ задании' п₽и
го состояния организации: имущественного “““«ении К°™Р“ были
состояния, ликвидности и платежеспособобнаружены ошибки и недо-

ности, финансовой устойчивости, деловой
активности, рентабельности активов и ис,
точников финансирования, методику оцен-

„
« еУД°влетвоРительно>>
означает, что теоретическое
1
содержание дисциплины не
21

собеседование, те­
стовый контроль

собеседование, те­
стовый контроль
опрос, тестовый
контроль деятель­
ности
опрос, тестовый
контроль, ситуаци­
онные задания
опрос,ситуацион­
ные задания прак­
тическая работа

собеседование;
практическая рабо­
та
собеседование;
практическая рабо­
та
собеседование,
практическая рабо­
та
собеседование;
практическая рабо­
та
собеседование, те­
стовый контроль;
практическая рабо­
та
собеседование,
практическая рабо­
та
собеседование,
практическая рабо­
та, презентация

ки вероятности несостоятельности органи­
заций

освоено, не сформированы
необходимые практические
навыки и умения, выполнен­
ные учебные задания
содержат ошибки и недоче­
ты.

Формулировать обоснованные выводы по
результатам информации, полученной в
результате проведения финансово­
хозяйственного анализа

презентация

22



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.