ОП.07 Экономика отрасли

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией

зам. директора по УМР

специальных дисциплин

Шабанова М.М.

Протокол № от «5 Г » 0
г.

■

/2023

Подпись

Председатель П (Ц)К Т\ /

ФИО

2023
г.

Рабочая программа по специальности СПО 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений составлена в соответствии с требования­

ми:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего

профессионального образования по специальности СПО 08.02.01 Строитель­
ство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Мини­
стерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г №2 в ред. от 01.09.2022
(зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 г. №49797);

- профиля получаемого образования;

Разработчики:
Абдуллаева Шахризат Гасайниевна, преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ

РД «ИПК»

Рецензенты

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБ­
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Экономика отрасли»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.07 Экономика отрасли является обязательной
частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооруже­
ний.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
03, ОК 07, ОК 08.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК
ОК 03

ОК 07

определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;

содержание актуальной нормативно­
правовой документации;

применять современную
научную профессиональную
терминологию;

современная научная и
профессиональная терминология;

соблюдать нормы
экологической безопасности;

правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности;

определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по
специальности, осуществлять
работу с соблюдением
принципов бережливого
производства;

основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;

организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

пути обеспечения
ресурсосбережения;

основные направления изменения
климатических условий региона
ОК 08

применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности;

основы здорового образа жизни;

пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
курсовая работа
контрольные работы
Промежуточная аттестация - диф.зачет

Объем ча­
сов
96
96

46
48
2

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические за­
нятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Раздел 1. Основы функционирования экономики и отрасли
Сод ержание учебного материала
Тема 1.1. Роль строительного комплекса и его 1
Введение в дисциплину. Сущность и главные вопросы экономики. Обще­
значение в национальной
ственное производство и его основные стадии. Факторы современного про­
экономике
изводства и производственные возможности общества.
2
Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Специфические осо­
бенности отрасли, влияющие на формирование её экономического потен­
циала.
Практические занятия
Экономические отношения в обществе.
Тема 1.2. Рынок и рыноч- Содержание учебного материала
ная экономика.
1
Понятие, функции, виды, структура и инфраструктура рынков. Модели со­
временного рынка.
2
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Практические занятия
Инфраструктура рынков. Модели современного рынка.
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Тема 1.3. Субъекты и ви- Содержание учебного материала
ды предпринимательской 1
Понятие и виды предпринимательской деятельности.
деятельности.
2
Субъекты предпринимательской деятельности, их цели, задачи и функции.
Тема 1.4. Организация
Содержание учебного материала
как основное звено эко­
Отрасль в системе рыночной экономики. Особенности строительной отрас­
1
номики отрасли.
ли.
2
Понятие и классификация организаций. Малое предпринимательство, его
особенности.
Практическое занятие:
Понятие и классификация организаций. Малое предпринимательство, его осо­
бенности. Особенности строительной отрасли.
Тема 1.5. ОрганизационСодержание учебного материала
ип-ппявовые Формы орга- 1
Коммерческие и некоммерческие организации, их виды и формы собствен-

ем
ча­
сов

вень
осво
ения

2

1

2

2

8

3

2

1

2

2

10

2
2

1
2

2

1

2

2

10

2

1

ности. Микро, малые, средние и крупные организации.
2
Хозяйственные товарищества и общества: понятие, виды, особенности ор­
ганизации деятельности и формирования первоначального капитала, ответ­
ственность учредителей.
Раздел 2. Менеджмент и маркетинг в деятельности организации.

низации.

Тема 2.1. Основные составляющие менеджмен­
та.

Тема 2.2. Цикл менедж­
мента.

Тема 2.3. Методология и
технология современного
менеджмента.

Тема 2.4.Основы маркетинга.

Сод ержание учебного материала
Теоретические основы менеджмента: предмет изучения, закономерности и
1
принципы, виды. Основные функции менеджера. История развития теории
менеджмента и современные тенденции его развития. Правила эффектив­
ного менеджмента.
2
Менеджер как профессионал по организации и управлению производствен­
ными и коммерческими процессами. Психология менеджмента. Важнейшие
качества менеджера
Практические занятия
Определение направления менеджмента. Менеджер как профессионал по орга­
низации и управлению производственными и коммерческими процессами. Пси­
хология менеджмента. Важнейшие качества менеджера
Содержание учебного материала
Понятие цикла менеджмента. Функции менеджмента: планирование, орга­
1
низация, мотивация, контроль. Объекты и организационные структуры ме­
неджмента.
Сод ержание учебного материала
Методология менеджмента и используемые методы. Технология современ­
1
ного менеджмента.
2
Национальные особенности менеджмента.
Практические занятия:
Технология современного менеджмента.
Составление и заключение договора подряда в строительстве.
Содержание учебного материала
Понятие, виды, объекты и функции маркетинга. Значение маркетинга для
1
успешного развития организации.

2

2

2

2

2

3

10

2

2

2

2

2
4

4

2

Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строитель­
ной продукции, особенности маркетингового исследования строительного
рынка.
Практическое занятие: Значение маркетинга для успешного развития органи­
зации. Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строиТРТТКМЛЙ ППОТГУКИИИ ПГ.П^РМИПРТИ \!ЯПк'РТИИГАКАГП ЫГГПРПАПЯРГЫЯ РТПАПТРИкПАГА__
Сод ержание учебного материала
Понятие, виды и критерии эффективности маркетинговых стратегий. Сег­
1
ментация рынка строительной продукции. Позиционирование строитель­
ной продукции на рынке

2

Тема 2.5. Стратегия и
тактика маркетинга в
строительстве.

4

•

6

4

Диф.зачет

2

Итого

96

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспече­
нию.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экономика организации». Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, звуковыми
устройствами и выходом в Интернет;
- мультимедиапроектор;
- калькуляторы;
- набор презентаций (фильмов, слайдов) по темам учебной дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.
Основы экономики : учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахме­
тов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой.
- Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 с. —
ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4. — Текст : электронный // Цифро­
вой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/99374.html (дата обращения: 18.04.2021). — Ре­
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DO1:
https://doi.org/10.23682/99374
2.
Якушкин, Е. А. Основы экономики : учебное пособие / Е. А.
Якушкин, Т. В. Якушкина ; под редакцией Е. А. Якушкина. — 3-е изд. —
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО),
2020. — 248 с. — ISBN 978-985-503-924-3. — Текст : электронный И Цифро­
вой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94302.html (дата обращения: 18.04.2021). — Ре­
жим доступа: для авторизир. пользователей

Дополнительная литература
1.
Микроэкономика. Экономика предприятия (организации) : учеб­
ное пособие для
СПО / Е. А. Аникина, Л. М. Борисова, С. А. Дукарт [и др.] ; под редакцией Л.
И. Иванкиной. — Саратов : Профобразование, 2021. — 428 с. — ISBN 978-54488-0917-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс
IPR SMART :
[сайт]. —
URL:
https://www.iprbookshop.ru/99933.html (дата обращения: 12.04.2021). — Ре­
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/99933
2.
Сафонова, Л. А. Экономика предприятия : учебное пособие для
СПО / Л. А. Сафонова, Т. М. Левченко. — Саратов : Профобразование, 2021.
12

— 189 с. — ISBN 978-5-44881211-8. — Текст : электронный // Цифровой об­
разовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/106644.html (дата обращения: 12.04.2021). — Ре­
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/106644

Интернет ресурсы:
1.
http://www.kccs.ru - сайт журнала «Ценообразование и сметное
нормирование в строительстве»
2.
http://ecsocman.edu.ru- Экономика, Социология, Менеджмент федеральный образовательный портал.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, деловых игр,
тестирования, зачета, экзамена, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.

Предметные результаты обучения
-рассчитывать по принятой методологии основ­
ные технико-экономические показатели дея­
тельности организации;
- оформлять основные документы по регистра­
ции малых предприятий;
- составлять и заключать договоры подряда;

Формы и методы кон­
троля и оценки результа­
тов обучения

Наблюдение и экспертная
оценка результатов дея­
тельности обучающегося
при выполнении и защите
практических работ, вы­
- использовать информацию о рынке, опреде­
лять товарную номенклатуру, товародвижение и полнении самостоятельной
работы, во время зачета,
сбыт;
- в соответствии с изменениями влияния внеш­ экзамена.
ней и внутренней среды определять направле­
ние менеджмента.
- состав трудовых и финансовых ресурсов орга­
низации;
- основные фонды и оборотные средства строи­
тельной организации, показатели их использо­
вания;
- основные технико-экономические показатели
Наблюдение и экспертная
хозяйственно-финансовой деятельности органи­ оценка результатов дея­
зации;
тельности обучающегося
- механизмы ценообразования на строительную при проведении комбини­
продукцию, формы оплаты труда;
рованных уроков, выпол- методику разработки бизнес-плана;
нении и защите практиче­
- содержание основных составляющих общего
ских работ, контроле вы­
менеджмента;
полнения самостоятельной
- методологию и технологию современного ме­ работы, на зачете, во время
неджмента;
экзамена.
- характер и тенденции развития современного
менеджмента;
- требования, предъявляемые к современному
менеджеру;
- стратегию и тактику маркетинга.

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объек­
тивность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех
установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак­
тического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие
знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и само­
стоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необ­
ходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятель­
но: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показывают необходимые для проведения практической работы тео­
ретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации
результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется
учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от
необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правиль­
ность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при ха­
рактеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая
страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статисти­
ческих сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретиче­
ского материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельно­
го выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов ра­
боты.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащи­
мися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших
на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивает­
ся много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащие­
ся показывают знания теоретического материала, но испытывают затрудне­
ние при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материа­
лами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не под­
готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необхо­
димых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подго­

товленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащего­
ся.
Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный,
тематический, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций,
которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три ос­
новных его вида:
- предварительный - установление исходного состояния сторон лично­
сти учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной дея­
тельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического
процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигну­
тых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения
имеет свои временные границы и должен закончиться определенным резуль­
татом.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.