МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГБПОУ РД «ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический.
Код и наименование специальности:
40.02.03 Право и Судебное администрирование
Квалификация выпускника: юрист.
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3,4
2021
ОДОБРЕНО
предметной(цикловой)
комиссией (?/££
Протокол
от «^0 » ft
20/7. Г.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УР
л(//тгг^------ Шабанова М.М.
подпись
&
ФИО
.
г-
шпжеДЖ^^_
подпись
ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Конституционное право разработана на
основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 513,
(зарегистрированного в Минюсте России 30.07.2014 N 33360) по специальности 40.02.03
Право и судебное администрирование
с учетом:
профиля получаемого образования;
примерной программы;
рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (разработаны Департаментом государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России совместно с ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015
№ 06-259);
методических рекомендаций по разработке рабочих программ общеобразовательных
учебных дисциплин в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных
Отделом профессионального образования Министерства образования и науки Республики
Дагестан в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на
2021/2022 учебный год.
Разработчик:
Рецензенты:
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4₽
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 40.02.03 Право и судебное администрирование.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: дисциплина входит в профессиональный
цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов
для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 2.3. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет,
используя информационно-компьютерные технологии
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной литературой;
анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно
правовым отношениям;
применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные теоретические понятия и положения конституционного права;
содержание Конституции РФ;
особенность государственного устройства России, статуса субъектов РФ;
основные права и обязанности, свободы человека и гражданина;
избирательную систему РФ;
систему органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 120 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 60 часа.
1.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена
180
120
40
60
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Конституционное право»
Наименование разделов
и тем
1
РАЗДЕЛ 1.
Тема 1.1.
Введение
Общая характеристика
Конституционного права
Тема 1.2.
Основы
Конституционного строя
РФ
РАЗДЕЛ 2.
Тема 2.1.
Права и свободы
человека
РАЗДЕЛ 3.
Тема 3.1.
Федеративное
устройство России
РАЗДЕЛ 4.
Тема 4.1.
Конституционная
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся.
2
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Содержание учебного материала:
1.
Понятие и предмет конституционного права.
2. Конституционно-правовые отношения, их субъекты.
Практическое занятие №1. Система Конституционного права Структура Конституции РФ.
Практическое занятие №2. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение поправок
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Источники Конституционного права. Федеральные
конституционные законы. Законы субъектов.
Содержание учебного материала:
1.
Понятие основ конституционного строя. Содержание основ конституционного строя
2.
Понятие социального государства
Практическое занятие №3. Понятие демократического устройства РФ.
Практическое занятие №4. Народовластие и суверенитет
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Политический плюрализм. Закон о политических
партиях.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Содержание учебного материала:
1. Правовой статус личности: основные понятия Классификация прав и свобод человека
2. Гражданство РФ. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
3. Понятие гражданства. Основные принципы правового статуса человека и гражданина
Практическое занятие №5. Механизм защиты прав и свобод
Практическое занятие №6. Гражданские права и свободы.
Практическое занятие №7. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Конституционные принципы правового статуса
личности. Система Конституционных прав и особенностей. Обязанности личности. Обязанности
личности.
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ
Содержание учебного материала:
1. Понятие федеративного устройства государства. Равноправие субъектов
Практическое занятие №8. Состав Российской Федерации. Компетенция субъектов РФ.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Предметы совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов.
КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Содержание учебного материала:
1.
Разделение властей и конституционная система органов государственной власти РФ.
Объем
часов
3
8
Уровень
освоения
4
1
2
2
8
2
4
4
6
12
3
2
2
2
6
8
4
8
8
2
система органов
государственной власти
РАЗДЕЛ 5.
Тема 5.1.
Конституционный статус
и порядок избрания
Президента РФ
РАЗДЕЛ 6.
Тема 6.1.
Правительство РФ
Тема 6.2.
Основы судебной
системы
РАЗДЕЛ 7.
Тема 7.1.
Местное самоуправление
2.
Совет Федерации, Государственная Дума.
Практическое занятие №9. Структура парламента РФ. Понятие избирательной системы
Практическое занятие №10. Решение задач Порядок избрания депутатов Госдумы РФ. Порядок
формирования Совета Федерации РФ.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Наиболее важные вопросы общей компетенции
Федерального собрания. Избирательное право Российской Федерации.
ПРЕЗИДЕНТ РФ
Содержание учебного материала
1. Порядок избрания Президента. Функции Президента РФ. Общие полномочия Президента.
Практическое занятие №11. Рассмотрение полномочий президента Специальные полномочия
Президента..
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Прекращение обязанностей Президента. Процедура
импичмента.
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Содержание учебного материала
1. | Правительство РФ и исполнительные органы
Практическое занятие №12. Правительство РФ и федеральных органов исполнительной власти
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Компетенция Правительства
Содержание учебного материала
1.
Понятие судебной системы Суды, образующие судебную систему
2. Формы судопроизводства
3.
Прокуратура Российской Федерации
Практическое занятие №13. Понятие судебной инстанции.
Практическое занятие №14. Организация судебной власти в Российской Федерации.
Практическое занятие №15. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Внеаудиторная (самостоятельная) работа:
Судебная власть в Российской Федерации.
Характеристика Конституционного суда РФ. Становление конституционных судов субъектов
Российской Федерации.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Содержание учебного материала
1. Понятие и признаки местного самоуправления
Практическое занятие №16 Местное самоуправление и государственная власть
Внеаудиторная (самостоятельная) работа: Заключительные и переходные положения
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
4
2
6
8
3
2
8
8
2
2
6
12
1
2
2
2
6
8
2
8
180(120+6
0)
3
2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по изучению
«Конституционного и административного права».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя, доска, стенды, дидактический материал.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийная установка, доступ к правовым
сайтам Гарант+, Консультант.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской
Федерации».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с
изменениями и дополнениями от 7 ноября 2000 г.).
Федеральный конституционный закон от 31
декабря
1996 г. №
1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан».
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» (с изменениями и
дополнениями от 20 августа 1996 г., 19 июля 1997г., 21 июля 1998 г., 13 апреля 1999 г.).
Постановление
Правительства
РФ
от
27
мая
1998
г.
№
516
«О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на
имущество организаций».
Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о
порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества».
Конституционное право России Колпаков Р.В. Базовый курс М.Приор -издат 2010
WWW.Garant.ru
WWW.KonsultanФЗ (в редакции последующих законов)
http://znanium.com- электронно-библиотечная система
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
занятий
и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований._____________________________
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
- работать с законодательными и
иными
нормативными
актами,
специальной литературой;
- анализировать, делать выводы и
обосновывать свою точку зрения по
конституционно-правовым
отношениям;
- применять правовые нормы для
решения разнообразных практических
ситуаций.
В результате освоения дисциплины Практикум, контрольная работы,
обучающийся должен знать:
тестирование, экзамен
- основные теоретические понятия и
положения конституционного права;
- содержание Конституции РФ;
- особенность
государственного
устройства России, статуса субъектов
РФ;
- основные
права и обязанности,
свободы человека и гражданина;
- избирательную систему РФ;
- систему органов государственной
власти и местного самоуправления в
РФ.
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты (освоенные
общие компетенции)
Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
ОК 10. Адаптироваться к
меняющимся условиям
профессиональной
Знать содержание важнейших
правовых актов местного и
фе- деральногозначения.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях
ОК 11. Самостоятельно
определятьзадачи про
фессионального и личностного
развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
Демонстрация самостоятельности
при выполнении заданий на
аудиторных занятиях.
Демонстрация навыков
планирование и прогнозирование
собственной деятельности при
подготовке к занятиям.
Мониторинг и выполнение
заданий. Экспертное
наблюдение и оценка на
занятиях
ОК 12. Выполнять про
фессиональные задачи в
соответствии с нормами морали,
профессиональной этики и
служебного этикета.
Демонстрация эффективности
и
качества
выполнения
професси- ональных задач.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях
ОК 13.Проявлять нетерпимость к Знание моральных норм, как основы
естественного права, умение
коррупционному поведению,
оценивать правовые нормы сточки
уважительно относится к праву
зрения
естественного права.
и закону.
Наблюдение, мониторинг.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях
ПК 1.1. Юридически ква
лифицировать факты, события
и обстоятельства. Принимать
решения и совершать
юридические действия в точном
соответствии с законом.
Демонстрация квалификации
фактов, событий и обстоятельств.
Обоснование выбора решения и
юридического действия в точном
соответствии с законом.
Устный экзамен.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях
ПК 1.2.Обеспечивать
соблюдение законодательства
субъектами
права.
Демонстрация знания нормативно
правовых актов.
Принятие решения или
выполнении профессиональных
Устный экзамен.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях
ПК 1.3.Осуществлять реализацию Демонстрация знаний и
способности реализации норм
норм материального и
материального и
процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность
иправопорядок, безопасность
личности, общества и государ
ства, охранять общественный
порядок.
Знание содержания важнейших
правовых актов. Умение
использовать на практике и
анализировать
общественные явления и предлагать
Устный экзамен.
Экспертное наблюдение
и оценка на занятиях.
Наблюдение за
социальным поведением
обучающегося. Оценка
роли обучающегося в
группе.
Вопрос 9: За нарушение закона должна обязательно последовать
предусмотренная законодательством мера ответственности, невзирая при этом на
личность правонарушителя. Это один из принципов правового государства,
который называется:
a) Принцип соблюдения и охраны прав и свобод человека
b) Принцип верховенства закона
c) Принцип разделения властей
d) Принцип взаимоотношений ответственности государства и гражданина.
Вопрос 10: Какая из характеристик РФ является не верной:
a) Светское государство
b) Унитарное государство
c) Социальное государство
d) Правовое государство
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Конституционное право: предмет и метод.
2. Конституционные правоотношения
3. Источники конституционного права
4. Конституционное развитие России до 1918 г.
5. Советские конституции.
6. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
7. Понятие и сущность Конституции.
8. Юридические свойства и структура Конституции РФ.
9. Реализация и толкование Конституции РФ.
10. Сущность российского государства (основы конституционного строя.)
11. Конституционные основы народовластия в РФ.
12. Социальная основа конституционного строя в РФ.
13. Понятие и принципы российского гражданства.
14. Способы прекращения и приобретения гражданства Российской Федерации.
15. Правовой статус личности
16. Личные права и свободы граждан.
17. Политические права и свободы граждан.
18. Социальные, экономические и культурные права и свободы.
19. Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Конституционные
обязанности граждан РФ.
20. Принципы федеративного устройства РФ.
21. Субъекты Российской Федерации.
22. Разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.
23. Понятие избирательного права РФ, его источники и принципы.
24. Избирательный процесс в Российской Федерации.
25. Система органов государственной власти РФ.
26. Правовой статус президента РФ.
27. Прекращение полномочий Президента РФ.
28. Правовой статус, структура и полномочия Федерального Собрания РФ.
29. Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
30. Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
31. Законодательный процесс в РФ и его стадии.
32. Правовой статус депутата.
33. Правовой статус Правительства РФ.
34. Судебная система РФ. Структура и принципы правосудия.
35. Конституционный Суд Российской Федерации.
36. Прокуратура РФ.
37. Понятие, правовой статус и основы местного самоуправления.
38. Система органов местного самоуправления.
39. Полномочия местного самоуправления.
40. Социальная основа конституционного строя в РФ.