УД 1.Основы финансовой грамотности 2021

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД 1. Основы финансовой грамотности

Профиль получаемого профессионального образования:
естественнонаучный

Код и наименование профессии /специальности:

43.02.15. Поварское и кондитерское дело

Квалификация выпускника:Специалист по поварскому и кондитерскому делу

Форма обучения:

очная

Курс: 1

Семестр: 1,2

2021 г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины УД 1. Основы финансовой грамотности для
специальности 43.02.15. «Поварское и кондитерское дело» разработана в соответствии с

требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения

РФ;
- ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от) 9 декабря 2016 г. № 1565,
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2016 г.) Регистрационный № 44828
с учетом:
- профиля получаемого образования,
— примерной программы,
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2021/2022
учебный год.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 . ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................... 3
2 .СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................8

3 .УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ................................................... 18
4 .КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.............................. 21

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины УД1 Финансовая грамотность является частью
основной образовательной программы в соответствиис ФГОС специальностей СПО технического и
социально-экономических профилей. Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям
изучают Финансовую грамотность в объеме 114 часов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована, в том числе в развитии
студенческого самоуправления, участия в работе общественных организаций, научных
студенческих обществ,так как позволят планировать, управлять и реализовывать проекты в
этих сферах.
Рабочая программа « Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС
среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотностиотносится к общепрофессиональному
циклу. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработанной в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
поспециальности среднего профессионального образования 43.02.15. «Поварское и кондитерское
дело».
Рабочаяпрограммаучебнойдисциплиныможетбытьиспользована,втомчислевразвитиистуденческогоса
моуправления,участиявработеобщественныхорганизаций,научныхстуденческихобществ,таккакпозво
лятпланировать,управлятьиреализовыватьпроектывэтихсферах.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
4

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле в
разделе «дополнительные учебные дисциплины» учебного плана.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися программы подготовки

квалифицированных рабочих, служащих по специальности 43.02.15. «Поварское и кондитерское
дело»с получением среднего общего образования.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку
финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские
депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам,
ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой
грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их
практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий
момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за
финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с
азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми
инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ
финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций,
необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Основы финансовой грамотности направлены

на достижение следующих целей:

- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом
практической, прикладной направленности образовательного процесса;
- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
- развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению
и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
- формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой
грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в
экономической сфере.
5

на решение следующих задач:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений,
происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и
происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные
суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ,
синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и
поведения людей в финансовой сфере;
- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с
ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом
рынке;
- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными
участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих
организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:

личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово - экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие,
благополучие своей семьи и государства.

метапредметных:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
6

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах, финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по
реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые
документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с
целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе
изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:

- формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии
общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном
итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

- приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют
большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую
среды;

- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать,
преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в
учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты
финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения
основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);

- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности,
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

лекционные занятия

80

практические занятия

37

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

-подготовка к семинарским занятиям (домашняя
подготовка,
-занятия в библиотеке, работа с электронными
каталогами и интернет-информацией);
-подготовка рефератов
Итоговая аттестация в форме дифференцированного
зачёта

8

+

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1
Введение

Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающихся на
занятии, внеаудиторная самостоятельная
работа.

2
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Актуальность изучения основ финансовой
грамотности при освоении профессии.

Раздел 1.
Бюджет и
бюджетная
система

1. Бюджет и
бюджетная
система РФ, и
бюджетный
процесс.

Объём часов

Уровень
усвоения

3

4

2

1

6

Участники бюджетного процесса.

2

2

2. Формирование Основные источники формирования
бюджета РФ,
бюджета РФ, распределение бюджетных
Основные статьи средств.
доходов и
расходов
бюджета.

2

2

3.Региональные и Источники формирования местных
муниципальные бюджетов.
бюджеты
Работа с проектором.

2

2

Самостоятельная работа.

6

Бюджет и его социально экономическое
значение для развития РФ .Использовать
Интернет ресурсы.

2

2

2

2

2

2

8
Раздел 2.
Семейная
экономика.
Личный и
9

семейный
бюджет: его роль
в современной
жизни общества.
1 .Личный
бюджет,
источники его
формирования,
основные
направления
распределения.

Необходимость личного бюджета, правильное формирование 2
личного бюджета

2

2. Семейный
бюджет,
источники его
формирования и
основные
направления

Бюджет семьи, источники доходов семейного бюджета.
Главные и второстепенные расходы семьи.

2

2

3. Карманные
деньги:за и
против

Сторонники карманных денег, для чего необходимы
карманные деньги.

2

2

4. Электронные
деньги. Влияние
видов и форм
денег на бюджет.

История развития электронных денег, их разновидность и
преимущества

2

2

Практическая работа:
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит
бюджета.
Использование полученных доходов на различных этапах
жизни семьи.
Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся
полученные деньги.

4

Самостоятельная работа.
Роль денег в нашей жизни.
Постановка личных (семейных) финансовых целей.
Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания
богатства.
«Контроль семейных расходов». «Построение семейного
бюджета».

Раздел 3. Банки:
чем они могут
быть вам
полезны
1 .Банковская
система России.
Текущие счета и

1

2

1

1

1

2

1

1

6
1
1
1
1
1
1

2
1
2
2
1
2

8

Банковская система России, коммерческие банки.
Центральный банк.
10

4

2

дебетовые карты
2.Кредиты: когда
их брать и как
оценить. Виды
кредитов. Прочие
услуги банков

2
Банковский кредит, эффективная ставка процента по
кредиту, микрокредит, виды кредитов для физических
лиц, ипотека, рефинансирование кредита, кредитная
карта.

2

3.
Сберегательные
вклады: как они
работают.
Сберегательные
вклады: как
сделать выбор

Система страхования вкладов (ССВ), дебетовая карта,
пин-код, овердрафт, текущий счёт, сберегательный
вклад, ставка процента, капитализация процентов,
валюта.

2

2

Практическое занятие:
Тест «Банки и их роль в жизни семьи».

4

2

2

Расчёт процентов кредита

2

2

Самостоятельная работа.
Задача «Расчет компенсации по кредиту».

6

2

Подготовить рефераты.

8

Раздел 4.
Фондовый
рынок:
Как его
использовать
для роста
доходов

1 .Понятие
инвестиции,
инфляция,
реальные и
финансовые
активы как
инвестиционые
инструменты.

Формирование представлений о способах и
инструментах инвестирования для различных
финансовых целей.

2. Инвестиционны Формирование инвестиционного портфеля
й портфель,
ликвидность

З.Риск и
доходность.
Облигации.
Акции

Облигации, корпоративные облигации, акция,
дивиденд, управляющая компания, доверительное
управление, пассивное и активное инвестирование,
валютный курс.
11

2

1

2

1

2

2

4.Как работает
Фондовая биржа, биржевой индекс, брокер. Фондовый 2
фондовая биржа, рынок, неопределённость, финансовый риск,
и кто может на
валютная интервенция.
ней торговать.
Практическая работа:
Подготовка реферата использованием интернет ресурсов.
Как работает фондовая биржа, и кто может на ней
торговать.

2

Самостоятельная работа.

4

Формирование представлений о способах
иинструментах инвестирования для различных
финансовых целей.Формирование навыков анализа
информации о способах инвестирования денежных
средств, предоставляемой различными
информационнымии сточникамии структурами
финансового рынка (финансовые публикации,
проспекты, интернет-ресурсыипр.).
Раздел 5.
Страхование:
что и как надо
страховать,

Страховой случай, страховая премия, страховая
выплата

2

1

1

1

1

2

2

2

1

6

Чтобы не
попасть в беду
1 .Страхование
имущества: как
это работает

Страхование имущества, договор страхования,
4
страхование гражданской ответственности,
обязательное страхование, добровольное страхование,
ОСАГО, КАСКО, франшиза.

2

2

2

Личное страхование, обязательное медицинское
2. Страхование
здоровья и жизни страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное
медицинское страхование, страхование жизни,
страховая компания.

Практическое занятие:

8

Страхование в РФ. Тест «Страхование как способ
сокращения финансовых потерь».
Заключаем договор страхования—сбор информации о
страховой компании и предоставляемых страховых
программах, принципы отбора страховой компании
дляз аключения договора. Анализ договора
страхования, ответственность страховщика ис

2

12

1

трахователя. Расчет страхового взноса взависимости от 2
размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и
других факторов. Опрос, обсуждение доклада на тему:
Страховая ответственность; Страховойслучай;
Страховая премия, страховой взнос; Страховые
2
продукты. Опрос, Тестирование

2

2

2

Самостоятельная работа.
Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые
выплаты.
Обязательное и добровольное страхование, личное
страхование, страхование имущества, страхование
ответственности.
Финансовая устойчивость страховщика.
Раздел 6.
Налоги: почему
их надо платить
и чем грозит
неуплата

1

6

1

2

2

1

1

2

2

1

10

1 .Зачем нужны
налоги, и какие
виды налогов
существуют

Виды налогов: налог на имущество, земельный налог,
транспортный налог, пропорциональный и
прогрессивный налог.

4

2

2. Налоговый
кодекс

Налоговый кодекс РФ, налоги, субъект, предмет и
4
объект налогообложения, ставка налога, сумма налога,
системы налогообложения (пропорциональная,
прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы,
порядок уплаты налога, налоговая декларация

2

3.Подача
налоговой
декларации

Налоговая декларация, налоговые вычеты, пеня.

2

2

1 .Опрос.Докладынатему! .Возникновениеиразвитиен
алогообложения.

4
2

1

2

1

2.ВозникновениеиразвитиеналоговвдревнейРуси.

Работа по карточкам

13

Самостоятельнаяработаобучающихся
Подготовкакпрактическомузанятию,опросу,докладу.
Раздел 7.
Обеспеченная
старость:

8

10

Возможности
пенсионного
накопления

1 .Понятие и
Пенсионное обеспечение: государственная пенсионная 2
значение пенсии, система
государственнаяп
енсионнаясистем
авРФ

2

2. Пенсионныйфо формирование личных пенсионных накоплений.
ндРФиегофункци
и,негосударствен
ныепенсионныеф
онды

2

2

3 .Трудоваяисоци Изменения в пенсионном законодательстве
альнаяпенсия,кор
поративнаяпенси
я

2

2

4.Инструментыдл Порядок начисления досрочной пенсии педагогам.
яувеличенияразм Условия начисления досрочной пенсии педагогам в
ерапенсионныхна образовательных организациях.
коплений.
Способы действий в рамках предложенных условий и
требований при принятии досрочной пенсии
педагогам.

2

2

5. Обязательное и Обязательное и добровольное пенсионное
страхование, добровольные (дополнительные)
добровольное
пенсионные накопления.
пенсионное
страхование.

2

2

4
Практическиезанятия
Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному
1
обеспечению).
Сравнительный анализ доступных финансовых
1
инструментов, используемых для формирования
пенсионных накоплений.Тренинг. Развитие навыков
планирования и прогнозирования.
Устный доклад натему-«Изменения впенсионном
14

2
1

законодательстве» Тестирование.

Самостоятельнаяработа обучающихся
Подготовкакопросу,подготовкаустногодоклада.
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие
старости

Раздел 8.
Финансовые
механизмы
работы фирмы

1

1

1

1

6

2

2

2

1

2

2

8

1.
Взаимоотношени
я работодателя и
сотрудников.

Резюме, испытательный срок, заработная плата,
4
премии и бонусы, неденежные бонусы, лист
нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам,
отпуск по уходу за ребёнком, выходное пособие.

2

2.
Эффективность
компании

Выручка, издержки и прибыль фирмы.

2

2

3. Банкротство и
безработица

Банкротство фирмы, спрос на труд, профсоюз,
безработица, пособие по безработице.

2

2

Практическая работа:
Составление резюме.
Работа с конспектом.
Работа по карточкам

2
1
1

2
1

Самостоятельная работа.
5
Банкротство физических лиц, несостоятельность
1
граждан. Особенности регулирования граждан.

2

2

1

2

2

6

Раздел
9.Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять
1.Чем
предприниматель
ская
деятельность
отличается от

Предпринимательство, предприниматель, показатели
эффективности фирмы, факторы, влияющие на
прибыль компании, рьшочная стоимость компании.
Метод приведённых денежных потоков, метод
бережливого производства. Бизнес-идея, бизнес15

4

2

работы по найму. ангелы, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы.
Что такое
успешная
компания.
2. Создание
собственной
компании.

Юридическое лицо.
Индивидуальный предприниматель, общество с
ограниченной ответственностью (ООО), закрытое
акционерное общество
(ЗАО), бизнес-план, лизинг.

2

Практическая работа:
Работа с конспектом, написание бизнес-плана.
Формирование навыков по поиску актуальной
информации по стартапами ведению
бизнеса. Составление бизнес-плана. Ведение простых
расчетов, прибыли, доходов. Доклад на тему
«Понятиебизнес-плана и его значение»

6

Самостоятельная работа.
«Открываем собственный бизнес».
Подготовкакдокладу
Раздел 10.Риски
в мире денег:
как защититься
от разорения

2

2

2

2

2

2

2

6

8

1. Оценка и
контроль рисков
своих
сбережений.
Экономические
кризисы.
Финансовое
мошенничество

Экономический кризис, финансовое мошенничество,
фальшивомонетчики, поддельные платёжные
терминалы, фальшивые банки, кредит,

4

2. Признаки
финансовых
пирамид

Финансовая пирамида.

2

3.Защита от
мошеннических
действий на
финансовом
рынке

Как не попасть в финансовую пирамиду

2

2

16

3

2

рынке

Практическиезанятия
Формированиенавыков безопасного поведения потребителя
на финансовомрынке.

Самостоятельнаяработаобучающихся
Подготовкакопросу

ИТОГО:

17

3

2

2

1

1

6
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;
- документы для изучения;
- банк мультимедийных презентаций

- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ;
- Технические средства обучения:
компьютер и мультимедиа проектор, принтер доступен.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература
1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа.- М.: ВАКО, 2018
-48 с.
2. Учебник и рабочая тетрадь «Финансовая грамотность». А. Жданова, Е. Савитская Москва 2020.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся,- М.: ВАКО,
2018-344 с.
4. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.- М.: ВАКО, 2018-96
с.
5. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.- М.: ВАКО,
2018- 104 с
6. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В.
Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
7. Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций.
В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2017
8. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение,
2017
9. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 (ред.
от 23.04.2018).

Для студентов:
1 .Учебник и рабочая тетрадь «Финансовая грамотность». А. Жданова, Е. Савитская Москва 2020
18

1. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.- М.:
ВАКО, 2018-344 с.
2. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь,- М.: ВАКО, 2018 96 с.
3. Брехова Ю. Алмосов А. Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей,- М.:
ВАКО, 2018- 104 с.
4. Горяев. А. Чумаченко В. Финансовая грамота. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций. - ООО «Флагман», г. Краснодар, г.
5. Кожевникова Н. Н. Основы экономики: учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб, заведений10-е изд., пер. и доп. - М.: Академия,. - 288 с.
Дополнительная литература

1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы
для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

4. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.: Материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

5. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.:
Методические рекомендации для учителя. — М.:

6. ВИТА-ПРЕСС, 2018
7. В.В. Чумаченко, А.П.Горяев « Основы финансовой граммотности», М. «Просвещение», 2019

Интернет - ресурсы:

Интернет-ресурсы;
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru ;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —

http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata ;
4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mirjprofessii_news_prof.php;

5. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-1010585
19

8. Калькуляторы (банковские проценты, валюта, налоги)
9. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
10. http://www.banki.ru/products/deposits/
11. http://www.sravni.ru/vklady/

12. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства :
учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Ф. Чеберко. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 420 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00872-2. — Режим
доступа: www.biblioonline.ru/book/B763D338-7F23-494A-AE4B-CADA6F161E16 .
13. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.
А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. — (Серия : Бакалавр
и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534- 06299-1. — Режим доступа : www.biblioonline.ru/book/D7466BA3-B2C 1-49F1-А271 - 04022ВВ90134.
14. Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoeobrazovanie/finansovaya-gramotnost/bankmetodicheskikh-razrabotok/

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе опроса, тестирования (Приложение 1), проведение практических занятий (Приложение 2), а
также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий(Приложение 3).

Результаты обучения (освоенные умения,
усвоенные знания)

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Умения:

- освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

Наблюдение в процессе работы

Внеаудиторная самостоятельная
работа

- формирование умения планировать,
Наблюдение в процессе работы
контролировать и оценивать учебные
Внеаудиторная самостоятельная
действия в соответствии с поставленной
работа
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы
достижения результата;

-активное использование средств
Поиск информации в сети
информационных и коммуникационных
интернет
технологий для решения коммуникативных
Внеаудиторная самостоятельная
и познавательных задач;
работа
- определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной
деятельности;
- развитие аналитических способностей,
навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных
альтернатив,
- овладение умениями формулировать
представления о финансах, финансовой
системе РФ;

Организация групповой парной
работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа

Поиск информации в сети
интернет
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Наблюдение за практической
работой студентов

21

- овладение обучающимися навыками
самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие
правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и
перерабатывать информацию, полученную
в процессе изучения общественно экономических наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации.

Наблюдение в процессе работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа

Поиск информации в сети
интернет

Контрольная работа, тест

Организация групповой парной
работы
Внеаудиторная самостоятельная
работа

Знания:

- формирование системы знаний об
Фронтальный опрос
экономической и финансовой сфере в
Выполнение домашнего задания
жизни общества, как пространстве, в
котором осуществляется экономическая
деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;

- понимание сущности экономических
Самостоятельная работа
институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования
финансового рынка, финансовых
инструментов;

Домашнее задание
Собеседование

- формирование навыков принятия
Практическая работа
грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им
добиться финансовой самостоятельности и
успешности в бизнесе;

22

-владение навыками поиска актуальной
Самостоятельная работа
экономической информации в различных
Домашнее задание
источниках, включая Интернет; умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать
и использовать экономическую
информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной
жизни;

- формирование навыков проектной
деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты финансово экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных
ориентиров;

Практическая работа

- умение применять полученные знания и
Практическая работа
сформированные навыки для эффективного
Контрольная работа
исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя,
производителя, заемщика, наемного
работника, работодателя,
налогоплательщика);
- умение проявлять способности к
личностному самоопределению и
самореализации в экономической
деятельности, умение ориентироваться в
текущих экономических событиях,
происходящих в России и мире;

Внеаудиторная самостоятельная
работа

- приобретение обучающимися
компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и
финансовую среды.

Контрольные работы по разделам

Практическая работа в сети
интернет

Зачет
При проведении
дифференцированного зачета в
формате тестирования оценка
сформированности ключевых
компетенций обучающихся
производится по следующим
критериям:

при выполнении заданий ставится
отметка:
23

«5» - за правильное выполнение
более 91-100% заданий;

«4» - за 80-90% правильно
выполненных заданий;
«3» - за 60-79% правильно
выполненных заданий,
«2» - за 40-59% правильно
выполненных заданий

24



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.