СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности

Код и наименование специальности/профессии: 09.01.03 «Оператор

информационных систем и ресурсов».
Квалификация выпускника: оператор информационных систем и ресурсов.

Профиль получаемого профессионального образования: технический

2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины СГЦ.ОЗ «Безопасность жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательной дисциплины
ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 09.01.03 «Оператор информационных
систем и ресурсов»
разработана на основе требований:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Концепции Национальной программы повышения уровня бережливого производства
населения РФ;
- ФГОС СОО утв. приказом Минобрнауки России от 11 ноября 2022 г. № 974;
с учетом:

-

профиля получаемого образования.

-

Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на
базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (разработаны
Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

-

Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ППКРС и
ППССЗ), разработанных Отделом профессионального образования Министерства
образования и науки Республики Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом
образовательной организации на 2023/2024 учебный год.

Разработчик: Рамазанов Мухт^^агомедшарипович преподаватель специальных дисциплин
ГБПОУ РД ИПК.
4
Рецензенты/ эксперты:

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.ОЗ Безопасность жизнедеятельности
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГЦ.ОЗ
Безопасность жизнедеятельности»
является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по
профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 06, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения

и знания
Код
ПК, ОК

ОК 06

ОК 07

Умения
описывать значимость своей
профессии
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

соблюдать нормы
экологической безопасности
определять направления
ресурсосбережения
в рамках профессиональной
деятельности по профессии,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого производства
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

Знания
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной
деятельности по профессии

стандарты антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
правила экологической безопасности
при ведении профессиональной
деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности

пути обеспечения ресурсосбережения

принципы бережливого производства
основные направления изменения
климатических условий региона

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

18

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

18

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

2

человека и
техносферу

3. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток
4. Сочетанное действие факторов и здоровье человека.
Социальные факторы окружающей среды.

В том числе практических и лабораторных занятий

4

ОК 06
ОК 07

Практическое занятие № 1. Определение параметров
микроклимата
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Обеспечение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности

Тема 2.1. Защита
среды

4

Содержание учебного материала
ОК 06
ОК 07

1. Вентиляция и кондиционирование. Освещение.

2. Защита атмосферного воздуха. Определение предельно
допустимых выбросов загрязняющих веществ. Средства
защиты атмосферы.
3. Защита гидросферы. Средства защиты гидросферы.
Питьевая вода и методы обеспечения ее качества.

4. Защита земель. Обращение с отходами. Требования
безопасности к пищевым продуктам
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

2

Тема 2.2. Защита
от опасностей
техносферы

ОК 06

1. Анализ опасностей. Средства снижения травмоопасное™
технических систем. Защита от механического
травмирования. Средства электробезопасности.

ОК 07

2
2. Защита от энергетических воздействий. Обобщенное
защитное устройство. Методы и средства защиты от шума и
вибрации. Методы и средства защиты от электромагнитных
полей. Средства защиты от инфракрасного,
ультрафиолетового, лазерного и ионизирующего излучений.
Защита от пожаров и взрывов

В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Чрезвычайные ситуации

Тема 3.1.
Основные понятия
о чрезвычайных
ситуациях

4

Содержание учебного материала

ОК 06

1. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

2. Чрезвычайные ситуации военного, биолого-социального и
террористического характера. Государственное
регулирование в области защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
В том числе практических и лабораторных занятий

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

ОК 07
2

Тема 3.2.
Безопасность
техносферы в
чрезвычайных
ситуациях

1. Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.
Устойчивость функционирования объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие
неотложные работы.

ОК 06
ОК 07

2

2. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях.
В том числе практических и лабораторных занятий

4

ОК 06
ОК 07

Практическое занятие № 2. Оказание первой медицинской
помощи
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 4. Основы военной службы
Тема 4.1.
Законодательство в
области военной
службы

4

Содержание учебного материала

Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего
Отечества.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

6

Практическое занятие № 3-5. Анализ и применение на практике
знаний Конституции РФ, Федеральных законов «Об обороне»,
«О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и
военной службе».
Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

ОК 06
ОК 07

ОК 06
ОК 07

Тема 4.2. Боевые
традиции
Вооруженных Сил
России

Символы воинской чести. Воинские звания
2

ОК 06
ОК 07

Основные рода войск Вооруженных Сил России
В том числе практических и лабораторных занятий

4

ОК 06
ОК 07

Практические занятия №№ 6-8. Занятия в тире

Самостоятельная работа обучающихся

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт

2

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет
«Безопасности
жизнедеятельности»,
оснащенный
необходимым
для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.1
примерной рабочей программы по данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 313 с. — (Профессиональное
образование).
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности:учебник для СПО.-М.:Кнорус,
2021.-282с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Курбатов, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Основы чрезвычайных
ситуаций : учебное пособие для СПО / В. А. Курбатов, Ю. С. Рысин, С. Л. Яблочников. —
Саратов : Профобразование, 2020. — 121 с. — ISBN 978-5-4488-0820-3. — Текст :
электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/93574.html
2. Резчиков, Е. А.
Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование).
— ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884 .
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона / Ю.
А. Широков. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 556 с. — ISBN
978-5-8114-9508-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. —
URL: https://e.lanbook.com/book/293030
4. Безопасность жизнедеятельности / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева,
Н. Б. Мануйлова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 220 с. — ISBN 9785-507-45693-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/279821

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
понятийно-терминологическую
терминологию безопасности
жизнедеятельности;
основы взаимодействия в системе
«человек - среда и обитания»;
методы анализа и защиты от
опасностей техносферы;
методы обеспечения безопасности
жизнедеятельности в штатных и
чрезвычайных ситуациях;
правила оказания первой
медицинской помощи;
правила экологической
безопасности при ведении
профессиональной деятельности;
экономико-правовые и
управленческие аспекты
техносферной безопасности.
Умения:
идентифицировать основные
опасности среды обитания
человека;
оценивать воздействие опасностей
на человека и окружающую среду;
выбирать и применять способы
обеспечения безопасности
жизнедеятельности;
оценивать уровни опасности в
техносфере;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
профессии;
пользоваться экономико-правовой
основой безопасности среды
обитания.

Критерии оценки

Методы оценки

Не менее 60% верных
ответов

Тестирование

Верная оценка состояния
окружающей среды;
обоснованный выбор
средств обеспечения
безопасности;
соблюдение норм
безопасности.

Экспертная оценка
выполнения
практических
работ.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.