ОП.04 Основы геодезии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 Основы геодезии

Код и наименование специальности/профессии: 08.02.01 «Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений».

Квалификация выпускника: техник
Профиль получаемого профессионального образования: технический.

Семестр: 4

2023 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
5. КОНТРОЛЬ И

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

3

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОП.04 ОСНОВЫ
ГЕОДЕЗИИ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС СПО и ПООП СПО по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
При реализации рабочей программы учебной дисциплины ОП.04 Основы
геодезии могут быть использованы различные образовательные технологии, в том
числе элементы дистанционных образовательных технологий, электронного
обучения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена (далее образовательной программы): дисциплина
входит в общепрофессиональный цикл специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать ситуации на планах и картах;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении
линий, углови отметок точек;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при вынесении
расстояния икоординат;
- проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и
геометрическогонивелирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины, используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения
превышений;
- приборы и инструменты для вынесения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.
Перечень формируемых компетенций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
Наименование общих компетенций
Код
современные
средства
поиска,
анализа
ОК 02 Использовать
и
интерпретации
информации,
и информационные технологии для выполнения задач
4

профессиональной деятельности
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на государственном языкеРоссийской Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста
ОК 07 Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях
ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и иностранном языках
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК
1.1.

ПК
1.2.
ПК
1.3.
ПК
1.4.

Наименование общих компетенций
Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных
конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали
конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии
с условиями эксплуатации и назначениями
Выполнять
расчеты
и
конструирование
строительных
конструкций
Разрабатывать
архитектурно-строительные
чертежи
с
использованием средств автоматизированного проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с
применением информационных технологий

ПК
2.1.

Выполнять подготовительные работы на строительной площадке

ПК
2.2.

Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные
работы на объекте капитального строительства

ПК
2.3.

Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и
расходов материальных ресурсов
5

ПК
2.4.
ПК
3.1.

ПК
3.2.
ПК
3.3.
ПК
3.5

ПК
4.2.
ПК
5.1.
ПК
6.1.

Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых
работ и расходуемых материалов
Осуществлять
оперативное
планирование
деятельности
структурных подразделений при проведении строительно­
монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего
ремонта и реконструкции строительных объектов
Обеспечивать работу структурных
подразделений при
выполнении производственных заданий
Обеспечивать ведение текущей и исполнительной документации
по выполняемым видам строительных работ
Обеспечивать
соблюдение
требований
охраны
труда,
безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды
при выполнении строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и
эксплуатации строительных объектов
Выполнять мероприятия по технической эксплуатации
конструкций и инженерного оборудования зданий
Составление сводных спецификаций и таблиц потребности в
строительных и вспомогательных материалах и оборудовании
Приемка и хранение строительных и вспомогательных
материалов и оборудования

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
Объем образовательной программы - 46 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 46 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем образовательной программы (всего)
Объем работы обучающихся во
взаимодействии спреподавателем
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета

7

Объем
часов
46
46

24
20
2

Тема 1.3
Ориентирование
направлений

Тема 1.4Прямая и
обратная
геодезические
задачи.

Раздел 2.
Геодезические
измерения
Тема 2.1.
Сущность
измерений.
Линейные
измерения

Содержание учебного материала

Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты,
склонение
магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи
между румбами иазимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение
меридианов. Формулы перехода от
дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным. Формулы
передачи дирекционногоугла. Схемы определения по карте дирекционных
углов и географических азимутов заданных
направлений.
Практическое занятие № 3. Определение ориентирных углов направлений
по карте.
Содержание учебного материала
Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная
сетки на картах и
планах. Схема определения прямоугольных и географических координат
заданных точек.Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм
решения задач.
Практическое занятие № 4. Определение координат точек по карте.

Содержание учебного материала
Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода,
принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды
измерений: непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные.
Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методикаизмерения
линий лентой. Учет поправок за компилирование, температуру, наклона
линий.
Контроль линейных измерений. Устройство лазерного дальномера:
клавиатура и дисплей,функции. Работа с прибором: измерение длин
линий при помощи лазерного дальномера.
7

2

1

4

2
1

2

4

2

6

1

Практическое занятие № 8. Нанесение точек теодолитного хода на план.
Диф.зачет
Всего:

4
2

46

8

1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы геодезии», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
Лаборатория «Основы геодезии»., оснащенная в соответствии с п. 6.1.2.3
образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается
не менее одного издания из перечисленных ниже печатных и (или) электронных
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими
изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
3.2.2. Основные электронные издания
1. Корягина, Н. В. Благоустройство и озеленение населенных мест:
учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В.
Корягина, А. Н. Поршакова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 164 с. (Профессиональное образование). - 1БВН 978-5-534-13892-4. - Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - ИКТ: https://urait.ru/bcode/477110

2. Макаров, К. Н. Инженерная геодезия: учебник для среднего
профессионального образования / К. Н. Макаров. - 2-е изд., испр, и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 243 с.- (Профессиональное
образование). - 18ВК 978-5-534-89564-3. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. - ПИТ: https://urait.ru/bcode/471391
З.Огуреева, Г. Н. Экологическое картографирование: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Г. Н. Огуреева, Т. В. Котова,
Л. Г. Емельянова. - 3-е изд., испр, и доп. - Москва: Издательство Юрайт,
2021. - 147 с. - (Профессиональное образование). - 18ВИ 978-5-534-13758-3. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - ИНЬ: https://urait.ru/bcode/476914

4.
Смалев,
В. И. Геодезия с основами картографии и картографического
черчения: учебное пособие для среднего профессионального образования /
В. И. Смалев. Москва:
Издательство
Юрайт,
2021.189 с,-

(Профессиональное образование).- 18ВИ 978-5-534-14084-2. электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - иНЬ: https://urait.ru/bcode/467771

Текст:

5. Материаловедение: учебник для СПО / А. А. Воробьев, А. М.
Будюкин, В. Г. Кондратенко [и др.]. - Саратов, Москва: Профобразование, Ай
Пи Ар Медиа, 2020. - 356 с. - ISBN 978-5-4488-0866-1, 978-5-4497-0618-8. Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды
СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/96962
6. Материаловедение: учебное пособие для СПО / С. И. Богодухов, А. Д.
Проскурин, Е. А. Шеин, Е. Ю. Приймак. - Саратов: Профобразование, 2020. 198 с. - ISBN 978-5-4488-0655-1. - Текст: электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL:
https://profspo.ru/booksZ91890
7. Кириллова, И. К. Материаловедение : учебное пособие для СПО / И.
К. Кириллова, А. Я. Мельникова, В. В. Райский. - Саратов: Профобразование,
Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 127 с. - ISBN 978-5-4488-0145-7, 978-5-4486-0739-4.
- Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/73753
8. Перинский, В. В. Материаловедение : словарь для СПО / В. В.
Перинский, И. В. Перинская. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа,
2020. - 109 с. - ISBN 978-5-4488-0736-7, 978-5-4497-0425-2. - Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОРобразование: [сайт].-URL: https://profspo.ru/books/90537

9. Строительные материалы и изделия : учебное пособие для СПО / В. С.
Руднов, Е. В. Владимирова, И. К. Доманская, Е. С. Герасимова ; под
редакцией И. К. Доманской. - 2-е изд. - Саратов: Профобразование, 2021. 201 с. - ISBN 978-5-4488-1129-6. - Текст: электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/! 04915
10.
Коррозия и защита материалов: учебное пособие для СПО /
составители А. Р. Самборук, Е. А. Кузнец. - Саратов: Профобразование, 2021.
- 171 с. - ISBN 978-5-4488-1229-3. - Текст: электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО РКОРобразование: [сайт]. URL: https://profspo.ru/books/106829

11.
Самборук, А. Р. Коррозия и защита металлов, материалов и
изделий: практикум для СПО / А. Р. Самборук, Е. А. Кузнец. - Саратов:
Профобразование, 2021. - 115 с. - ISBN 978-5-4488-1230-9. - Текст:
электронный И Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
РКОРобразование: [сайт]. - URL: https://profspo.ru/books/106830

12.
Материаловедение и технология конструкционных материалов:
практикум для СПО / Ю. П. Егоров, А. Г. Багинский, В. П. Безбородов [и др.];
под редакцией Е. П. Чинкова. - Саратов: Профобразование, 2021. - 121 с. ISBN 978-5-4488-0930-9. - Текст: электронный // Электронный ресурс
цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/99929
13.
Турчанинов,
В.
И.
Технология
кровельных
и
гидроизоляционных материалов: учебное пособие для СПО / В. И.
Турчанинов. - Саратов: Профобразование, 2020. - 284 с. - ISBN 978-5-44880663-6. - Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО РКОЕобразование:
[сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/92181

14.
Сулименко, Л. М. Технология производства минеральных
вяжущих материалов: учебное пособие для СПО / Л. М. Сулименко, Т. Н.
Акимова, А. А. Макаева. - Саратов: Профобразование, 2020. - 155 с. - ISBN
978-5-4488-0589-9. - Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО РКОЕобразование:
[сайт]. - URL:
https://profspo.ru/books/92184
3.2.3. Дополнительные источники
1. Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. Москва: Академия, 2020. - 384 с

2. Нестеренок М.С. Геодезия: учебное пособие / Нестеренок М.С. —
Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 288 с. — ISBN 978-985-06-2199-3. — Текст:
электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/20208.html (дата обращения: 08.01.2022). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей
3. Федотов, Г. А. Инженерная геодезия: учебник / Г.А. Федотов. — 6-е
изд., перераб, и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 479 с. — (Высшее
образование: Специалитет). — DOI 10.12737/13161. - ISBN 978-5-16-013110-8. Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1087987 (дата
обращения: 08.01.2022). - Режим доступа: по подписке.

4. СП
126.13330.2017 Геодезические работы в строительстве.
Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84 Окончательная редакция.
5. СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строительства. Основные
положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.
6. Геодезия и картография: Журнал [Электронный портал]. - URL:
https://geocartography.ru/

7. Захаров, М. С. Картографический метод и геоинформационные системы в
инженерной геологии: учебное пособие для спо / М. С. Захаров, А. Г. Кобзев. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 116 с. —
978-5-8114-6701-3.— Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
иКЬ:
Нпр8://е.1апЬоок.сот/Ьоок/151681 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.
8. Дьяков, Б. Н. Геодезия: учебник для спо / Б. Н. Дьяков, А. А. Кузин, В. А.
Вальков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 296 с. — 1БВК 978-5-8114-4499-1. —
Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — иКЬ:
Ьйрз://е.lanbook.com/book/148270 (дата обращения: 13.01.2022). — Режим доступа:
для авториз. пользователей.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
знать:
демонстрирует
знания Оценка
основные
понятия
и понятий
и
терминов, результатов
термины, используемые в используемых в геодезии
устного
и
геодезии
демонстрирует знания о письменного
назначение
опорных видах опорных геодезических опроса.
геодезических сетей
сетей и их применении
Оценка
масштабы,
условные демонстрирует знания видов результатов
топографические знаки, масштабов и их назначение;
тестирования.
точность масштаба
масштабирует;
Оценка
систему
плоских читает
и
вычерчивает результатов
прямоугольных
условные топографические выполнения
координат
знаки
домашних
приборы и инструменты разбирается
в
системе заданий.
для измерений: линий, плоских
прямоугольных Оценка
углов
и
определения координат;
результатов
превышений
демонстрирует
знания проведённого
приборы и инструменты устройств
приборов
и экзамена.
для
инструментов,
вынесения расстояния и применяемых
при
координат
выполнении
геодезических
виды
геодезических измерений;
измерений
выполняет
задачи в соответствии с последовательность
профилем работы
на вычислительной обработки
этапе жизненного цикла геодезических измерений
ОКС
и методы
их демонстрирует знания видов
решения
геодезических измерений и
их назначение демонстрирует
знания задач в соответствии с
профилем работы на этапе
жизненного цикла ОКС и
методов их решения
читает изображение ситуации Оценка
уметь:
результатов
читать ситуации на
и рельефа местности
решает задачи на масштабы
выполнения
планах и картах
определяет прямоугольные практических
решать задачи на
координаты и ориентирные работ.
масштабы
углы;
Оценка
решать прямую и
решает прямую и обратную результатов
обратную геодезическую
проведённого
геодезические задачи
задачу
пользоваться приборами и осуществляет линейные и экзамена.

инструментами,
используемыми при
измерении линий, углов и
отметок точек
пользоваться приборами
и инструментами,
используемыми при
вынесении расстояния и
координат
проводить камеральные
работы по окончании
теодолитной съемки и
геометрического
нивелирования
решать задачи в
соответствии с профилем
работы на этапе
жизненного цикла ОКС

угловые измерения, а также
измерения
превышения
местности.
производит измерения по
выносу
расстояния
и
координат
выполняет
камеральные
работы
по
окончании
геодезических съемок.
решает задачи в соответствии
с профилем работы на этапе
жизненного цикла ОКС



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.