ОП.02 Техническая механика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Техническая механика

Код и наименование специальности/профессии: 08.02,01 «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник.
Профиль получаемого профессионального образования: технический.

Семестр :6

2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины....................................... 4

2. Структура и содержание дисциплины............................................................. 6

3. Условия реализации программы дисциплины............................................. 14
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.............................. 16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.

Область применения рабочей программы.

Рабочая программа технической механики является частью программы

подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специаль­
ности СПО 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

(базовая и углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в до­
полнительном профессиональном образовании (в программах повышения ква­

лификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в
области строительства при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ.

Техническая механика входит в профессиональный цикл, относится к
общепрофессиональным дисциплинам.

2. Требования к результатам освоения программы.
Наименование общих компетенций
Код
Использовать современные средства поиска, анализа
ОК 02
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать
ОК 04
и работать в коллективе и команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с уче­
том особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсо­
сбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производ­
ства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09
Пользоваться профессиональной документацией

4

на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.2.
ПК 1.4.
ПК 2.1.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 3.2.

ПК 3.3.

ПК 4.2.

ПК 4.3

ПК 4.4.
ПК 5.1.

ПК 6.1.
ПК 6.2.

Наименование общих компетенций
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий
Выполнять подготовительные работы на строительной
площадке
Проводить оперативный учет объемов выполняемых ра­
бот и расходов материальных ресурсов
Осуществлять мероприятия по контролю качества выпол­
няемых работ и расходуемых материалов
Обеспечивать работу структурных подразделений при
выполнении производственных заданий
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной
документации по выполняемым видам строительных
работ

Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического
состояния конструктивных элементов эксплуатируемых
зданий, в том числе отделки внутренних и наружных
поверхностей конструктивных элементов
эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического
состояния и реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц
потребности в строительных и вспомогательных
материалах и оборудовании
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования
Организация выдачи строительных и вспомогательных
материалов и оборудования

Цели и задачи технической механики, требования к результатам осво­
ения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

2.1.

- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов соору­
жений;
- определять опорные реакции балок, ферм, рам;
- определять внутренние усилия в сечениях конструкций, строить их эпюры;
- строить эпюры напряжений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законы механики деформируемого тела, виды деформаций;
- определение направлений реакций связи;
- определение момента силы относительно точки, проекции силы на ось;
- типы нагрузок и виды опор конструкций;
- моменты инерции и сопротивления простых сечений.

Количество часов на освоение рабочей программы технической меха­
ники.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 90 часов,

2.2.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме диф.зачета

Объем часов
90
90

40
48

2

7

2.2. Тематический план и содержание дисциплины.
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и практические работы

Содержание учебного материала.
1. Роль и значение механики в строительстве и других отраслях техники.
Механическое движение. Равновесие. Скалярные и векторные величины.
Геометрическое сложение векторов.
Проекция вектора на ось.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Тема 1.1. Основные поня­
Содержание учебного материала.
1, Сила, система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая
тия и аксиомы статики
системы сил и уравновешивающая. Гипотеза о малости деформаций.
Аксиомы статики.
2. Связи и их реакции. Принцип освобождения от связей. Правила опре­
деления реакций. Шарнирно-подвижная и шарнирно-неподвижная опо­
ры. Реальный объект и его расчетные схемы.
Тема 1.2. Плоские системы Содержание учебного материала.
сил. Условия равновесия
1 .Понятие пары сил. Свойства пар сил.
плоских систем сил.
Момент силы относительно точки. Условие равенства нулю.
2. Уравнения равновесия плоских систем сил.
Методика решения задач на равновесие плоской системы сил.
3. Статически определимые плоские фермы. Общие сведения о них.
Определение усилий в стержнях методами вырезания узлов и сквозного
сечения.
Введение.

8

Уро­
вень
знания
2

2

2

6

2

Объем
часов

8

Раздел 2. СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ И СТАТИКА СООРУЖЕНИЙ.
Тема 2.1. Основные поло­
Содержание учебного материала.
1. Виды деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах ма­
жения.
териалов и характере деформации. Классификация сооружений и их
расчетных схем.
Исследование геометрической структуры сооружений.
Тема 2.2. Внутренние силы. Содержание учебного материала.
Построение эпюр внутрен­ 1. Определение внутренних сил методом сечений.
2. Построение эпюр продольных сил (Л).
них сил.
3. Кручение. Построение эпюр крутящих моментов.
4. Прямой изгиб. Построение эпюр поперечных сил (Р) и изгибающих
моментов (Мизг.) по характерным точкам.
5. Многопролетные статически определимые (шарнирные) балки: ос­
новные сведения о них. Условия их статической определимости и гео­
метрической неизменяемости. Типы шарнирных балок. Схемы взаимо­
действия элементов этих балок.
Методика расчета шарнирных балок.
6. Статически определимые плоские рамы: общие сведения о них.
Построение эпюр Ы, Р и Мизг. для рам.
7. Трехшарнирные арки: общие сведения о них. Определение опорных
реакций. Выбор рациональной оси арки. Определение внутренних сило­
вых факторов в сечениях арки.
Практические занятия.
1. Построение эпюр Р и Мизг. для простой балки при действии сосредо­
точенных сил и моментов.
2. Построение эпюр Р и Мизг. для простой балки при действии сосредо­
точенных сил, моментов и распределенных нагрузок.

2

14

16

1

3. Построение схем взаимодействия элементов шарнирных балок.
4. Построение эпюр Ы, 0 и Мизг. для рам.
5. Определение внутренних усилий в произвольном сечении арки.

Тема 2.3. Геометрические
характеристики сечений.

Тема 2.4. Напряжение.

Содержание учебного материала.
1. Центр тяжести (ц. т.). Определение координат ц. т. сложных сечений,
составленных из простых геометрических фигур. Статический момент
площади. Профили проката.
2. Моменты инерции: осевой полярный. Моменты инерции простейших
сечений - прямоугольного, круглого, кольцевого. Зависимость между
осевыми моментами инерции относительно параллельных осей. Главные
центральные моменты инерции сечений.
Практические занятия.
1. Определение координат ц. т. сечений, составленных из простых гео­
метрических фигур и профилей проката.
2. Определение моментов инерции сечений, составленных из простей­
ших геометрических фигур и стандартных профилей проката.

4

2

10

2
Содержание учебного материала.
1. Общий порядок определения напряжений при различных видах де­
формаций.
Напряжение при растяжении и сжатии. Закон Р. Гука.
2. Определение напряжений в соединительных элементах конструкций
при расчетах на смятие и сдвиг.
3. Напряжения в поперечном сечении бруса круглого сечения при кру­
чении.
4. Нормальные напряжения (о) при чистом изгибе. Осевой момент со­
противления.
5. Касательные напряжения (т) при прямом изгибе.
14
Практические занятия.

2

1. Решение задач на определение напряжений в заклепочных, болтовых,
сварных соединениях и сопряжениях на деревянных врубках.
2. Определение оит при прямом изгибе.
Обобщение и систематизация знаний по теме.

Тема 2.5. Механические
испытания материалов.

Содержание учебного материала.
1. Механические испытания материалов: цель, виды испытаний.
Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов, их
механические характеристики.
Допускаемое напряжение и коэффициент запаса прочности.

6

2

Тема 2.6. Расчет конструк­
ций на прочность и устой­
чивость.

Содержание учебного материала.
1. Типы расчетов на прочность и устойчивость, последовательность их
выполнения.
Расчеты на прочность по допускаемым напряжениям при сжатии брусь­
ев большой жесткости и растяжении любых.
2. Основы расчета конструкций по предельным состояниям.
Расчеты на устойчивость центрально-сжатых гибких стержней с приме­
нением коэффициента продольного изгиба.
Рациональные формы поперечных сечений сжатых стержней.
3. Расчеты балок на прочность при прямом изгибе: а) по нормальным
напряжениям.
Рациональные формы сечений балок, применяемых в строительстве;
б) по касательным напряжениям. Случаи, в которых необходима про­
верка прочности балки по касательным напряжениям.
4. Расчеты на прочность при косом изгибе.
5. Понятие о внецентренном сжатии и растяжении. Расчеты на проч­
ность.
6. Подпорные стены: общие сведения о них. Активное давление сыпуче­
го тела на стену. Меры по предотвращению сдвига и опрокидывания

2

2

стены. Пассивное давление.

Тема 2.7. Расчеты на жест­
кость.

Тема 2.8. Расчеты статиче­
ски неопределимых кон­
струкций.

Содержание учебного материала.
1. Определение перемещений с помощью таблиц.
Расчеты на жесткость балок.
Содержание учебного материала.
1. Общие понятия. Степень статической неопределимости. Канониче­
ские уравнения.
Принцип и порядок расчета статически неопределимых конструкций ме­
тодом сил.
Применение метода сил к расчету простейших статически неопредели­
мых систем.
2. Неразрезные балки: общие сведения о них. Уравнения трех моментов.

Экзамен
Всего

4

2

2

2

6
90

1

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Технической механики», оснащенный в соответствии с пунк­
том 6.1.2.1. образовательной программы по специальности 08.02.01 Строи­
тельство и эксплуатация зданий и сооружений.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной орга­
низации должен иметь печатные и /или электронные образовательные и ин­
формационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбира­
ется не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и
/или электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть
дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. Г. Атапин. - 2-е изд., перераб,
и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 342 с. - (Профессиональное
образование). - 1БВП 978-5-534-09059-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. -иИТ: 11рз://игай.ги/Ьсобе/472762
2.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов. Практикум: учебное пособие
для среднего профессионального образования / В. Г. Атапин. - 2-е изд., испр,
и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 218 с. - (Профессиональное
образование). - 1БВП 978-5-534-04128-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. -иКТ: https://urait.ru/bcode/472761
3.
Атапин, В. Г. Сопротивление материалов. Сборник заданий с примера­
ми их решений: учебное пособие для среднего профессионального образова­
ния / В. Г. Атапин. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2021.- 151 с. - (Профессиональное образование). - 1БВК 978-5-534-04135-4.
- Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - ИКЬ:
https://urait.ru/bcode/472763
4.
Ахметзянов, М. X. Техническая механика (сопротивление материалов):
учебник для среднего профессионального образования / М. X. Ахметзянов, И.
Б. Лазарев. - 2-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 297 с. - (Профессиональное образование). - 1БВН 978-5-534-09308-7. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - ИКЬ: https://urait.ru/bcode/470063
5.
Бабанов, В. В. Техническая (строительная) механика: учебник и прак­
тикум для среднего профессионального образования / В. В. Бабанов. -

13

Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 487 с. - (Профессиональное образова­
ние). - 18ВН 978-5-534-10332-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. иКЬ: https://urait.ru/bcode/475614
6.
Бертяев В. Д. Теоретическая и прикладная механика. Самостоятельная и
учебно-исследовательская работа студентов: учебное пособие для СПО / В. Д.
Бертяев, В. С. Ручинский. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 420 с. — 1БВН
978-5-8114-8158-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — иНЬ: https://eJanbook.com/book/179024 (дата обращения:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Блохин, А. В. Электротехника: учебное пособие для СПО / А. В. Бло­
хин; под редакцией Ф. Н. Сарапулова. - 3-е изд. - Саратов, Екатеринбург:
Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 184 с. 18ВК 978-5-4488-0410-6, 978-5-7996-2898-7. - Текст: электронный // Элек­
тронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОБобра-зование:
[сайт]. - иНЬ: https://profspo.ru/books/87912
8.
Бухгольц, Н. Н. Основной курс теоретической механики: учебное посо­
бие для спо / Н. Н. Бухгольц. — Санкт-Петербург: Лань, [б. г.]. — Часть 1:
Кинематика, статика, динамика материальной точки — 2021. — 468 с. —
18ВИ 978-5-8114-6765-5. — Текст: электронный // Лань: электронно­
библиотечная система. — иИТ: https://eJanbook.com/book/152476 (дата обра­
щения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9.
Бухгольц, Н. Н. Основной курс теоретической механики: учебное посо­
бие для спо / Н. Н. Бухгольц. — Санкт-Петербург: Лань, [б. г.]. — Часть 2:
Динамика системы материальных точек — 2021. — 336 с. — 18ВИ 978-58114-6766-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная систе­
ма. — иКТ: https://eJanbook.com/book/152477 (дата обращения: 13.01.2022).
— Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Васильков, Г. В. Строительная механика. Динамика и устройство со­
оружений : учебное пособие для спо / Г. В. Васильков, 3. В. Буйко. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 256 с. — 18В]Ч 978-5-8114-7012-9. — Текст: элек­
тронный // Лань: электронно-библиотечная система. — иНЬ:
https://eJanbook.com/book/153952 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим до­
ступа: для авториз. пользователей.
11. Ватаев, А. С. Основы электротехники. Электрические машины и транс­
форматоры: учебное пособие для СПО / А. С. Ватаев, Г. А. Давидчук, А. М.
Лебедев. - Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 192
с. - 18ВК 978-5-4488-0870-8, 978-5-4497-0629-4. - Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОБобразование: [сайт]. -иКЬ: https://profspo.ru/books/96967
12. Гребенкин, В. 3. Техническая механика : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. 3. Гребенкин, Р. П. Заднепровский, В. А. Летягин ; под редакцией В. 3. Гребенкина, Р. П. Заднепровского. Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 390 с. - (Профессиональное образова­
ние). - ISBN 978-5-534-10337-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. иРЕ: https://urait.ru/bcode/475629

13. Дементьев, Ю. Н. Электротехника и электроника. Электрический при­
вод: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А.
Чернышев; под редакцией Р. Ф. Бекишев. - Саратов: Профобразование, 2017.
- 223 с. - 18ВК 978-5-4488-0144-0. - Текст: электронный // Электронный ре­
сурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - иКЬ:
https://profspo.ru/books/66403
14. Доронин, Ф. А. Теоретическая механика: учебное пособие для спо / Ф.
А. Доронин. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 480 с. — 18ВН 978-5-81146750-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —
иКЬ: Ьир8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/152461 (дата обращения: 13.01.2022). — Ре­
жим доступа: для авториз. пользователей.
15. Жуков В. Г. Механика. Сопротивление материалов: учебное пособие
для СПО / В. Г. Жуков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 416 с. — 18ВИ
978-5-8114-6578-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — иКЬ: Ьирз://е.lanbook.com/book/148951 (дата обращения:
13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
. - МОСКВА: Издательский центр «Академия», 2016. - 528 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Sopromato.ru [Электронный ресурс]. ИКЬ: https://sopromato.ru/
2. Строительная механика [Электронный ресурс]. иНЬ:
http://stroitmeh.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
1. Олофинская, В. П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий:
учебное пособие / В.П. Олофинская. — 2-е изд., испр, и доп. — Москва:
ИНФРА-М, 2021. — 132 с. — (Среднее профессиональное образование). 18ВИ 978-5-16-016753-4. - Текст: электронный. - ИКЬ:
https://znanium.com/catalog/product/1221360 (дата обращения: 08.01.2022). Режим доступа: по подписке.
2. 2. Васильков, Г. В. Строительная механика. Динамика и устройство со­
оружений : учебное пособие для спо / Г. В. Васильков, 3. В. Буйко. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 256 с. — 18ВИ 978-5-8114-7012-9. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — иКК:
Ьирз://е.lanbook.com/book/153952 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Методы оценки
Результаты обучения
формулирует и применяет за­ Оценка результа­
знать:
тов устного и
коны механики;
законы механики дефор­
письменного
мируемого твердого тела, применяет метод проекций
опроса.
виды деформаций, основ­ при определении усилий в
Оценка результа­
соответствии с заданными
ные расчеты
тов тестирования.
определение направления силами;
называет основные виды де­ Оценка результа­
реакции связи
формаций (растяжение и сжа­ тов самостоя­
типы нагрузок и виды
тие, сдвиг и кручение, попе­
тельной работы.
опор балок, ферм, рам
определение момента си­ речный и продольный изгиб); Оценка результа­
лы относительно точки,
рассчитывает различные ви­ тов выполнения
ды деформации в соответ­
домашних зада­
его свойства;
ствии с заданием
ний.
деформации и напряже­
перечисляет типы связей в
Оценка результа­
ния, возникающие в стро­ соответствии с классифика­
тов проведённого
ительных элементах при
цией;
экзамена.
работе под нагрузкой
формулирует и применяет
моменты инерции про­
принцип освобождения от
стых сечений элементов и связей;
определяет реакции связей в
др.
соответствии с заданием
называет типы нагрузок в со­
ответствии с классификаци­
ей;
перечисляет виды опор и их
реакции;
определяет реакции опор в
соответствии с заданием;
формулирует и применяет
правило замены опор опор­
ными реакциями;
применяет метод проекций
при определении опорных
реакций в соответствии с за­
данными силами;
составляет уравнения равно­
весия
определяет величину и знак
момента силы относительно

точки и момента пары сил в
соответствии с заданием;
перечисляет свойства мо­
мента силы;
формулирует условие равен­
ства момента силы нулю
определяет напряжения в со­
ответствии с заданием и ви­
дом нагрузки;
определяет деформации в
соответствии с заданием и
видом нагрузки
перечисляет моменты инер­
ции простых сечений элемен­
тов;
определяет моменты инер­
ции простых сечений в соот­
ветствии с заданием

уметь:
выполнять расчеты на
прочность, жесткость и
устойчивость элементов
сооружений
определять аналитиче­
ским и графическим спо­
собами усилия, опорные
реакции балок, ферм, рам
определять аналитиче­
ским и графическим спо­
собами усилия в стержнях
ферм
строить эпюры нормаль­
ных напряжений, изгиба­
ющих моментов и др.

выполняет расчеты на проч­
ность, жесткость и устойчи­
вость элементов сооружений
в соответствии с заданием
определяет усилия в соответ­
ствии с заданием;
определяет реакции опор в
соответствии с заданием
определяет усилия в стерж­
нях ферм в соответствии с за­
данием
определяет внутренние си­
ловые факторы с помощью
метода сечений;
строит эпюры внутренних
усилий в соответствии со
схемой нагружения
кон­
струкций

Оценка результа­
тов выполнения
практических ра­
бот.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.