МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Профиль получаемого профессионального образования:
технический
Код и наименование специальности:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник
2023 г.
1
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол №/от «30 » аЗи/е/псь 20^ г.
Председатель П(Ц)К
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
Подпись
^2
Подпись
ФИО
20^ г.
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана
на основе требований: Приказа Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2
(ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797)
С учетом :
- профиля получаемого образования.
- методических рекомендаций по разработке рабочих программ в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом
профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации
на 2022/2023 учебный год.
Разработчик: Ибрагимова И.И. преподаватель спецдисциплин (Основы философии):
Рецензент: Багомедова Р.Х., преподаватель истории (/¿у
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....
1.1. Область применения программы.....................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы (ППССЗ/ППКСЗ):...................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..............
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы....................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины...............................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению....
3.2 Информационное обеспечение обучения........................................................
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы ППССЗ:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в обязательную
часть цикла ППССЗФГОС среднего общего образования. Программа учебной
дисциплины «Основы философии» относится к базовой части цикла «Общий
гуманитарный и социально-экономический цикл» (ОГСЭ 01).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
направлено на достижение следующих целей:
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста.
В результате изучения обязательной части учебной дисциплины
обучающийся должен знать/ понимать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картины мира;
- условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
социальные и этические проблемы, связанные с развитием и
использованием
достижений науки, техники и технологий.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов.
СТРУКТУРА
2.
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лекционные занятия
практические (семинарские) занятия
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
68
68
38
28
2
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа Объем
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
часов
Уровень
освоения
Содержание учебного материала
Введение.
Философия, ее
место и роль в
жизни обществ
1 Философия и мировоззрение: его структура и типы. Предмет философии в понимании различных философов.
Разделы философского знания. Основной вопрос философии. Методы философии. Функции философии, роль
философии в жизни человека и общества.
Содержание учебного материала
Раздел 1.
1 Философия Древнего Востока
Философия
Философия Древнего Египта и Вавилона. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.
античного мира и
Конфуцианство. Практическое занятие
средних веков
2 Античная философия
Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. Классический период античной
философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Объективный идеализм Платона. Философские
идеи Аристотеля. Практическое занятие
3
4
Средневековая философия
Основные черты и этапы средневековой философии. Патристика: Августин Блаженный. Схоластика: Фома
Аквинский. Значение средневековой философии. Практическое занятие
Философия Эпохи Возрождения.
Основные направления и проблемы философии Эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
Содержание учебного материала
'У_________________
10
8
10
10
6
2
2
1
Философия Нового времени и Просвещения
Общая характеристика философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской
философии. Проблема метода познания: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Проблема субстанции: Р. Декарт, Лейбниц,
Спиноза. Теория общественного права и общественного договора: Т. Гоббс, Д. Локк. Философия
Просвещения: Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо. Французский материализм XVIII века: Гольбах, Ламетри,
Гельвеций.
Немецкая классическая философия
Основные направления и черты этого периода. Основатель немецкой классической философии И. Кант и
основная проблематика его творчества. Г. Гегель- основатель диалектического учения. Философия Л.
Фейербаха.
Марксистская философия
Становление марксистской философии. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф.
Энгельса. Марксистская философия в России.
8
4
Русская философия Х1Х-ХХ вв. Характерные черты и основные направления русской философии.
Становление русской философии в Х1-ХУИвв. Русская философия XVIII - XX вв. Религиозная философия.
Философские взгляды Павлова, Мечникова, Бехтерева.
6
5
Развитие западной философии конца Х1Х-ХХ вв
Главные черты и направления постклассической философии. Философия жизни: А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше. Основные философские направления XX в.: позитивизм, экзистенциализм.
Современная западноевропейская философия: феноменология, герменевтика, постмодернизм,
аналитическая философия.
2
2
3
Дифференцирован
ный зачет
2
4
2
Всего:
68
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин» по
дисциплине «Основы философии»:
1. Кабинет соответствует санитарно-гигиенические требованиям
2. Кабинет имеет комплект специализированной мебели для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- рационального размещения и хранения средств обучения; - организации
использования аппаратуры.
3. В кабинете имеется интерактивная доска, персональный компьютер,
проектор, колонки
4. Программное обеспечение для интерактивной доски «STARBERD» 5.
Программное обеспечение для персонального компьютера:
- Операционная система WindowsXP
- Комплект прикладных программ, входящих в пакет MSOffice
- Программы утилиты (антивирусная программа ESETNOD
32, программаупаковщик WINRAR, служебные программы и пр.)
- Программа для распознавания текста FineRead - Программа для работы с
видеопроектором
- Программа выхода в сеть Интернет Opera, MozilaFirefox (через переносной модем)
6. Установлен встроенный секционный шкаф для хранения учебного
оборудования
7. В кабинете имеется комплексно-методическое обеспечение дисциплины
«Основы философии»:
- Стандарты ГОС СПО 3 поколения - Примерная программа
- Рабочая программа
- Учебно-планирующая документация
- Лазерные диски с презентациями к урокам
- Тестовые
задания для проведения входного, промежуточного,
итогового контроля
- Накопительные папки с индивидуальными заданиями для студентов Портфолио преподавателя
- Накопительная папка «Исследовательские работы студентов»
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Дмитриев В. В. Основы философии: учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 281 с.
2. Ивин А. А. Основы философии: учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва: Издательство Юрайт,
2019. —478 с.
3. Светлов В. А. Основы философии: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 339 с.
4. Стрельник О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального
образования / О. И. Стрельник. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 312 с.
5. Бранская Е. В. Основы философии: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 184 с.
6. Кочеров С.Н. Основы философии: учебное пособие для СПО/ Кочеров С.Н.,
Сидорова Л.П. - 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
- 177с.
1.
2.
3.
4.
5.
Дополнительные источники:
Иоселиани А. Д. Основы философии : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп.
Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 531с.
Тюгашев Е. А. Философия: учебник для СПО / Е. А. Тюгашев. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 252 с.
Лавриненко В. Н. Основы философии: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан,
Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт,
2020, —377 с.
Гуревич П. С. Философия: учебник для среднего профессионального
образования / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2019. —457 с.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и великих философов.-Москва: Мысль,
2015.
Учебно-методические материалы (в печатном и электронном варианте):
1. Контрольно-измерительные материалы (задания на проверку входных,
промежуточных и рубежных знаний, умений)
2. Сборник лекций к урокам
3. Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины,
паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике
безопасности, критерии оценок)
Интернет-ресурсы:
1. http://his.lseptember.ru
2. http://www.niro.nnov.ru/Myльтимeдиa ресурсы для преподавания истории и
обществоведческих дисциплин
3. http://www.twirpx.com/files/pedagogics/pedagogics/methodics/ 4.
http://www.edu.ru
5. http://ru.wikipedia.org/wiki
6. http://www.philosoff.ru/.Библиoтeкa трудов, книг, статей и лекций по философии и
средневековой. Характеристики основных философов и философских
школ...Материалы для подготовки и ознакомительные готовые рефераты по
философии. Проблематико-исторический каталог материалов.
7. http://filosofia.ru/. Бесплатная электронная библиотека философия, ги посвящена
философии и религии. Можно скачать бесплатно книги, статьи, учебники,
методические работы и другие электронные тексты по философии, религии и
непознанному.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты (освоенные умения,
усвоенные знания)
1
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2_______________
Усвоенные знания:
Основные категории и понятия
философии
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по
теме, диктант понятий.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет
Роль философии в жизни человека и
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по
общества
теме, эссе, педагогическое наблюдение
за применением студентами
полученных знаний для определения
гражданской позиции.
Промежуточный контроль:
Основы философского учения о бытии Текущий контроль:
устный (письменный) опрос;
сочинение-рассуждение.
Промежуточный контроль:
дифференцированный зачет__________
Текущий контроль:
Сущность процесса познания
устный (письменный) опрос; доклад по
теме; диктант понятий.
Промежуточный контроль:
лиФФепенпиповянный зачет
Основы научной, философской и
религиозной картин мира
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; доклад по
теме, участие в дискуссии.
Промежуточный контроль:
Об условиях формирования личности
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; контроль
и оценка устных сообщений;
педагогическое наблюдение за
применением студентами полученных
знаний для правомерного и социально
одобряемого поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях.
О свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды
Текущий контроль:
устный (письменный) опрос; контроль
и оценка устных сообщений,
оппонирование и умение через участие
в дискуссиях, диспутах, дебатах.
Промежуточный контроль:
дисЬсЬеоенпиоованный зачет
О социальных и этических проблемах, Текущий контроль:
связанных с развитием и
устный (письменный) опрос; контроль
использованием достижений науки,
и оценка устных сообщений.
техники и технологий
Промежуточный контроль:
Освоенные умения:
Ориентироваться в наиболее общих
Текущий контроль:
философских проблемах бытия,
Контроль и оценка выполнения
познания, ценностей, свободы и смысла учебных действий студентов:
жизни как основе формирования
- составление конспекта по тексту
культуры гражданина и будущего
учебного пособия
специалиста
- участие в дискуссии
- составление таблиц, схем
- написание эссе, сочинений эассуждений
- использование аргументов для
защиты своей позиции
- формулирование собственных
заключений и оценочных суждений
- самостоятельный анализ и оценка тех
или иных мировоззренческих и
этических позиций окружающих