МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.ОЗ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И ЦИФРОВОЙ СХЕМОТЕХНИКИ
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование профессии /специальности:
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.
Квалификация выпускника: Оператор ЭВМ и ВМ
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 4
2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 1 от
Подпись
Зам. директора по УР
Председатель П(Ц)К
_________ Магомедова З.А.
Мнись
*
ФИО
—Шабанова М. М.
ФИО
Ж
2023 г.
Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОПД.ОЗ Основы электро
ники и цифровой схемотехники разработана на основе требований:
Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 854 (ред. от 09.04.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой ин
формации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29569)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в преде
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образова
ния на базе основного общего образования с учетом требований федеральных гос
ударственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специ
альности среднего профессионального образования (разработаны Департаментом
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобр
науки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования ППКРС,
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образо
вания и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчик:
преподаватель информатики
Магомедов Р.Б.
Рецензент:
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
ДИСЦИ-
5
ПРОГРАММЫ
7
УЧЕБНОЙ
ПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
РАБОЧЕЙ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСВОЕНИЯ
9
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.ОЗ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И ЦИФРОВОЙ СХЕМОТЕХНИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии в соответствии с ФГОС СПО:
09.01.03 Мастер но обработке цифровой информации
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ГШКРС: профессиональный цикл,
общепрофессиональная дисциплина
В процессе изучения данной дисциплины формируются следующие профессиональ
ные и общие компетенции:
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферий
ные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное обо
рудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный ком
пьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графиче
ских и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиа
файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных
компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации
цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального
компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиаконтент на различных съемных носителях ин
формации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиаконтент в сети Интернет
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее до
стижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон
троль. оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне
ния профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио
нальной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиен
тами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисци
плины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
4
i
основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпря
мителях. колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электриче
ских сигналов;
« общие сведения о распространении радиоволн:
» принцип распространения сигналов в линиях связи;
• сведения о волоконно-оптических линиях;
» цифровые способы передачи информации;
• ‘Общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, ди
оды. транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
® логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
« функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демульти
плексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
• запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
<» цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи;
• условные обозначения элементов схемотехники.
•
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 75 часов, в том числе:
самостоятельной работы обучающихся 25 часа;
взаимодействие с преподавателем 3 часа, в том числе
экзамен 6 час.
1.5 Учебные занятия но учебной дисциплине проводятся дистанционно.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Взаимодействие с преподавателем
в том числе:
изучение теоретического материала
выполнение практических заданий
Самостоятельная работа обучающегося
Экзамен *
Объем часов
75
50
16
30
25
4
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.02 Основы электроники и цифровой схемотехники
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
26
6
4
Содержание учебного материала
'-'Тема'!.-
Основные элементы
электроники
Распространение радиоволн и передача информации. Волоконно-оптические линии связи. Классифика
ция элементов электроники. Пассивные элементы. Параметры и характеристики транзисторов. Функци
ональные ИС. Электровакуумные приборы. Газоразрядные приборы. Интегральные микросхемы. Осо
бенности проектирования больших ИС. Система обозначения ИС. Полупроводниковые фотоэлектрон
ные приборы.
Практическое задание 1. Анализ информации (проработка конспекта лекции).
Тема 3.
Ци ф р оанал о го в ые
и аналого-цифровые преобразова
тели.
Применение схем в
электронике
10
10
Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).
Содержание учебного материала
Тема 2.
Основы цифровой
схемотехники
2
26
6
Физические основы работы устройств. Дискретизация сигнала. Триггеры. Цифровые устройства. Де
шифраторы. Шифраторы. Регистры и счетчики. Общая характеристика полупроводниковых запомина
ющих устройств. Оперативные запоминающие устройства. Постоянные запоминающие устройства. Пе
репрограммируемые постоянные запоминающие устройства.
Практическое задание 2. Анализ информации (проработка конспекта лекции).
10
Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).
10
Содержание учебного материала
21
6
Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП). Типы АЦП. Схемная реализация цепей ЦАП. Интерфейсы
ЦАП. Аналого-цифровые преобразователи (АЦП). Типы ЦАП.
Практическое задание 3. Анализ информации (проработка конспекта лекции).
10
Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).
5
Экзамен
4
ВСЕГО
2
2
75
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличие лаборатория «Электротехники»,
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор, интерактивная доска.
-
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной лите
ратуры
Основные источники:
1. Богомолов С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники [Текст]; Учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования/С.А. Богомолов. - М. : Издательский центр «Ака
демия», 2022. - 208 с.
2. Бутырин, П. А. Электротехника [Текст]; Учебник для нач. проф. образования / И. А. Буты
рин, О. В. Толчеев, Ф. Н. Шакирзянов; под ред. П. А. Бутырина. - 6-е изд., стер. - М.: Акаде
мия, 2020.-272 с.
3. Прошин, В. М. Электротехника [Текст]; Учебник для НПО / В. М. Прошин - М.: Академия.
2020.-288 с.
Дополнительные источники:
1. Новиков, П. Н. Задачник по электротехнике [Текст]: Учеб, пособие для нач. проф. образова
ния / П. Н. Новиков. - М.: Академия, 2021. 336 с.
2. Синдеев, Ю. Г. Электротехника с основами электроники [Текст]: Учебное пособие для уча
щихся профессиональных училищ, лицеев и колледжей / Ю. Г. Синдеев. - 13-е изд. - Ростов
н/Д: Феникс. 2022. - 407 с.
Интериет-ресурсы:
1. Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс]: содержит информа
цию
по
разделу
«Электроника»./ —Электрон.
дан.
—
Режим
доступа:
http://ktf.kfk.ru/courses/foet//, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. (Дата обращения:
08.03.2023)
2. Мультимедийный курс по электротехнике и основам электроники [Электронный ресурс]:
база данных содержит мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз».
— Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.eltray.com, свободный. — Загл. с экрана. —
Яз. рус., англ. (Дата обращения: 08.02.2023)
3. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]: база данных содержит кол
лекцию естественнонаучных экспериментов /Система федеральных образовательных порта- '
лов. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.experiment.edu.ru , свободный. — Загл. '
с экрана. — Яз. рус. (Дата обращения: 07.03.2023)
7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе и результате проведения практических занятий, опросов, а также выполнения
обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы
___________ ________________________
Резу л ьтаты обу ч ен и я
(освоенные умения,
у св о ен н ы е з н а и и я)
Показатели оценки резуль
татов обучения
1
2
Профес
сиональ
ные и об
щие ком
петенции
Формы и методы кон
троля
Умения:
У1. Определять параметры - применять законы постоян
полупроводниковых при ного и переменного тока;
боров и элементов систе - рассчитывать параметры при
измерении различных электри
мотехники
ческих величин;
- применять основные законы
электроники и цифровой
схемотехники
ПК 1.1 1.5
ПК 2.1 2.4
OKI-7
- оценка отчетов по прак
тическим работам;
- наблюдение и оценка
деятельности в процессе
выполнения
практиче
ских работ;
- оценка ответов на диф
ференцированном зачете
Знания:
31. Основные сведения об
электровакуумных и полу
проводниковых приборах,
выпрямителях, колебатель
ных системах, антеннах;
усилителях, генераторах
электрических сигналов
32. Общие сведения о рас
пространении радиоволн
33. Принцип распростране
ния сигналов в линиях
связи
34. Сведения о волоконнооптических линиях
35. Цифровые способы пе
редачи информации
36. Общие сведения об
элементной базе схемотех
ники (резисторы, конденса
торы, диоды, транзисторы,
микросхемы,
элементы
оптоэлектроники)
37. Логические элементы
и логическое проектиро
вание в базисах микро
схем
38. Функциональные узлы
(дешифраторы, ■ шифра
торы,
мультиплексоры,
- демонстрация знаний об
электровакуумных и
полупроводниковых приборах,
- демонстрация знаний о
выпрямителях, колебательных
системах, антеннах; усилителях,
- демонстрация знаний о
генераторах электрических
сигналов
-демонстрация знаний
принципов
распространении радиоволн
- демонстрация знаний
принципов распространения
сигналов в линиях связи________
- демонстрация знаний о
волоконно-оптических линиях
- демонстрация знаний о
цифровых способах передачи
информации
- демонстрация знаний об
элементной базе схемотехники
(резисторы, конденсаторы,
диоды, транзисторы,
микросхемы, элементы
оптоэлектроники)
-демонстрация знаний о
логических элементах и
логическом проектировании в
базисах микросхем
-демонстрация знаний о
функциональных узлах
- оценка результатов те
стирования;
- оценка результатов со
беседования;
оценка ответов на
диф.зачете
_________________________
8
демультиплексоры, цифро
вые компараторы, сумма
торы, триггеры, регистры,
счетчики)
39. Запоминающие устрой
ства на основе БИС/СБИС
- демонстрация знаний о
запоминающих устройствах на
основе БИС/СБИС
310. Цифро-аналоговые и - демонстрация знаний о
аналого-цифровые преоб цифро-аналоговых и аналогоразователи
цифровых преобразователях
Д311 Условные обозначе - демонстрация знаний
ния элементов схемотех условных обозначений
ники
элементов схемотехники
9