МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД
«Индустриально-промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.09 Физическая культура
Профиль получаемого профессионального образования:
Технический
Код и наименование профессии /специальности:
09.02.07. «Информационные системы и программирование»
Квалификация выпускника:
Программист
Форма обучения: очная
Курс: 1
Семестр: 1,2
2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура» для специалистов
09.02.07. «Информационные системы и программирование».
разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547;
с учетом:
-
профиля получаемого образования.
-
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2023/2024 учебный
год.
Разработчики: Багомедов М.Ш.
преподаватель ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты
щий отделением ГБПОУ РД ИПК
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУП.09 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП.09 «Физическая культура» является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07. «Информационные системы и
программирование» Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и
программирование"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44936)
Программа ОУП.09 Физическая культура адаптирована для обучения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Учебная дисциплина ОУП.09 Физическая культура направлена на формирование физической
культуры обучающихся, развитие целеустремленности, выдержки, самообладания, инициативности,
снятия напряжения в различных группах мышц, концентрации внимания. Цель дисциплины обеспечить развитие физических способностей обучающихся в соответствии с общественными
требованиями, стандартами и профессиональной направленностью обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии
человека;
- основы здорового образа жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
Код
ПК, ОК
ОК 03
ОК 04
ОК 06
ОК 07
ОК 08
Умения
Использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
Применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности
Пользоваться средствами профилактики
перенапряжения характерными для
данной профессии (специальности).
Знания
Роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
Основы здорового образа жизни;
Условия профессиональной деятельности и
зоны риска физического здоровья для
профессии (специальности)
Средства профилактики перенапряжения.
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
78
в том числе:
практические занятия
76
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
-
Промежуточная аттестация по образовательной
программе в форме дифференцированного зачета
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУ П.09 Физическая культура
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности
Объем
часов
обучающихся
Тема 1. Легкая
атлетика
Содержание учебного материала; практические занятия
14
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Физическая культура
в укреплении здоровья. Старт, стартовый разгон,
финиширование"
2
Практическое занятие "Бег 100м"
2
Практическое занятие "Эстафетный бег 4ТОО м"
2
Практическое занятие "Бег по прямой с различной скоростью"
2
Практическое занятие "Равномерный бег на дистанцию 3000 м
(мин, с); 2000 м (мин, с)"
2
Практическое занятие "Прыжки в длину с места"
2
Контрольные занятия
"Бег 3 000 м (мин, с); 2000 м (мин, с)"
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Волейбол Содержание учебного материала; практические занятия
16
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Стойки и
перемещения (ходьбой, бегом, скачком)"
2
Практическое занятие "Верхняя и нижняя передача мяча в
движении"
2
Практическое занятие "Передачи мяча в парах и над собой"
2
Практическое занятие "Подачи мяча (прямая, верхняя, боковая)"
2
Практическое занятие "Прием мяча одной и двумя руками"
2
Практическое занятие "Нападающий удар. Блокирование,
страховка"
2
Практическое занятие "Игра по упрощенным правилам"
2
Контрольные занятия
"Подача мяча - произвольная форма"
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Баскетбол Содержание учебного материала; практические занятия
18
Практическое занятие "Инструктаж по ТБ. Передвижения,
прыжки, остановки и повороты "
2
Практическое занятие "Ловля и передача мяча"
2
Практическое занятие " Броски мяча в корзину (с места, в
движении, прыжком)"
2
Практическое занятие "Техника овладения мячом и
противодействия"
2
Практическое занятие "Перехват, приемы против броска,
накрывание."
2
Практическое занятие "Техника обманных движений"
2
Практическое занятие "Техники игры в защите."
2
Практическое занятие "Игра по упрощенным правилам"
2
"Броски мяча в корзину - штрафной бросок "
2
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4
Содержание учебного материала; практические занятия
30
Профессионально Практическое занятие "Комплекс упражнений для утренней
прикладная
гимнастики"
физическая
подготовка
Практическое занятие "Комплекс упражнений для глаз"
2
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений по формированию
осанки"
2
Практическое занятие "Комплекс дыхательных упражнений"
2
Практическое занятие " Комплекс упражнений для
профилактики заболеваний суставов"
2
Практическое занятие " Комплекс упражнений для
профилактики варикозного расширения вен"
2
Практическое занятие "Развитие мышц плечевого пояса,
туловища и стопы"
2
Практическое занятие "Упражнения для статической
выносливости мышц пальцев и кистей рук"
2
Практическое занятие "Упражнения с отягощением для
укрепления мышц ног"
2
Практическое занятие " Комплекс упражнений для развития
быстроты"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений для развития
гибкости"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений для развития
координации"
2
Практическое занятие "Комплекс упражнений производственной
гимнастики"
2
Практическое занятие "Комплекс физических упражнений,
влияющих на общее состояние здоровья"
1
Практическое занятие "Составление индивидуального плана
физического развития обучающегося"
1
Дифференцированный зачёт
2
Всего
78
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в учебном кабинете физического воспитания и спортивного
комплекса:
- спортивный зал;
- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Оборудование кабинета физического воспитания и спортивного зала:
- учительский стол, стул, шкаф;
- технические средства обучения: компьютер, секундомер.
- гимнастические снаряды: гимнастический козёл, канат подвесной, маты, гимнастический мост,
гимнастические скамейки, обручи, мячи, кубики, скакалки, гимнастические ленты;
- инвентарь для спортивных игр: мячи (волейбольные, баскетбольные), волейбольные стойки, сетка,
баскетбольные щиты, кольца, теннисные столы, ракетки, теннисные шарики, манишки;
- оборудование для легкой атлетики стойки и планки для прыжков в высоту, стартовые колодки,
гранаты, малые мячи, эстафетные палочки, диски, нагрудные номера, разноцветные майки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Решетников Н.В. Физическая культура: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования. - М.: ИЦ "Академия", 2019 - 176 с.
2. Лях, В.И. Физическая культура / В.Н. Лях, А.А. Зданевич. - 7-е издание. - М.: Просвещение, 2019237 с.
Дополнительная литература:
1. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб, пособие.
— М: КноРус: 2019 - 304 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И.Евсеев. - Ростов н/Д, 2019 - 384 с.
3. Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе
непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие — М.Советский спорт, 2019 - 296 с.
4. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании : учеб, пособие — Тюмень, 2018 - 104 с.
5. Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп —
Кострома , 2019 - 502 с.
6. Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью Учебное пособие /
под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - 3-е изд. - М. Академия : 2019 - 288 с.
7. Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при
снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред.
С.В.Матвеева. - СПб.: 2019 - 152 с.
Интернет-ресурсы:
1 .Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования. —
М.: Издательство Юрайт, 2021,— 493 с,— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-53402309-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471143
2 . Ягодин В.В. Физическая культура: основы спортивной этики: учебное пособие для среднего
профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 113 с. — (Профессиональное
образование).— ISBN 978-5-534-10349-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475602
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
•
Использовать
физкультурнооздоровительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных и
профессиональных целей;
•
Применять
рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной
деятельности
Критерии оценки
Методы оценки
«Отлично»
теоретическое Примеры форм и методов
содержание
курса
освоено контроля и оценки
полностью, без пробелов, умения •
Компьютерное
сформированы,
все тестирование на знание
предусмотренные
программой
терминологии по теме.
учебные
задания
выполнены,
•
Тестирование.
качество их выполнения оценено
•
Контрольная работа.
высоко.
•
Самостоятельная
«Хорошо»
теоретическое работа.
Защита реферата.
содержание
курса
освоено •
полностью,
без
пробелов, •
Семинар.
некоторые умения сформированы •
Защита курсовой
недостаточно,
все работы (проекта).
предусмотренные
программой •
Выполнение проекта.
учебные
задания
выполнены,
•
Наблюдение за
некоторые
виды
заданий
выполнением практического
выполнены с ошибками.
задания, (деятельностью
студента).
«Удовлетворительно»
Оценка выполнения
теоретическое содержание курса •
освоено частично, но пробелы не практического
носят существенного характера, задания(работы).
необходимые умения работы с •
Подготовка и
освоенным материалом в основном выступление с докладом,
сформированы,
большинство
сообщением, презентацией. •
предусмотренных
программой
Решение ситуационной
обучения
учебных
заданий
задачи.
выполнено,
некоторые
из
выполненных заданий содержат
ошибки.
•
Пользоваться
средствами профилактики
перенапряжения
характерными для данной
профессии (специальности)
Роль
физической
культуры в общекультурном,
профессиональном
и
социальном
развитии
человека;
•
Основы
здорового
образа жизни;
•
Условия
профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
профессии (специальности)
«Неудовлетворительно»
•
Средства
теоретическое содержание курса не
профилактики
освоено, необходимые умения не
перенапряжения
сформированы,
выполненные
учебные задания содержат грубые
ошибки.
ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Нормативы
№ Виды испытаний
п/п
(тесты)
2. Бег на 2 км (мин,
с)
на 3 км (мин, с)
Юноши
Девушки
3
4
5
3
4
5
9.20
8.50
7.50
11.50
11.20
9.50
15.10
14.40
13.10
-
-
-
Нормативы
№ Виды испытаний
п/п
(тесты)
Юноши
Девушки
3
4
5
3
4
5
6
7
8
5
6
7
4
5
6
3
4
5
1. Волейбол
Подача мяча произвольная
форма
2. Баскетбол
"Броски мяча в
корзину штрафной бросок
" (10 попыток)
Зачетные требования для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе
Заболевание
Оценка
Контрольное
упражнение (тест)
юноши
Сердечно
сосудистая
система
(неактивная фаза
ревматизма,
функциональные
изменения и др.)
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
девушки
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Засчитывается Засчитывается
Броски и ловля
теннисного мяча
количество
количество
пойманных
пойманных
двумя руками с
расстояния 1 метра
мячей.
мячей.
от стенки в течение
30 секунд.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа
Органы дыхания
(хронический
бронхит,
воспаление
легких,
бронхиальная
астма и др.)
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
Засчитывается Засчитывается
теннисного мяча
количество
количество
двумя руками с
пойманных
пойманных
расстояния 1 метра
мячей.
мячей.
от стенки в течение
30 секунд.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа
Заболевания
почек (нефрит,
пиелонефрит,
нефроз)
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
Засчитывается Засчитывается
теннисного мяча
количество
количество
двумя руками с
пойманных
пойманных
расстояния 1 метра
мячей.
мячей.
от стенки в течение
30 секунд.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа
Органы зрения
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
теннисного мяча
Засчитывается Засчитывается
количество
количество
двумя руками с
расстояния 1 метра
от стенки в течение
30 секунд.
пойманных
мячей.
пойманных
мячей.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа
Нарушения
нервной
системы
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
Засчитывается Засчитывается
теннисного мяча
количество
количество
двумя руками с
пойманных
пойманных
расстояния 1 метра
мячей.
мячей.
от стенки в течение
30 секунд.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа
Хронические
заболевания
желудочнокишечного
тракта,
желчного
пузыря, печени
6-минутный бег, м
в сочетании с
ходьбой
Результатом
Результатом
теста является теста является
расстояние,
расстояние,
пройденное
пройденное
обучающимся. обучающимся.
Броски и ловля
Засчитывается Засчитывается
теннисного мяча
количество
количество
двумя руками с
пойманных
пойманных
расстояния 1 метра
мячей.
мячей.
от стенки в течение
30 секунд.
Приседания,
Засчитывается Засчитывается
выполненные в
количество
количество
произвольном
выполненных выполненных
темпе до утомления упражнений
упражнений
до момента
до момента
отказа
отказа