МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОПЛ2. Сейсмостойкое строительство
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности/профессии: 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника: техник
Форма обучения: очная
Курс: 2.
Семестр : 4.
2023 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № от «3>О»__
£ 2023 г.
Председатель П(Ц)
(Подпись)
(ФИО)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Шабанова М.М.
(Подпись)
(ФИО)
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Сейсмостойкое
строительство разработана на основе требований: Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 10 января 2018 г №2 в ред. от 01.09.2022 (зарегистрировано в
Минюсте России 26.01.2018 г. №49797);
с учетом:
- профиля получаемого образования
- Методических рекомендаций по разработке рабочих программ дисциплин в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ),
разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим
учебным планом образовательной организации.
Разработчики: Умалатова Зухра Магомедалиевна
преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ РД ИПК.
Рецензенты/ эксперты:Магомедов Б.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
3.
Условия реализации рабочей программы
учебной дисциплины
12
4.
Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины
14
6
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.12 Сейсмостойкое
строительство является частью программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с ФГОС СПО специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация городских путей сообщения (базовая
подготовка).
Программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации
программ переподготовки кадров в учреждениях СПО
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы среднего
профессионального образования ППССЗ по специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая
подготовка) - ОП.ОО - общепрофессиональный цикл. Рабочая программа
направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции
Код
ОК 1.
ОК 2.
ОКЗ.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
Наименование общих компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
4
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
Код
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ПК 1.3.
Наименование общих компетенций
Подбирать строительные конструкции и подбирать
несложные узлы и детали конструктивных элементов
зданий
Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с
использованием информационных технологий
Выполнять несложные расчеты и конструирование
строительных конструкций
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать строительные и рабочие чертежи;
читать карту сейсмического районирования;
определять категории грунтов по сейсмическим свойствам;
выполнять проектирование зданий в сейсмических районах;
читать
объемно-планировочные
решения
различных зданий
сейсмической зоны;
выполнять расчет зданий и их конструктивных элементов на
сейсмические нагрузки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства и область применения строительных материалов и
конструкций в сейсмической зоне;
динамические характеристики строительных материалов и конструкций;
физику очагов землетрясений;
грунты сейсмической зоны;
принципы проектирования сейсмостойкости зданий;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 39 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 39 часов;
1.3.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекционные занятия_________________________________
практические занятия
контрольные работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
39
39
19
18
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.12. Сейсмостойкое строительство
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
2
Наименование разделов и тем
1
Раздел 1. Основные
положения по
проектированию зданий
и сооружений
сейсмической зоны.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Цели и задачи дисциплины. Актуальность вопроса. Причины возникновения землетрясений.
Основные положения.
Основные параметры измерения силы землетрясений. Виды
сейсмических волн. Нормативный документ, действующий на
территории РФ, по проектированию зданий и сооружений при
сейсмических нагрузках. Карта сейсмического районирования.
Практическое занятие
Тема 1.2.
Влияние грунтовых условий
на сейсмостойкость.
Грунты сейсмической зоны. Категории грунтов по сейсмическим
Динамические
свойствам. Особенности проектирования зданий с учетом грунтовых
характеристики
условий. Особенности работы строительных материалов при
строительных материалов
динамическом нагружении.
Объем
часов
3
4
6
7
Тема 2.3.
Обеспечение
геометрической
неизменяемости
плоских конструкций
Раздел 3. Концепция
сейсмостойкого
строительства
Тема 3.1.
Принципы
конструирования
сейсмостойких
зданий
Зачет
Итого
Применение свайных фундаментов при строительстве многоэтажных зданий в
сейсмически опасных регионах. Особенности при возведении и
проектировании многоэтажных зданий в сейсмически опасной зоне.
Особенности проектирования и строительства крупнопанельных зданий в
сейсмических районах
Содержание учебного материала
Пространственная неизменяемость сооружений. Типы связей горизонтальные
и вертикальные. Характер работы связей, место их расположения в
деформационных отсеках здания.
Содержание учебного материала
Общая информация. Нормативный документ, действующий на территории
РФ, по проектированию зданий и сооружений при сейсмических нагрузках.
Фундаментальные принципы конструирования сейсмостойких зданий.
Практическое занятие
1 .Сейсмическое районирование и микрорайонирование;
2. Исторический обзор самых значимых землетрясений в истории.
2
1
6
2
39
9
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Конструкций зданий и сооружений».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: коллекция демонстрационных плакатов, макетов,
работы из методического фонда, раздаточный материал.
Технические средства обучения: персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
литературы, Интернет-ресурсов
дополнительной
Основные источники:
1.
Долгун А.И. Строительные конструкции: учебник для студентов
учреждений среднего специального образования / А.И. Долгун, Т.Б.
Меленцова.- М.: Издательский дом «Академия», 2019. (ПМ.01. МДК.01.01.);
2.
Доркин В.В., Добромыслов А.Н. Сборник задач по строительным
конструкциям: Учеб, для техникумов. 2-е изд., стереотипное - М.: ООО
«Издательскимй дом Альянс», 2018.;
3.
Л.Р. Маилян, Б А.Г.Лазарев, Г.Г. Сеферов, В.Т. Батиенков.
Конструкции зданий и сооружений с элементами статики. - М.: Инфра-М,
2019.; ’
4.
Сетков В.И., Сербин Е.П. Строительные конструкции. Учебник. - М.:
ИНФРА-М, 2018.;
5.
Сербин Е.П. Строительные конструкции. Практикум: учеб, пособие для
студ. Учреждений сред. проф. образования / Е.П. Сербин. - М.: Издательский
центр «Академия», 2018. (ПМ.01. МДК.01.01.);
6.
В.А.Пономарев. Архитектурное конструирование. - М.: Архитектура-С,
;
2017.
7.
И.А.Шерешевский. Конструирование гражданских зданий - М.:
Архитектура-С, 2019.;
8.
Н.Н. Демидов, Н.Д. Демидов, В.Г.Никифоров.
Строительные
конструкции с элементами статики сооружений - М.: Высшая школа, 2018.;
9.
А.Н. Михайлов. Основы расчета элементов строительных
конструкций с элементами статики сооружений. - М.: Высшая школа, 2019.;
1(
10.
СП
131.13330.2012
Строительная
климатология.
Актуализированная редакция СНиП 23-01-99.
11.
СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная
редакция СНиП 2.01.07.85*.
13.
СП 64. 13330.2017 Деревянные конструкции. Актуализированная
редакция СНиП 11-25-80.
14.
СП 52-101-2003 Бетонные и железобетонные конструкции без
предварительного напряжения арматуры».
15.
СП 52-102-2004 Предварительно напряженные железобетонные
конструкции.
16.
СП
22.13330.2011
Основания
зданий
и
сооружений.
Актуализированная редакция СНиП 2.02.01.-83*.
17.
СНип П-3-79. Строительная теплотехника.;
18. Сортамент прокатных сталей по ГОСТ 8509-93, ГОСТ 26020-83, ГОСТ
8240-97, ГОСТ 26020-83.
19.
Сортамент пиломатериалов по ГОСТ 2445-80*.
20.
СП 16.330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная
редакция СНиП 11 -23-81 *.
21.
СП
128.13330.
2011
Алюминиевые
конструкции.
Актуализированная редакция СНиП 2.03.06-85.
22.
СП 15.13330.2012 Каменные и армокаменные конструкции.
Актуализированная редакция СНиП 11-22-81.
23.
СП 50.13330.2012 Тепловая защита зданий. Актуализированная
редакция СНиП 23-02-2003.
24.
МГСН 3.01-01 Жилые здания.
Дополнительные источники:
1.
Т.Г. Маклакова, С.М. Нанасова. Конструкции гражданских зданий. М.: Издательство Ассоциация строительных вузов, 2019.;
2.
Павлова А.И. Сборник задач по строительным конструкциям. - М.:
ИНФРА - М, 2019. - (Среднее профессиональное образование).;
3.
В.А.Пономарев. Архитектурное конструирование. - М.: Архитектура-С,
;
2018.
4.
Периодические издания по архитектуре и строительству.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Уметь
проектировать
системы
ограждающих
конструкций
зданий
различного назначения;
Коды формируемых
профессиональных и общих
компетенций
ПК 1.1.
ОК 1.
ОК 2.
ОКЗ.
ОК 6.
ОК 7.
Уметь
пользоваться ПК 1.2.
справочными электронными ОК 4.
носителями
и
системой ОК 5.
расчета
конструктивных
чттемрнтгт:
Формы и
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
Наблюдение за
действиями
обучающегося.
Экспертная
оценка на
практическом
занятии.
Оценка
пктгтпптдрытяга
Знать
принципы
взаимовлияния
параметров
конструктивных элементов и
условия
прочности
моделируемой
несложной
конструктивной системы;
ПК 1.1.
ПК 1.2.
ОК 2.
ОКЗ.
л-
объемно- ПК 1.3.
Знать
планировочные
и ОКЗ.
решения ОК 6.
конструктивные
основных типов зданий и
сооружений
с
учетом
сейсмостойкости;
Знать
методы
конструирования
архитектурного объекта как
системы воплощения замысла
в материалах, конструкциях и
технологиях.
ПК 1.3
ОК 1.
ОК 8.
ОК 9.
13