МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение РД «Индустриально
промышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов
Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3
2023
1
ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
предметной (цикловой) комиссией общеобра
зовательных и гуманитарных дисциплин
Зам. директора по УР
Протокол №у от «¿%б>
(/№.■ ?У7^^^Шабанова М.М.
Подпись
Председатель П(Ц)К
ФИО
Р*'20 Л г.
Магомедова З.А.
Подпись
ФИО
Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета ОПЦ.ОЗ Базы данных
разработана на основе требований:
-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.
-
-
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 11.11.
2022г.И974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013
N 29569)
с учетом:
-
-
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДЕЮ Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.
Разработчик:
Рецензенты:
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
ОП.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про
граммы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью общепрофессио
нального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по про
фессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.
анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые
средства для решения профессиональ
ных задач;
грамотно излагать свои мысли и оформ
лять документы по профессиональной
тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем кол
лективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и использовать стан
дартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных циф
ровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью запро
сов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.
приемов структурирования ин
формации;
формата оформления результатов
поиска информации, современ
ных средств и устройств инфор
матизации; порядка их примене
ния и программного обеспечения
в профессиональной деятельно
сти в том числе с использованием
цифровых средств;
особенности социального и куль
турного
контекста;
правила
оформления документов и по
строения устных сообщений
правила чтения текстов профес
сиональной направленности
создания структурированных до
кументов и документов слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования форматов и осу
ществление перекомпоновки дан
ных в текстовых документах;
принципа организации информа
ционных и архитектуру баз дан
ных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения запро
сов к базам данных.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём в часах
Объем образовательной программы
36
в т. ч:
теоретическое обучение
18
практические занятия
14
Самостоятельная работа'
2
Промежуточная аттестация
2
1 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выпол
нения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием
учебной дисциплины (междисциплинарного курса).
5
1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.
1
2
3
Раздел 1. Основные понятия баз данных
Тема 1.1. Ос
новные понятия
баз данных
Содержание учебного материала
1.
Основные понятия теории БД
2.
Анализ предметной области
4/0
2/0
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.2. Взаи
мосвязи в моделях и реляционный подход к
построению моделей
Содержание учебного материала
1.
Логическая и физическая независимость данных
2.
Типы моделей данных. Реляционная модель данных
3.
Реляционная алгебра
2/0
2
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Проектирование баз данных
2
14/16
6
Тема 2.1.
Этапы
проектирования
баз данных
Содержание учебного материала
6/4
1. Основные этапы проектирования БД
2. Концептуальное проектирование БД
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7
3. Нормализация БД
Тема 2.2
Проектирование
структур баз
данных
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов
проектирования БД.
2
Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД. Нормализация
таблиц.
Содержание учебного материала
2
1. Средства проектирования структур БД
4/4
4
2. Организация интерфейса с пользователем
Тема 2.3.
В том числе практических и лабораторных занятий
4
Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и
модификация таблиц
2
Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных. Создание
интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД,
приемы создания и управления.
2
Содержание учебного материала
4/8
1. Основные понятия языка БРЬ. Синтаксис операторов, типы данных.
7
Организация
запросов 8рЬ
2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными
3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка БРЬ
4
4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка 8РЬ
5. Сортировка и группировка данных в 8РЬ
В том числе практических и лабораторных занятий
8
Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных
из БД. Модификация содержимого БД.
4
Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование функций
защиты для БД
4
Промежуточная аттестация
2
Всего:
36
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по
данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб, пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2018.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2020.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учеб
ное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.eom/catalog/product/l 190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 с. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РЯОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/l 02199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 с. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РЯОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2019. — 219 с. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РВОГобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и ад
министрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с.
— ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си
стема. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Не менее 60% верных
Знания:
приемов структурирования информации; ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного обеспече
ния в профессиональной деятельности в
том числе с использованием цифровых
средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления доку
ментов и построения устных сообщений
правила чтения текстов профессиональ
ной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и осуществле
ние перекомпоновки данных в текстовых
документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний,
видов и правил построения запросов к
базам данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Результаты выполнения
Умения:
анализировать задачу,
выделять её заданий соответствуют
составные части; определять этапы заданным шаблонам и
решения задачи; выявлять и эффективно требованиям.
искать информацию, необходимую для
При выполнении зада
решения задачи и/или проблемы;
ний использованы раци
использовать современное программное
ональные методы и
обеспечение;
средства обработки ин
использовать различные цифровые сред
формации.
ства для решения профессиональных за
дач;
грамотно излагать свои мысли и оформ
лять документы по профессиональной
Методы оценки
Тестирование
Оценка в рамках
текущего кон
троля результа
тов выполнения
индивидуальных
контрольных за
даний, результа
тов выполнения
практических ра
бот, устный ин
дивидуальный
опрос.
10
тематике на государственном языке, про
являть толерантность в рабочем коллек
тиве;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и использовать стандарт
ные шаблоны документов;
сохранять документы в различных цифро
вых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью запро
сов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.
Экспертное
наблюдение за
ходом выполне
ния практиче
ской работы
11