оп.03 адаптивные информационные и коммуникационные технологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Адаптивные информационные и коммуникационные
технологии

Профиль получаемого профессионального образования:

технический

Код и наименование специальности/профессии:
09.02.07 «Информационные системы и программирование»

(квалификация — программист)

2023г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОП.ОЗ «Адаптивные
и коммуникационные технологии разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего об­
щего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
09.12.2016 № 1547 (зарегистрировано в Минюсте России от 26.12.2016 №
44936);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего про­
фессионального образования по специальности/профессии 09.02.07 «Инфор­
мационные системы и программирование»

с учетом:
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований фе­
деральных государственных образовательных стандартов и получаемой про­
фессии или специальности среднего профессионального образования (разра­
ботаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабо­
чих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной по­
литики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразо­
вательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессио­
нальной образовательной программы среднего профессионального образо­
вания (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального об­
разования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот­
ветствии с рабочим учебным планом образовательной организации на

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДПСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»

1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

в дополнительном профессиональном образовании (в программах повыше­
ния квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.

1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы: адаптационный цикл
1.1.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к ре­
зультатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
»

Работать с программными средствами универсального назначения, со­
ответствующими современным требованиям;

•

Использовать адаптированную компьютерную технику, альтернатив­
ные устройства ввода информации, специальное программное обеспе­
чение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);

•

Осуществлять выбор способа представления информации в соответ­
ствии с учебными задачами;

•

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информа­
ционных технологий;

•

Использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и бу­
дущей профессиональной деятельности;

•

Использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей про­
фессиональной деятельности;

•

Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации инди­
видуального информационного пространства;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

•

Основы современных информационных технологий переработки и пре­
образования текстовой, табличной, графической и другой информации;

•

Современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;

•

Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтерна­
тивными устройствами ввода - вывода информации (студенты с нару­
шением опорно-двигательного аппарата);

•

Приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.

1.2.

Количество часов на освоение рабочей программы учеб­
ной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:

теоретические занятия

32

практические занятия

30

Итоговая аттестация в форме экзамена

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
Содержание учебного материала, лабораторные
Наименова­
работы и практические занятия, самостоятель­ Объем
ние разделов и
ная работа учащихся, курсовая работа (проект) часов
тем
(если предусмотрены)
1
2
3
Раздел 1. Основы информационных технологий

Уровень
усвоения
4

10

Содержание учебного материала
1

Введение в дисциплину

2

Понятие информационной технологии. Инфор­
матика и информационные технологии. Струк­
тура предметной области информационной тех­ 2
нологии. Этапы развития информационных тех­
нологий. Новая информационная технология.
Свойства информационных технологий.

Основы
информационных техноло­
гий

3

Понятие критериев эффективности информаци­
онных технологий. Частные критерии эффек­
тивности. Специфика реализации информаци­
онных технологий. Общий критерий эффектив­
ности информационных технологий. Отличи­
2
тельные признаки высокоэффективных техно­
логий и основные принципы их проектирова­
ния. Человеческий фактор в перспективных ин­
формационных технологиях.
Методологический
аппарат
науки
как

1

информационных технологиях.
Методологический аппарат науки как информа­
ционная технология.

4

Классификация информационных технологий.
Основные классы информационных техноло­
гий. Классификация по пользовательскому ин­
терфейсу. Классификация по степени взаимо­
2
действия между собой. Классификация ИТ по
типу обрабатываемой информации. Понятие
платформы. Проблемы и критерии выбора ин­
формационных технологий.

5

Стандарты пользовательского интерфейса ИТ.
Интерфейс прикладного программирования.
Платформенно-независимый интерфейс POSIX. 2
Проектирование пользовательского интер­
фейса.

6

Информационные технологии широкого поль­
зования. Табличные процессоры. Системы 2
управления базами данных.

Практические занятия

10

1

Работа с программными средствами универ­
сального назначения, соответствующими совре­ 2
менным требованиям

2

Использование адаптированной компьютерной
2
техники

3

Использование устройств ввода и вывода ин­
2
формации

4

Информационные технологии широкого поль­
зования. Текстовые процессоры. Графические
процессоры. Геоинформационные технологии.
2
Интегрированные пакеты. ИС как средства и
методы реализации информационных техноло­
гий.

5

Организация индивидуального информацион­
2
ного пространства

1

Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии
Содержание учебного материала
Дистанцион­
7
ные образовательные тех­
8
нологии

9

12

Дистанционное обучение

2

Интернет-курсы

2

Интернет-тестирование

2

1

6

учебном процессе
Авторские и интегрированные информацион­
ные технологии. Гипертекст. Мультимедиа. Но­
12
2
вый класс интеллектуальных технологий. Ин­
формационные хранилища.
Практические занятия

6

2

Использование альтернативных средств комму­
2
никации.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации

Содержание учебного материала

4

13

Знакомство с техническими средствами теле­
2
коммуникационных технологий

14

Знакомство с программными средствами теле­
2
коммуникационных технологий

1

Информаци- Практические занятия
4
онные и коммуникацион- 7 Всемирная паутина. Поисковые системы.
1
ные техноло­
Поиск информации и преобразование ее в фор­
гии как сред­
8
мат, наиболее подходящий для восприятия, с 1
ства
комму­
учетом ограничения здоровья.
никации

9

Работа с браузером. Примеры работы с интер­
1
нет - библиотекой

10

Знакомство с организацией коллективной дея­
1
тельности (видео- и телеконференции)

И

Создание почтового ящика.

Раздел 4. Технологии работы с информацией
Содержание учебного материала
15

4

Знакомство с текстовым и табличным процессо­
2
рами

16 Знакомство с табличным процессором
2
Технологии
работы с ин­ Практические занятия
12
формацией
Работа с текстовой информацией. Создание до­
12
1
кумента Word.
13

Форматирование документа.

14 Применение стилей, мастеров и шаблонов

1
1

1

13

Форматирование документа.

14 Применение стилей, мастеров и шаблонов
15

Создание таблиц и диаграмм в Word

1

1
1

Работа с табличной информацией. Создание
16 таблиц. Форматирование таблиц и автозаполне­ 2
ние ячеек.
17 Знакомство с основами ввода формул

18

2

Работа с графической информацией. Создание
2
рисунка.

19 Работа с инструментами Paint

Дифференцированный зачет
Всего:

2

66

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Выбор методов обучения обуславливается целями обучениями, содер­
жанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков,

уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и матери­
ально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации

обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном

процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обуче­
ния, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в

установлении полноценных межличностных отношений с другими студен­
тами, создании комфортного психологического климата в студенческой

группе.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­

нию
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Ин­
форматика».

Оборудование учебного кабинета:

•

компьютеры не менее 15 шт.;

•

проектор, экран;

•

сеть интернет;

•

локальная сеть;
8

•

маркерная доска.

Технические средства обучения:

•

сканер;

•

принтер,

•

веб-камеры (не менее 15 шт);

•

наушники с микрофоном (не менее 15 шт);

•

интерактивная доска.

Необходимое программное обеспечение:
•

Операционная система: Microsoft Windows ХР.

•

Файловые менеджеры: Проводник, Total Commander.

«

Архиваторы: WinRAR, WinZip 7.0.

3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополни­
тельной литературы

Основные источники:
1. Богатюк В.А. Оператор ЭВМ (5-е изд., стер.) учеб, пособие - М., 2020.
2. Киселев С.В. Оператор ЭВМ (7-е изд., испр.) учеб, пособие - М., 2018.

Дополнительные источники:
1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Электив­
ный курс. - М., 2015.

2. Залоговая.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие.
Элективный курс. - М., 2017.

Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru

Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осу­
ществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися ин­
дивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы кон­
троля и оценки ре­
зультатов обучения

Обучающийся должен уметь:
Работать с программными средствами универ­
сального назначения, соответствующими совре­
менным требованиям

Проведение тематиче­
ского тестирования,
устный опрос

Использовать адаптированную компьютерную
технику, альтернативные устройства ввода ин­
формации, специальное программное обеспече­
ние (студенты с нарушением опорно-двигатель­
ного аппарата)

Устный опрос, прове­
дение тематического
тестирования

Осуществлять выбор способа представления ин­
формации в соответствии с учебными задачами

Поиск информации,
устный опрос, прове­
дение тематического
тестирования

Иллюстрировать учебные работы с использова­
нием средств информационных технологий

практические занятия

Использовать альтернативные средства коммуни­ практические занятия
кации в учебной и будущей профессиональной
деятельности
Использовать специальные информационные и
коммуникационные технологии в индивидуаль­
ной и коллективной учебной и будущей профес­
сиональной деятельности

практические занятия

Использовать приобретенные знания и умения в
учебной и будущей профессиональной деятель­
ности для эффективной организации индивиду­
ального информационного пространства

практические занятия

Обучающийся должен знать:

10

Основы современных информационных техноло­ устный опрос
гий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации;

Современное состояние уровня и направления
развития технических и программных средств
универсального и специального назначения;

устный опрос

Приемы использования компьютерной техники, устный опрос
оснащенной альтернативными устройствами
ввода - вывода информации (студенты с наруше­
нием опорно-двигательного аппарата);
Приемы поиска информации и преобразование ее устный опрос
в формат, наиболее подходящий для восприятия
с учетом ограничений здоровья.

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.