МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ
Профиль получаемого профессионального образования: технический
Код и наименование специальности: 09.02.05 Прикладная информатика
(по отраслям)
Квалификация выпускника: техник-программист
Форма обучения: очная
Курс: 2
Семестр: 3,4
2021 г.
ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
специальных дисциплин
Протокол № от/«
О20^/ г.
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УМР
Шабан
Подпись
ФИО
1____
Председатель П (Ц)К
У-М-
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Экономика организаций» разработана
на основе требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 г №273 «Об образовании в Российской Федера
ции»
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессио
нального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) ба
зовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 Инфор
матика и вычислительная техника, утвержденного приказом Минобрнауки России №1001 от
13 августа 2014 года (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 №33795) с учетом;
- профиля получаемого образования;
- примерной программы;
Разработчики:
Абдуллаева Шахризат Гасайниевна, преподаватель спец, дисциплин ГБПОУ РД «ИПК»
Рецензенты:____________________________________________________________
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИ
ПЛИНЫ
1.1. Область применения программы...................................................................................................
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы (ППССЗ/ППКСЗ):................................................................................................................
1.3. Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины:...........................................
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:........................
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы...............................................................
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины..........................................................
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.............................
3.2 Информационное обеспечение обучения......................................................................................
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮ
ЩИХСЯ
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬ
НОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Экономика организации является ча
стью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям). Рабочая программа учеб
ной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании
на курсах переподготовки и повышения квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образо
вательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика организации» является общепрофессиональной дис
циплиной и относится к профессиональному циклу. Дисциплина "Экономика организации"
базируется на знаниях, умениях и компетенциях, полученных студентами при изучении дис
циплин: «Математика», «Основы экономики», «Обществознание» и др. Содержание учебной
дисциплины ОП.01 «Экономика организации» способствует формированию компетенций:
общие
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и спо
собы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив
ного выполнения профессиональных задач,
профессиональные:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере банковского дела.
толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере банков
ского дела.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Содержание программы «Экономика организации» направлена на достижение студен
тами следующих результатов:
Личностных:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
4
флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского обще
ства, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопо
рядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традици
онные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об
щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо
собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других ви
дах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих цен
ностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на про
тяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и техниче
ского творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, по
требности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной дея
тельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психоло
гическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую по
мощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собствен
ных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности уча
стия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
Межпредметн ых:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы дея
тельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ис
пользовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной дея
тельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать кон
фликты;
5
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной де
ятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному по
иску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных техноло
гий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с со
блюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, пра
вовых и этических норм, норм информационной безопасности;
-
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие страте
гию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых дей
ствий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незна
ния, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметных:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности ор
ганизации в соответствии с принятой методологией;
- оценивать эффективность использования основных ресурсов организации;
- законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие ор
ганизационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно
правовых форм;
- состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресур
сов организации; основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъек
тов в рыночной экономике;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, по
казатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в
современных условиях;
- экономику банковской сферы и ее особенности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 136 часа, в том числе: - обязательная
аудиторная учебная нагрузка обучающегося 91 часа - самостоятельная работа обучающе
гося -45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
курсовая работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
изучение нормативно-законодательных актов
домашняя работа (решение задач)
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме ДЗ
7
Объем часов
136
91
50
41
-
45
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обу
чающихся
3 семестр
Предмет и задачи курса. Значение курса для подготовки специалистов в условиях многообразия и равнопра
вия различных форм собственности. Развитие предпринимательства в России.
Введение
Раздел 1. Организация, планирование и управление производственной деятельностью.
Понятие предпринимательской деятельности. Предприниматель и его профессиональные качества. Юриди
Тема 1.1. Пред
ческое лицо. Коммерческие и некоммерческие организации, и основные организационно-правовые формы в
приниматель
соответствии
с законодательством.
ство. Организа
Характеристика ОПФ коммерческих организаций. Полные и смешанные (“на вере”) товарищества, закрытые
ционно-правовые
и открытые АО, государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные коопера
формы предпри
тивы. Дочерние и зависимые предприятия. Объединения предприятий.
нимательства.
Малый бизнес. Понятие малого предпринимательства.
Порядок создания предприятия. Состав учредительных документов. Содержание типового Устава.
Порядок регистрации предприятий.
Предпринимательская деятельность граждан.
Выбор видов деятельности. Лицензирование деятельности.
Практические занятия: Определить организационно-правовую форму, дать ей характеристику. Показать
преимущества и недостатки данной организационно-правовой формы.
Самостоятельная работа: Деловая игра по следующей схеме: наименование предприятия, организаци
онно-правовая форма, отраслевая принадлежность, структура предприятия. Его размер, тип производствен
ной структуры. Изучение гражданского кодекса РФ. Тестирование
Тема 1.2 Плани
рование деятель
ности предприя
тия.
Объем
часов
Уровень
освое
ния
1,2
1
1
1.2
1
1
4
3
Функции и задачи планирования. Этапы планирования: анализ стратегических проблем; прогноз будущих
условий деятельности и определение целей; определение путей и средств достижения поставленных целей.
Количественные и качественные цели предприятия. Приоритет целей предприятия. Цели маркетинга как
рыночной концепции управления предприятием.
2
Бизнес-план как основа делового проекта. Структура бизнес-плана: характеристика продукта; оценка рынка
сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга; план производства; организационный план; юридический
план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; резюме. Порядок разра
ботки бизнес-плана.
2
1,2
Самостоятельная работа: Изучение литературы по теме «Лизинг». Дайте характеристику основных видов
лизинга: оперативного, финансового. Сравните их и укажите основные отличия.
Сравните аренду основных фондов и лизинга, укажите преимущества какой-либо из форм.
Практические занятия: Бизнес-план как основа делового проекта. Структура бизнес-плана: характери
стика продукта; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга; план производства; орга
низационный план; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план; стратегия финанси
рования; резюме. Порядок разработки бизнес-плана
Тема1.3.
Организация
управления предприятием.
Формирование организационной структуры управления, влияние эффективности управления на конечные ре
зультаты работы предприятия.
Линейная, функциональная, линейно-функциональная структуры управления
Тема 2.2. Оплата
и мотивация
труда
4
2
4
Самостоятельная работа: Подготовка конспекта о маркетинговом подходе к управлению предприятием.
2
Качественная характеристика трудовых ресурсов: профессиональный и квалификационный состав.
Группы и категории работающих.
Практические занятия: Состав и структура кадров
Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Понятие “мотивации” труда и ее
роль в современных условиях. Тарифная сетка оплаты труда, ее содержание.
Формы оплаты труда: сдельная, повременная, из разновидности, условия применения.
Практическое занятия: Расчет заработной платы при различных системах оплаты труда. Расчет показате
лей производительности труда.
Самостоятельная работа: Изучить положение о премировании конкретного предприятия, составить кон
спект. Изучение доплат к заработной плате по трудовому кодексу: доплаты за работу в ночное время, вечер
нее время, оплата работы в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочных часов работы.
1,2,3
2
Практические занятия: Характеристика системы управления предприятием. Линейная, функциональная,
линейно-функциональная структуры управления
Раздел 2. Персонал предприятия, мотивация и оплата труда.
Отличие трудовых ресурсов (кадров) от других видов ресурсов предприятия. Количественная характери
Тема 2.1.
стика персонала: списочная, явочная, среднесписочная численность.
Состав и струк-
тура кадров
3
2
2.3
2
4
2
2.3
2
4
4
4 семестр
Раздел 3. Финансовое управление предприятием.
Источники финансовых ресурсов предприятия: образуемые за счет собственных и приравненных средств;
Тема 3.1. Финан
мобилизуемые на финансовом рынке; поступающие в порядке перераспределения.
совые ресурсы
Использование финансовых ресурсов.
9
2
2.3
предприятия.
Предприятие как
клиент банка.
Тема3.2. Финансовое планирова
ние.
Тема 3.3. Основ
ные фонды предприятия.
Финансы предприятий и кредит.
Отношение предприятий с банками.
Необходимость кредита для предприятия.
Банковские услуги предприятиям. Смешанные формы финансирования предприятий, сочетающие аренду,
кредит и расчеты: лизинг и факторинг.
Практические занятия: Оформление документов при обращении предприятия в банк.
Самостоятельная работа: Отношения предприятий с банками. Банковские услуги.
6
2
Перспективные, текущие и оперативные финансовые планы. Кредитный план.
2
Самостоятельная работа: Финансовое планирование, состав финансового плана предприятия.
4
Сущность, назначение и состав основных фондов. Производственные и непроизводственные основные
фонды. Оценка основных фондов.
Износ и амортизация. Способы и начисления амортизационных отчислений.
2
Показатели и пути улучшения использования основных фондов.
Понятия и виды инвестиций: материальные, финансовые, нематериальные. Оценка будущих доходов и при
нятие решений по инвестициям. Дисконтирование.
Практические занятия: Расчет показателей использования основных производственных фондов;
Практические занятия: Расчет плановой суммы амортизационных отчислений
1
2.3
3
1
2
2
4
Состав и структура оборотных средств. Собственные и заемные оборотные средства. Расчет потребности в
собственных оборотных средствах. Назначение и виды производственных запасов.
2
Определение скорости и времени оборота оборотных средств.
1
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
1
Практические занятия: Расчет показателей использования оборотных средств.
2
Практические занятия: Расчет потребности в собственных оборотных средствах, расчет производственных
запасов.
Самостоятельная работа: Источники формирования оборотных средств.
2
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг. Классификация затрат. Структура се
бестоимости. Смета затрат на производство.
10
4
Цель, стратегия финансового планирования. Центр дохода, центр расходов.
Самостоятельная работа: Изучить методику начисления амортизационных отчислений (четыре способа).
Тема 3.4 Оборот
ные средства
предприятия.
4
3
4
2
3
Тема 3.5. За
траты предприя
тий
Калькулирование себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг. Методы распределения косвен
ных расходов. Виды себестоимости продукции. Факторы и пути снижения себестоимости.
Практические занятия Составление калькуляции себестоимости продукции и составление сметы затрат на
производство.
Самостоятельная работа: Пути снижения себестоимости.
Тема 3.6. Ценооб
разование на
предприятии.
Свободные и регулируемые цены. Виды цен: цена изготовителя, свободная отпускная (оптовая), розничная.
Косвенные налоги, влияющие на уровень цен: налог на добавленную стоимость, акциз. Понятие о наценках
торговых организации. Порядок расчета цен.
Задачи предприятий по формированию цен: максимизация прибыли, выживаемость, завоевание рынка, кон
куренция. Понятие окупаемости (безубыточности).
Практические занятия:
Порядок формирования цены на предприятии. Свободные и регулируемые цены. Виды цен. Порядок рас
чета цен.
Расчет цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления.
Практические занятия: Определение критического объема производства.
Самостоятельная работа: Методы формирования цен.
Тема 3.7. При
быль: ее форми
рование и распределение. Общая
характеристика
налоговой систены РФ.
Налоговая система РФ: федеральные, республиканские (областные), местные налоги. Источники покрытия
налогов.
Прибыль и ее источники. Виды прибыли.
Налогообложение прибыли. Льготы по налогу на прибыль. Направления использования прибыли, остаю
щейся в распоряжении предприятия.
Понятие рентабельности и ее виды: рентабельность отдельных видов продукции и расчетная рентабельность
производства.
Практические занятия:
Налоговая система РФ: федеральные, республиканские (областные), местные налоги. Источники покрытия
налогов.
Расчет и распределение прибыли предприятия и расчет показателей рентабельности производства.
Самостоятельная работа: Изучение налоговой системы РФ. Налоги прямые и косвенные.
Итоговая аттестация в форме ДЗ
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
И
2
1
4
2
3
2
4
2
5
2
2
4
5
136
3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики ор
ганизации.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
- видеопроектор,
- лицензионное программное обеспечение для представления презентаций.
Средства обучения:
- комплекты индивидуальных заданий (на всю группу учащихся),
- наглядные пособия (схемы).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной лите
ратуры
Основные источники:
1.
Гражданский кодекс РФ
2.
Налоговый кодекс РФ
3.
ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007
года № 209-ФЗ
4.
Положения по бухгалтерскому учету. М. Издательство «Инфра-М» 2011 г.
5.
В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко Экономика организации (предпри
ятия): учебное пособие/3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2016 г. - 416с.- (Среднее профессиональ
ное образование)
6.
Н.А. Сафронов Экономика организации (предприятия), М. Изд. Экономисть,
2016 г.-251с.
7.
Лопарева, А. М. Экономика организации (предприятия) / А.М. Лопарева. - М.:
Финансы и статистика, 2017 г. - 240 с.
Дополнительные источники:
1.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г.
№127-ФЗ
2.
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ
3.
Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П.
Грузинов. - М.: КУРС, ИНФРА-М, 2018. - 448 с
4.
Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) - М.: Финансы и статистика,
2014 г.-576с.
5.
Экономика предприятия. Под ред. д.э.н. А.Е.Карлика. Инфра-М, 2015 г.-432с
Интернет ресурс:
1.
http://www.government.ru/ - Интернет-портал Правительства Российской Феде
рации.
2.
http://www.economy.gov.ru/minec/main - Министерство экономического развития
Российской Федерации.
3.
http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
4.
http://www.minfm.ru/ru/ - Министерство финансов Российской Федерации.
5.
http://www.cbr.ru/ - Банк России.
12
6.
http://www.council.gov.ru/ - Совет Федерации Федерального Собрания Россий
ской Федерации.
7.
http://www.duma.gov.ru/ - Официальный сайт Государственной Думы.
8.
http://www.micex.ru/ - Московская межбанковская валютная биржа.
9.
http://www.rts.ru/ - Фондовая биржа РТС.
10.
http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг.
11.
http://www.akm.ru/ - АК&М - информационное агентство.
12.
http://www.aup.ru/library/ - Электронная библиотека административно-управлен
ческого портала AUP.Ru.
13.
http://opec.ru/ - Экспертный канал «Открытая экономика».
14.
http://www.economy.bsu.by/vep/site/rb/services/educ/ecres/ecres.html - Ресурсы ин
тернет для экономистов.
15.
http://www.iet.ru/ - Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
16.
http://libertarium.ru/ - Институт свободы Московский Либертариум.
17.
http://elibrary.ru/ - eLIBRARY - Научная электронная библиотека.
18.
http://www.economicus.ru/ - Образовательно-справочный сайт по экономике.
19.
http://fmanal.ru/ - Финансовая аналитика. Публикации.
20.
http://www.economist.com.ru/ - Ежемесячный научно-практический журнал
«Экономист».
21.
http://www.e-rej.ru/ - Российский Экономический интернет Журнал.
22.
http://ecsn.ru/ - научно-информационный журнал «Экономические науки».
23.
http://www.m-economy.ru/ - Евразийский международный научно-аналитический
журнал «Проблемы современной экономики».
24.
http://www.expert.ru/ - Эксперт ONLINE 2.0.
25.
http://www.kommersant.ru/ - Издательский дом «Коммерсантъ».
26.
http://www.vedomosti.ru/ - Ведомости - деловая газета.
27.
http://www.smoney.ru/ - SmartMoney - аналитический деловой еженедельник.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавате
лем в процессе опроса, проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Предметные результаты обучения
Определять организационно-правовые формы
организаций
Планировать деятельность организации
Определять состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации
Заполнять первичные документы по экономиче
ской деятельности организации
Рассчитывать по принятой методологии основ
ные технико-экономические показатели дея
тельности организации
Находить и использовать необходимую эконо
мическую информацию
13
Формы и методы контроля и оценки резуль
татов обучения
Практические занятия, задания для самостоя
тельной работы с литературой, законодатель
ными актами, тестирование
Практические занятия, устный опрос
Практические занятия, задания для самостоя
тельной работы с литературой, законодатель
ными актами, тестирование
Практические занятия, устный опрос
Практические занятия, задания для самостоя
тельной работы с литературой, законодатель
ными актами, тестирование
Задания для самостоятельной работы с литерату
рой, законодательными актами, устный опрос
Оценка результатов обучения проводится по традиционной системе отметок в баллах за выполнен
ную работу
Устный опрос, тестирование,
Сущность организации, как основного звена
выполнение практических работ, выполнение
экономики отраслей
самостоятельных работ
Основные принципы построения экономиче
ской системы организации
Устный опрос, выполнение практических работ,
выполнение самостоятельных работ
Организация производственного и технологи
ческого процессов
Состав материальных, трудовых и финансовых
ресурсов организации, показатели их эффектив
ного использования
Способы экономии ресурсов, энергосберегаю
щие технологии
Механизмы ценообразования
Устный опрос, выполнение практических работ
Формы оплаты труда
Тестирование, выполнение практических работ,
выполнение самостоятельных работ
Основные технико-экономические показатели
деятельности организации и методика их рас
чета
Аспекты развития отрасли, организации хо
зяйствующих субъектов в рыночной эконо
мике
Выполнение практических работ, выполнение
самостоятельных работ
Устный опрос, тестирование,
выполнение практических работ, выполнение
самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение практических работ,
выполнение самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение практических работ,
выполнение самостоятельных работ
Устный опрос, выполнение самостоятельных ра
бот
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый
подход. При 5-бальной системе оценивания для всех установлены общедидактические крите
рии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала,
и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой после
довательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведе
ния практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов
форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в пол
ном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
14
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов ти
пового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы ат
ласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа по
казывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необ
ходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи
учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу уча
щихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доде
лать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают
затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполне
нию этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и пол
ностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического мате
риала и отсутствие необходимых умений.
Контроль уровня достижения обучающихся
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический,
итоговый).
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выпол
няют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный - установление исходного состояния сторон личности учащегося и,
прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - инди
видуального уровня каждого ученика.
- текущий - необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявле
ния динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах резуль
татов с запланированными.
- итоговый - учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои времен
ные границы и должен закончиться определенным результатом.
15
Рецензия на рабочую программу
Общеобразовательной учебной дисциплины
(в структуре ППССЗ/ППКРС)
Общие сведения
1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы дисци
плины_____________________________________________________________________________
2. Код и наименование специальности_________________________________________
3. Индекс и наименование дисциплины________________________________________
4. Количество часов на освоение программы:
Максимальное количество часов на дисциплину:
— обязательная учебная нагрузка студентов
S лабораторные занятия
практические занятия
самостоятельная работа студентов
136
91
41
45
час.:
час., в том числе:
час.
час.
час.
5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента
Оценка содержания и структуры программы учебной дисциплины
Комплексная оценка программы дисциплины
1.Оценка комплектности и оформления программы дисциплины
1.1
Оценка
в баллах
Макс, балл
1,0 = 0,25 х4
Титульный лист содержит информацию:
лицевая сторона:
наименование органа управления образованием;
наименование образовательной организации;
индекс и наименование учебной дисциплины (по учебному
плану);
профиль получаемого профессионального образования (технический/естественнонаучный/социально-экономический/ гума
нитарный)
код и наименование специальности (профессии)
год разработки.
оборотная сторона:
1.2
1.3
1.4
сведения об одобрении программы дисциплины предметной
(цикловой) комиссией и решении об утверждении программы;
сведения о нормативных документах, на основании которых
разрабатывалась программа;
сведения о разработчиках и рецензентах
Все разделы программы дисциплины представлены и выполнены по уста
новленной форме.
Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разде
лов программы дисциплины
Структура программы соответствует макету
Итоговый балл
2. Оценка раздела 1 «Паспорт рабочей программы общеобразовательной
учебной дисциплины»
16
Макс, балл
1,0 = 0,25 х4
2.1
2.2
2.3
2.4
Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильную
информацию о принадлежности программы дисциплины к ППССЗ по спе
циальности.
В пункте 1.2 «Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы (ППССЗ/ППКСЗ)» правильно указывается
принадлежность дисциплины к учебному циклу, предметной области, ука
зан профиль профессионального образования.
Пункт 1.3 «Цели и задачи дисциплины, результаты освоения дисциплины»содержит личностные, метапредметные и предметные результаты осво
ения дисциплины.
Результаты освоения дисциплины соответствуют требованиям ФГОС СОО и при
мерной программы.
Пункт 1.4 «Количество часов на освоение рабочей программы учеб
ной дисциплины» устанавливает распределение общего объема времени
на обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося и самосто
ятельную работу обучающегося в полном соответствии с учебным планом
Итоговый балл
Макс, балл
1,0 = 0,20х 5
3. Оценка раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины»
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Таблица 2.1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» со
держит почасовое распределение видов учебной работы обучающегося в
соответствии с макетом и полностью совпадает с количеством часов, уста
новленным учебным планом по специальности;
Форма промежуточной аттестации указывается в соответствии с учебном
планом.
Таблица 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» со
ставлен в соответствии с макетом;
Объем часов по видам учебной работы обучающихся в паспорте программы и
таблицах 2.1,2.2 совпадает
Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименова
нии разделов и тем программы, содержание учебного материала соответ
ствует требованиям ФГОС СОО;
уровни освоения дидактических единиц обозначаются дидактически це
лесообразно.
Указывается порядковая последовательность лабораторных и практиче
ских занятий;
тематика лабораторных и практических занятий, индивидуального про
екта (работы)учитывает условия будущей профессиональной деятельно
сти обучающихся.
Виды и тематика самостоятельной работы обучающихся (в т.ч. тематика
индивидуального проекта) способствует их творческому развитию, соот
ветствует целям и задачам освоения учебной дисциплины
Итоговый балл
Макс, балл
1,0 = 0,25x4
4. Оценка раздела 3 «Условия реализации учебной дисциплины»
4.1
4.2
4.3
4.4
17
Пункт 3.1 «Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению»содержит перечень учебных помещений и средств обучения,
необходимых для реализации программы дисциплины.
Перечисленное оборудование является достаточным для проведения ла
бораторных и практических занятий, предусмотренных программой дис
циплины
Пункт 3.2 «Информационное обеспечение обучения» содержит пере
чень печатных и электронных изданий основной и дополнительной учеб
ной литературы по дисциплине
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Интернет-ресурсов оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р
1
7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
оформления».
Итоговый балл
5. Оценка раздела 4 «Характеристика основных видов учебной деятельности сту
дентов»
Наименования разделов и тем дисциплины совпадают с указанными в п.
5.1
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
5.2
Виды учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) конкрети
зированы с учетом специфики обучения по дисциплине
Итоговый балл
6. Оценка раздела 5 «Критерии оценки учебно-исследовательской и проектной дея
тельности обучающихся»
Указаны критерии оценки содержания и защиты проекта, критерии оценки
6.1
уровня сформированности навыков проектной деятельности
6.2
Критерии образует систему достоверной и объективной диагностики ре
зультатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучаю
Макс, балл
0,5 = 0,25 х 2
Макс, балл
0,50 = 0,25 х2
щихся
Итоговый балл
Общее заключение(вьгб/?атиь нужное):
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению
Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке
Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению
Рекомендации по доработке рабочей программы учебной дисци
плины:___________________________________________________________________________
Дата:«»20___ г.
Рецензент/эксперт:
____________ /______________________________
подпись
И.О. Фамилия
С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):
/
подпись_____________________ И.О. Фамилия
____________ /______________________________
подпись
18
И. О. Ф
Тема: Финансовое планирование в организациях
Сущность финансового планирования. Методы финансового планирования. Перспективное фи
нансовое планирование. Текущее финансовое планирование. Оперативно-финансовое планирование.
Финансовый план: анализ, разработка, уточнение, стыковка, осуществление. Структура и основные
цели бизнес-плана. Методы его разработки. Методика расчета основных финансовых показателей биз
нес-плана.
Требования к знаниям:
Цели, виды, этапы, финансового планирования, требования к разработке бизнес-плана, струк
туру бизнес-плана.
Требования к умениям:
Составить финансовый план, бизнес-план.
Финансовое планирование - вид управленческой деятельности, направленной на обоснование и
определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимального распределения и эффектив
ного использования для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости субъектов хо
зяйствования.
Основные задачи финансового планирования
• обеспечение финансовыми ресурсами предприятия, достаточными для его успешной деятель
ности
• обоснование предполагаемых затрат по всем видам хозяйственной деятельности предприятия
• сбалансированность материальных и финансовых ресурсов для эффективного управления про
изводством
• разработка политики инвестиционных и финансовых вложений предприятия с целью увеличе
ния капитала предприятия
• определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки
•установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов между структур
ными звеньями предприятия
С помощью финансового планирования осуществляется конкретизация экономических и финан
совых прогнозов, разрабатываются мероприятия по их осуществлению, применяются более совершен
ные методы для их реализации. Финансовое прогнозирование - это разработка научно обоснованных
показателей развития предприятия на перспективу.
Принципы. Финансовое планирование строится на 7 положениях.
1.
Соответствие. Текущие активы (например, приобретение сырья) финансируются из крат
косрочных источников, а модернизация производства — с привлечением долгосрочных.
2.
Потребность в своём оборотном капитале. Суммарно он должен превышать объём задол
женностей, тогда не будет возникать риск нехватки оборотных средств. Чтобы соблюдать этот прин
цип, лучше выделить отдельную статью расходов (5% от еженедельной маржи) и перечислять на уве
личение оборота.
3.
Излишек денежных средств. Важно создавать денежные резервы, чтобы быть в состоянии
выполнять свои платежные обязательства, если кто-то из клиентов компании просрочит платёж.
4.
Рентабельность инвестиций. Важно выбирать доступные способы капиталовложения
(например, финансовую аренду), а капитал, полученный в виде долгового обязательства, использовать
только в случае, если он повысит рентабельность собственного капитала.
5.
Сбалансированность рисков. Деньги на долгосрочные рискованные капиталовложения
лучше брать из собственного капитала компании.
6.
Приспособление к рыночным потребностям. Организация должна учитывать экономиче
скую ситуацию и собственную зависимость от выделения кредитных средств.
7.
Предельная рентабельность. Нужно отдавать предпочтение тем капиталовложениям, ко
торые дают максимальную рентабельность, то есть по максимуму использовать ресурсы.
Методы финансового планирования
• метод экстраполяции (расчетно-аналитический) основан на анализе достигнутого уровня фи
нансовых показателей и их корректировки с учетом планируемых изменений на будущий период на
основе их динамики; применяется при отсутствии нормативов
• нормативный метод - потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования опре
деляется на основе заранее установленных норм и нормативов
• балансовый метод - основан на балансировании доходов и расходов в каждом финансовом
плане и обеспечивает увязку потребностей в финансовых ресурсах и их источниках
• метод математического моделирования - заключается в построении математической модели,
имитирующей конкретные финансовые отношения и отражающей взаимосвязи между финансовыми
показателями и факторами, влияющими на эти показатели. Придавая различные числовые значения
факторам, определяют оптимальный вариант финансовых показателей. Метод особенно эффективен
при многовариантности расчетов
Виды финансовых планов.
Финансовый план - плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денеж
ных средств на определенный период.
• в зависимости от периода действия:
- перспективный финансовый план - разрабатывается на срок более года с использованием
укрупненных показателей в форме баланса доходов и расходов, бизнес-плана
- текущий финансовый план (годовой) - составляется на 1 год с разбивкой по кварталам в форме
баланса доходов и расходов, бюджета, бизнес-плана
- оперативный финансовый план — составляется на срок от одного месяца до одного дня в форме
платежного календаря
• в зависимости от формы плана:
- баланс доходов и расходов - включает разделы: «Доходы и поступления средств»; «Расходы и
отчисления»; «Взаимоотношения с бюджетом»
- шахматная таблица - как проверочная таблица к балансу доходов и расходов
- бюджет - состоит из разделов: «Доходы»; «Расходы»
- смета (смета доходов; смета затрат; смета доходов и расходов)
- финансовые расчеты к бизнес-плану
• по назначению:
валютный, кредитный, план движения денежных средств, платежный календарь и т. д.
Этапы разработки финансового плана современного предприятия
Прежде чем приступить к составлению финансового плана, нужно определить собственную цель
(ради чего всё задумывалось) и цель бизнеса (какая польза от него будет), а также составить портрет
целевой аудитории. Это позволит продумать план работ по проекту.
Процесс составления финансовых планов состоит из нескольких этапов.
Анализ. Необходимо проанализировать показатели за прошедший период (объём проданных то
варов и услуг, затраты, размер прибыли), чтобы выявить проблемы, препятствующие развитию и наме
тить вектор для финансового планирования.
Поиск полезных коэффициентов. Для каждой компании они свои, но есть основные:
•
рентабельность производства;
•
себестоимость продуктов;
•
выручка;
•
величина продаж;
•
период оборачиваемости долговых обязательств;
•
коэффициенты быстрой, текущей, абсолютной ликвидности.
Расчёт доходов и расходов. Это прогнозируемый отчёт о прибыли и убытках. Его лучше состав
лять на небольшой период (на месяц, на квартал). Цель — увеличить чистую прибыль компании
за счёт снижения себестоимости продукции, сокращения затрат, увеличения выручки и др.
Перед тем как считать расходы компании, нужно их спрогнозировать: выявить единоразовые
платежи (деньги на ремонт офиса) и периодические (заработная плата, плата за услуги связи и т. д.).
Соответственно, чтобы рассчитать прогнозируемые расходы компании на год, достаточно будет просто
суммировать показатели.
Ещё сложнее рассчитывать доходы. Важно посчитать средний чек, а потом вычислить, сколько
клиентов бизнес сможет обслужить. Также на этом этапе необходимо понять, сколько в среднем в ме
сяц клиентов у компании:
• если среднее количество клиентов в месяц совпадает с тем, сколько бизнес может обслу
жить, значит, руководство всё делает правильно;
• если клиентов больше, чем компания может обслужить, следует пересматривать расходы
и увеличивать производственные мощности;
• если клиентов меньше, значит, бизнес нерационально использует ресурсы и тратит
больше, чем зарабатывает.
Чтобы спрогнозировать доходы компании, используют разные методы: экспертные, статистиче
ские, метод цепных индексов (если нужно учесть сезонные колебания). При этом учитываются фак
торы, влияющие на объём продаж и показатели, которыми компания способна управлять. В то же время
спрос, действия конкурентов, риски лишь прогнозируются.
Имея на руках прогнозируемые доходы и расходы, можно рассчитать бюджет компании на год,
чтобы убедиться, удастся ли достичь точки окупаемости.
Планирование денежных потоков
План денежных поступлений и выплат (баланс наличности) составляется с учётом плана объёма
производства, плана по затратам и другим планам и показывает, откуда поступают деньги и как тра
тятся. Его цель — минимизировать риски возникновения кассовых разрывов.
В состав финансового плана организации входят следующие разделы:
•
документация, где отражены доходы и расходы;
•
прогнозируемый объём выручки;
•
баланс;
•
расчёт точки безубыточности;
•
прогноз движений денежных средств;
•
инвестиционный, кредитный, валютный планы.
К перспективным финансовым планам предприятия относится бизнес-план.
Бизнес-план - это план развития предприятия, финансово-экономическая программа его хозяй
ственной деятельности, обоснование стратегии и тактических мер по эффективному управлению про
изводством, освоению новых видов бизнеса, техническому перевооружению, созданию новых пред
приятий. Разрабатывается на срок от трех до пяти лет. Основные показатели для первого года в бизнесплане рассчитываются в помесячной разбивке, для второго года - в поквартальной разбивке, и для по
следующих лет - в расчете на годовой период.
Функции бизнес-плана
• определение стратегии бизнеса, степени жизнеспособности и будущей устойчивости предпри
ятия, снижение риска предпринимательской деятельности
• конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показате
лей
• привлечение потенциальных инвесторов и дополнительных кредитных ресурсов
Этапы разработки бизнес-плана
1 этап. Определяются основные цели разработки бизнес-плана: выпускаемая продукция, ее объ
емы, планируемый доход от ее реализации
2 этап. Планирование маркетинга: рынки сбыта продукции, анализ конкурентов, позиции пред
приятия на этих рынках
3 этап. Оценка финансового состояния предприятия в настоящем периоде (за последние 3 года)
и в будущем периоде с учетом эффективности и окупаемости прогнозируемых вложений
4 этап. Определение различных источников инвестиций и выбор оптимальных вариантов
В зависимости от цели разработки бизнес-плана (для освоения новых видов деятельности, полу
чения кредитных ресурсов, создания совместных предприятий, оказания государственной поддержки
и т. д.), бизнес-план может содержать разное количество разделов (от 4-х до 12-и).
Примерная структура бизнес-плана
II. Финансовые разделы
1. Общие сведения о предприятии и его бизнесе
2. Оценка рынков сбыта, изучение конкурентов
3. Стратегия маркетинга
4. План производства
5. Организационный план
7. Оценка рисков и страхование
8. Финансовый план
9. Стратегия финансирования
6. Юридический план
Резюме
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЁТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет №1
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1.
Организационно-правовые формы предприятий
2.
Валовые и средние издержки
3.
Виды прибыли организации. Рентабельность
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 2
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1.
Внутренняя и внешняя среда организации.
2.
Зависимость производственной структуры от размеров и отраслевых особенностей
организации (предприятия). Показатели качества продукции.
3. Инвестиционная деятельность организации
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 3
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Калькуляция. Виды себестоимости.
2. Структура и классификация организаций.
3. Классификация основных фондов
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 4
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Механизм ценообразования на продукцию (услуги).
2. Основные средства организации
3. Отраслевые особенности организации.
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 5
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Оборотные фонды предприятия
2. Организация (предприятие) как субъект рыночной экономики.
3. Организация наличных и безналичных расчетов.
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
«Прикладная информатика»
Экзаменационный билет № 6
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Виды издержек на предприятии
2. Показатели структуры и движения персонала
3. Понятие и виды оплаты труда. Заработная плата
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 7
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Понятие и виды предпринимательской деятельности.
2. Понятие трудовых ресурсов организации. Персонал предприятия.
3. Межотраслевые комплексы
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 8
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Предприятие - важнейшее звено в экономике. Предпринимательство.
2. Производительность труда. Показатели производительности труда
3. Понятие финансовой устойчивости, платежеспособности и финансового состояния
организации.
Экзаменатор Абдуллаева Ш.Г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 9
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Производственная мощность организации (предприятия) и её использование.
2. Производственная структура организации (предприятия).
3. Профессионально-квалификационный состав кадров в организации
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 10
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Значение и задачи малого предприятия.
2. Результаты деятельности организации: прибыль, убыток.
3. Себестоимость продукции и издержки производства.
Экзаменатор Абдуллаева Ш.Г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 11
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Состав и структура оборотных средств.
2. Состав и структура персонала предприятия.
3. Структура затрат на производство и реализацию продукции.
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 12
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Система ценообразования на предприятии. Виды цен
2. Сущность и значение финансовых ресурсов организации.
3. Сущность отрасли и характеристика основных отраслей.
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 13
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Структура основных средств
2. Экономические показатели деятельности предприятия
3. Типы производства и организации производственного процесса.
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«ИНДУСТРИАЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. отделением
Экзаменационный билет № 14
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
по специальности «Прикладная информатика»
1. Фонды обращения предприятия
2. Формы оплаты труда в современных условиях.
3. Экономические основы функционирования отрасли и организации (предприятия).
Экзаменатор: Абдуллаева Ш.Г.