МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИК ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Код и наименование специальности/профессии: 20.02.02 «Защита в
чрезвычайных ситуациях».
Квалификация выпускника: специалист по защите в чрезвычайных
ситуациях
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Форма обучения очная
г. Избербаш - 2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол К^/от «<%? »
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директору по УПР
2023 г.
(Подпись)
4(У
Джаммирзаева З.А
(ФИО)
О#2023 г.
Рабочая программа учебной практики профессионального модуля:
«ПМ.03 Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
Приказ Минпросвещения России от 07.07.2022 N 535
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2022 N 69570)
профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ специальных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.
Разработчики: Абдурахманова Г.Б
Рецензенты/ эксперты: (
преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
^^¿%/заведующий отделением ГБПОУ РД ИПК
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения программы
Программа учебной практики является частью ПМ.ОЗ Обеспечение
жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера,
в соответствии с ФГОС СПО по программе
подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего
профессионального образования 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2022
N 535 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации
08.08.2022 N69570).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения программы
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся
первоначальных практических профессиональных умений в рамках ПМ.ОЗ
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера - обучение приемам, операциям и
способам выполнения процессов, характерных для соответствующей
специальности.
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности
обучающийся должен:
Уметь
определять основные мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
составлять план мероприятия по жизнеобеспечению
спасательных подразделений в условиях чрезвычайных
ситуаций
использовать подручные средства
для
организации
жизнеобеспечения
применять
приемы
выживания
в
различных
природноклиматических зонах
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по
азимуту
использовать условные сигналы для взаимодействия с
воздушными судами
ориентироваться
на
местности
без
карты и
с топографической картой (планом объекта
экономики) с помощью компаса (приборов навигации) и
площадных, линейных, точечных или не заваливаемых
ориентиров применять альпинистское снаряжение и
оборудование прокладывать маршруты движения с учетом
особенностей рельефа местности и климатических условий
строить схемы привязки с использованием естественных
ориентиров
составлять планы, схемы, абрисы линейных и площадных
объектов с использованием установленных условных знаков
Знать
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные
приемы
выживания
в
различных
природноклиматических зонах
технические возможности штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
методики расчета потребности в расходных материалах,
энергоресурсах и продовольствии
основные виды навигационных приборов и их технические
возможности
основные
приемы
выживания
в
различных
природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях приемы
ориентирования на местности тактику передвижения на
различных рельефах местности, безопасные способы
передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические возможности штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем жизнеобеспечения
основные
приемы
выживания
в
различных
природноклиматических зонах
порядок и сигналы взаимодействия с воздушными судами
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
приемы и способы выживания на акваториях приемы
ориентирования на местности тактику передвижения на
различных рельефах местности, безопасные способы
передвижения с применением
альпинистского снаряжения
технические возможности штатных
средств
жизнеобеспечения
требования к зонам размещения систем
жизнеобеспечения приемы ориентирования на местности
правила составления планов, схем, абрисов линейных и
площадных объектов с использованием установленных
условных знаков
Результатом освоения программы учебной практики профессионального
модуля является сформированность у обучающихся первоначальных
практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля
по основным видам деятельности, т.е. профессиональных компетенций (ПК),
общих компетенций (ОК) и личностных результатов (ЛР): Перечень общих
компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01
Выбирать способы решения задач
применительно к различным контекстам;
ОК 02
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;
ОК 04
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
ОК 06
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
профессиональной
деятельности
Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
ВД1
Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
ПК 3.1.
Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях
чрезвычайных ситуаций;
ПК 3.2.
Организовывать и проводить первоочередное жизнеобеспечение
пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
ПК 3.3.
Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.4
Ориентироваться на местности с использованием топографических карт
(планов) и навигационных приборов
Перечень личностных результатов
Код
Наименование личностных результатов
ЛР 14
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 15
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как
к возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
1.3 Количество часов, отводимое на освоение учебной практики
Всего -108 часа
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Тематический план и содержание учебной практики
Коды ПК, ОК,
ЛР
ПК 3.1-3.4,
Виды работ
обеспечение жизнедеятельности групп в
ОК 1-9,
условиях автономного базового лагеря в природной
ЛР 13-15
среде; - развертывания систем жизнеобеспечения
Количество
часов по
темам
Наименование тем учебной практики
Тема 1. Основы топографии
36
Тема 2. Мероприятия по жизнеобеспечению в ЧС
36
спасательных подразделений;
применения основных приемов
ориентирования и передвижения по пересеченной
3. Обеспечение жизнедеятельности
выживания в условиях чрезвычайных ситуаций
Тема
и
36
местности - поход по пересеченной местности в
автономном режиме в составе группы, с отработкой
приемов преодоления различных препятствий,
организацией биваков (ночевок);
применения штатных авиационных и морских
спасательных средств
отработка элементов поисковых работ и
приемов выживания;
организация безопасного выполнения
верхолазных работ канатным способом.
Дифференцированный зачет
Всего часов
108
2.2. Содержание учебной практики
Коды ПМ, МДК, темы занятий
Содержание учебных занятий
Объем
часов
ПК, ОК, ЛР
ПМ.ОЗ Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Виды работ:
обеспечение жизнедеятельности групп в условиях автономного базового лагеря в природной среде;
развертывания систем жизнеобеспечения спасательных подразделений;
применения основных приемов ориентирования и передвижения по пересеченной местности
поход по пересеченной местности в автономном режиме в составе группы, с отработкой приемов преодоления
различных препятствий, организацией биваков (ночевок);
- применения штатных авиационных и морских спасательных средств
- отработка элементов поисковых работ и приемов выживания;
- организация безопасного выполнения верхолазных работ канатным способом.
выбирать безопасные маршруты движения, двигаться по азимуту
Тема 1. Основы
ориентироваться на местности без карты и с топографической картой
топографии
(планом объекта экономики) с помощью компаса (приборов навигации) и
площадных, линейных, точечных или не заваливаемых ориентиров
прокладывать маршруты движения с учетом особенностей рельефа
местности и климатических условий
строить схемы привязки с использованием естественных ориентиров
составлять планы, схемы, абрисы линейных и площадных объектов с
использованием установленных условных знаков
определять основные мероприятия по жизнеобеспечению спасательных
Тема 2. Мероприятия по
жизнеобеспечению в ЧС
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций
составлять план мероприятия по жизнеобеспечению спасательных
подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций
-
Тема 3. Обеспечение
жизнедеятельности и
выживания в условиях
чрезвычайных ситуаций
-
использовать подручные средства для организации жизнеобеспечения
применять приемы выживания в различных природно-климатических зонах
использовать условные сигналы для взаимодействия с воздушными судами
применять альпинистское снаряжение и оборудование
36
ПК 3.13.4, ОК
1-9,
ЛР 13-15
36
ПК 3.1 3.4, ОК
1-9,
36
ЛР 13-15
ПК 3.13.4, ОК
1-9,
ЛР 13-15
Дифференцированный
зачет
Демонстрация приобретенных умений и навыков, отчетов по практике. Ответы
на возникшие вопросы по видам выполненных работ.
Итого:
108
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной практики предполагает проведение
практики как в образовательной организации, так и на предприятии, ведущем
деятельность, направленную на формирование, закрепление, развитие навыков
и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью, в соответствии с
профессиональным модулем
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные издания
1.
Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы
чрезвычайных ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С.
Рысин, С. Л. Яблочников. — Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. —
18ВМ 978-5-4488-0820-3.
2.
Основы выживания в экстремальных условиях : учебное пособие
для СПО / А. В. Шевчук, К. С. Фокин, Н. Н. Кизюн, А. С. Иванов ; под
редакцией
О. Ю. Шепелева. — 2-е изд. — Саратов, Екатеринбург : Профобразование,
Уральский федеральный университет, 2019. — 125 с. — 18ВК 978-5-4488-05196, 978-5-7996-2802-4
3.
Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. Ч. 1 .Принципы выживания в различных
климатических условиях: учебник \ К.Н. Харитоненко, И.А. Кремешной. Москва: КУРС, - 2020. -208 с.
5.
Харитоненко К.Н. Основы обеспечения жизнедеятельности и
выживание в чрезвычайных ситуациях. 4.2.Обеспечение спасательных
операций, основы топографии и альпинистской подготовки: учебник \ К.Н.
Харитоненко, И.А. Кремешной. - Москва: КУРС, 2020. - 300 с.
6.
Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская
оборона : учебное пособие для СПО / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург :
Лань, 2020. — 488 с. — 18ВН 978-5-8114-6463-0
З.З.Общие требования к организации образовательного процесса
На
период
практики
обучающиеся
закреплены
за
высококвалифицированными специалистами. Объём и фронт работ должен
обеспечивать полную загрузку всех обучающихся. Рабочие места должны
отвечать требованиям техники безопасности. Руководитель практики
согласовывает ход практики с реальными возможностями и требованиями
организации, определяет рациональные формы организации работы,
применяет целесообразные методы и приемы,
координирует
работу
обучающихся.
3.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
дипломированные
специалисты
преподаватели
междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
наличие квалификации не менее чем на разряд выше разряда
выпускника;
стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года;
опыт
деятельности
в
организациях
соответствующей
профессиональной сферы.
КОНТРОЛБ
4.
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых
в рамках модуля
И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Критерии оценки
Методы оценки
ПК 3.1. Планировать
жизнеобеспечение
спасательных подразделений
в условиях чрезвычайных
ситуаций;
определяет зоны
развертывания систем
жизнеобеспечения
спасательных подразделений на
чрезвычайных ситуациях; обосновывает выбор
технических средств
жизнеобеспечения на
чрезвычайных ситуациях; рассчитывает потребности в
расходных материалах,
энергоресурсах и
продовольствии по
обеспечению
жизнедеятельности
спасательных подразделений в
условиях чрезвычайных
ситуаций;
организует бивак.
устный опрос,
тестирование,
собеседование.
экспертное наблюдение и
оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
ПК 3.2. Организовывать и
проводить первоочередное
жизнеобеспечение
пострадавшего населения в
зонах чрезвычайных
ситуаций;
- определяет первоочередные
мероприятия по обеспечению
пострадавшего населения в
зонах
чрезвычайных
ситуаций; рассчитывает
нагрузки
временных
электросетей
пунктов
временного
размещения
населения; ведет расчет
обеспечения
пунктов
временного
размещения
населения в соответствии с
санитарными нормами
экспертное наблюдение и
оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
ПК 3.3. Обеспечивать
выживание личного состава и
пострадавших в различных
чрезвычайных ситуациях.
-знает принципы выживания в
различных
природноклиматических зонах и
условиях;
-демонстрирует
приемы
выживания в природной среде и
на акваториях;
-демонстрирует
безопасное
применение
альпинистского
снаряжения и оборудования;
-демонстрирует
применение
штатных авиационных и
морских спасательных средств;
устный опрос,
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение и
оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
использует подручные
средства для организации
жизнеобеспечения;демонстрирует навыки решения
конфликтных ситуаций;
использует сигналы
взаимодействия с воздушными
судами;
применяет стратегию
разрешения конфликтных
ситуаций;
применяет различные
стратегии переговорного
процесса;
выявляет пред
конфликтную ситуацию;
ПК 3.4. Ориентироваться на
местности с использованием
топографических карт
(планов) и навигационных
приборов
-демонстрирует чтение
топографических карт, применяя
навигационные приборы;
- составляет схемы, планы,
абрисы с использованием
естественных ориентиров;
- прокладывает маршруты
движения с учетом рельефа
местности;
устный опрос
тестирование
собеседование
экспертное наблюдение и
оценка выполнения
практических действий в
ходе выполнения
практических заданий.
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам;
- выбирает способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации,
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности;
использует
современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации; использует
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
планирует и
реализовывает собственное
профессиональное и личностное
развитие,
планирует и
реализовывает
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере;
- использует знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ситуациях;
ситуациях;
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде;
- эффективно взаимодействует и
работает в коллективе и
команде;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
осуществляет устную и
письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения;
- проявляет
гражданскопатриотическую
позицию; - демонстрирует
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений; применяет стандарты
антикоррупционного
поведения;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
- содействует сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению; применяет знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
- пользуется профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках.
экспертная оценка
выполнения работ в
соответствии с
установленными
регламентами с
соблюдением правил
безопасности труда,
санитарными нормами
ЛР 14. Проявляющий
сознательное отношение к
непрерывному образованию
как условию успешной
профессиональной и
общественной деятельности
наличие сознательного
отношения к непрерывному
образованию;
наличие ответственности,
дисциплинированности,
трудолюбия;
текущая
проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос;
наличие цели на
достижение поставленных задач;
умение проектно мыслить;
оценка
результатов
выполнения
самостоятельной
работы
ЛР 15. Проявляющий
гражданское отношение к
профессиональной
деятельности как к
возможности личного участия
в решении общественных,
государственных,
общенациональных проблем
- наличие социально значимых
знаний о нормах и традициях
поведения
человека
как
гражданина и патриота своего
Отечества.
текущая
проверка
наблюдение и оценка
результатов
выполнения
практических работ;
устный опрос; оценка
результатов
выполнения
самостоятельной
работы