МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Адаптивные информационные и коммуникационные
технологии
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование специальности/профессии:
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
(квалификация — программист)
2023г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОП.ОЗ «Адаптивные
и коммуникационные технологии разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего об
щего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
09.12.2016 № 1547 (зарегистрировано в Минюсте России от 26.12.2016 №
44936);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего про
фессионального образования по специальности/профессии 09.02.07 «Инфор
мационные системы и программирование»
с учетом:
- профиля получаемого образования;
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований фе
деральных государственных образовательных стандартов и получаемой про
фессии или специальности среднего профессионального образования (разра
ботаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабо
чих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной по
литики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 №06-259);
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразо
вательных учебных дисциплин в пределах освоения основной профессио
нальной образовательной программы среднего профессионального образо
вания (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального об
разования Министерства образования и науки Республики Дагестан в соот
ветствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДПСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
2
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной
образовательной программы профессиональной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повыше
ния квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке.
1. Место учебной дисциплины в структуре образовательной
программы: адаптационный цикл
1.1.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к ре
зультатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
»
Работать с программными средствами универсального назначения, со
ответствующими современным требованиям;
•
Использовать адаптированную компьютерную технику, альтернатив
ные устройства ввода информации, специальное программное обеспе
чение (студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата);
•
Осуществлять выбор способа представления информации в соответ
ствии с учебными задачами;
•
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информа
ционных технологий;
•
Использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и бу
дущей профессиональной деятельности;
•
Использовать специальные информационные и коммуникационные
технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей про
фессиональной деятельности;
•
Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей
профессиональной деятельности для эффективной организации инди
видуального информационного пространства;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•
Основы современных информационных технологий переработки и пре
образования текстовой, табличной, графической и другой информации;
•
Современное состояние уровня и направления развития технических и
программных средств универсального и специального назначения;
•
Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтерна
тивными устройствами ввода - вывода информации (студенты с нару
шением опорно-двигательного аппарата);
•
Приемы поиска информации и преобразование ее в формат, наиболее
подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
1.2.
Количество часов на освоение рабочей программы учеб
ной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
66
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
в том числе:
теоретические занятия
32
практические занятия
30
Итоговая аттестация в форме экзамена
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
Содержание учебного материала, лабораторные
Наименова
работы и практические занятия, самостоятель Объем
ние разделов и
ная работа учащихся, курсовая работа (проект) часов
тем
(если предусмотрены)
1
2
3
Раздел 1. Основы информационных технологий
Уровень
усвоения
4
10
Содержание учебного материала
1
Введение в дисциплину
2
Понятие информационной технологии. Инфор
матика и информационные технологии. Струк
тура предметной области информационной тех 2
нологии. Этапы развития информационных тех
нологий. Новая информационная технология.
Свойства информационных технологий.
Основы
информационных техноло
гий
3
Понятие критериев эффективности информаци
онных технологий. Частные критерии эффек
тивности. Специфика реализации информаци
онных технологий. Общий критерий эффектив
ности информационных технологий. Отличи
2
тельные признаки высокоэффективных техно
логий и основные принципы их проектирова
ния. Человеческий фактор в перспективных ин
формационных технологиях.
Методологический
аппарат
науки
как
1
информационных технологиях.
Методологический аппарат науки как информа
ционная технология.
4
Классификация информационных технологий.
Основные классы информационных техноло
гий. Классификация по пользовательскому ин
терфейсу. Классификация по степени взаимо
2
действия между собой. Классификация ИТ по
типу обрабатываемой информации. Понятие
платформы. Проблемы и критерии выбора ин
формационных технологий.
5
Стандарты пользовательского интерфейса ИТ.
Интерфейс прикладного программирования.
Платформенно-независимый интерфейс POSIX. 2
Проектирование пользовательского интер
фейса.
6
Информационные технологии широкого поль
зования. Табличные процессоры. Системы 2
управления базами данных.
Практические занятия
10
1
Работа с программными средствами универ
сального назначения, соответствующими совре 2
менным требованиям
2
Использование адаптированной компьютерной
2
техники
3
Использование устройств ввода и вывода ин
2
формации
4
Информационные технологии широкого поль
зования. Текстовые процессоры. Графические
процессоры. Геоинформационные технологии.
2
Интегрированные пакеты. ИС как средства и
методы реализации информационных техноло
гий.
5
Организация индивидуального информацион
2
ного пространства
1
Раздел 2. Дистанционные образовательные технологии
Содержание учебного материала
Дистанцион
7
ные образовательные тех
8
нологии
9
12
Дистанционное обучение
2
Интернет-курсы
2
Интернет-тестирование
2
1
6
учебном процессе
Авторские и интегрированные информацион
ные технологии. Гипертекст. Мультимедиа. Но
12
2
вый класс интеллектуальных технологий. Ин
формационные хранилища.
Практические занятия
6
2
Использование альтернативных средств комму
2
никации.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
как средства коммуникации
Содержание учебного материала
4
13
Знакомство с техническими средствами теле
2
коммуникационных технологий
14
Знакомство с программными средствами теле
2
коммуникационных технологий
1
Информаци- Практические занятия
4
онные и коммуникацион- 7 Всемирная паутина. Поисковые системы.
1
ные техноло
Поиск информации и преобразование ее в фор
гии как сред
8
мат, наиболее подходящий для восприятия, с 1
ства
комму
учетом ограничения здоровья.
никации
9
Работа с браузером. Примеры работы с интер
1
нет - библиотекой
10
Знакомство с организацией коллективной дея
1
тельности (видео- и телеконференции)
И
Создание почтового ящика.
Раздел 4. Технологии работы с информацией
Содержание учебного материала
15
4
Знакомство с текстовым и табличным процессо
2
рами
16 Знакомство с табличным процессором
2
Технологии
работы с ин Практические занятия
12
формацией
Работа с текстовой информацией. Создание до
12
1
кумента Word.
13
Форматирование документа.
14 Применение стилей, мастеров и шаблонов
1
1
1
13
Форматирование документа.
14 Применение стилей, мастеров и шаблонов
15
Создание таблиц и диаграмм в Word
1
1
1
Работа с табличной информацией. Создание
16 таблиц. Форматирование таблиц и автозаполне 2
ние ячеек.
17 Знакомство с основами ввода формул
18
2
Работа с графической информацией. Создание
2
рисунка.
19 Работа с инструментами Paint
Дифференцированный зачет
Всего:
2
66
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Выбор методов обучения обуславливается целями обучениями, содер
жанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков,
уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и матери
ально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации
обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном
процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обуче
ния, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в
установлении полноценных межличностных отношений с другими студен
тами, создании комфортного психологического климата в студенческой
группе.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Ин
форматика».
Оборудование учебного кабинета:
•
компьютеры не менее 15 шт.;
•
проектор, экран;
•
сеть интернет;
•
локальная сеть;
8
•
маркерная доска.
Технические средства обучения:
•
сканер;
•
принтер,
•
веб-камеры (не менее 15 шт);
•
наушники с микрофоном (не менее 15 шт);
•
интерактивная доска.
Необходимое программное обеспечение:
•
Операционная система: Microsoft Windows ХР.
•
Файловые менеджеры: Проводник, Total Commander.
«
Архиваторы: WinRAR, WinZip 7.0.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополни
тельной литературы
Основные источники:
1. Богатюк В.А. Оператор ЭВМ (5-е изд., стер.) учеб, пособие - М., 2020.
2. Киселев С.В. Оператор ЭВМ (7-е изд., испр.) учеб, пособие - М., 2018.
Дополнительные источники:
1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Электив
ный курс. - М., 2015.
2. Залоговая.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие.
Элективный курс. - М., 2017.
Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осу
ществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися ин
дивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы кон
троля и оценки ре
зультатов обучения
Обучающийся должен уметь:
Работать с программными средствами универ
сального назначения, соответствующими совре
менным требованиям
Проведение тематиче
ского тестирования,
устный опрос
Использовать адаптированную компьютерную
технику, альтернативные устройства ввода ин
формации, специальное программное обеспече
ние (студенты с нарушением опорно-двигатель
ного аппарата)
Устный опрос, прове
дение тематического
тестирования
Осуществлять выбор способа представления ин
формации в соответствии с учебными задачами
Поиск информации,
устный опрос, прове
дение тематического
тестирования
Иллюстрировать учебные работы с использова
нием средств информационных технологий
практические занятия
Использовать альтернативные средства коммуни практические занятия
кации в учебной и будущей профессиональной
деятельности
Использовать специальные информационные и
коммуникационные технологии в индивидуаль
ной и коллективной учебной и будущей профес
сиональной деятельности
практические занятия
Использовать приобретенные знания и умения в
учебной и будущей профессиональной деятель
ности для эффективной организации индивиду
ального информационного пространства
практические занятия
Обучающийся должен знать:
10
Основы современных информационных техноло устный опрос
гий переработки и преобразования текстовой,
табличной, графической и другой информации;
Современное состояние уровня и направления
развития технических и программных средств
универсального и специального назначения;
устный опрос
Приемы использования компьютерной техники, устный опрос
оснащенной альтернативными устройствами
ввода - вывода информации (студенты с наруше
нием опорно-двигательного аппарата);
Приемы поиска информации и преобразование ее устный опрос
в формат, наиболее подходящий для восприятия
с учетом ограничений здоровья.
11