ОПЦ.03 Базы данных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение РД «Индустриально­
промышленный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ

Профиль получаемого профессионального образования: технический

Код и наименование профессии: 09.01.03. Оператор информационных систем и ресурсов

Квалификация выпускника: Оператор информационных систем и ресурсов
Форма обучения: очная
Курс: 2

Семестр: 3

2023

1

ОДОБРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной (цикловой) комиссией общеобра­
зовательных и гуманитарных дисциплин

Зам. директора по УР

Протокол №у от «¿%б>

(/№.■ ?У7^^^Шабанова М.М.

Подпись

Председатель П(Ц)К

ФИО

Р*'20 Л г.
Магомедова З.А.

Подпись

ФИО

Рабочая программа общепрофессионального учебного предмета ОПЦ.ОЗ Базы данных
разработана на основе требований:

-Федерального закона от 29.12.2012г.№ 273 -ФЗ об образовании в РФ.

-

-

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012г. №413
(зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012г. № 24480);
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии 09.01.03. Оператор информационных
систем и ресурсов, утвержденный приказом Минпросвещения России от 11.11.
2022г.И974
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 09.01.03 Оператор
информационных систем и ресурсов. (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013
N 29569)
с учетом:

-

-

профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования (разработаны Департаментом государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДЕЮ Минобрнауки России совместно с ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2023/2024 учебный год.

Разработчик:

Рецензенты:

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ­
ПЛИНЫ
ОП.ОЗ БАЗЫ ДАННЫХ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: Учебная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью общепрофессио­
нального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по про­
фессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2.,
ПК 1.6.,
ПК 1.7.

анализировать задачу, выделять её
составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно
искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые
средства для решения профессиональ­
ных задач;
грамотно излагать свои мысли и оформ­
лять документы по профессиональной
тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем кол­
лективе;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и использовать стан­
дартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных циф­
ровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью запро­
сов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

приемов структурирования ин­
формации;
формата оформления результатов
поиска информации, современ­
ных средств и устройств инфор­
матизации; порядка их примене­
ния и программного обеспечения
в профессиональной деятельно­
сти в том числе с использованием
цифровых средств;
особенности социального и куль­
турного
контекста;
правила
оформления документов и по­
строения устных сообщений
правила чтения текстов профес­
сиональной направленности
создания структурированных до­
кументов и документов слияния;
создания документов на основе
шаблонов;
преобразования форматов и осу­
ществление перекомпоновки дан­
ных в текстовых документах;
принципа организации информа­
ционных и архитектуру баз дан­
ных;
основных положений теории баз
знаний.
видов и правил построения запро­
сов к базам данных.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы

36

в т. ч:

теоретическое обучение

18

практические занятия

14

Самостоятельная работа'

2

Промежуточная аттестация

2

1 Объем самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией в соответствии с
требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выпол­
нения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренным тематическим планом и содержанием
учебной дисциплины (междисциплинарного курса).

5

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч. /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч.

1

2

3

Раздел 1. Основные понятия баз данных
Тема 1.1. Ос­
новные понятия
баз данных

Содержание учебного материала
1.

Основные понятия теории БД

2.

Анализ предметной области

4/0
2/0

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

2

В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 1.2. Взаи­
мосвязи в моделях и реляционный подход к
построению моделей

Содержание учебного материала
1.

Логическая и физическая независимость данных

2.

Типы моделей данных. Реляционная модель данных

3.

Реляционная алгебра

2/0

2

В том числе практических и лабораторных занятий

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Проектирование баз данных

2
14/16

6

Тема 2.1.
Этапы
проектирования
баз данных

Содержание учебного материала

6/4

1. Основные этапы проектирования БД
2. Концептуальное проектирование БД

6

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 09
ПК 1.2., ПК
1.6., ПК 1.7

3. Нормализация БД

Тема 2.2
Проектирование
структур баз
данных

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие № 1. Нормализация реляционной БД, освоение принципов
проектирования БД.

2

Лабораторное занятие № 2. Проектирование реляционной БД. Нормализация
таблиц.
Содержание учебного материала

2

1. Средства проектирования структур БД

4/4

4

2. Организация интерфейса с пользователем

Тема 2.3.

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Лабораторное занятие № 3. Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и
модификация таблиц

2

Лабораторная работа № 4. Создание файла проекта базы данных. Создание
интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД,
приемы создания и управления.

2

Содержание учебного материала

4/8

1. Основные понятия языка БРЬ. Синтаксис операторов, типы данных.

7

Организация
запросов 8рЬ

2. Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования
данными

3. Организация запросов на выборку данных при помощи языка БРЬ

4

4. Организация запросов на выборку данных при помощи языка 8РЬ

5. Сортировка и группировка данных в 8РЬ
В том числе практических и лабораторных занятий

8

Лабораторное занятие № 5. Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных
из БД. Модификация содержимого БД.

4

Лабораторное занятие № 6. Обработка транзакций. Использование функций
защиты для БД

4

Промежуточная аттестация

2

Всего:

36

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет информатики, оснащенный необходимым для реализации программы
учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.3 рабочей программы по
данной профессии.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания
1. Мартишин, С. А. Базы данных. Практическое применение СУБД SQL и NOSQLтипа для проектирования информационных систем: учеб, пособие / С. А. Мартишин, В. Л.
Симонов, М. В. Храпченко. - М.: ИД "ФОРУМ: ИНФРА-М», 2018.-368 с.
2. Федорова, Г. Н. Основы проектирования баз данных: учебник / Г. Н. Федорова.
Изд. 4-е, стер. - М.: ИЦ "Академия", 2020.-224 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учеб­
ное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.:
ФОРУМ:
ИНФРА-М,
2021.
—
416
с.
Режим
доступа:
https://znanium.eom/catalog/product/l 190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С.
Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 с. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РЯОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/l 02199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие
для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 с. — ISBN 9785-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО РЯОГобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов:
Профобразование, 2019. — 219 с. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный //
Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО РВОГобразование : [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и ад­
министрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с.
— ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная си­
стема. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Не менее 60% верных
Знания:
приемов структурирования информации; ответов
формата оформления результатов поиска
информации, современных средств и
устройств информатизации; порядка их
применения и программного обеспече­
ния в профессиональной деятельности в
том числе с использованием цифровых
средств;
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления доку­
ментов и построения устных сообщений
правила чтения текстов профессиональ­
ной направленности
создания структурированных документов
и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и осуществле­
ние перекомпоновки данных в текстовых
документах;
принципа организации информационных
и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний,
видов и правил построения запросов к
базам данных.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Результаты выполнения
Умения:
анализировать задачу,
выделять её заданий соответствуют
составные части; определять этапы заданным шаблонам и
решения задачи; выявлять и эффективно требованиям.
искать информацию, необходимую для
При выполнении зада­
решения задачи и/или проблемы;
ний использованы раци­
использовать современное программное
ональные методы и
обеспечение;
средства обработки ин­
использовать различные цифровые сред­
формации.
ства для решения профессиональных за­
дач;
грамотно излагать свои мысли и оформ­
лять документы по профессиональной

Методы оценки

Тестирование

Оценка в рамках
текущего кон­
троля результа­
тов выполнения
индивидуальных
контрольных за­
даний, результа­
тов выполнения
практических ра­
бот, устный ин­
дивидуальный
опрос.

10

тематике на государственном языке, про­
являть толерантность в рабочем коллек­
тиве;
кратко обосновывать и объяснять свои
действия;
создавать новые и использовать стандарт­
ные шаблоны документов;
сохранять документы в различных цифро­
вых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать
данные;
формировать отчеты с помощью запро­
сов к базам данных;
выполнять обновление информацию в
базах данных.

Экспертное
наблюдение за
ходом выполне­
ния практиче­
ской работы

11



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.