ОПЦ.07 Техническая механика 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.07 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Код и наименование специальности/профессии:
21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин».

Квалификация выпускника:

техник-технолог.
Профиль получаемого профессионального образования: технический

Форма ос
Курс:
Семестр:

2
3.4.

2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «_^£»
Председатель Ц(Ц)К

Подпись

С>/ 20
//
'

г.

ФИО

20

г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.07 Техническая механика разработана на
основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.09.2022 N 836 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.10.2022 N 70631)с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный
институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259);
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных
дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным
планом образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик: преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД
эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОПЦ.07 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОПЦ. 07 Техническая механика» является обязательной
частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии
с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК
Знать:
Уметь:
виды движений и преобразующие
определять напряжения в
ОК. 01
конструкционных элементах; движения механизмы;
ОК. 02
виды износа и деформаций деталей и
ОК.04
определять передаточное
ОК.05
узлов;
отношение;
ОК. 06
проводить расчет деталей и
виды передач; их устройство, назначение,
ОК.09
сборочных единиц общего
преимущества и недостатки, условные
назначения;
обозначения на схемах;
ПК 1.1
кинематику механизмов, соединения
ПК 1.2
проводить сборочноПК 2.1
деталей машин, механические передачи,
разборочные работы в
ПК 2.3
соответствии с характером
виды и устройство передач;
ПК 3.1
соединений деталей и
методику расчета конструкций на
ПК 3.2
сборочных единиц;
прочность, жесткость и устойчивость при
производить расчеты на
различных видах деформации;
сжатие, срез и смятие;
методику расчета на сжатие, срез и
производить расчеты
смятие;
элементов конструкций на
назначение и классификацию
прочность, жесткость и
подшипников;
устойчивость;
характер соединения основных
читать кинематические
сборочных единиц и деталей;
схемы.
типы, назначение, устройство
редукторов;
трение, его виды, роль трения в технике;
устройство и назначение инструментов и
контрольно-измерительных приборов,
используемых при техническом
обслуживании и ремонте оборудования.

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции

а
а
и
а
V
н
и
а
г
о
а
ОК
01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте

анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части

определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую
для решения задачи и/или проблемы

составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах

реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы д
ля решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте

алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач

порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ок
02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Умения:

определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации

планировать процесс поиска; структурировать получаемую
информацию

выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов поиска

оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное обеспечение
использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач
Знания:

номенклатура информационных источников, применяемых
в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска информации,
современные средства и устройства информатизации

порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств
ОК
04

Эффективно
взаимодействовать
и работать в
коллективе и
команде

Умения:

организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в
ходе профессиональной деятельности
Знания:

психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности

ок
05

ОК
06

ок
09

Осуществлять
устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном
языках

Умения:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе

Знания:

особенности социального и культурного контекста
правила оформления документов и построения устных
сообщений

Умения:
описывать значимость своей специальности

применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:

сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности
по специальности
стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения

Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы

участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие I

планируемые)

писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:

правила построения простых и сложных предложений на
профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)

лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности

особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Виды
деятельности

Проведение работ
по
эксплуатационному
и разведочному
бурению

Код и
наименование
компетенции

Показатели освоения компетенции

ПК 1.1. Выполнять Навыки:
комплекс работ по
подготовки к бурению скважин в различных
подготовке к
условиях;
бурению и по
окончании
проведения работ по окончании бурения
бурения нефтяных нефтяных и газовых скважин
и газовых
скважин.
Умения:

составлять геолого-технический
бурение скважин

наряд

на

оформлять первичные документы по учету
рабочего времени в процессе подготовки
скважин к бурению и окончанию бурения
рационально использовать рабочее время

Знания:
руководящих нормативных и справочны
материалов по профилю специальности

действующих стандартов и технических
условий на разрабатываемую техническую
документацию, порядок ее оформления

техники безопасности проведения буровых
работ
и
мер
экологической
защиты
окружающей среды

ПК 1.2. Выполнять
комплекс работ по
бурению,
креплению,
испытанию и
освоению
нефтяных и
газовых скважин.

Навыки:
проводки глубоких и сверхглубоких скважин в
различных горно-геологических условиях;

проведения работ по креплению глубоких и
сверхглубоких скважин в различных горно­
геологических условиях;
проведения работ по испытанию глубоких и
сверхглубоких скважин
проведения работ по освоению глубоких и
сверхглубоких скважин
контроля параметров буровых и тампонажных
растворов

контроля технологических процессов бурения
предотвращать и ликвидировать осложнения и
аварийные ситуации
Умения:

организовать работу бригады по бурению
скважины в соответствии с технологическими
регламентами

определять технологию проводки глубоких и
сверхглубоких скважин в различных горно­
геологических условиях

определять свойства буровых и тампонажных
растворов
устранять осложнения и аварийные ситуации
на скважине

оформлять необходимую техническую и
технологическую документацию в
соответствии с действующими нормативным!
документами

Знания:

технологии проводки глубоких и
сверхглубоких скважин в различных горно­
геологических условиях
технологии промывки скважины
технологии крепления глубоких и
сверхглубоких скважин
технологии испытания глубоких и
сверхглубоких скважин
технологии освоения глубоких и
сверхглубоких скважин
методов предупреждения и ликвидации
осложнений и аварий
методов и средств выполнения технических
расчетов, графических и вычислительных
работ

основных сведений по геологии
месторождений, технологическом процессе
добычи нефти, газа
основных требований организации труда при
ведении технологических процессов

требований нормативно-технической
документации в области геонавигационного
сопровождения бурения скважин

содержания основных разделов проектной
документации по строительству скважин
Проведение работ
по капитальному
ремонту нефтяных
и газовых скважин

ПК 2.1. Выполнять
комплекс
подготовительных
работ перед
проведением
капитального
ремонта нефтяных
и газовых
скважин.

Навыки:
проводить работы по подготовке скважин к
ремонту
Умения:
осуществлять комплекс подготовительных
работ перед проведением капитального
ремонта нефтяных и газовых скважин

Знания:
способов эксплуатации скважин

Технологии подготовки скважин к
капитальному ремонту и производства работ
по капитальному ремонту скважин.
ПК 2.3. Выполнять
комплекс работ по
капитальному
ремонту нефтяных
и газовых
скважин.

Навыки:

Обеспечение технологического процесса
капитального ремонта скважин
освоения и глушения скважин при всех
способах эксплуатации

Умения:

расчета оснастки талевой системы в
зависимости от поднимаемого груза;
допустимых нагрузок и скорости при
выполнении канатных работ

выполнять расчет процесса промывки
песчаной пробки
Рассчитывать количество времени,
необходимого на выполнение технологической
операции при проведении капитального
ремонта скважин
Знания:

назначения устройства и правил эксплуатации
подъемных сооружений (вышки, мачты),
талевой системы и ее элементов
Обслуживание
и
эксплуатация
оборудования
буровых установок
на нефть и газ

ПК 3.1.
Осуществлять
контроль работы
агрегатов, систем,
механизмов
буровых установок
эксплуатационного
и глубокого
разведочного
бурения на нефть и
газ.

Навыки:

чтения кинематических схем
Умения:

осуществлять технический
контроль за
состоянием агрегатов, систем, механизмов
буровых установок
Знания:
методов и правил монтажа, принципа работы 1
эксплуатации бурового оборудования и
инструмента

видов износа и деформаций деталей и узлов
оборудование для приготовления и очистки

буровых растворов, для цементирования
скважин, противовыбросовое.
ПК 3.2.
Производить
техническое
обслуживание
агрегатов, систем,
механизмов
буровых установок
эксплуатационного
и глубокого
разведочного
бурения на нефть и
газ.

Навыки:

контроля технического состояния наземного и
подземного бурового оборудования

правильной
эксплуатации
электрооборудования и механизмов
Умения:

осуществлять подбор и обслуживание
оборудования и инструмента, используемых
при строительстве скважин, обеспечивать
надежность его работы.
Знания:
технических характеристик и особенностей
различного оборудования, входящего в состав
буровых установок
принципов работы, конструкции и условий
эксплуатации систем, механизмов буровых
установок

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах

108

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:

теоретическое обучение

практические занятия
Промежуточная аттестация дифф.з.

48(14-34)
58(20-38)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Теоретическая механика
Тема 1.1 Статика.
Содержание учебного материала
Основные понятия Характеристика и содержание дисциплины «Техническая механика» и ее связь с
и аксиомы.
другими дисциплинами, ее роль в области развития науки, техники и технологии.
Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и её разделы.
Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила. Система сил. Эквивалентные
системы сил. Равнодействующая сила. Уравновешивающая сила. Основные аксиомы
статики - принцип инерции, принцип равенства двух сил, принцип присоединения и
исключения, принцип параллелограмма, принцип действия и противодействия.
Свободное и связанное тело. Связи и их реакции

------ „т,.Т11ии с. Ппиложением 3 ПОП.

Объем,
акад, ч / в
том числе
в форме
практичес
кой
подготовк
и, акад ч

3
Обязат.
часть ОП
108

2

Коды
компетенц
ий и
личностны
X

результате
в1,
формирова
НИЮ

которых
способству
ет элемент
программы
4

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

Тема 1.2 Плоская
система сходящихся
сил

Тема 1.3 Пара сил.
Плоская система
произвольно
расположенных сил

Тема 1.4
Пространственная
система сил

Содержание учебного материала
Система сходящихся сил. Проекция силы на ось; правило знаков. Проекция силы на
две взаимно перпендикулярные оси. Геометрическое сложение векторов. Способы
определения
равнодействующей.
Геометрический
способ
определения
равнодействующей. Геометрической условие равновесия плоской системы
сходящихся сил. Аналитический способ определения равнодействующей.
Аналитическое условие равновесия плоской системы сходящихся сил (уравнения
равновесия).
В том числе практических занятий
Практические занятия № 1 Определение равнодействующей для плоской системы
сходящихся сил.
Практическое занятие № 2 Определение реакций связей плоской системы
сходящихся сил.
Содержание учебного материала
Пара сил. Вращающее действие пары сил на тело. Плечо пары сил, момент пары сил,
правило знаков для момента. Свойства пар сил. Условие равновесия пар сил.
Момент силы относительно точки. Приведение к точке плоской системы произвольно
расположенных сил. Влияние точки приведения. Условие равновесия плоской
системы произвольно расположенных сил (3 формы). Балочные системы;
классификация нагрузок и виды опор. Понятие о статически неопределимых
системах. Связи с трением. Трение скольжения. Сила трения, угол трения,
коэффициент трения. Особенности трения качения, коэффициент трения качения, его
размерность.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №3 Определение реакций связей двухопорной балки.
Практическое занятие №4 Определение усилий в балке с жестким защемлением.
Практическое занятие №5 Определение реакций связей плоской рамы.
Лабораторное занятие №1 Определение коэффициента трения скольжения.
Лабораторное занятие №2 Определение коэффициента трения качения.
Содержание учебного материала
Параллепипед сил. Проекция силы на три взаимно перпендикулярные оси. Условие
равновесия пространственной системы сходящихся сил.
Момент силы относительно оси. Понятие о главном моменте и главном векторе

2

2

2

2

2
2
2
2
2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,

ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

произвольной пространственной системы сил. Условие равновесия (шесть уравнений
равновесия)

Тема 1.5 Центр
тяжести

Содержание учебного материала
Сила тяжести. Точка приложения силы тяжести. Центр тяжести однородных плоских
фигур. Положение центра тяжести простейших фигур. Определение положения
центра тяжести тонких пластинок или сечений, составленных из простых
геометрических фигур и из стандартных профилей проката.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №6 Определение центра тяжести сложных плоских фигур.
Практическое занятие №7 Определение центра тяжести фигур, составленных из
прокатного профиля
Лабораторное занятие №3 Определение центра тяжести плоского тела методом
подвешивания.

Тема 1.6 Основные
понятия
кинематики.
Кинематика точки.

Содержание учебного материала
Кинематика как наука о механическом движении, изучаемом с точки зрения
геометрии. Основные понятия кинематики: механическое движение, траектория, путь,
перемещение, время, скорость, ускорение.
Способы задания движения точки. Скорость. Ускорение - полное, нормальное и
касательное. Виды движения точки в зависимости от ускорения.
В том числе практических занятий

2

2
2
2

2

2

Практическое занятие №8 Определение скорости и ускорения точки по заданным
уравнениям движения

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,

ПК3.1,
ПК3.2
Тема 1.7
Простейшее
движение твердого
тела

Содержание учебного материала
Поступательное движение твердого тела и его свойства. Вращательное движение
твердого тела вокруг неподвижной оси. Угловая скорость, частота вращения.
Угловое ускорение. Единицы измерения угловой скорости и частоты вращения; связь
между ними. Единицы измерения углового ускорения. Виды вращательного движения
в зависимости от углового ускорения.
Линейные скорости точек вращающегося тела. Нормальное (центростремительное),
касательное (тангенциальное) и полное ускорения точек вращающегося тела;
выражение нормального и касательного ускорения точки соответственно через
угловую скорость и угловое ускорение тела. Способы передачи вращательного
движения. Понятие о передаточном отношении. Определение передаточных
отношений простейших передач через их геометрические параметры.

Тема 1.8 Сложное
движение точки.
Сложное движение
твердого тела.

Содержание учебного материала
Относительное, переносное и абсолютное движение точки. Теорема сложения
скоростей (без вывода).
Понятие
о
плоскопараллельном
движении твердого
тела.
Разложение
плоскопараллельного движения на поступательное и вращательное. Теорема о
сложении скоростей. Мгновенный центр скоростей (МЦС). Способы определения
МЦС.

Тема 1.9 Основные
понятия и аксиомы
динамики. Метод
л^ЛРТятиКИ,

Содержание учебного материала
Первая аксиома (принцип инерции). Вторая аксиома (основной закон динамики).
Масса материальной точки (единицы измерения с Международной системе СИ).
Зависимость между массой и силой тяжести. Третья аксиома (принцип независимости

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,

ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

действия сил). Четвертая аксиома (принцип действия и противодействия).
Сила инерции. Касательная и нормальная составляющая силы инерции. Принцип
Даламбера. Метод кинетостатики. Уравнение кинетостатики.

Тема 1.10 Работа и
мощность. Общие
теоремы динамики.

Содержание учебного материала
Механическая работа; единица измерения в Международной системе СИ. Работа при
поступательном и вращательном движении. Механическая мощность; единицы
измерения в Международной системе СИ. Мощность при поступательном и
вращательном движении. Понятие о механическом коэффициенте полезного действия
(КПД).
Понятие об импульсе силы, количестве движения и кинетической энергии точки.
Теорема о количестве движения материальной точки. Теорема о кинетической
энергии для материальной точки. Основы динамики системы материальных точек.
Момент инерции тела.

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК 1.2,
ПК2.1,

Раздел 2. Сопротивление материалов
Тема 2.1 Основные
положения.

Содержание учебного материала
Основные задачи сопротивления материалов. Механические свойства материалов.
Виды расчетов — на прочность, жесткость, выносливость, устойчивость, удар
Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкций.
Метод сечений. Виды внутренних силовых факторов (ВСФ), возникающих в
поперечных сечениях бруса.
Напряжение полное, нормальное и касательное. Допускаемое напряжение.
Предельное напряжение.

ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2
Тема 2.2
Растяжение и
сжатие

Тема 2.3 Кручение

Тема 2.4
Г еометрические
характеристики
плоских сечений.

Содержание учебного материала
Продольные силы и их эпюры. Построение продольных сил. Напряжения при
растяжении (сжатии) их эпюры. Продольные и поперечные деформации Закон Гука.
Модуль продольной упругости материала.
Механические испытания. Статические испытания на растяжение и сжатие.
Механические свойства пластичных и хрупких материалов. Предельные и
допустимые напряжения. Расчеты на прочность при растяжении (сжатии).
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №9 Расчет многоступенчатого бруса на растяжение-сжатие
Лабораторное занятие №4 Испытание материалов на растяжение
Лабораторное занятие №5 Испытание материалов на сжатие

Содержание учебного материала
Деформации при кручении. ВСФ при кручении. Построение эпюр крутящих
моментов. Напряжения при кручении. Угловые перемещения. Полярные моменты
инерции и сопротивления для круглого и кольцевого сечений. Расчеты на прочность и
жесткость.
Основы расчета цилиндрических винтовых пружин растяжения и сжатия.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №10 Расчет вала на прочность при кручении
Лабораторное занятие №6 Определение осадки цилиндрической винтовой пружины.

Содержание учебного материала
Статические моменты сечений. Осевые, центробежные и полярные моменты инерции.
Моменты инерции простейших сечений - для прямоугольного, круглого и кольцевого
сечений. Моменты инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные

2

2
2

2

2
2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.Об,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.Об,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,

моменты инерции.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №11 Определение геометрических характеристик плоских
сечений
Лабораторное занятие №7 Статическая балансировка деталей.

Тема 2.5 Срез и
смятие.

Тема 2.6 Изгиб.
Совместное
действие изгиба и
кручения.

Содержание учебного материала
Деформация сдвига (среза). Угол сдвига. Закон Гука при сдвиге. Условие прочности
при сдвиге (срезе). Смятие. Условие прочности на смятие. Примеры деталей,
работающих на сдвиг (срез) и смятие. Практические расчеты на срез и смятие
заклепочных, болтовых и сварных соединений.
В том числе лабораторных занятий
Лабораторное занятие №8 Испытание металлических образцов на срез.

Содержание учебного материала
Деформация изгиба - основные понятия и определения. Классификация видов изгиба.
ВСФ при изгибе. Принятые в машиностроении знаки поперечных сил и изгибающих
моментов. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Основные
правила построения эпюр. Нормальные напряжения при изгибе. Расчеты на
прочность. Рациональные сечения при изгибе. Касательные напряжения при изгибе.
Понятие о линейных и угловых перемещениях при изгибе. Расчеты на жесткость.
Примеры работы бруса на совместное действие изгиба и кручения. ВСФ и
напряжения в поперечном сечении. Формулы для определения эквивалентного
напряжения по гипотезе наибольших касательных напряжений и гипотезе энергии
формоизменений. Расчет бруса круглого поперечного сечения на изгиб с кручением.
В том числе практических занятий

2
2

2

2

2

ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,

Практическое занятие №12 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих
моментов, проектный расчет балки на изгиб.
Практическое занятие №13 Расчеты на прочность при изгибе.

Тема 2.7
Устойчивость
сжатых стержней.

Тема 2.8
Сопротивление
усталости.

2

ПК3.2

2

Содержание учебного материала
Понятие об устойчивых и неустойчивых формах упругого равновесия. Критическая
сила. Условие устойчивости. Формула Эйлера (без вывода) при различных случаях
опорных закреплений сжатого стержня. Критическое напряжение. Гибкость. Предел
применимости формулы Эйлера, предельная гибкость. Эмпирические формулы для
критических напряжений в функции от гибкости. Понятие о расчетах сжатых
стержней по формуле Эйлера и по эмпирическим формулам.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №14 Расчет сжатых стержней на устойчивость
Лабораторное занятие №9 Испытание стрежней на устойчивость.

Содержание учебного материала
Условия работы деталей машин; возникновение переменных напряжений. Основные
характеристики цикла. Основные характеристики цикла. Кривая усталости. Предел
выносливости. Факторы, влияющие на предел выносливости; коэффициент снижения
предела выносливости. Определение коэффициента запаса прочности. Понятие о
расчетах на усталость.

Раздел 3. Детали машин.
Тема 3.1 Основные
Содержание учебного материала

2

2
2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

положения.

Цели и задачи раздела «Детали машин». Основные определения. Механизм и машина.
Классификация машин. Детали машин и сборочные единицы, их классификация.
Современные тенденции в развитии машиностроения.
Требования, предъявляемые к машинам и их деталям. Основные критерии
работоспособности и расчета деталей машин: прочность, жесткость. Проектные и
проверочные расчеты.

Тема 3.2
Соединения.

Содержание учебного материала
Неразъемные соединения. Сварные соединения: достоинства, недостатки, область
применения. Основные типы сварных швов. Краткие сведения о расчете сварных
соединений при осевом нагружении. Общие сведения о клеевых и паяных
соединениях: достоинства, недостатки, область применения.
Заклепочные соединения. Общие сведения о соединениях с натягом.
Разъемные соединения. Резьбовые соединения. Классификация резьб, область
применения. Конструктивные формы резьбовых соединения. Стандартные крепежные
изделия. Способы стопорения резьбовых соединений. Основы расчета резьбовых
соединений при постоянной нагрузке. Материалы и допускаемые напряжения.
В том числе лабораторных и практических занятий
Лабораторное занятие №10 Определение основных параметров резьбового
соединения.
Практическое занятие №15 Расчет соединения с натягом

Тема 3.3 Зубчатые
передачи.

Содержание учебного материала
Общие сведения о передачах. Вращательное движение и его роль в машинах и
механизмах. Назначение передач в машинах. Принцип работы и классификация
передач. Основные кинематические и силовые соотношения для механических
передач.
Фрикционные передачи - назначение и классификация. Достоинства, недостатки и
область применения.
Зубчатые передачи - достоинства, недостатки, область применения. Классификация
зубчатых передач. Прямозубая передача - геометрические параметры, усилия,

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

2
2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,

действующие в зацеплении. Расчет прямозубой передачи на контактную прочность и
изгиб.
Косозубая и шевронная передачи
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие №16 Расчет кинематических параметров многоступенчатого
привода
Лабораторное занятие №11 Определение основных параметров зубчатых колес.
Практическое занятие №17 Проектный расчет цилиндрической зубчатой передачи
Лабораторное занятие № 12 Определение основных параметров цилиндрического
зубчатого редуктора
Тема 3.4 Червячные
передачи.

Тема 3.5 Открытые
передачи.

Содержание учебного материала
Общие сведения о червячных передачах: достоинства, недостатки, область
применения. Материалы изготовления червяков и червячных колес. Геометрические
соотношения в червячных передачах. Передаточное число. Силы, действующие в
зацеплении. Расчет червяка на прочность и жесткость. КПД червячной передачи.
Тепловой расчет передачи.
В том числе лабораторных и практических занятий
Практическое занятие №18 Проектный расчет червячной передачи
Лабораторное занятие №13 Определение основных параметров червячного
редуктора

Содержание учебного материала
Ременные передачи - устройство, достоинства, недостатки, область применения.
Детали ременных передач. Классификация ременных передач; типы приводных
ремней и их материалы, способы натяжения ремня. Основные геометрические и
кинематические соотношения. Критерии работоспособности и понятие о расчете
ременное передачи. Рычажные механизмы. Кривошипно-ползунный механизм.
Кулисные механизмы. Кулачковые механизмы, их особенности, разновидности и роль
в автоматизации технологических процессов.
Цепные передачи - устройство, достоинства, недостатки, область применения.

ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2
2

2
2
2

2

2
2

2

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2
ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,

ПК3.2

Тема 3.6 Валы, оси,
шпоночные и
шлицевые
соединения.
Подшипники.
Муфты.

Содержание учебного материала
Проектный и проверочный расчет валов и осей.
Шпоночные соединения - назначение, достоинства, недостатки. Основы расчета
шпонок на срез и смятие. Шлицевые соединения - назначение, достоинства,
недостатки, область применения. Подшипники и подпятники скольжения: назначение,
типы, область применения. Материалы деталей подшипников. Условные расчеты
подшипников скольжения.
Подшипники качения: устройство, классификация, условные обозначения и основные
типы. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Смазки и
уплотнения. Маркировка подшипников качения.

Муфты: назначение, краткая классификация. Устройство и принцип действия
основных типов муфт. Краткие сведения о подборе стандартных муфт.
ДИФФ.ЗАЧЕТ
Всего

2

2
108

ОК.01,
ОК.02,
ОК.04,
ОК.05,
ОК.06,
ОК.09
ПК1.1,
ПК1.2,
ПК2.1,
ПК2.3,
ПК3.1,
ПК3.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Технической механики», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности.
Лаборатория «Технической механики», оснащенная необходимым для реализации
программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 примерной
образовательной программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен другими изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1.
Завистовский, В. Э. Техническая механика : учебное пособие / В.Э.
Завистовский. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 376 с. — (Среднее профессиональное
образование). - 18ВИ 978-5-16-015256-1. - Текст : электронный. - 1Л<Т:
https://znanium.eom/catalog/product/l 190673 (дата обращения: 24.05.2023). - Режим
доступа: по подписке.
2.
Олофинская, В. П. Детали машин. Краткий курс, практические занятия и
тестовые задания : учебное пособие / В.П. Олофинская. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва
: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 232 с. — (Среднее профессиональное образование). 18ВЦ
978-5-91134-918-9.
Текст
:
электронный.
1ЖТ:
https://znanium.com/catalog/product/1387033 (дата обращения: 24.05.2023). - Режим
доступа: по подписке.
3.
Олофинская, В. П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий :
учебное пособие / В.П. Олофинская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023.
— 132 с. — (Среднее профессиональное образование). - 18ВК 978-5-16-016753-4. - Текст :
электронный. - иКТ: https://znanium.com/catalog/product/1896828 (дата обращения:
24.05.2023). - Режим доступа: по подписке.
4.
Сафонова, Г. Г. Техническая механика : учебник / Г.Г. Сафонова, Т.Ю.
Артюховская, Д.А. Ермаков. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 320 с. — (Среднее
профессиональное образование). - 18ВЫ 978-5-16-012916-7. - Текст : электронный. - ЦРЕ:
https://znanium.com/catalog/product/1845924 (дата обращения: 24.05.2023). - Режим
доступа: по подписке.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Кондратова, Е.В. Сопротивление материалов: учебное пособие/ Е.В. Кондратова
- М., - М., Издательство: НИЦ ИНФРА-М, 2020 http://znanium.com- 185 с.
2. Куклин, Н.Г. Детали машин: учебник/ Н.Г.Куклин - М., - М.,
Издательство: КУРС, 2019 http://znanium.com- 512 с.
3. Олофинская, В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий: учебное
пособие/В.П. Олофинская - М., Издательство: ФОРУМ, 2021, http://znanium.com- 232 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
владеет профессиональной
виды движений и
терминологией;
преобразующие движения
демонстрирует знания видов
механизмы;
движения и преобразующие
виды износа и деформаций
движения механизмов;
деталей и узлов;
демонстрирует знания видов
виды передач; их
износа и деформаций деталей и
устройство, назначение,
преимущества и недостатки, узлов;
демонстрирует знания видов
условные обозначения на
виды передач; их устройство,
схемах;
назначение, преимущества и
кинематику механизмов,
соединения деталей машин,
недостатки, условные
обозначения на схемах;
механические передачи,
показывает системные знания
виды и устройство передач;
кинематики механизмов,
методику расчета
конструкций на прочность,
соединений деталей машин,
механических передач, видов и
жесткость и устойчивость
при различных видах
устройства передач;
деформации;
владеет методиками расчета
методику расчета на сжатие, конструкций на прочность,
срез и смятие;
жесткость и устойчивость при
назначение и
различных видах деформации;
классификацию
владеет методиками расчета на
подшипников;
сжатие, срез и смятие;
характер соединения
демонстрирует
знания
основных сборочных единиц назначения и классификации
и деталей;
подшипников;
типы, назначение,
показывает
знания
типов,
устройство редукторов;
назначения,
устройства
трение, его виды, роль
редукторов;
трения в технике;
демонстрирует знания понятия
устройство и назначение
трения, его виды, роль трения в
инструментов и контрольно­ технике;
измерительных приборов,
демонстрирует
знания
используемых при
устройства
и
назначения
техническом обслуживании
инструментов и контрольно­
и ремонте оборудования.
измерительных
приборов,
используемых при техническом
обслуживании
и
ремонте

Методы оценки

Письменный и устный
опрос.
Тестирование.
Практические занятия.
Лабораторные
занятия.

оборудования.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
определять напряжения в
демонстрирует знания по
конструкционных
определению напряжений в
конструкционных элементах;
элементах;
показывает знания по
определять передаточное
определению передаточного
отношение;
отношения передач;
проводить расчет деталей и
показывает знания по расчету
сборочных единиц общего
деталей и сборочных единиц
назначения;
общего назначения;
проводить сборочно­
проводит сборочно­
разборочные работы в
соответствии с характером
разборочные работы в
соединений деталей и
соответствии с характером
сборочных единиц;
соединений деталей и
производить расчеты на
сборочных единиц;
сжатие, срез и смятие;
демонстрирует знания по
производить расчеты
расчету на сжатие, срез и
элементов конструкций на
смятие;
прочность, жесткость и
показывает системные знания
устойчивость;
по расчету элементов
читать кинематические
конструкций на прочность,
схемы.
жесткость и устойчивость;
читает кинематические схемы.

Оценка результатов
выполнения работ
практических или
лабораторных занятий.

Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
работ практических или
лабораторных занятий.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.