УП ПМ.03 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ.ОЗ Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и
инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Код и наименование специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Квалификация выпускника: медицинская сестра (брат)

Форма обучения: очная

2023г.

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

Зам. директора по УПР

Протокол № от «Ж & 8

Джанммирзаева З.А

2Q?CJ> г.

Подпись

Председатель П(Ц)К

ftP

Подпись

ФИО

& #20

г.

ФИО

Рабочая программа учебной практики ПМ.03 Проведение мероприятий по профилактике
неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни.

разработана на основе требований:
- Федерального закона от 04.07.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального
образования;

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

-ФГОС СОО (утв. приказом Минобрнауки России от 04.07.2022 № 527; (Зарегистрировано
в Минюсте России 29.07.2022 № 69452); с учетом:

- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки
Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной
организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик: Магомедова Д.Н.
Рецензенты/ эксперты

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и
инфекционных заболеваний , формированию здорового образа жизни

1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля ПМ. 03.
Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных
заболеваний, формированию здорового образа жизни, является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки) в части
освоения основных видов профессиональной деятельности: Проведение
мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных
заболеваний , формированию здорового образа жизни.

1.1. Цели и задачи, требования к результатам освоения программы
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности,
обучающийся в ходе освоения программы учебной практики должен:
уметь:
У 1 - обучать население принципам здорового образа жизни;
У 2 - проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия;
УЗ - консультировать пациента и его окружение по вопросам
иммунопрофилактики;
У 4 - консультировать по вопросам рационального и диетического питания;
У 5 - организовывать мероприятия по проведению диспансеризации;
1.2. Количество часов на освоение программы учебной практики:
всего - 1 неделя (36).
Учебная практика проводится рассредоточено:
МДК 03.01 Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний в разные
возрастные периоды.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
НМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
МДК 01.03. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

2.

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество

часов
№ занятия

Наименования тем

аудиторной
нагрузки

МДК 03.01. Здоровый человек и его окружение

1.

Внутриутробный период. Здоровье детей периода новорожденности и грудного возраста

6

2.

Здоровье детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста.

6

3.

Здоровье. Потребности человека. Рост и развитие

6

4.

Период беременности и родов. Послеродовый период. Климактерический период.

6

5.

Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

6

Организация социальной и медицинской помощи населению старших возрастных групп.

6.

Искусство продления жизни

6

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Содержание учебного материала

Объем часов

Внутриутробный период. Здоровье

Виды работ. Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, здоровье

6

детей периода новорожденности и

плода. Сроки и правила проведения дородовых патронажей. Определение анатомо­

грудного возраста.

физиологических особенностей новорожденных и детей грудного возраста. Сроки и

Наименование тем учебной

практики

правила проведения

патронажей

к детям

первого

года жизни.

Физическое

и

психомоторное развитие детей. Виды вскармливания детей первого года жизни, их

характеристика. Обучение поддержке грудного вскармливания, правилам кормления.
Выявление гипогактии, контрольное взвешивание, виды молочных смесей. Сроки

введения прикормов. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и

навыков в области укрепления здоровья детей данной возрастной группы. Составление
рекомендаций по закаливанию ребенка. Обучение основным гимнастическим комплексам
и массажу. Составление рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий
для детей грудного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам

создания безопасной окружающей среды.
Здоровье детей преддошкольного,

Виды работ. Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-

дошкольного и школьного возраста.

психического развития детей. Оценка полового развития детей школьного возраста.
Составление примерного меню. Рекомендации по режиму дня. Выбор игрушек и игровых

занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Составление рекомендаций
по адаптации в детском дошкольном учреждении и адаптации к школе. Обучение

родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим
комплексам и массажу.

6

Обучение девочек-подростков технике самообследования молочных желез,

мальчиков-подростков - технике самообследования яичек. Обучение родителей

ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.
Обучение подростка принципам здорового образа жизни.

Здоровье. Потребности человека.

Виды работ. Выявление и оценка факторов, влияющих на здоровье. Изучение

Рост и развитие

основных закономерностей роста и развития человека в разные возрастные периоды.

6

Критические периоды развития человека. Определение возраста человека. Роль

сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья, в организации

медицинской профилактики, в формировании мотивации для ведения здорового
образа жизни. Принципы сохранения здоровья в зрелом возрасте (поддержание
оптимальной массы тела, рациональное и адекватное питание, адекватная

физическая нагрузка, оптимальный режим дня, обеспечение безопасной

окружающей среды). Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и
оказанию поддержки при их развитии. Выявление проблем, связанных с дефицитом
знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление

рекомендаций по формированию и поддержанию здорового образа жизни.

Составление рекомендаций по подготовке к запланированной беременности.

Обучение семейной пары правильному использованию некоторых видов
контрацепции

Период беременности и родов.

Виды работ. Обучение определению признаков беременности. Определение

Послеродовый

предполагаемого срока родов. Составление рекомендаций беременной женщине по

Климактерический период.

период.

режиму дня, питанию. Основы психо профилактической подготовки в I и II периодах
родов. Обучение беременной основным приемам, способствующим уменьшению

болевых ощущений во время родов, правильному поведению во время родов.

6

Изучение

предвестников

родов,

прелиминарного

периода.

Показания

для

госпитализации в родах.
Обучение выявлению проблем женщины в послеродовом периоде. Обучение уходу за
женщиной в послеродовом периоде: наблюдение за общим состоянием родильницы,

гигиена родильницы, туалет наружных половых органов, уход за молочными

железами, питание родильницы. Влияние грудного вскармливания на течение
послеродового периода.

Обучение выявлению факторов, влияющих на патологическое течение климакса.
Проблемы человека в климактерическом периоде. Знакомство с особенностями

сестринского

консультирования

климактерическом

периоде.

пациентов

Влияние

по

здорового

возникающим

образа

жизни

проблемам
на

в

течение

климактерического синдрома. Составление рекомендаций женщине и мужчине в

климактерическом периоде по режиму дня, питанию, гигиене, поддержанию

безопасности.
Здоровье лиц пожилого и старческого Виды работ. Обучение выявлению проблем, связанных с дефицитом знаний, умений
возраста

и навыков в области укрепления здоровья, а также возникающих при старении из-за

изменения возможности удовлетворять универсальные потребности. Определение

способов решения проблем, в том числе медикосоциальных, лиц пожилого и

старческого возраста.

Составление рекомендаций по

адекватной физической

нагрузке, рациональному режиму дня, обеспечению безопасности окружающей среды
для людей пожилого и старческого возраста. Обучение пожилого человека с
нарушениями зрения и слуха самоуходу и самопомощи. Обучение окружения

оказанию помощи пожилому человеку с нарушениями зрения и слуха.

6

Организация социальной и

Проведение собеседования с пациентом преклонного возраста, определение его

медицинской помощи населению

социального статуса, выявление сохранности социальных контактов, положения

старших возрастных групп.

пациента в микросоциуме.

Искусство продления жизни

Медицинский работник как консультант по вопросам, касающимся состояния

здоровья. Применение сестринского процесса в обучении пациента и его семьи
правильному образу жизни. Методика сестринского обследования образа жизни

пациента. Примеры возможных проблем пациента, связанных с дефицитом знаний,
умений, навыков в области укрепления здоровья. Определение целей и планирование

объема обучения. Реализация плана обучения. Оценка эффективности объема

обучения.
Обеспечение безопасности пожилого пациента в ЛПУ, в том числе особенности

раздачи лекарственных

средств

в

геронтологических

отделениях.

Обучение

пациентов старших возрастных групп правилам приема лекарственных препаратов в
домашних условиях. Работа с пациентами старших возрастов в отделениях

стационара.
Мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни у людей

преклонного возраста. Формирование суточного меню для человека преклонного
возраста в соответствии с требованиями геродиететики. Составление комплекса
гимнастических упражнений, разработка плана беседы о герокосметологии, вреде

курения, алкоголизме в старости. Проведение беседы с пациентами о рациональном
питании и двигательной активности в старости, о значении сна и способах его

регуляции, стрессе и его последствиях, о возможностях борьбы со стрессом в
преклонном возрасте. Проведение беседы о личной гигиене и гигиене жилища,

формировании безопасного быта.

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ИМ 03. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и
инфекционных заболеваний , формированию здорового образа жизни

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной практики предполагает наличие
учебных кабинетов Здорового человека и его окружения, Сестринского дела в
системе первичной медико-санитарной помощи населению и (или) возможно
прохождение учебной практики в условиях лечебно-профилактических
учреждений в специально оборудованных кабинетах под контролем
преподавателя.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- рабочее место преподавателя
- рабочее место обучающегося
- шкафы для хранения оборудования и технологического оснащения и
хранения лекарственных препаратов
- манипуляционные столики
- процедурные столы
- кушетка медицинская
- ширма
- функциональная кровать
- весы напольные (для измерения массы)
- ростомер вертикальный (для измерения массы тела)
- сантиметровая лента
- биксы разных размеров
- тонометры
- фонендоскопы
- секундомеры или часы
- емкости (разнообразные) для сбора лабораторных анализов
- емкости для дезинфицирующих средств разные
- мешки для сбора обходов классов А и Б
- иглосъемники разнообразные
- многоразовые емкости для сбора медицинских отходов
- комбинированные упаковки (ламинат + бумага) для стерилизации
- пакеты бумажные для стерилизации
- крафт-пакеты для стерилизации медицинского инструментария
- дозатор для жидкого мыла
- полотенцедержатель
бумажное полотенце
аварийная аптечка
- штативы для капельниц
- маски медицинские
- венозные жгуты
- подушечки клеенчатые
- ведра
- мензурки

-

комплект маркированных контейнеров (емкостей) для проведения уборки,
ветошь
одноразовые шприцы разного объема
системы для внутривенного капельного вливания
иглы для различных видов инъекций
корнцанги
ножницы
пинцеты
шпатели
лотки разные
пипетки глазные
стеклянные глазные палочки
пузыри для льда
перчатки медицинские (чистые и стерильные)
бумага компрессная
термометры медицинские
термометры водяные
бинты
вата
клеенки
впитывающие пеленки
простыни
пеленки
полотенца
наглядные пособия (таблицы, схемы, структуры, диаграммы, презентации)
медицинская документация
комплект учебно-методической документации(методические пособия,
рекомендации для обучающихся)
муляжи, фантомы
лекарственные средства и другие вещества
небулайзер
3.2. Перечень информационного обеспечения обучения.

1. Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни :
учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Высшее образование).
— ISBN 978-5-534-14054-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467573
2. Основы сестринского дела. В 2 т. Том 1 : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Р. Вебер [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09799-3. — Текст : электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/471263

4.КОНТРОЛБ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика по МДК 01.03. Сестринское дело в системе
первичной медико-санитарной помощи населению проводится рассредоточено
при изучении соответствующих тем. Оценка выставляется на каждом занятии
учебной практики в аттестационном листе.
Виды работ
Результаты (освоенные
умения)

У 1. Обучать население
принципам здорового
образа жизни

У 2. Проводить и
осуществлять
оздоровительные
профилактические
мероприятия;

Составить планы бесед по обучению населения
здоровому образу жизни во всех социальных и
возрастных группах; Составить план беседы с
пациентами по соблюдению личной гигиены.
Составить план беседы с пациентами по соблюдению
режима дня. Составить план беседы с пациентами по
соблюдению режима труда и отдыха. Составить план
беседы с пациентами по двигательной активности.
Составить план беседы с пациентами по гигиене сна.
Составить план
беседы с
пациентами по
рациональному питанию. Мотивировать пациента на
здоровый образ жизни или его изменение, на
улучшение качества жизни: Составить план беседы с
пациентами о влиянии факторов риска на здоровье.
Составлять планы бесед с пациентами по методам
отказа от вредных привычек. Составить план беседы
с пациентами о влиянии стресса на здоровье и
методах по управлению стрессами. Составить
таблицу факторов, влияющих на здоровье населения
Проводить сбор медицинской информации - опрос
пациента.
Отработать
манипуляции:
общая
термометрия, измерение артериального давления
Проводить сестринское обследование пациента: сбор
медицинской информации и выявление факторов
и риска и проблемы со здоровьем, обусловленных
образом жизни (опрос, осмотр);
Мотивировать пациента на изменение образа жизни.
Провести беседу с пациентом о влиянии образа
жизни на здоровье. Провести беседу с пациентом о
влиянии эндогенных и экзогенных факторов на
здоровье. Провести беседу с пациентом по
профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Провести беседу с пациентом по профилактике
заболеваний органов дыхания.

Провести беседу с пациентом по профилактике
онкологических заболеваний. Провести беседу с
пациентом по профилактике сахарного диабета.
Провести беседу с пациентом по профилактике
развития атеросклероза.
Провести беседу с
пациентом
по
профилактике
заболеваний
желудочно-кишечного тракта. Провести беседу с
пациентом по профилактике ожирения. Провести
беседу с пациентом по методам закаливания.
Предоставить
информацию
и
провести
разъяснительную работу с
пациентом о
необходимости
прохождения
диспансеризации,
медицинских
осмотров,
динамического
диспансерного наблюдения. Составить памятки для
пациентов, слушателей школ здоровья Отработать
манипуляции:
внутривенное
введение
лекарственного препарата (капельно), закапывание
капель в глаза, закапывание капель в ухо,
закладывание мази за веко, измерение массы тела,
измерение
частоты
сердечных
сокращений,
внутривенное введение лекарственного препарата
(струйно), подкожное введение лекарственного
препарата, внутрикожное введение лекарственного
препарата,
внутримышечное
введение
лекарственного
препарата,
введение
лекарственного препарата с помощью карманного
ингалятора, расчет дозы и разведение антибиотика.
У 3 Консультировать
Проводить подбор информационных материалов для
санитарного
просвещения
по
профилактике
пациента и его
заболеваний;
привлечение
окружение по вопросам инфекционных
внимания пациента и семьи к проблеме сохранения
иммунопрофилактики
здоровья. Провести беседу с пациентом по
разъяснению целей и задач вакцинации. Провести
беседу с пациентом о течении вакцинального
процесса, возможных реакциях на прививку,
осложнениях. Провести беседу с пациентом о
факторах риска и возможных последствиях при
отказе от вакцинации. Провести беседу с пациентом
о правилах поведения и образе жизни после
вакцинации.
У 4 Консультировать по Провести беседу с пациентом о принципах
Провести беседу с
вопросам рационального рационального питания.
пациентом о важности соблюдения режима питания
и
и питьевого режима.

диетического питания

У 5 Организовывать
мероприятия по
проведению
диспансеризации

Провести беседу с пациентом о принципах
диетического питания при заболеваниях сердечно­
сосудистой системы.
Провести беседу с пациентом о принципах питания
при избыточном весе.
Провести беседу с пациентом о принципах
диетического питания при заболеваниях желудка.
Провести беседу с пациентом о принципах
диетического питания при запорах.
Провести беседу с пациентом о правилах
организации рационального питания.
Выявлять потребность, планировать проведение
медицинских осмотров и диспансеризации: Изучить
правила составления
списков
персонального учет населения, проживающего на
обслуживаемой
территории
в
поликлинике.
Составить списки лиц, подлежащих медицинскому
осмотру и диспансеризации.
Составить график проведения профилактических
осмотров и диспансеризации. Выявлять пациентов,
подлежащих осмотру специалистами;
Составить план беседы с пациентами по разъяснению
целей и задач диспансеризации, медицинских
осмотров.
Проводить
профилактическое консультирование пациентов



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.