УД.п09 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.пО9 Информатика

Код и наименование специальности/профессии:#9.0/.0Д Мастер по обработке
цифровой информации

г. Избербаш 2022 г.

2
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией

Протокол № от « $О»
20;лЯ,г.
Председатель П ЦК
гУД/Х Магомедова 3. А,
подпись

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

Шабанова М. М.
подпись

ФИО

ФИО

20/<У г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.О^. Информатика и
И КТ разработана на основе требований:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего об­
разования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 №770(зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29655);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего професси­
онального образования по специальности/профессии 09.01.03 «МОИИ»
с учетом:
-

-

-

профиля получаемого образования;
примерной программы (указывается при наличии)-,
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в преде­
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образова­
ния на базе основного общего образования с учетом требований федеральных гос­
ударственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специ­
альности среднего профессионального образования (разработаны Департаментом
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобр­
науки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразователь­
ных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной обра­
зовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2022/2023 учебный год.

Разработчик: Алиев И.А., преподаватель информатики, ИПК.

Рецензенты/эксперты: Джаммирзаева З.А., зам. директора по НМР ИПК;
Магомедова 3. А., зав. отделением «Информатика и ИКТ». ИПК.

3
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.............................................................................................................
4
Общая характеристика учебной дисциплины...................
5
Место учебной дисциплины в учебном плане................................................................................ 6
Результаты освоения учебной дисциплины......................................................................................6
Требования к результатам освоения программы подготовки...........................
12
Содержание учебной дисциплины..................
13
Структура и примерное содержание учебной дисциплины........................................................ 17
Тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности
гося...............
17
Тематический план и содержание учебной дисциплины............................................................ 20
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Информатика и ИКТ»...... .............
....26
Литература.............. ............
28
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины............................................... 29

4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» пред­
назначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про­
грамму среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной об­
разовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования
при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Информатика и ИКТ», в соответствии с Рекомендациями по организации получения сред­
него общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес­
сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований фе­
деральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государ­
ственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259). Содержание программы «Информатика и ИКТ» направлено на до­
стижение следующих целей:
• формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно­
коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ право­
вых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
• формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информа­
ции, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессио­
нального и личностного развития;
• формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать ин­
формационные
модели
реальных
объектов
и
процессов,
используя
при
этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
• развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­
собностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изуче­
нии различных учебных предметов;
• приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в ин­
дивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятель­
ности;
• приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельно­
сти и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности лю­
дей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и
использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать инфор­
мацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образо­
вательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной об­
разовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением сред­
него общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служа­
щих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является основой для раз­
работки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации,
реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освое­
ния ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного
материала, последовательность его изучения, распределение учебныхчасов, тематику прак­
тических занятий, проектной деятельности, рефератов, виды самостоятельных работ, учи­
тывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специа­
листов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

5

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Одной из характеристик современного общества является использование информа­
ционных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.
Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирова­
ния информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учеб­
ные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуни­
кационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­
ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе ос­
новного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимо­
сти от профиля профессионального образования.
При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального
образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образова­
ния. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно­
научного и социально-экономического профилей профессионального образования инфор­
матика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые
темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специально­
стей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение
отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практиче­
ских занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» включает следующие разделы:
> «Информационная деятельность человека»;
> «Информация и информационные процессы»;
> «Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
> «Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
> «Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
> «Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение
информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь
с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, вы­
брать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного ма­
териала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется
учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в даль­
нейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико­
ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов об­
щей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию ин­
струментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», учитывающей специфику
осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, предполагает углубленное изучение
отдельных тем, активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических
занятий, различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучаю­
щихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы
необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в сред­
ствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим
оформлением и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов
умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ,
а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, циф­
ровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и

6

предоставления информации.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при изу­
чении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках проме­
жуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего
общего образования.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» входит в состав обязательной предмет­
ной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образователь­
ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе ос­
новного общего образования, учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» изучается в об­
щеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образова­
ния с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика и
ИКТ»— в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируе­
мых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профес­
сий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образова­
ния.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивает до­
стижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты освоения учебной дисциплины

Требования к результату ФГОС СОО
Требования к результату по дисци­
На каком материале формируется

плине
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
- через формирование чувства гордости и Введение
уважения к истории развития и достижениям 1.1. Информационное общество
отечественной информатики в мировой ин­ 1.2. Профессионально-информационная дея­
дустрии информационных технологий;
тельность человека
4) сформироваиностъ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
пауки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликулътурном мире;
- через формирование осознания своего ме­ 1.1. Информационное общество
ста в информационном обществе;
1.2. Профессионально-информационная дея­
тельность человека
5) сформироваиностъ основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечелове­
ческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к само­
стоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- через формирование готовности и способ­ 5.1. Телекоммуникационные технологии
ность к самостоятельной и ответственной 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
творческой деятельности с использованием сети

7

информационно-коммуникационных техно­ 5.3. Автоматизированные системы управления
логий;
- через формирование умений управлять
своей познавательной деятельностью, про­
водить самооценку уровня собственного ин­
теллектуального развития, в том числе с ис­
пользованием современных электронных об­
разовательных ресурсов;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность ве­
сти диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и со­
трудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, наци­
онализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
- через формирование умений выстраивать 5.1. Телекоммуникационные технологии
конструктивные взаимоотношения в ко­ 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
мандной работе по решению общих задач, в сети
том числе с использованием современных
средств сетевых коммуникаций;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в обра­
зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах де­
ятельности;
- через формирование умений выстраивать 5.1. Телекоммуникационные технологии
конструктивные взаимоотношения в ко­ 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
мандной работе по решению общих задач, в сети
том числе с использованием современных
средств сетевых коммуникаций;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- через формирование умений выбирать гра­ 4.1. Понятие об информационных системах и
мотное поведение при использовании разно­ автоматизации информационных процессов.
образных средств информационно-коммуни­
кационных технологий как в профессиональ­
ной деятельности, так и в быту;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- через формирование умений использовать 2.1. Представление и обработка информации
достижения современной информатики для 2.2. Алгоритмизация и программирование.
повышения собственного интеллектуаль­ Компьютерное моделирование
ного развития в выбранной профессиональ­ 2.3. Реализация основных информационных
ной деятельности, самостоятельно формиро­ процессов с помощью компьютеров
вать новые для себя знания в профессиональ­
ной области, используя для этого доступные
источники информации;
- через формирование умений управлять
своей познавательной деятельностью, про­
водить самооценку уровня собственного ин­
теллектуального развития, в том числе с ис­
пользованием современных электронных об­
разовательных ресурсов;
- через формирование готовности к продол­
жению
образования
и
повышению

8
квалификации в избранной профессиональ­
ной деятельности на основе развития личных
информационно-коммуникационных компе­
тенций^_____________________________
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного w технического твор­
чества, спорта, общественных отношений;
- через формирование умений управлять 5.1. Телекоммуникационные технологии
своей познавательной деятельностью, про­ 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
водить самооценку уровня собственного ин­ сети
теллектуального развития, в том числе с ис­ 5.3. Автоматизированные системы управления
пользованием современных электронных об­
разовательных ресурсов;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- через формирование умений выбирать гра­ 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресур­
мотное поведение при использовании разно­ сосбережение. Защита информации, антивирус­
образных средств информационно-коммуни­ ная защита
кационных технологий как в профессиональ­
ной деятельности, так и в быту;

Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины

Требования к результату ФГОС СОО
Требования к результату по дисциплине
На каком материале формируется
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельно­
сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ис­
пользовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- через формирование умений определять 4.1. Понятие об информационных системах и
цели, составлять планы деятельности и опре­ автоматизации информационных процессов.
делять средства, необходимые для их реализа­
ции;
- через формирование умений анализировать
и представлять информацию, данную в элек­
тронных форматах на компьютере в различ­
ных видах;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- через формирование умений использовать 3.2. Компьютерные сети
средства информационно-коммуникационных 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресур­
технологий в решении когнитивных, комму­ сосбережение. Защита информации, антиви­
никативных и организационных задач с со­ русная защита
блюдением требований эргономики, техники 5.1. Телекоммуникационные технологии
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
правовых и этических норм, норм информаци­ сети
онной безопасности;
5.3. Автоматизированные системы управле­
ния
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску ме­
тодов решения практических задач, применению различных методов познания;
- через использование различных видов Введение

9
познавательной деятельности для решения 1.1. Информационное общество
информационных задач, применение основ­ 1.2. Профессионально-информационная дея­
ных методов познания (наблюдения, описа­ тельность человека
ния, измерения, эксперимента) для организа­ 2.3. Реализация основных информационных
ции учебно-исследовательской и проектной процессов с помощью компьютеров
деятельности с использованием информаци­ 5.1. Телекоммуникационные технологии
онно-коммуникационных технологий;
5.2. Глобальные и локальные компьютерные
- через формирование умений публично пред­ сети
ставлять результаты собственного исследова­ 5.3. Автоматизированные системы управле­
ния, вести дискуссии, доступно и гармонично ния
сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и
коммуникационных технологий;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятель­
ности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, уме­
ние ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интер­
претировать информацию, получаемую из различных источников;
- через использование различных источников 4.1. Понятие об информационных системах и
информации, в том числе электронных биб­ автоматизации информационных процессов.
лиотек, умение критически оценивать и ин­ 5.1. Телекоммуникационные технологии
терпретировать информацию, получаемую из 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
различных источников, в том числе из сети сети
Интернет;
5.3. Автоматизированные системы управле­
ния
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением тре­
бований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этиче­
ских норм, норм информационной безопасности;
- через формирование умений определять 2.1. Представление и обработка информации
цели, составлять планы деятельности и опре­ 2.2. Алгоритмизация и программирование.
делять средства, необходимые для их реализа­ Компьютерное моделирование
ции;
2.3. Реализация основных информационных
- через использование различных информаци­ процессов с помощью компьютеров
онных объектов, с которыми возникает необ­ 4.1. Понятие об информационных системах и
ходимость сталкиваться в профессиональной автоматизации информационных процессов.
сфере в изучении явлений и процессов;
5.1. Телекоммуникационные технологии
- через формирование умений анализировать 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
и представлять информацию, данную в элек­ сети
тронных форматах на компьютере в различ­ 5.3. Автоматизированные системы управле­
ных видах;
ния
- через формирование умений использовать
средства информационно-коммуникационных
технологий в решении когнитивных, комму­
никативных и организационных задач с со­
блюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информаци­
онной безопасности;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию пове­
дения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- через формирование умений использовать 2.1. Представление и обработка информации

10
средства информационно-коммуникационных 2.2. Алгоритмизация и программирование.
технологий в решении когнитивных, комму­ Компьютерное моделирование
никативных и организационных задач с со­ 2.3. Реализация основных информационных
блюдением требований эргономики, техники процессов с помощью компьютеров
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресур­
правовых и этических норм, норм информаци­ сосбережение. Защита информации, антиви­
онной безопасности;
русная защита
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зре­
ния, использовать адекватные языковые средства;
- через формирование умений публично пред­ 2.1. Представление и обработка информации
ставлять результаты собственного исследова­ 3.2. Компьютерные сети
ния, вести дискуссии, доступно и гармонично 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
сочетая содержание и формы представляемой сети
информации средствами информационных и 5.3. Автоматизированные системы управле­
коммуникационных технологий;
ния

Предметные результаты освоения учебной дисциплины

Требования к результату ФГОС СОО
Требования к результату по дисциплине
На каком материале формируется
1) сформированностъ представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окру­
жающем мире;
- через формирование представлений о роли Введение
информации и информационных процессов в 1.1. Информационное общество
окружающем мире;
1.2. Профессионально-информационная дея­
тельность человека
2.1. Представление и обработка информации
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
- через формирование владений навыками ал­ 2.2. Алгоритмизация и программирование.
горитмического мышления и понимание мето­ Компьютерное моделирование
дов формального описания алгоритмов, вла­ 2.3. Реализация основных информационных
дение знанием основных алгоритмических процессов с помощью компьютеров
конструкций, умение анализировать алго­
ритмы;
- через формирование представлений о компь­
ютерно-математических моделях и необходи­
мости анализа соответствия модели и модели­
руемого объекта (процесса);
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения уни­
версальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций про­
граммирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- через формирование представлений о компь­ 2.2. Алгоритмизация и программирование.
ютерно-математических моделях и необходи­ Компьютерное моделирование
мости анализа соответствия модели и модели­ 2.3. Реализация основных информационных
руемого объекта (процесса);
процессов с помощью компьютеров
- через формирование владений типовыми
приемами написания программы на алгорит­
мическом языке для решения стандартной за­
дачи с использованием основных конструк­
ций языка программирования;

11
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и
отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по
выбранной специализации;______________________________________________________________
- через формирование представлений о компь­ 2.2. Алгоритмизация и программирование.
ютерно-математических моделях и необходи­ Компьютерное моделирование
мости анализа соответствия модели и модели­ 2.3. Реализация основных информационных
руемого объекта (процесса);
процессов с помощью компьютеров
- через формирование владений типовыми 3.1. Архитектура компьютеров
приемами написания программы па алгорит­ 3.2. Компьютерные сети
мическом языке для решения стандартной за­ 4.1. Понятие об информационных системах и
дачи с использованием основных конструк­ автоматизации информационных процессов.
ций языка программирования;
5) сформирован!юстъ представлений о компьютерно-математических моделях и необходи­
мости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хране­
ния и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним,
умений работать с ними;
- через формирование использования готовых 2.1. Представление и обработка информации
прикладных компьютерных программ по про­ 2.2. Алгоритмизация и программирование.
филю подготовки;
Компьютерное моделирование
- через формирование владений способами 4.1. Понятие об информационных системах и
представления, хранения и обработки данных автоматизации информационных процессов.
на компьютере;
б) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
- через формирование владений компьютер­ 3.1. Архитектура компьютеров
ными средствами представления и анализа 3.2. Компьютерные сети
данных в электронных таблицах;
4.1. Понятие об информационных системах и
-через формирование представлений о базах автоматизации информационных процессов.
данных и простейших средствах управления
ими;
7) сформированностъ базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопас­
ности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- через формирование базовых навыков и уме­ 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресур­
ний по соблюдению требований техники без­ сосбережение. Защита информации, антиви­
опасности, гигиены и ресурсосбережения при русная защита
работе со средствами информатизации;
5.1. Телекоммуникационные технологии
- через формирование пониманий основ пра­ 5.2. Глобальные и локальные компьютерные
вовых аспектов использования компьютерных сети
программ и прав доступа к глобальным ин­ 5.3. Автоматизированные системы управле­
формационным сервисам;
ния
- через формирование применений на прак­
тике средств защиты информации от вредо­
носных программ, соблюдение правил личной
безопасности и этики в работе с информацией
и средствами коммуникаций в Интернете.

12
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее до­
стижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон­
троль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за резуль­
таты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне­
ния профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­
нальной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиен­
тами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обя­
занности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компе­
тенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Ввод и обработка цифровой информации.
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферий­
ные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное обо­
рудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный ком­
пьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графиче­
ских и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиа­
файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных
компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
5.2.2. Хранение, передача и публикация цифровой информации.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации
цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального
компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной
сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа-контент на различных съемных носителях ин­
формации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа-контент в сети Интернет.

13

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении
профессий СПО.
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития техниче­
ских средств и информационных ресурсов.
Практические занятия Информационные ресурсы общества. Образовательные ин­
формационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направле­
нием профессиональной деятельности), его использование и обновление.
1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использова­
нием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим
направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информаци­
онной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в ин­
формационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация
обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты раз­
личных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информа­
ции. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информа­
ции и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера:
обработка информации.
2.2.1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметиче­
ские и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
2.2.2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием
компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформаль­
ного описания к формальному.
Практические занятия
Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков програм­
мирования.
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструк­
циях.
Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий,
циклов и способов описания структур данных.
Разработка несложного алгоритма решения задачи.
2.2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компью­
тера.
Практические занятия Среда программирования. Тестирование программы.
Программная реализация несложного алгоритма.
2.2.4. Компьютерные модели различных процессов.
Практические занятия
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной

14

природы.
2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров:
хранение, поиск и передача информации.
2.3.1. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифро­
вых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив инфор­
мации.
Практические занятия
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Запись информации на внешние носители различных видов.
3. Средства информационных и коммуникационныхтехнологий
3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообра­
зие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Вилы
программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями
его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответ­
ствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных
целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к
компьютеру и их настройка.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользовате­
лей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые опе­
рационные системы.
Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети.
Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информа­
ции, антивирусная защита.
Практические занятия
Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в со­
ответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных про­
цессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основ­
ные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций наоснове использования готовых шаблонов
(для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка
числовых данных.
Практическое занятие
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц
для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими.

15

Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения:
юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование си­
стемы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных пред­
метных областей.
Практическое занятие
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев,
книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черче­
ния, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспе­
чения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами
компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предмет­
ных областей.
Использование презентационного оборудования.
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обес­
печения.
4.1.5. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.
Практическое занятие
Компьютерное черчение.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных
технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключе­
ния, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством,
интернет-библиотекой и пр.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые
сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации усло­
вия поиска.
Практические занятия
Поисковые системы.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практические занятия
Модем.
Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование ад­
ресной книги.
5.1.3. Методы создания и сопровождения сайта.
Практическое занятие
Средства создания и сопровождения сайта.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллектив­
ной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная
почта,
чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практические занятия
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирую­
щих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
Настройка видео веб-сессий.
5.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизирован­
ных системах управления. Представление о робототехнических системах.

16

Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с
программным управлением.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Информационная деятельность человека
Умный дом.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образова­
тельной организации по профильным направлениям подготовки.
2. Информация и информационные процессы
Сортировка массива.
Создание структуры базы данных библиотеки.
Простейшая информационно-поисковая система.
Конструирование программ.
3. Средства ИКТ
Профилактика ПК.
Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
Мой рабочий стол на компьютере»
Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Ярмарка профессий.
Звуковая запись.
Музыкальная открытка.
Плакат-схема.
Эскиз и чертеж (САПР).
5. Телекоммуникационные технологии
Резюме: ищу работу.
Защита информации.
Личное информационное пространство.
Тематическое планирование

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информа­
тика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получе­
нием среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обу­
чающихся составляет:
по профессиям СПО технического, естественно-научного и социально-экономиче­
ского профилей профессионального образования — 342 часа, из них аудиторная (обязатель­
ная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 228 часов, внеаудитор­
ная самостоятельная работа студентов — 114часа

17

7. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Объем часов
342

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

228

лекции, всего
из них
1 семестр
2 семестр
3 семестр

100

26
32
26
-

лабораторные занятия
практикум

-

практические занятия, всего
из них
1 семестр
2 семестр
3 семестр
контрольные работы

128

курсовая работа (проект)

20

Самостоятельная работа обучающегося

114

42
60
42
-

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

8. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Вид учебной работы

Аудиторные занятия.
Содержание обучения
Введение

1.
ИНФОРМАЦИОН­
НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА
1.1.
Информацион­
ное общество

Количество
ча­
сов

1

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)

Поиск сходства и различия протекания информационных
процессов у человека, в биологических, технических и
социальных системах.
Классификация информационных процессов по приня­
тому основанию.
Выделение основных информационных процессов в ре­
альных системах

10

Классификация информационных процессов по приня­
тому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной

18

1.2.

картины мира.
Исследование с помощью информационных моделей
структуры и поведения объекта в соответствии с постав­
ленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в усло­
виях информационной цивилизации и оценка предлагае­
мых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников ин­
формации.
Знание базовых принципов организации и функциониро­
вания компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надеж­
ного функционирования средств ИКТ

Профессио­
нально-информа­
ционная
деятельность чело­
века

2. ИНФОРМАЦИЯ И
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
2.1. Представление и
обработка информа­
ции

2.2. Алгоритмизация и
программирование.
Компьютерное моде­
лирование

50

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверно­
сти, объективности, полноты, актуальности и т.п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования информа­
ции.
Представление о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и
анализа данных.
Умение отличать представление информации в различ­
ных системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информа­
тики, в том числе о логических формулах
Владение навыками алгоритмического мышления и по­
нимание необходимости формального описания алгорит­
мов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке вы­
сокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием таб­
лиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с по­
мощью конкретного программного средства выбирать
метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи, ка­
кие алгоритмические конструкции могут войти в алго­
ритм
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта,
целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта,
модели.

19
Выделение среди свойств данного объекта существенных
свойств с точки зрения целей моделирования
Оценка и организация информации, в том числе получа­
емой из средств массовой информации, свидетельств оче­
видцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные источ­
ники информации

2.3. Реализация основ­
ных информационных
процессов с помощью
компьютеров

3. СРЕДСТВА ИНФОР­ 20
МАЦИОННЫХ И КОМ­
МУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Архитектура ком­
пьютеров

3.2. Компьютерные
сети

3.3. Безопасность,
гиена, эргономика,
сурсосбережение.
щита информации,
тивирусная защита

Владение базовыми навыками и умениями по соблюде­
нию требований техники безопасности, гигиены и ресур­
сосбережения при работе со средствами информатиза­
ции.
Понимание основ правовых аспектов использования ком­
пьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера

ги­
ре­
За­
ан­

4. ТЕХНОЛОГИИ СО­ 20
ЗДАНИЯ И ПРЕОБРА­
ЗОВАНИЯ ИНФОРМА­
ЦИОННЫХ
ОБЪЕК­
ТОВ
4.1. Понятие об ин­
формационных систе­
мах и автоматизации
информационных про­
цессов.

5.

Умение анализировать компьютер с точки зрения един­
ства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения, обра­
ботки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для осу­
ществления информационных процессов при решении за­
дач.
Умение анализировать интерфейс программного сред­
ства с позиций исполнителя, его среды функционирова­
ния, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна
программы
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения
компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть

20

Представление о способах хранения и простейшей обра­
ботке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и сред­
ствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представле­
ния и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами

20

ТЕЛЕКОММУНИКА­
ЦИОННЫЕ ТЕХНОЛО­
ГИИ
5.1. Телекоммуника­
ционные технологии

Представление о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий.

5.2. Глобальные и ло­
кальные компьютер­
ные сети

Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в совре­
менном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска информа­
ции.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи ин­
формации.
Определение общих принципов разработки и функцио­
нирования интернет-приложепий.
Представление о способах создания и сопровождения
сайта.
Представление о возможностях сетевого программного
обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятель­
ности с использованием программных инструментов под­
держки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности примене­
ния программного средства для решения типовых задач

5.3. Автоматизирован­
ные системы управле­
ния

Дифференцированный
зачёт
Итого

1

228

9. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные
работы и практические занятия, самостоятель­
ная работа обучающихся

Раздел 1. Информационная деятельность человека
Введение
Роль информационной деятельности в современном
обществе: экономической, социальной, культурной,
образовательной сферах.
Техника безопасности в кабинете «Информационные
технологии».
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Основные
1. Основные этапы становления информационного
этапы развития общества. Этапы развития технических средств и
информационных ресурсов.
информационного общества
Практические работы
1. Информационные ресурсы общества. Образова­
тельные информационные ресурсы.
2. Работа с программным обеспечением. Инсталля­
ция программного обеспечения, ее использование и
обновление.

Объем
часов

Уро­
вень
осво­
ения

12

2

2

2

1

2

2

21

Содержание учебного материала
1-2. Виды профессиональной информационной дея­
тельности человека с использованием технических
средств и информационных ресурсов
3. Стоимостные характеристики информационной
деятельности
4-5. Правовые нормы, относящиеся к информации.
Правонарушения в информационной сфере и меры
их предупреждения.
Практические работы
1. Лицензионные и свободно распространяемые про­
граммные продукты.
2. Организация обновления программного обеспече­
ния с использованием сети Интернет.
Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Подходы к по­ 1. Информационные объекты различных видов.
нятию инфор­ 2. Классификация информационных процессов.
мации и изме­ 3. Универсальность дискретного (цифрового) пред­
рению инфор­ ставления информации.
мации
4. Представление информации в двоичной системе
счисления.
5-6. Измерение информации
Практические работы
1-2. Дискретное (цифровое) представление тексто­
вой, графической, звуковой информации и видеоин­
формации.
3-5. Представление информации в различных системах
счисления.
Тема 2.2
Основные ин­
формационные
процессы,
их
реализация
с
помощью ком­
пьютера
Тема 2.2.1
Содержание учебного материала
Принципы об­ 1-2. Арифметические и логические основы работы
работки инфор­ компьютера
мации при по­ 2. Элементная база компьютера
мощи компью- 4-5. Принципы обработки информации при помощи
тера
компьютера
Тема 2.2.2
Содержание учебного материала
Алгоритмы и 1-2. Алгоритмы и способы их описания
способы
их 3-4. Этапы решения задач с использованием компью­
описания
тера: формализация, программирование и тестирова­
ние
5-6. Переход от неформального описания к формаль­
ному
Практические работы
1-2. Примеры построения алгоритмов и их реализа­
ции на компьютере
Тема 1.2. Виды
профессио­
нальной инфор­
мационной дея­
тельности чело­
века с исполь­
зованием тех­
нических
средств и ин­
формационных
ресурсов

4

2

2

58

6

2

6

2

6

2

6

2

10

3

22

3-5. Основные алгоритмические конструкции и их
описание средствами языков программирования
6-8. Использование логических высказываний и опе­
раций в алгоритмических конструкциях
9-10. Примеры построения алгоритмов с использова­
нием конструкций проверки условий, циклов и спо­
собов описания структур данных
11-12. Разработка несложного алгоритма решения за­
дачи
Тема 2.2.3
Содержание учебного материала
Компьютер
1. Программный принцип работы компьютера
как
исполни­ Практические работы
тель команд
1-2. Среда программирования. Тестирование про­
граммы
3-4. Программная реализация несложного алгоритма
Тема 2.2.4
Содержание учебного материала
Компьютер1. Компьютерные модели различных процессов
ные
модели Практические работы
различных про­ 1. Проведение исследования на основе использова­
цессов
ния готовой компьютерной модели
2-3. Конструирование программ на основе разра­
ботки алгоритма процессов различной природы
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Основные ин­ 1-2. Основные информационные процессы и их реа­
формационные лизация с помощью компьютеров: хранение, поиск и
процессы
передача информации
3. Хранение информационных объектов различных
видов на разных цифровых носителях
4. Определение объемов различных носителей ин­
формации.
Практические работы
1. Создание архива данных
2. Извлечение данных из архива
3. Запись информации на внешние носители различ­
ных видов
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных техно­
логий
Тема 3.1
Содержание учебного материала
1. Архитектура компьютеров. Основные характери­
Архитектура
персонального
стики компьютеров
компьютера
2. Многообразие компьютеров. Многообразие внеш­
них устройств, подключаемых к компьютеру.
3. Виды программного обеспечения компьютеров
4. Примеры комплектации компьютерного рабочего
места в соответствии с целями его использования для
различных направлений профессиональной деятель­
ности (в соответствии с направлениями технической
профессиональной деятельности)
Практические работы
1. Операционная система
2. Графический интерфейс пользователя

2

2

4

3

4
4

6

4

32

8

4

23

3. Примеры использования внешних устройств, под­
ключаемых к компьютеру, в учебных целях. Про­
граммное обеспечение внешних устройств. Подклю­
чение внешних устройств к компьютеру и их
настройка
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Локальная сеть 1. Объединение компьютеров в локальную сеть
2. Организация работы пользователя в локальных
компьютерных сетях
Практические работы
1. Программное и аппаратное обеспечение компью­
терных сетей
2. Сервер. Сетевые операционные системы
3. Понятие о системном администрировании
4. Разграничение прав доступа к сети
5. Подключение компьютера к сети
6. Администрирование локальной компьютерной
сети
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Безопасность,
1. Правила безопасности, гигиены, эргономики, ре­
гигиена, эрго­ сурсосбережения
номика, ресур- 2. Защита информации, антивирусная защита
сосбережение
Практические работы
1. Защита информации, антивирусная защита
2. Эксплуатационные требования к компьютерному
рабочему месту
3. Комплекс профилактических мероприятий для
компьютерного рабочего места в соответствии с его
комплектацией для профессиональной деятельности
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных
объектов
Тема 4
Понятие об ин­
формационных
системах и ав­
томатизации
информацион­
ных процессов
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Возможности
1-4. Создание, организация и основные способы пре­
настольных из­ образования (верстки) текста в настольных издатель­
дательских си­ ских системах
стем
Практические работы
1. Использование систем проверки орфографии и
грамматики. Создание документов
в редак­
торе MS Word, форматирование шрифтов
2-3. Оформление абзацев. Колонтитулы
4-5. Создание и форматирование таблиц
6-7. Создание списков в текстовых документах
8-9. Колонки. Буквица. Форматирование регистров
10. Вставка объектов в документ. Подготовка к пе­
чати

4

6

4

6

92

4

10

24

11-12. Комплексное использование возможно­
стей MS Word для создания текстовых документов
Тема 4.2
Содержание учебного материала
Возможности
1-4. Возможности динамических (электронных) таб­
динамических
лиц. Математическая обработка данных
(электронных)
Практические работы
таблиц)
1-3. Организация расчетов в табличном процессоре
4-7. Построение и форматирование диаграмм
8-11. Использование функций в расчетах
12-13. Относительная и абсолютная адресация
14-16. Фильтрация данных и условное форматирова­
ние
17-20. Комплексное использование возможностей
MS Excel для создания документов
Тема 4.3
Содержание учебного материала
Представление 1-2. Представление об организации баз данных и си­
о базах данных стемах управления ими.
3-4. Структура данных и система запросов на приме­
рах баз данных различного назначения: юридиче­
ских, библиотечных, налоговых, социальных, кадро­
вых и др.
5-6. Использование системы управления базами дан­
ных для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей
Практические работы
1. Создание пустой БД. Создание БД с помощью шаб­
лонов средствами мастера
2-3. Создание таблицы с помощью мастера создания
таблиц
4-5. Создание таблицы в режиме таблицы и конструк­
торе таблиц
6-7. Создание форм с помощью автоформы и мастера
форм
8-11. Модификация таблиц и работа с данными с ис­
пользованием запросов
12-15. Работа с данными и создание отчетов в СУБД
16-20. Комплексная работа с объектами СУБД
Тема 4.4
Содержание учебного материала
Представление 1-2. Представление о программных средах компью­
о мультимедий­ терной графики и черчения, мультимедийных средах.
ных средах
3-4. Многообразие специализированного программ­
ного обеспечения и цифрового оборудования для со­
здания графических и мультимедийных объектов
Практические работы
1-3. Создание и редактирование графических и муль­
тимедийных объектов средствами компьютерных
презентаций для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей
4-6. Использование презентационного оборудования
7-10. Аудио- и видеомонтаж с использованием спе­
циализированного программного обеспечения
Содержание учебного материала
Тема 4.5

4

20

8

18

6

10

4

25
Системы авто­ 1-4. Демонстрация систем автоматизированного про­
матизированектирования и конструирования
ного проекти­ Практические работы
рования
1-8. Компьютерное черчение
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Технические и 1. Представления о технических и программных
программные
средствах телекоммуникационных технологий
средства теле- 2. Интернет-технологии, способы и скоростные ха­
коммуникацирактеристики подключения, провайдер
онных техноло­ Практические работы
гий
1. Браузер. Примеры работы с интернет-магазином,
интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернетбиблиотекой и др.
Тема 5.1.1
Содержание учебного материала
Поиск инфор­ 1. Поиск информации с использование компьютера.
мации
Программные поисковые сервисы
2. Использование ключевых слов, фраз для поиска
информации. Комбинации условий поиска
Практические работы
1. Поисковые системы
2. Пример поиска информации на государственных
образовательных порталах
Содержание учебного материала
Тема 5.1.2
Передача ин­ 1. Передача информации между компьютерами. Про­
водная и беспроводная связь
формации
Практические работы
1. Модем. Подключение модема
2. Единицы измерения скорости информации
3. Создание ящика электронной почты и настройка
его параметров. Формирование адресной книги
Содержание учебного материала
Тема 5.1.3
Создание сайта 1. Методы создания и сопровождения сайта
Практические работы
1-3. Средства создания и сопровождения сайта
Содержание учебного материала
Тема 5.2
1. Возможности сетевого программного обеспечения
Возможности
сетевого про­ для организации коллективной деятельности в гло­
граммного
бальных и локальных компьютерных сетях: элек­
тронная почта, чат, видеоконференция, интернетобеспечения
телефония
Практические работы
1. Организация форумов, общие ресурсы в сети Ин­
тернет, использование тестирующих систем в учеб­
ной деятельности в локальной сети образовательного
учреждения
2. Настройки видео веб-сессий
Содержание учебного материала
Тема 5.3
1. Управление процессами. Представление об авто­
Управления
матических и автоматизированных системах управ­
процессами
ления. Представление о робототехнических системах

8
34
4

2

2

2

4

2

2
2

4

4

4

26

Практические работы
1. АСУ различного назначения, примеры их исполь­
зования
2. Примеры оборудования с программным управле­
нием
3. Демонстрация использования различных видов
АСУ на практике
Дифференцированный зачет
Итого (аудиторные занятия):

2

228

10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ­
НИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предполагает
наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образователь­
ную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОИ СПО на базе ос­
новного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспе­
чить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне- учебной де­
ятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской комнатой. По­
мещение кабинета информатики должно удовлетворять требованиям санитарно- эпидемио­
логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым обо­
рудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню под­
готовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения про­
граммы учебной дисциплины «Информатика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие стан­
ции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть
кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте
педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-ка­
мера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабо­
чего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютер­
ных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используе­
мые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клави­
атуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моде­
лирование,
формализация,
алгоритмизация», «Основные этапы разработки про­
грамм», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические
конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдаю­
щихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для
операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами програм­
мирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной
дисциплины «Информатика»;
печатные и экранно-звуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппа­
рата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели:
«Устройство
персонального
компьютера»,
«Преобразование

27
информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели
основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
■ комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­
ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», рекомендованные
или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах осво­
ения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по информатике, слова­
рями, справочниками по информатике и вычислительной технике, научной и научно-попу­
лярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» сту­
денты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по инфор­
матике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практи­
кумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

11. ЛИТЕРАТУРА

28

1. Беляева Т. М., Кудинов А. Т., ПальяноваН. В. Правовая информатика. Учебник и прак­
тикум для прикладного бакалавриата / ред. Чубукова С. Г. М.: Юрайт, 2019. 314 с.
2. Гасумова С. Е. Социальная информатика. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт,
2019.284 с.
3. Гилярова М. Г. Информатика для медицинских колледжей. Учебник. М.: Феникс, 2018.
528 с.
4. Грошев А. С., Закляков П. В. Информатика. Учебник. М.: ДМК Пресс, 2019. 674 с.
5. Далингер В. А., Симонженков С. Д. Информатика и математика. Решение уравнений и
оптимизация в Mathcad и Maple. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 156
с.
6. Информатика для экономистов. Учебник для бакалавриата и специалитета / ред. Поля­
ков В. П. М.: Юрайт, 2019. 524 с.
7. Информатика для экономистов. Учебник для СПО/ред. Поляков В. П. М.: Юрайт, 2019.
524 с.
8. Набиуллина С.И. Информатика и ИКТ. Курс лекций. М.: Лань, 2019. 72 с.
9. Новожилов О. П. Информатика. Учебник. М.: Юрайт, 2014. 620 с.
10. Попов А. М., Сотников В. Н., Нагаева Е. И. Информатика и математика для юристов.
Учебник / ред. Попов А. М. М.: Юрайт, 2014. 512 с.
11. Правовая информатика. Учебник и практикум / ред. Элькин В. Д. М.: Юрайт, 2014. 402
с.
12. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике. Учебное
пособие. М.: Юрайт, 2020. 402 с.
13. Трофимов В. В. Информатика. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х томах.
Том 2. М.: Юрайт, 2019. 406 с.
14. Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной
деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019. 216 с.
15. Хлебников А. А. Информатика. Учебник. М.: Феникс, 2017. 448 с.
16. Цацкина Е. П., Царегородцев А. В. Информатика и методы математического анализа.
Учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 1. Информатика. М.: Проспект, 2019.
96 с.
17. Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные технологии в профес­
сиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel: теория и применение для
решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020. 304 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.fcior.cdu.ru^eflcpanbHbiH центр информационно-образовательных
ресур­
сов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образователь­
ных ресурсов), www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по
курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информаци­
онным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО»
по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.
Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»),
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»),
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образова­
ния»),
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам РФ).
wwwfreeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Einux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice

29

12. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется пре­
подавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выпол­
нения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и внеаудиторной
самостоятельной работы.
Результаты освоения
содержания
Формы и методы кон­
МетаСодержание обучения
Пред­ троля и оценки результа­
Лич­
предност­
мет­
тов обучения
метные
ные
ные
Введение
ЛЕ
Ш
Устный опрос
М3
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1.
Информационное об­
Л1
М3
Ш
Устный опрос
щество
Л4
Практические работы
Тестовые задания
1.2.
Профессионально-ин­
Л1
М3
Ш
Устный опрос
Л4
формационная деятельность
Практические работы
человека
Тестовые задания
2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
2.1. Представление и обра­
Л9
М5
Ш
Устный опрос
ботка информации
М7
П5
Практические работы
М8
Тестовые задания
2.2. Алгоритмизация и про­
Л9
М5
П2
Устный опрос
граммирование. Компьютер­
М7
ПЗ
Практические работы
ное моделирование
П4,
Тестовые задания
П5
2.3. Реализация основных ин­
Л9
М3
Устный опрос
ПЗ
формационных процессов с
М5
ПЗ
Практические работы
помощью компьютеров
М7
П4
Тестовые задания
3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КО ММУН14КАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1. Архитектура компьютеров
П4
Устный опрос
П6
Практические работы
Тестовые задания
3.2. Компьютерные сети
М2
П4
Устный опрос
М8
П6
Практические работы
Тестовые задания
3.3. Безопасность, гигиена, эр­ Л12
М2
П7
Устный опрос
гономика, ресурсосбережение.
М7
Практические работы
Защита информации, антиви­
Тестовые задания
русная защита
4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ОБЪЕКТОВ
4.1. Понятие об информацион­ Л8
Ml
П4
Устный опрос
ных системах и автоматизации
Практические работы
М4
П5

30
|П6
информационных процессов
М5
5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОЕ 1НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1. Телекоммуникационные
М2,
Л5,
П7
технологии
Л6
М3
Л7,
М4,М5
ЛЮ
5.2. Глобальные и локальные
Л5,
М2,
П7
компьютерные сети
Л6
М3
М4,
Л7,
Л10
М5
М8
1.3. Автоматизированные
М2,
П7
Л5,
Л7
системы управления
М3
ЛЮ
М4,
М5
М8

Тестовые задания
Устный опрос
Практические работы
Тестовые задания

Устный опрос
Практические работы
Тестовые задания

Устный опрос
Практические работы
Тестовые задания



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.