ОПД.03

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.ОЗ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И ЦИФРОВОЙ СХЕМОТЕХНИКИ

Профиль получаемого профессионального образования:

технический

Код и наименование профессии /специальности:

09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.

Квалификация выпускника: Оператор ЭВМ и ВМ

Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 4

2023 г.

ОДОБРЕНО
предметной(цикловой) комиссией
общеобразовательных и гуманитарных
дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 1 от

Подпись

Зам. директора по УР

Председатель П(Ц)К
_________ Магомедова З.А.
Мнись
*
ФИО

—Шабанова М. М.
ФИО

Ж

2023 г.

Рабочая программа общепрофессиональной учебной дисциплины ОПД.ОЗ Основы электро­
ники и цифровой схемотехники разработана на основе требований:
Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 854 (ред. от 09.04.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой ин­
формации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29569)
с учетом:
- профиля получаемого образования;
примерной программы;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в преде­
лах освоения образовательных программ среднего профессионального образова­
ния на базе основного общего образования с учетом требований федеральных гос­
ударственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специ­
альности среднего профессионального образования (разработаны Департаментом
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобр­
науки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразова­
тельных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования ППКРС,
разработанных Отделом профессионального образования Министерства образо­
вания и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик:

преподаватель информатики

Магомедов Р.Б.

Рецензент:

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
4

ДИСЦИ-

5

ПРОГРАММЫ

7

УЧЕБНОЙ

ПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

РАБОЧЕЙ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

9

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.ОЗ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОНИКИ И ЦИФРОВОЙ СХЕМОТЕХНИКИ
1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии в соответствии с ФГОС СПО:
09.01.03 Мастер но обработке цифровой информации

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ГШКРС: профессиональный цикл,

общепрофессиональная дисциплина
В процессе изучения данной дисциплины формируются следующие профессиональ­
ные и общие компетенции:
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферий­
ные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное обо­
рудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный ком­
пьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графиче­
ских и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиа­
файлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных
компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации
цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального
компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиаконтент на различных съемных носителях ин­
формации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиаконтент в сети Интернет
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее до­
стижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон­
троль. оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне­
ния профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­
нальной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиен­
тами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисци­
плины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять параметры полупроводниковых приборов и элементов системотехники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

4
i

основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпря­
мителях. колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электриче­
ских сигналов;
« общие сведения о распространении радиоволн:
» принцип распространения сигналов в линиях связи;
• сведения о волоконно-оптических линиях;
» цифровые способы передачи информации;
• ‘Общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, ди­
оды. транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);
® логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;
« функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демульти­
плексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);
• запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;
<» цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи;
• условные обозначения элементов схемотехники.
•

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 75 часов, в том числе:
самостоятельной работы обучающихся 25 часа;
взаимодействие с преподавателем 3 часа, в том числе
экзамен 6 час.
1.5 Учебные занятия но учебной дисциплине проводятся дистанционно.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Взаимодействие с преподавателем

в том числе:
изучение теоретического материала
выполнение практических заданий
Самостоятельная работа обучающегося
Экзамен *

Объем часов

75
50

16
30
25
4

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД.02 Основы электроники и цифровой схемотехники

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1

2

3
26
6

4

Содержание учебного материала

'-'Тема'!.-

Основные элементы
электроники

Распространение радиоволн и передача информации. Волоконно-оптические линии связи. Классифика­
ция элементов электроники. Пассивные элементы. Параметры и характеристики транзисторов. Функци­
ональные ИС. Электровакуумные приборы. Газоразрядные приборы. Интегральные микросхемы. Осо­
бенности проектирования больших ИС. Система обозначения ИС. Полупроводниковые фотоэлектрон­
ные приборы.
Практическое задание 1. Анализ информации (проработка конспекта лекции).

Тема 3.
Ци ф р оанал о го в ые
и аналого-цифровые преобразова­
тели.
Применение схем в
электронике

10
10

Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).
Содержание учебного материала

Тема 2.
Основы цифровой
схемотехники

2

26

6

Физические основы работы устройств. Дискретизация сигнала. Триггеры. Цифровые устройства. Де­
шифраторы. Шифраторы. Регистры и счетчики. Общая характеристика полупроводниковых запомина­
ющих устройств. Оперативные запоминающие устройства. Постоянные запоминающие устройства. Пе­
репрограммируемые постоянные запоминающие устройства.
Практическое задание 2. Анализ информации (проработка конспекта лекции).

10

Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).

10

Содержание учебного материала

21

6

Цифроаналоговые преобразователи (ЦАП). Типы АЦП. Схемная реализация цепей ЦАП. Интерфейсы
ЦАП. Аналого-цифровые преобразователи (АЦП). Типы ЦАП.
Практическое задание 3. Анализ информации (проработка конспекта лекции).

10

Самостоятельная работа (текущий контроль усвоения учебного материала).

5

Экзамен

4
ВСЕГО

2

2

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличие лаборатория «Электротехники»,
Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор, интерактивная доска.
-

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной лите­
ратуры
Основные источники:

1. Богомолов С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники [Текст]; Учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования/С.А. Богомолов. - М. : Издательский центр «Ака­
демия», 2022. - 208 с.
2. Бутырин, П. А. Электротехника [Текст]; Учебник для нач. проф. образования / И. А. Буты­
рин, О. В. Толчеев, Ф. Н. Шакирзянов; под ред. П. А. Бутырина. - 6-е изд., стер. - М.: Акаде­
мия, 2020.-272 с.
3. Прошин, В. М. Электротехника [Текст]; Учебник для НПО / В. М. Прошин - М.: Академия.
2020.-288 с.
Дополнительные источники:

1. Новиков, П. Н. Задачник по электротехнике [Текст]: Учеб, пособие для нач. проф. образова­
ния / П. Н. Новиков. - М.: Академия, 2021. 336 с.
2. Синдеев, Ю. Г. Электротехника с основами электроники [Текст]: Учебное пособие для уча­
щихся профессиональных училищ, лицеев и колледжей / Ю. Г. Синдеев. - 13-е изд. - Ростов
н/Д: Феникс. 2022. - 407 с.
Интериет-ресурсы:

1. Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс]: содержит информа­
цию
по
разделу
«Электроника»./ —Электрон.
дан.
—
Режим
доступа:
http://ktf.kfk.ru/courses/foet//, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. (Дата обращения:
08.03.2023)
2. Мультимедийный курс по электротехнике и основам электроники [Электронный ресурс]:
база данных содержит мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз».
— Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.eltray.com, свободный. — Загл. с экрана. —
Яз. рус., англ. (Дата обращения: 08.02.2023)
3. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]: база данных содержит кол­
лекцию естественнонаучных экспериментов /Система федеральных образовательных порта- '
лов. — Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.experiment.edu.ru , свободный. — Загл. '
с экрана. — Яз. рус. (Дата обращения: 07.03.2023)

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе и результате проведения практических занятий, опросов, а также выполнения
обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы
___________ ________________________
Резу л ьтаты обу ч ен и я
(освоенные умения,
у св о ен н ы е з н а и и я)

Показатели оценки резуль­
татов обучения

1

2

Профес­
сиональ­
ные и об­
щие ком­
петенции

Формы и методы кон­
троля

Умения:

У1. Определять параметры - применять законы постоян­
полупроводниковых при­ ного и переменного тока;
боров и элементов систе­ - рассчитывать параметры при
измерении различных электри­
мотехники
ческих величин;
- применять основные законы
электроники и цифровой
схемотехники

ПК 1.1 1.5
ПК 2.1 2.4
OKI-7

- оценка отчетов по прак­
тическим работам;
- наблюдение и оценка
деятельности в процессе
выполнения
практиче­
ских работ;
- оценка ответов на диф­
ференцированном зачете

Знания:

31. Основные сведения об
электровакуумных и полу­
проводниковых приборах,
выпрямителях, колебатель­
ных системах, антеннах;
усилителях, генераторах
электрических сигналов

32. Общие сведения о рас­
пространении радиоволн
33. Принцип распростране­
ния сигналов в линиях
связи
34. Сведения о волоконнооптических линиях
35. Цифровые способы пе­
редачи информации

36. Общие сведения об
элементной базе схемотех­
ники (резисторы, конденса­
торы, диоды, транзисторы,
микросхемы,
элементы
оптоэлектроники)
37. Логические элементы
и логическое проектиро­
вание в базисах микро­
схем
38. Функциональные узлы
(дешифраторы, ■ шифра­
торы,
мультиплексоры,

- демонстрация знаний об
электровакуумных и
полупроводниковых приборах,
- демонстрация знаний о
выпрямителях, колебательных
системах, антеннах; усилителях,
- демонстрация знаний о
генераторах электрических
сигналов
-демонстрация знаний
принципов
распространении радиоволн
- демонстрация знаний
принципов распространения
сигналов в линиях связи________
- демонстрация знаний о
волоконно-оптических линиях
- демонстрация знаний о
цифровых способах передачи
информации
- демонстрация знаний об
элементной базе схемотехники
(резисторы, конденсаторы,
диоды, транзисторы,
микросхемы, элементы
оптоэлектроники)
-демонстрация знаний о
логических элементах и
логическом проектировании в
базисах микросхем
-демонстрация знаний о
функциональных узлах

- оценка результатов те­
стирования;
- оценка результатов со­
беседования;
оценка ответов на
диф.зачете

_________________________
8

демультиплексоры, цифро­
вые компараторы, сумма­
торы, триггеры, регистры,
счетчики)
39. Запоминающие устрой­
ства на основе БИС/СБИС

- демонстрация знаний о
запоминающих устройствах на
основе БИС/СБИС
310. Цифро-аналоговые и - демонстрация знаний о
аналого-цифровые преоб­ цифро-аналоговых и аналогоразователи
цифровых преобразователях
Д311 Условные обозначе­ - демонстрация знаний
ния элементов схемотех­ условных обозначений
ники
элементов схемотехники

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.