МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.ОЗ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Код и наименование специальности/профессии: 08.02.01 «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений».
Квалификация выпускника: техник
Профиль получаемого профессионального образования: технический.
Семестр : 3
2023 г
1
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
Зам. директора по УР
Протокол № от «30 »
2023 г.
0%2023 г.
ПредседательП(Ц)К
Подпись
________ Умалатова З.М.
Подпись
Шабанова М.М. ФИО
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.ОЗ ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ разработана на основе требований: Приказа
Минобрнауки России от 10.01.2018 N 2 (ред. от 01.09.2022)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 N 49797) с учетом:
- профиля получаемого образования.
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ в
пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования
Министерства образования и науки Республики Дагестан в
соответствии
с
рабочим
учебным
планом
образовательной
организации.
Разработчик: Магомедов Б.А. преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ
РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:Саламова К.З.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
17
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
18
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа дисциплины «Основы электротехники» является
частью
основной
профессиональной
образовательной
программы
в
соответствии с ФГОС специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений (базовый) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД) по программе базовой подготовки
укрупненная группа специальностей 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в
программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл. Для углубления и расширения умений и знаний по дисциплине «Основы
электротехники» вводится вариативная часть.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
Базовая часть
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- читать электрические схемы, вести оперативный учет работы
энергетических установок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основы электротехники и электроники, устройство и принцип
действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления
электроустановками.
Вариативная часть:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- определять и анализировать основные параметры электронных
схем и по ним устанавливать работоспособность электронной
техники;
- производить подбор элементов электронной аппаратуры по
заданным параметрам.
знать:
- электроснабжение строительной площадки
- сущность физических процессов, протекающих в электронных
приборах и устройствах;
-принципы включения электронных приборов и построения электронных
схем;
4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
Наименование общих компетенций
Код
Использовать современные средства поиска, анализа
ОК 02
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Эффективно взаимодействовать
ОК 04
и работать в коллективе и команде
Осуществлять устную
ОК 05
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
Содействовать сохранению окружающей среды,
ОК 07
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
Пользоваться профессиональной документацией
ОК 09
на государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.2.
ПК 2.1.
ПК 2.3.
ПК 3.3.
ПК 4.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3
Наименование общих компетенций
Выполнять расчеты и конструирование строительных
конструкций
Выполнять подготовительные работы на строительной площадке
Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации
по выполняемым видам строительных работ
Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и
сооружений
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Принимать участие в диагностике технического состояния
конструктивных элементов эксплуатируемых зданий, в том числе
5
ПК 4.4.
ПК 5.1.
ПК 5.2.
отделки внутренних и наружных поверхностей конструктивных
элементов эксплуатируемых зданий
Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и
реконструкции зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Формирование базы данных по строительным и вспомогательным
материалам и оборудованию в привязке к поставщикам и (или)
производителям
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
6
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) из
в том числе:
теоретические занятия
38
38
практические занятия
Итоговая аттестация в форме зачета
18
2
18
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
разделов и тем занятия, самостоятельная работа обучающихся
Введение
Раздел 1.
Основы
электротехник
и
Тема 1.2
Электрические
цепи
постоянного
тока
Тема 1.3.
Однофазная
электрическая
цепь
Содержание учебного материала
1 Задачи и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами.
Значение электротехнической подготовки техника в освоении новой техники
и прогрессивных строительных технологий. Электрическое поле и его
характеристики. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Электроизоляционные материалы, их практическое применение.
Содержание учебного материала
1 Электрический ток, параметры тока. Электрическая цепь. Измерительные
приборы постоянного тока и их характеристики. Основы расчета
электрических цепей
Практические занятия
Содержание учебного материала
1 Переменный ток, его параметры, уравнения, графики и векторные
диаграммы. Основы расчета электрических цепей переменного тока.
Измерительные приборы переменного тока и их характеристики.
Практические занятия: Расчет простой цепи постоянного тока.
Определение емкости конденсатора.
Объем
часов
Уровен
ь
освоени
я
2
1
2
2
2
2
3
8
Тема 1.4
Трехфазные
электрические
цепи
Раздел 2
Аппаратура
управления
электроустано
вками.
Содержание учебного материала
1 Трехфазная система, соединение звездой и треугольником. Основы расчета
электрических цепей трехфазного тока. Электроизмерительные приборы, их
классификация.
Практические занятия: Трехфазная цепь при соединении потребителей
звездой
Содержание учебного материала
Содержание учебного материала
1 Понятие об электроприводе. Виды электроприводов. Нагревание и
охлаждение электродвигателей. Режимы работы (длительный, повторно
кратковременный, кратковременный).
Понятие о продолжительности
Тема 2.1
включения ПВ) двигателя.
Основы
электропривода Практические занятия
ПР.Р.№7 Определение параметров и исследование режимов работы
электрической цепи переменного тока с последовательным соединением
катушки индуктивности, резистора и конденсатора.
Содержание учебного материала
Тема 2.2
1 Аппаратура управления и защиты. Назначение аппаратуры управления, ее
Аппаратура
классификация.
Пускорегулирующая аппаратура ручного управления
управления и
(рубильники и переключатели, пакетные выключатели, контроллеры).
защиты
Аппаратура
автоматического
управления
(контакторы,
магнитные
пускатели). Аппаратура защиты (плавкие предохранители, автоматические
выключатели). Простейшие схемы управления электрическими установками.
2
2
4
2
2
4
3
2
2
9
Раздел 3.
Электрическое
оборудование
строительных
площадок
Тема 3.1.
Электрооборудование
сварочных установок.
Тема 3.2.
Электрооборудование
строительных кранов
и подъемников.
Тема 3.3.
Электрифицированны
е ручные машины и
электроинструменты
Содержание учебного материала
1
Виды электрической сварки (дуговая, электроконтактная). Сварочные
аппараты постоянного и переменного тока. Устройство, технические
характеристики сварочных трансформаторов. Техника безопасности при
работе со сварочным оборудованием.
Практическое занятия
Сод ержание учебного материала
1
Особенности
работы
кранового
электрооборудования,
аппаратуры
управления и защиты. Техника безопасности при эксплуатации, монтаже
электрооборудования кранов и подъемников.
1
Виды электрифицированных машин и приспособлений, применяемых на
строительной
площадке.
Классы
изоляции.
Виды
ручного
электрифицированного
инструмента
(электродрели,
перфораторы,
гайковерты, электрорубанки, электропилы и т.д.). Техника безопасности при
работе
с
электрифицированными
ручными
машинами
и
электроинструментом.
2
2
6
2
2
2
2
Раздел 4.
Электроснабжение
строительной
площадки
Зачет
3
Итого:
38
10
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1.
образовательной
программы
по
специальности
08.02.01
Технология
машиностроения.
Лаборатория «Электротехники», оснащенная в соответствии с пунктом
6.1.2.1. образовательной программы по специальности 08.02.01 Технология
машиностроения.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не
менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
1 : учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 374 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04339-6. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472681
2.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть
2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
И. И. Алиев. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 447 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04341-9. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453822
3.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование в 3 ч. Часть '
3: учебное пособие для среднего профессионального образования/
И. И. Алиев. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 375 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04342-6. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/472683
4.
Аполлонский С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное
пособие для СПО / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. —
320 с. — ISBN 978-5-8114-6707-5. — Текст: электронный // Лань:
12
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151687
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5.
Блохин, А. В. Электротехника: учебное пособие для СПО / А. В.
Блохин; под редакцией Ф. Н. Сарапулова. - 3-е изд. - Саратов, Екатеринбург:
Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. - 184 с. ISBN 978-5-4488-0410-6, 978-5-7996-2898-7. - Текст: электронный //
Электронный
ресурс
цифровой
образовательной
среды
СПО
РКОБобразование: [сайт].-URL: https://profspo.ru/books/87912
6.
Ватаев, А. С. Основы электротехники. Электрические машины и
трансформаторы: учебное пособие для СПО / А. С. Ватаев, Г. А. Давидчук,
А. М. Лебедев. - Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020.
- 192 с. - ISBN 978-5-4488-0870-8, 978-5-4497-0629-4. - Текст: электронный
// Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО
PROFo6pa3OBaHne: [сайт].-URL: https://profspo.ru/books/96967
7.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 1: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. - 2-е изд.,
испр,
и доп.- Москва:
Издательство
Юрайт, 2021.- 426 с.(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09567-8. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/474699
8.
Данилов, И. А. Электротехника в 2 ч. Часть 2: учебное пособие
для среднего профессионального образования / И. А. Данилов. - 2-е изд.,
испр,
и доп.- Москва:
Издательство
Юрайт, 2021.- 251 с.(Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-09565-4. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/474700
9.
Дементьев, Ю. Н. Электротехника и электроника. Электрический
привод: учебное пособие для СПО / Ю. Н. Дементьев, А. Ю. Чернышев, И. А.
Чернышев; под редакцией Р. Ф. Бекишев. - Саратов: Профобразование, 2017.
- 223 с. - ISBN 978-5-4488-0144-0. - Текст: электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFo6pa3OBaHHe: [сайт]. URL: https://profspo.ru/books/66403
10. Зайцев, В. Е.
Электротехника.
Электроснабжение,
электротехнология и электрооборудование строительных площадок: учеб,
пособие для сред. проф. образования / В. Е. Зайцев, Т. А. Нестерова. МОСКВА: Академия, 2018. - 128 с.
3.2.2. Основные электронные издания
13
1.
Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. А. Миленина; под редакцией
Н. К. Миленина. - 2-е изд., перераб, и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2021. - 263 с. - (Профессиональное образование). - 18ВК 978-5-534-05793-5.
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
иНЬ:
https://urait.ru/bcode/472057
2.
Основы электроснабжения: учебник для спо / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, М. С. Усачев; под редакцией доктора
технических наук, профессора Г. И. Кольниченко. — Санкт-Петербург: Лань,
2022. — 252 с. — 1БВИ 978-5-8114-8467-6. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — иНЬ: ЬЛрз://е.lanbook.com/book/193243
(дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.
Основы электротехники: учебник для СПО / Г. И. Кольниченко,
Я. В. Тарлаков, А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. - 2-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2021. — 204 с. — 18ВК 978-5-8114-8050-0. — Текст:
электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — ЦКЬ:
Ьпрз://е.1апЬоок.сот/Ьоок/171409 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 1: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. - 2-е изд., испр,
и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 455 с. - (Профессиональное
образование). - 18ВИ 978-5-534-05435-4. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. -иКЬ: https://urait.ru/bcode/473397
5.
Основы электротехники, микроэлектроники и управления в 2 т.
Том 2: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. А. Комиссаров, Л. С. Гордеев, Г. И. Бабокин, Д. П. Вент. - 2-е изд., испр,
и доп, - Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 313 с. - (Профессиональное
образование). - 18ВИ 978-5-534-05436-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. -иИК: https://urait.ru/bcode/473398
6.
Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для спо
/ Л. А. Потапов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 376 с.
— ТБВИ 978-5-8114-9391-3.— Текст: электронный// Лань: электронно
библиотечная система. — иБГ: Ьйр8://е.1апЬоок.сош/Ьоок/193417 (дата
обращения: 13.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Потапов, Л. А. Теоретические основы электротехники. Сборник
задач: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Л. А. Потапов. - 2-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 14
3.2.2.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Демонстрирует знания
Оценка
результатов
Знать:
основ электротехники,
устного
и
Основы
письменного опроса.
электротехники,
устройства и принцип
Оценка
результатов
устройство и принцип действия электрических
самостоятельной
действия электрических машин,
работы.
устройства и принцип
машин,
Оценка
результатов
устройство и принцип действия
трансформаторов,
выполнения
действия
трансформаторов,
устройства и принцип домашних заданий.
результатов
действия
аппаратуры Оценка
устройство и принцип
управления
проведенного
действия аппаратуры
электроустановками
дифференцированного
управления
зачета.
электроустановками
Уметь:
Читать схемы
электрических сетей
Вести оперативный учет
работы энергетических
установок
Читает
схемы
электрических сетей
Ведёт оперативный учет
работы
энергетических
установок
Оценка
результатов
выполнения
практических работ.
Оценка выполнения
самостоятельной
работы.
1(