ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией
зам. директора по УМР
специальных дисциплин
Шабанова М.М.
Протокол № от «5 Г » 0
г.
■
/2023
Подпись
Председатель П (Ц)К Т\ /
ФИО
2023
г.
Рабочая программа по специальности СПО 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений составлена в соответствии с требования
ми:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности СПО 08.02.01 Строитель
ство и эксплуатация зданий и сооружений, утвержденного приказом Мини
стерства образования и науки РФ от 10 января 2018 г №2 в ред. от 01.09.2022
(зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 г. №49797);
- профиля получаемого образования;
Разработчики:
Абдуллаева Шахризат Гасайниевна, преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ
РД «ИПК»
Рецензенты
/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБ
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Экономика отрасли»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.07 Экономика отрасли является обязательной
частью общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооруже
ний.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
03, ОК 07, ОК 08.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Знания
Умения
Код
ПК, ОК
ОК 03
ОК 07
определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
содержание актуальной нормативно
правовой документации;
применять современную
научную профессиональную
терминологию;
современная научная и
профессиональная терминология;
соблюдать нормы
экологической безопасности;
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по
специальности, осуществлять
работу с соблюдением
принципов бережливого
производства;
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона
пути обеспечения
ресурсосбережения;
основные направления изменения
климатических условий региона
ОК 08
применять рациональные
приемы двигательных
функций в профессиональной
деятельности;
основы здорового образа жизни;
пользоваться средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной
специальности
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для
специальности;
средства профилактики
перенапряжения
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
курсовая работа
контрольные работы
Промежуточная аттестация - диф.зачет
Объем ча
сов
96
96
46
48
2
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические за
нятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Раздел 1. Основы функционирования экономики и отрасли
Сод ержание учебного материала
Тема 1.1. Роль строительного комплекса и его 1
Введение в дисциплину. Сущность и главные вопросы экономики. Обще
значение в национальной
ственное производство и его основные стадии. Факторы современного про
экономике
изводства и производственные возможности общества.
2
Роль и значение отрасли в системе экономики страны. Специфические осо
бенности отрасли, влияющие на формирование её экономического потен
циала.
Практические занятия
Экономические отношения в обществе.
Тема 1.2. Рынок и рыноч- Содержание учебного материала
ная экономика.
1
Понятие, функции, виды, структура и инфраструктура рынков. Модели со
временного рынка.
2
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Практические занятия
Инфраструктура рынков. Модели современного рынка.
Законы спроса и предложения товаров. Эластичность спроса.
Тема 1.3. Субъекты и ви- Содержание учебного материала
ды предпринимательской 1
Понятие и виды предпринимательской деятельности.
деятельности.
2
Субъекты предпринимательской деятельности, их цели, задачи и функции.
Тема 1.4. Организация
Содержание учебного материала
как основное звено эко
Отрасль в системе рыночной экономики. Особенности строительной отрас
1
номики отрасли.
ли.
2
Понятие и классификация организаций. Малое предпринимательство, его
особенности.
Практическое занятие:
Понятие и классификация организаций. Малое предпринимательство, его осо
бенности. Особенности строительной отрасли.
Тема 1.5. ОрганизационСодержание учебного материала
ип-ппявовые Формы орга- 1
Коммерческие и некоммерческие организации, их виды и формы собствен-
ем
ча
сов
вень
осво
ения
2
1
2
2
8
3
2
1
2
2
10
2
2
1
2
2
1
2
2
10
2
1
ности. Микро, малые, средние и крупные организации.
2
Хозяйственные товарищества и общества: понятие, виды, особенности ор
ганизации деятельности и формирования первоначального капитала, ответ
ственность учредителей.
Раздел 2. Менеджмент и маркетинг в деятельности организации.
низации.
Тема 2.1. Основные составляющие менеджмен
та.
Тема 2.2. Цикл менедж
мента.
Тема 2.3. Методология и
технология современного
менеджмента.
Тема 2.4.Основы маркетинга.
Сод ержание учебного материала
Теоретические основы менеджмента: предмет изучения, закономерности и
1
принципы, виды. Основные функции менеджера. История развития теории
менеджмента и современные тенденции его развития. Правила эффектив
ного менеджмента.
2
Менеджер как профессионал по организации и управлению производствен
ными и коммерческими процессами. Психология менеджмента. Важнейшие
качества менеджера
Практические занятия
Определение направления менеджмента. Менеджер как профессионал по орга
низации и управлению производственными и коммерческими процессами. Пси
хология менеджмента. Важнейшие качества менеджера
Содержание учебного материала
Понятие цикла менеджмента. Функции менеджмента: планирование, орга
1
низация, мотивация, контроль. Объекты и организационные структуры ме
неджмента.
Сод ержание учебного материала
Методология менеджмента и используемые методы. Технология современ
1
ного менеджмента.
2
Национальные особенности менеджмента.
Практические занятия:
Технология современного менеджмента.
Составление и заключение договора подряда в строительстве.
Содержание учебного материала
Понятие, виды, объекты и функции маркетинга. Значение маркетинга для
1
успешного развития организации.
2
2
2
2
2
3
10
2
2
2
2
2
4
4
2
Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строитель
ной продукции, особенности маркетингового исследования строительного
рынка.
Практическое занятие: Значение маркетинга для успешного развития органи
зации. Маркетинговые исследования рынка, особенности маркетинга строиТРТТКМЛЙ ППОТГУКИИИ ПГ.П^РМИПРТИ \!ЯПк'РТИИГАКАГП ЫГГПРПАПЯРГЫЯ РТПАПТРИкПАГА__
Сод ержание учебного материала
Понятие, виды и критерии эффективности маркетинговых стратегий. Сег
1
ментация рынка строительной продукции. Позиционирование строитель
ной продукции на рынке
2
Тема 2.5. Стратегия и
тактика маркетинга в
строительстве.
4
•
6
4
Диф.зачет
2
Итого
96
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспече
нию.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экономика организации». Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, звуковыми
устройствами и выходом в Интернет;
- мультимедиапроектор;
- калькуляторы;
- набор презентаций (фильмов, слайдов) по темам учебной дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.
Основы экономики : учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахме
тов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой.
- Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 с. —
ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5-44970757-4. — Текст : электронный // Цифро
вой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/99374.html (дата обращения: 18.04.2021). — Ре
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DO1:
https://doi.org/10.23682/99374
2.
Якушкин, Е. А. Основы экономики : учебное пособие / Е. А.
Якушкин, Т. В. Якушкина ; под редакцией Е. А. Якушкина. — 3-е изд. —
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО),
2020. — 248 с. — ISBN 978-985-503-924-3. — Текст : электронный И Цифро
вой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/94302.html (дата обращения: 18.04.2021). — Ре
жим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература
1.
Микроэкономика. Экономика предприятия (организации) : учеб
ное пособие для
СПО / Е. А. Аникина, Л. М. Борисова, С. А. Дукарт [и др.] ; под редакцией Л.
И. Иванкиной. — Саратов : Профобразование, 2021. — 428 с. — ISBN 978-54488-0917-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс
IPR SMART :
[сайт]. —
URL:
https://www.iprbookshop.ru/99933.html (дата обращения: 12.04.2021). — Ре
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/99933
2.
Сафонова, Л. А. Экономика предприятия : учебное пособие для
СПО / Л. А. Сафонова, Т. М. Левченко. — Саратов : Профобразование, 2021.
12
— 189 с. — ISBN 978-5-44881211-8. — Текст : электронный // Цифровой об
разовательный
ресурс
IPR
SMART
:
[сайт].
—
URL:
https://www.iprbookshop.ru/106644.html (дата обращения: 12.04.2021). — Ре
жим
доступа:
для
авторизир.
пользователей.
DOI:
https://doi.org/10.23682/106644
Интернет ресурсы:
1.
http://www.kccs.ru - сайт журнала «Ценообразование и сметное
нормирование в строительстве»
2.
http://ecsocman.edu.ru- Экономика, Социология, Менеджмент федеральный образовательный портал.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, деловых игр,
тестирования, зачета, экзамена, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Предметные результаты обучения
-рассчитывать по принятой методологии основ
ные технико-экономические показатели дея
тельности организации;
- оформлять основные документы по регистра
ции малых предприятий;
- составлять и заключать договоры подряда;
Формы и методы кон
троля и оценки результа
тов обучения
Наблюдение и экспертная
оценка результатов дея
тельности обучающегося
при выполнении и защите
практических работ, вы
- использовать информацию о рынке, опреде
лять товарную номенклатуру, товародвижение и полнении самостоятельной
работы, во время зачета,
сбыт;
- в соответствии с изменениями влияния внеш экзамена.
ней и внутренней среды определять направле
ние менеджмента.
- состав трудовых и финансовых ресурсов орга
низации;
- основные фонды и оборотные средства строи
тельной организации, показатели их использо
вания;
- основные технико-экономические показатели
Наблюдение и экспертная
хозяйственно-финансовой деятельности органи оценка результатов дея
зации;
тельности обучающегося
- механизмы ценообразования на строительную при проведении комбини
продукцию, формы оплаты труда;
рованных уроков, выпол- методику разработки бизнес-плана;
нении и защите практиче
- содержание основных составляющих общего
ских работ, контроле вы
менеджмента;
полнения самостоятельной
- методологию и технологию современного ме работы, на зачете, во время
неджмента;
экзамена.
- характер и тенденции развития современного
менеджмента;
- требования, предъявляемые к современному
менеджеру;
- стратегию и тактику маркетинга.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объек
тивность и единый подход. При 5-бальной системе оценивания для всех
установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фак
тического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие
знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и само
стоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необ
ходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятель
но: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники
знаний, показывают необходимые для проведения практической работы тео
ретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации
результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется
учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от
необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правиль
ность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при ха
рактеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая
страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статисти
ческих сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретиче
ского материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельно
го выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов ра
боты.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащи
мися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших
на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивает
ся много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащие
ся показывают знания теоретического материала, но испытывают затрудне
ние при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материа
лами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не под
готовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необхо
димых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подго
товленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащего
ся.
Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный,
тематический, итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций,
которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три ос
новных его вида:
- предварительный - установление исходного состояния сторон лично
сти учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной дея
тельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического
процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигну
тых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения
имеет свои временные границы и должен закончиться определенным резуль
татом.